Форумы paraplan.ru ParaForum Безопасность Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
d-moll
АвторТемы
15 Июл 2021
Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
Место ЛП: Колумбия, Roldanillo, (https://www.paraglidingforum.com/leonardo/flight/2845351)

Дата и время ЛП: 18 января 2021 г 11:44 (время местное UTC-5)

Пилот: Александр Рыжов (https://paraplan.ru/forum/modules.php?name=leonardo&op=list_flights&pilotID=0_4611&takeoffID=0&country=0&year=0&month=0&season=0&rank=0&subrank=0&day=0&cat=0&clubID=0)
Налет: более 1000 часов, из них на этом крыле почти 200 часов (за 2020-2021 гг)
Оборудование:
Крыло: PHI Maestro, общий налет почти 200 часов
Подвеска: Bogdanfly (хвостатая))
Запаска: Ultra Cross 100

Страховка: СОГАЗ (35000 $)

Обстоятельства ЛП:
Летел на север горами, что было первой частью предполагаемого треугольника ФАИ. В конце хребта пилот допустил необычное для этого участка местности снижение и шел вдоль рельефа в левом галсе. Провода увидел очень поздно. Их было несколько, направлены они были вниз/вверх по склону перпендикулярно линии движения и в случае бездействия пилота попадали бы ему в корпус (выше кокона). Пытаясь избежать столкновения и короткого замыкания в случае одновременного касания соседних проводов, пилот сделал "горку" с одновременным разворотом влево, почти "облизав" первый провод, аналогично тому, как это делают прыгуны в высоту при определенной технике прыжка. Удалось не коснуться локтями ни первого, ни второго провода, находящегося сразу за первым по ходу движения на той же высоте. Крыло уже фактически не летело, и "просочилось" между проводами вслед за вертикально падавшим пилотом. Вертикальное положение ногами вниз с вывешиванием из подвески пилот не успел принять, поскольку был сосредоточен на задачах не замкнуть собой соседние провода и не перепилить ими стропы (поэтому и разворот сделал влево). Упал на край расщелины в склоне. Крыло оказалось разложенным подковой выше по склону как бы готовое к старту.

Развитие ситуации после ЛП:
После ЛП в течении 10-20 минут появились местные молодые люди, которые вызвали амбуленс и предложили тростниковую воду. В качестве "амбуленс" прибыли бомберас (пожарные?), которые транспортировали пилота сначала на носилках к горной дороге, а затем на машине в ближайший госпиталь в Торо. После оказания первичной помощи пострадавший был перевезен в университетскую клинику города Перейра. Исследования показали смещение костей таза, попадание в грудную клетку внутренних органов через прорванную диафрагму и перелом двух позвонков (Т4 и Т5) грудного отдела позвоночника. Соответствующие операции были проведены в этой клинике, много времени ушло на лечение кровотечений и инфекций. 2 апреля пилот вылетел в Москву, с 5 по 24 апреля лечился уже в московских больницах (удаление инфицированной конструкции, скрепляющей тазовое кольцо).

Выводы о причине ЛП:
Причиной ЛП стала совокупность следующих факторов:
1) Предыдущие полеты пилота на этом участке местности были на бОльших высотах и видимое оттуда отсутствие населенных пунктов не породило ощущения опасности возможного наличия проводов, тогда как там были отдельные дома и электричество к ним было протянуто.
2) Недостаточно быстрая перестройка сознания пилота с планируемого многочасового маршрутного полета на высоте на полет вблизи рельефа.
3) Возможна ухудшенная прозрачность очков, непроверенная перед стартом.

Рекомендации о предотвращении подобных ЛП:
1) Все оборудование должно проверяться перед стартом, прозрачность очков в том числе. Обнаружение проводов на несколько метров/секунд раньше может предотвратить ЛП.
2) При "просадке" немедленно перестраивать сознание на опасный полет вблизи рельефа и возможную посадку (на ноги!), проявлять максимальное внимание.
3) Учитывать, что провода могут провести очень быстро, и даже по сравнению со вчерашним днем в знакомом месте все может измениться.
meles
пилот XC
15 Июл 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
Саша, спасибо за разбор!
smash
15 Июл 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
Цитата:
В конце хребта пилот допустил необычное для этого участка местности снижение и шел вдоль рельефа в левом галсе. Провода увидел очень поздно.
Понятно, что сами провода увидеть может быть трудно заранее. А столбы, по которым они шли, были видны?

Дело в том, что тема ЛЭП обсуждалась, и не раз... и насколько помню, там были замечания, что нужно в первую очередь следить за столбами или опорами. Потому что сами провода мало заметны, или заметны уже совсем вблизи, когда может быть недостаточно расстояния и времени для отворота.
Stasmor
(аноним)
15 Июл 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
думаю иногда бывают аборегенские провода, которые натянуты без всяких норм и рассчетов провисов...
d-moll
АвторТемы
15 Июл 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
Это точно. В 2016-м в Индии чудом перепрыгнул отдельный провод через ущелье, черный такой, совсем не видный. Бивачный полет был, вдали от знакомых облетанных мест.
d-moll
АвторТемы
15 Июл 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
Столб вверх по склону был полностью внутри деревьев, а тот что ниже по склону, думаю, тоже, и очень далеко притом.
wlkw
пилот выходного дня
15 Июл 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
А пилот с какой высоты как бы падал? Т.е. высота провода над землей?

Как отработала страховая?
Test
15 Июл 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
Добавлю вопрос, какой протектор стоял в подвеске? Насколько он защитил?
gio
пилот выходного дня
15 Июл 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
Цитата:
Добавлю вопрос, какой протектор стоял в подвеске? Насколько он защитил?
ха, ясно дело тряпка два слоя
d-moll
АвторТемы
15 Июл 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
Протектор толстый, около 20 см толщиной, очень упругий. Сейчас точных параметров его не помню, спецификации есть у Богдана Иванова. Протектор закрывает таз и поясничную часть спины. Выше - багажное отделение, в котором были хорошо уложены кроссовки, сменная одежда и другие необходимые мелочи завернутые в тонкую поролоновую пенку. При падении на спину возникает разница в упругости на границе протектора и вещей, уложенных в багажник. Это может объяснить то, что перелом произошел в грудном, а не в поясничном отделе позвоночника. Оболочка протектора порвалась, что означает, что он отработал должным образом.
Test
20 Июл 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
Цитата:
Протектор закрывает таз и поясничную часть спины. Выше - багажное отделение, в котором были хорошо уложены кроссовки, сменная одежда и другие необходимые мелочи завернутые в тонкую поролоновую пенку. При падении на спину возникает разница в упругости на границе протектора и вещей, уложенных в багажник. Это может объяснить то, что перелом произошел в грудном, а не в поясничном отделе позвоночника.
В своих подвесках не встречал, чтобы протектор не шел до верха подвески (примерно на уровне шейного отдела). Багажное отделение всегда размещалось за протектором и никак не влияло на работу защиты. В принципе, такое решение должно было насторожить, потому что падение на спину - не такое и редкое событие.
Цитата:
Оболочка протектора порвалась, что означает, что он отработал должным образом.
Это показатель. Сам протектор отработал, это видно и на рекламных роликах Богдана. Вопрос в том, что сама защита не выполнена на всю спину, что и привело к такой локализации травмы. Обсуждать, чтобы было, если бы протектор был на всю высоту спины - не имеет смысла. Считаю, что такое конструктивное решение для экономии объема или увеличения багажника - не правильное.
d-moll
АвторТемы
15 Июл 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
По ощущениям метров 15. Можно, наверное, что-то и из трека вытащить, не умею.

Страховая отработала хорошо, Олег Ярлыков где-то комментировал уже, что СОГАЗ в Колумбии может быть с двумя разными ассистансами. Мне попался "хороший" вариант.
Страховая сумма была сильно превышена. Доплачивать пришлось 11 000 $, из которых 10 000 $ - поддержка друзей, более ста человек. Был выставлен и ещё счёт на многие тысячи долларов, который оплатила уже колумбийская организация, защищающая права пациентов. Её обязательно надо подключать в случае превышения страхового покрытия.
Ну и, конечно, надо страховаться как минимум на 50 000$, а лучше - на 100 000$.
DedVlad
15 Июл 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
Александр, это твой "крайний" полёт?
Летать будешь?
Удачи!
d-moll
АвторТемы
15 Июл 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
Летать, конечно, планирую, но только когда наберу хорошую физическую форму. Это минимум к концу лета, а максимум - в следующем сезоне. Как пойдет. Пока у меня процентов 20-25 от доЛПешной, я ж большую часть дороги на старт пешком ходил, например. Больше - только Женя Грязнов.
Ну и требования безопасности к себе по многим позициям пересмотрю обязательно.
Спасибо!
gio
пилот выходного дня
15 Июл 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
Цитата:
Выводы о причине ЛП:
Причиной ЛП стала совокупность следующих факторов:
1) Предыдущие полеты пилота на этом участке местности были на бОльших высотах и видимое оттуда отсутствие населенных пунктов не породило ощущения опасности возможного наличия проводов,
сочувствую, да скорее всего так, спортсмены-за каждый метр по горизонтали и вертикали борются, они не планируют посадку с высота 100 метров-они с неё гарантировано набирают и летят дальше. А есть и такое как на пример в Самаре в 2010, там и наличие проводов за стартом не породило ощущения опасности у выпускающих учлета вне зачёта. Что уж тут говорить
A.Krapivin
15 Июл 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
Цитата:
1) Все оборудование должно проверяться перед стартом, прозрачность очков в том числе.
В пору своей активной соревновательной деятельности так и не смог выбрать себе правильные очки.
Какие ни надену, визуальная информация режется процентов на 20 в лучшем случае.
Так до сих пор и летаю с беззащитными глазами. Зато визуальный информационный канал работает на все 100%.
Не представляю себе, как можно летать в затемнённых очках, а ведь пользуются ещё и поляризованными стёклами...
Надеюсь, ваши очки не "полярики".
d-moll
АвторТемы
15 Июл 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
Я летаю в желтых неполяризованных очках. Считается, что желтый цвет создает контрастность. Темные очки мне не годятся, поскольку после хорошего маршрутного полета я сажусь уже на закате, а посадка тогда в темных очках в незнакомом месте - это просто убийство. Без очков насекомые попадают в глаз, и тогда вообще ничего не видишь. Выбор нетемных неполяризованых очков с максимальной прозрачностью и контрастностью - очень важная и актуальная для меня задача.
A.Krapivin
15 Июл 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
Цитата:
Без очков насекомые попадают в глаз, и тогда вообще ничего не видишь.
Надуманная проблемма, продвигаемая продавцами очков!
Цитата:
Темные очки мне не годятся, поскольку после хорошего маршрутного полета я сажусь уже на закате, а посадка тогда в темных очках в незнакомом месте - это просто убийство.
У Вас очки несъёмные, что-ли?
Цитата:
Считается, что желтый цвет создает контрастность.
Пробовал неоднократно.
Правильно вы написали - "считается". Долго выдержать такую окрашенную картинку сложно. Кроме раздражения, никакой пользы. Увеличение контрастности за счёт уменьшения разрешающей способности в нашем деле никак не годится!
Стрелкам, возможно, жёлтые очки помогают(не уверен).
Пилотам(лётчикам, водителям) жёлтые очки больше вредят.
Jnets
16 Июл 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
Лучше всего прозрачные поликарбонатные очки для работы с болгаркой. они очень удобны и совершенно прозрачны.
d-moll
АвторТемы
16 Июл 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
Благодарю! Я как раз использовал такие,
но только жёлтые.
Test
16 Июл 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
Цитата:
Лучше всего прозрачные поликарбонатные очки для
Они вносят искажения в пространственное восприятие. Незначительные, и к ним привыкаешь, но они есть.
d-moll
АвторТемы
16 Июл 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
Спасибо! Неоднократно получал в глаз комаром, мухой. Вынимать удавалось только в домашних условиях чистыми руками. В полёте это нереально, а быть одноглазым и отвлекаться на атакованный глаз - предпосылка ЛП. Про продвижение продавцами очков ничего не слышал.
1bar
16 Июл 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
Цитата:
Цитата:
Без очков насекомые попадают в глаз, и тогда вообще ничего не видишь.
Надуманная проблемма, продвигаемая продавцами очков!
Не надуманная: Мне насекомые регулярно в глаза лезут (не только на параплане, и даже на параплане - реже). Не скажу, что я после этого "ничего не вижу", но отвлекает порядочно.
A.Krapivin
18 Июл 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
Цитата:
Мне насекомые регулярно в глаза лезут (не только на параплане, и даже на параплане - реже). Не скажу, что я после этого "ничего не вижу", но отвлекает порядочно.
Мои глаза сильно реагируют на ветер. Слеза прёт как из ведра! Однако, летаю без очков! Почему? ХЗ...
В полёте мне комфортнее с "открытыми глазами".
Может быть слеза успевает высохнуть прежде чем прольётся? Не знаю.
d_i_m
пилот XC
18 Июл 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
Можно застудить глаза. Очень неприятная история. Вообще, мне теперь уже кажется, что в масках некий смысл все же есть
A.Krapivin
18 Июл 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
Цитата:
Вообще, мне теперь уже кажется, что в масках некий смысл все же есть
Сам давно присматриваюсь к этой теме...
Редактировалось: A.Krapivin (18 Июл 2021), всего редактировалось 2 раз(а)
Racer_pk
16 Июл 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
Цитата:
Без очков насекомые попадают в глаз, и тогда вообще ничего не видишь.
Попадала мне мошка в глаз и в очках, это проблема больше, чем когда без очков. Но это конечно же единичный случай.
jeka
пилот выходного дня
20 Июл 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
Если есть возможность, скиньте локацию где эти провода.
За пять лет уже минимум три случая с нашими пилотами в Колумбии с проводами..
Хотя по количеству проводов с Индией не сравнить. Может в этом и есть стратегическая ошибка. Раслабон.
d-moll
АвторТемы
20 Июл 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
Локация проводов - это конечная точка моего трека, я его указал в первой строке этой темы. Но знание этой конкретной локации не имеет большого значения, ведь провода могут оказаться где угодно, и это не зависит ни от страны, ни от горной системы, да и на равнине точно так же. Про ошибки, которые привели к данному ЛП, уже написал в основном сообщении.
Proxy(MyMySer)
МС
20 Июл 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
Саша, спасибо за разбор.

Напиши пожалуйста какое у тебя зрение (близорукость, дальнозоркость) и носишь ли линзы ? А Так же как давно ты его проверял.

У меня за 1,5 года на 1-цу ушло зрение.
Stasmor
(аноним)
20 Июл 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
ОФФ...

Занимайся по таблице Норбекова из книги "Опыт дурака, или ключ к прозрению" и удивишься как стремительно зрение возвращается... (Я программист - восстанавливал, дед жены восстановил 3 еденицы и т.д.)
Рекомендую, прочти книгу и занимайся по табличке!
d-moll
АвторТемы
20 Июл 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
Спасибо! Я только упражнения для глаз делаю, без таблицы. С таблицей, думаю, ещё лучше будет
Stasmor
(аноним)
21 Июл 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
таблица тренирует мелкую моторику мышц фокусировки и при тренировках "записывает" в мозг достигнутые результаты) Короче, реально работает, если тренироваться регулярно до достижения результатов!
deltiktik
21 Июл 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
В 2000-м году поправлял себе зрение по этой таблице Норбековской. У меня тогда зрение резко уехало сильно в минус. Не мог прочитать здоровенные указатели на автобанах. Видел их только когда подъезжал вплотную. Делал только одно упражнение: стоя с ровной спиной и улыбаясь стараться увидеть нужную строчку из таблицы в 3-х метрах на стене. По 10 мин 3-4 раза в день. То есть это упражнение на дальнозоркость. Первые 2 недели было сложно... улыбаться , потому что результатов никаких. А потом пошло улучшение и за 2 недели зрение восстановилось. Но! Ещё через недельку стал замечать, что при чтении глаза болят. Оказалось, что у меня зрение теперь уехало в плюс. Ещё неделю поправлял зрение по той же таблице только вблизи, то есть в минус. Так что заниматься надо с контролем зрения и делать упражнения на расширение диапазона перефокусировки (типа наклейка на стекло и фокусироваться вдаль, потом на наклейку и по кругу).
Сергей Самуйлов
14 Фев 2022
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
Можно подробнее про "табличку" для тренировки зрения.
Test
14 Фев 2022
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
Этой методе сто лет в обед. Тренируется аккомодационная мышца, которая фокусирует хрусталик. Бедных советских близоруких детей мучали упражнениями на точку, наклеенную на окне, фокусировать взгляд на нее, а потом вдаль на любой предмет.

Проблема в том, что результат достигается у одного из десяти. И этот один потом доказывает остальным, что упражнение работает. А это не совсем так. А в глазном яблоке, собственно тренировать и нечего больше.

Впрочем, попробовать не мешает, вдруг именно у тебя эта мышца настолько адаптивна, что позволяет изменить зрение. Но я таких чудес не встречал. Но, может быить, именно тебе такое поможет. Напишешь потом про результат.
Цитата:
Можно подробнее про "табличку" для тренировки зрения.
Купи в любом книжном магазине нужную книгу Норбекова. Мода на него давно прошла, поэтому они стоят недорого.
d-moll
АвторТемы
20 Июл 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
У меня близорукость. В худшие времена было - 9.5 правый и - 8.0 левый. Последние годы близорукость уменьшилась и глаза сравнялись на - 6.0. Давно уже ношу контактные линзы, которые полностью компенсируют близорукость (очками это не сделаешь). Глаза проверяю обычно 1 раз в год, в основном для контроля внутриглазного давления (у отца и сестры с этим проблемы).
Wladim
27 Сен 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
Здравствуйте!
Неужели реально минус 6 (-6,0) исправить контактными линзами?
Я когда-то узнавал давно у врача, мне сказал -1,5 максимум!!
Может уже всё давно изменилось? Просветите пожалуйста!
Успевший
27 Сен 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
У дочери было -6. Долго искали где делать операцию. Потом нашли и три года были противопоказания.
Летом наконец-то сделали корректировку в Сфере: https://www.sfe.ru
Через три недели и сейчас зрение 120%.
На мой вопрос, почему не 146%, ответили что видит обоими глазами строчку ниже 100%.
До операции ходила в очках или линзах.
Но там астигматизм и приходилось два комплекта линз покупать.
Редактировалось: Успевший (27 Сен 2021), всего редактировалось 1 раз(а)
AlexM
22 Сен 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
Саша, спасибо за разбор ЛП! Выздоравливай и набирай форму!
Подскажи, какое у тебя было психо-физическое состояние в день падения? Не могла ли усталость от полётов в предыдущие дни явиться одной из причин ЛП?
d-moll
АвторТемы
04 Окт 2021
Re: Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo
Спасибо, Лёш! Состояние психофизическое нормальное было. Я обычно в 7.00 выходил из дома и пешком шел на старт полпути по крайней мере. Если утром чувствовал усталость или просто не хотелось лететь, то вообще делал день перерыва. Зачем лететь, если нет сильного желания? Все треки я выкладывал, видно, что перерывы часто делал.
Не успел сразу переключиться с режима высотного полета на полет у рельефа. Там надо быть супервнимательным и ставить безопасность всегда на первое место, а вопросы высребстись и другие - они ж второстепенные)
d-moll
АвторТемы
01 Ноя 2021
Видео с места падения
смотреть видео

Добавил видео со шлема с места падения, когда местные пришли мне на помощь. Мало информативное, так как головой крутить и вообще двигаться было нехорошо. Стекло Флаймастера разбилось, видимо, только от сильного сотрясения, никакой предмет сверху в него, как представляется, не ударил.

  Форумы paraplan.ru ParaForum Безопасность Отчет о ЛП 18.01.2021 Колумбия, Roldanillo