Форумы paraplan.ru ParaForum Грузия -- глазами тех, кто там был и летал
theoretic
АвторТемы
19 Окт 2021
Грузия -- глазами тех, кто там был и летал
Всем привет! Пишу из машины по пути из Грузии во Владикавказ. В соседней теме Грузию уже активно обсуждают те, кто никогда там не был и не летал. Оставим им то обсуждение, а здесь будет информация от тех, кто имеет некоторое представление о Грузии как о стране и месте полётов.

Мы с женой впервые попали в Грузию в 2012 году. Летали в Кахетии (Алазанская долина), рядом с Тбилиси, и, конечно же, в высокогорной Грузии, рядом с Местией. Сейчас, в октябре 2021 года, выезд получился сугубо высокогорный, местийский, это второй наш выезд такого плана.

В нынешние ковидные времена попасть в Грузию стало сложнее, чем раньше. Проще всего -- самолётом (достаточно сертификата о вакцинации). Въехать на машине вроде бы тоже можно, но очень сложно. Но если уже попал в Грузию -- нет проблем перемещаться по стране, летать и т.п.

Летать на парапланах в Кахетии (Алазанская долина) сейчас, к сожалению, нельзя -- после полёта Анатолия Михайлюты через азербайджанскую границу полёты в Алазанке де-факто запрещены. В высокогорной Местии таких проблем пока нет -- и очень хочется верить, что не будет.

Местия -- небольшой городок в самом сердце Большого Кавказа. Знаменитые вершины Кавказа -- Ушба, Тетнульд, Безенгийская стена -- здесь совсем рядом, в пределах 15-20 км. Сейчас Местия очень развилась как туристическое место, сюда приезжают со всего мира. Основные виды активности -- треккинг, горные лыжи (Тетнульд и Хацвальский хребет), альпинизм и, собственно, полёты на парапланах.

Парапланеризм в Местии совсем молод, первые маршруты здесь были пройдены Антоном Балицким в середине 2010-х. Но уже понятно, что Местия -- отличное место для серьёзных высогорных полётов.

А теперь -- холодный душ для тех, кто уже пакует рюкзаки в предвкушении "халявных соток и биваков по лайту".


- Штатный старт и штатная посадка в Местии достаточно комфортные. Но на типичных местийских маршрутах есть участки, где посадок нет в принципе. Переход 5-7 км над ледником, разорванном сераками -- вполне обычное явление. Много узких долин с бурными реками на дне. Места, более-менее пригодные для посадки, тоже предъявляют к пилотам жёсткие требования -- ограниченные наклонные площадки, провода, сильные турбулентные долинные ветра и т.п.

- В паре километров от старта находится местийский аэропорт, который регулярно принимает и отправляет самолёты. Залёт в зону работы аэропорта даже одного пилота -- это большие проблемы для всех. Риск повстречаться в полёте с самолётом более чем реален.

- Зона полётов во многих местах упирается в государственные границы с Россией, Осетией, Абхазией. При этом местные пограничники за пилотами не особо гоняются, но внимательно отслеживают треки, фотки-видео и прочую пилотскую активность в соцсетях. Поэтому с залётами за границу лучше не заигрывать, и уж тем более не пытаться целенаправленно улететь за границу.

- Полёт (если речь идёт о маршрутных полётах) проходит на типичных высотах 3500-4500 м над уровнем моря вдоль очень серьёзных скальных рельефов. Летать далеко от рельефа получается не всегда, намного чаще приходится крутить горные потоки впритирку к скальникам, а они в районе Местии очень весёлые. И если случится падение на такие рельефы -- спасработы как минимум будут крайне непростыми и небыстрыми. Возможность спасти пилота-парапланериста с верхов Ушбы или Безенгийской стены -- вообще под очень большим вопросом.

- Как и любые высокие горы (а высота типичных вершин в районе Местии -- более 4000 м), Кавказ в районе Местии отличается сложной, переменчивой и далеко не всегда предсказуемой погодой. Самые мощные грозовые очаги Кавказа, способные порождать грозы даже поздней осенью -- как раз в районе Ушбы и Безенгийской стены. По осени, как показывает практика, тоже бывает неслабо.

- Термичность и связанная с ней турбулентность -- от сильной до очень сильной. Бывают, конечно, и комфортные по турбулентности дни, но это скорее исключение, чем правило. Дискотеки рядом со стартом в 2021 году наблюдались неоднократно, по маршруту тоже было порой нескучно.

- Погода в октябре -- месяце, наиболее подходящем для маршрутных полётов в районе Местии -- отличается большими перепадами температур. На старте может быть +20 на солнце, а дальше по маршруту температура почти всегда минусовая, примерно -5...-10. Одеваться надо соответственно, замёрзнуть -- легче лёгкого. Особенно мёрзнут руки.

- Хорошая и безопасная лётная погода не длится долго, и предсказать её заранее нелегко. Из двух выездов летали примерно 50% дней, в 2021 году вторая половина выезда вообще без погоды. В этом плане Местия, конечно, далеко не Бир, где маршрутная погода чётко прогнозируемая и долгая.

- Место в целом разлётано достаточно слабо, нет надёжной статистики, позволяющей делать выводы о безопасности условий. Приходится серьёзно перестраховываться, летать не слишком агрессивно, оставлять большие запасы надёжности.

- Не очень большое разнообразие возможных маршрутов. Де-факто слегка разлётана линия долина Накры - долина Мазери - массив Бангуриани - Тетнульд - Безенгийская стена. Треугольники FAI >50 км для Местии пока что больше из области прикидок, риски на таких маршрутах получаются очень серьёзные.

- С точки зрения проживания и прочего быта Местия -- далеко не самый дешёвый выезд. Типичные гостиницы стоят примерно 20-30 долларов в сутки, заезд на старт -- примерно 2,5 т.р. с машины.

Но есть и плюсы:

+ Технически возможно летать замкнутые маршруты 100+ км. Предельная дальность полёта с возвращением, которую можно "выжать" из Местии -- наверное, около 200 км. Но это дело будущего, причём не самого ближнего.

+ Почти везде в разведанной зоне полётов на высотах 3000+ м есть сотовая связь. То-есть работает лайв-треккинг, что сильно упрощает поиски пилотов, пропадающих с радиосвязи. Лайв-треккинг уже выручал несколько раз в неприятных ситуациях, не пользоваться им в таких местах -- дурной риск.

+ Полёты в районе Местии чрезвычайно красивы. Даже если не улетать далеко от старта.

А если сравнить с Биром?

Смотря что иметь в виду под Биром. Местия более-менее похожа на вторые-третьи ярусы бирских рельефов, это самое настоящее суровое высокогорье. Летать по низам (3000-3500 м) в Местии, в принципе, можно -- но это автоматически означает, что значительную часть полёта пилот будет не в пределах глайда от условно-безопасных посадок. Относительно низких рельефов (2500-3000 м), да ещё и открытых на большую долину, как Бире, в Местии нет. На мой взгляд, Местия -- лишь чуть менее дикое место, чем бирское высокогорье, и это предъявляет очень высокие требования к пилотам, которые хотят летать в Местии. Погоды в Местии меньше, чем в Бире, стоимость часа полёта в Местии заметно выше. Так что если интересует не Местия как таковая, а предсказуемые во всех отношениях горные полёты -- то точно не Местия, а Бир.

Да на кой нужна эта Местия? У нас в Чегеме летают 100+!

Рассуждать так могут только люди, никогда в Местии не летавшие. Полётная зона Местии -- это южная сторона Главного Кавказского Хребта, почти все рельефы здесь так или иначе имеют хорошие южные экспозиции. Это даёт обилие термиков, достаточно простую тактику полёта, возможность (возможность!) при достаточных знаниях-умениях летать маршруты дововольно быстро и, следовательно, достаточно далеко. Чегем -- это обратная, северная сторона ГКХ. Это более низкие, чем в Местии, но при этом существенно менее удобные для полётов и достаточно опасные рельефы. В целом риск на километр маршрута или на час налёта вне "песочницы" для Чегема, на мой взгляд, в разы выше, чем в Местии. И пролететь 100 км (да и вообще любой не слишком короткий маршрут) в Местии намного, намного проще и безопаснее, чем в Чегеме. Единственный более-менее разведанный 100-километровый маршрут с возвращением из Чегема -- это Чегем - Эльбрус - Чегем. И этот маршрут за примерно 20 лет полётов в Чегеме летали единицы. В Местии маршруты с возвратом 100+ км начали летать на первый-второй год освоения этого места, и сейчас, в 2021 году, таких маршрутов из Местии пройдено уже достаточно много.

Я ничего не понял(а). Так ехать в Местию или нет?

Смотря зачем, смотря кому. Насколько я смог понять Местию за два выезда -- Местия хороша как высокогорное место маршрутных полётов для опытных, зрелых, адекватных пилотов. Ехать в Местию ради того, чтобы познакомиться с горными полётами -- безумие (привет, Сергей!). Ехать в Местию ради того, чтобы впервые в жизни пролететь 100+ с возвращением -- так себе идея. Пилот, который уже дорос до такого уровня лётного мастерства, с меньшими рисками и с меньшим напряжением сил пролетит эти же 100+ где-нибудь в Болгарии или Македонии. Ехать в Местию ради экстрима-адреналина-клёвых фоточек... Очнитесь. Горы не любят такого отношения к себе. Горы быстро и надёжно объясняют любителям адреналина, что так делать не надо.

Ехать в Местию надо за опытом высокогорных полётов. Чётко понимая возможные риски. Заранее подготовившись -- и в плане изучения местности (привет, Игорь!), и в плане выбора и подготовки снаряги, и в плане умения летать. Но главное -- это подготовка себя в плане адекватности. На выезде этого, 2021 года я видел, как из вроде бы неплохо знакомых мне пилотов лезли лишние, вредные, мешающие летать страхи -- или, наоборот, откровенно и очевидно опасные вещи не воспринимались как надо. Для полётов в Местии надо быть или очень хорошо понимающим горы пилотом и человеком -- или ехать в Местию в составе группы, которую ведёт понимающий Местию человек. Ещё лучше -- и то, и другое сразу. Мне это место очень нравится, но я чётко осознаю, что мне ещё многому надо научиться, чтобы начать летать в Местии так, как это там возможно в принципе.

Резюманс для тех, кто ленится много читать.

Местия сложнее и дороже, чем Бир. Местия менее опасна, но менее разлётана и потому менее предсказуема, чем Чегем. Местия -- отличное место для горных маршрутов, но только для очень опытных пилотов. Как-то так.

P.S. Хочу сказать большое человеческое спасибо тем, кто начал разлётывать Местию и сейчас делает возможными относительно безопасные полёты в этом суровом и удивительном месте. Это прежде всего Антон Балицкий и Максим Сахаровский -- опытные пилоты, на время написания этого сообщения знающие Местию как никто другой. Спасибо вам! А ещё -- большое спасибо Славе, Олегу, Вике, Тане и другим пилотом, которые были рядом и, несмотря ни на что, умудрялись летать результативно и безопасно. И да, отдельное спасибо Косте за замечательный чай!
Редактировалось: theoretic (19 Окт 2021), всего редактировалось 2 раз(а)
planer7
19 Окт 2021
Re: Грузия -- глазами тех, кто там был и летал
а на чем там летали: на xchord-e или на klimber-2p?
theoretic
АвторТемы
19 Окт 2021
На Клаймбере
На Клаймбере. Для Местии он подходит практически идеально.
ильгиз
23 Окт 2021
Re: На Клаймбере
Лёша, а временные границы какие,когда там более-менее летабельно? И весной и осенью.
theoretic
АвторТемы
23 Окт 2021
Это не совсем ко мне
Это не совсем ко мне. Сахаровский и Балицкий ответят лучше. Насколько знаю высокогорье любых гор, лучшее время для маршрутов -- осень. В Местию оба раза ездили в октябре. Весной там,скорее всего, слишком турбулентно и непредсказуемо, летом очень много гроз.
ильгиз
20 Окт 2021
Re: Грузия -- глазами тех, кто там был и летал
Вообще, сделал обратное тому, на что я хотел заострить внимание. Настращал и сгустил краски так, что теперь мало кто на это место будет обращать внимание. Судя по составу вашего выезда, нормальное лётное место для пилота среднего уровня. Естественно адекватного, и понимающего опасность Бира" второго" уровня🙂
Test
20 Окт 2021
Re: Грузия -- глазами тех, кто там был и летал
Цитата:
нормальное лётное место для пилота среднего уровня. Естественно адекватного, и понимающего опасность Бира" второго" уровня
Ответь на вопрос, сколько пилотов готовы и летают на верхнем ярусе Бира?
Хоть в процентах, хоть в абсолютных цифрах. Это не учитывая новичков.
И сразу будет ответ по сравнению Бира и Грузии.
ильгиз
23 Окт 2021
Re: Грузия -- глазами тех, кто там был и летал
Не поверишь, в последний мой выезд в Бир( по моему, всё таки 19 год) народ толпой валил за реку, даже больше туда улетали, чем по зеленке, и в основном это была русская братия. Процент не считал, но, думаю, многим будет интересна Местия для полётов
Мирошник Виталий
пилот XC
20 Окт 2021
Re: Грузия -- глазами тех, кто там был и летал
Цитата:
Настращал и сгустил краски так, что теперь мало кто на это место будет обращать внимание.
Правильно он все написал. Место явно не для начинающих. А то понаедут и переколошматятся....
OLEG1967
КМС
20 Окт 2021
Re: Грузия -- глазами тех, кто там был и летал
Вот, Виталий, схватил самую суть!
Два поляка, мало летающих, уже падало в дискотеке, хорошо, что всё обошлось
slasapro
1-й разряд
20 Окт 2021
Re: Грузия -- глазами тех, кто там был и летал
Видео 2-летней давности от Антона Балицкого демонстрирует тамошние рельефы, доступные очень опытным пилотам, при высокой базе и слабых ветрах:
смотреть прямо тут или смотреть с сайта
TPEHAK
02 Ноя 2021
Re: Грузия -- глазами тех, кто там был и летал
Напоминает северо-запад США

смотреть прямо тут или смотреть с сайта


смотреть прямо тут или смотреть с сайта
slasapro
1-й разряд
20 Окт 2021
Re: Грузия -- глазами тех, кто там был и летал
Кому-то может быть полезно прочесть обсуждение полётов в Сванетии два года назад (часть участников того выезда была и в нынешнем) -
https://paraplan.ru/forum/topic/184450
SergArt
пилот выходного дня
21 Окт 2021
Re: Грузия -- глазами тех, кто там был и летал
Спасибо за крутой отчёт! Как человек, который был в этом выезде, могу дообавить только, что добавить нечего. :) Кроме, пожалуй, фото/видео, но это ещё флешку разгрести надо.
Буду давать почитать тем, кто туда соберется, как инструкцию.
Редактировалось: SergArt (21 Окт 2021), всего редактировалось 1 раз(а)
ильгиз
23 Окт 2021
Re: Грузия -- глазами тех, кто там был и летал
Можно мне в личку, пожалуйста, всё, что у тебя есть, если сюда не хочешь выкладывать. Парой фоток уже заворожил
ильгиз
23 Окт 2021
Re: Грузия -- глазами тех, кто там был и летал
Спасибо, Вероника. Нет, это место нельзя не увидеть. Даже не надо сравнивать с Биром
makovskiyss
пилот XC
06 Ноя 2021
Re: Грузия -- глазами тех, кто там был и летал
Местия очень красивое и интересное место ,но с погодой там в отличии от Бира все гораздо сложнее . Но очень красиво , я пожалуй что не где не видел на столько близко ледники , они буквально в переделах руками потрогать Короче я туда обязательно вернусь , но с запасом по времени .
SergArt
пилот выходного дня
24 Окт 2021
Re: Грузия -- глазами тех, кто там был и летал
ооой, какие цвета знакомые!)))
abv900
02 Ноя 2021
Re: Грузия -- глазами тех, кто там был и летал
Вах! Харашо сказал Алексей. Полезный рассказ. Удивительная способность четко излагать мысли, да ещё на ходу в машине, меня всегда восхищает. Благодарю.
trest
(аноним)
пилот XC
10 Ноя 2021
Re: Грузия -- глазами тех, кто там был и летал
Как человек, бывавший в Местии 3 раза(первый раз в 2017 году), подписываюсь под каждым словом Теоретика. Все верно!
Место чрезвычайной красоты и опасности, таившийся в ней. Только для опытных.
Даже пару дней полетов в этих местах, стоит всей поездки.
OLEG1967
КМС
11 Ноя 2021
Re: Грузия -- глазами тех, кто там был и летал
Как здраво, верно оцениваешь риски, Богдан, я ,если честно, думал, впрочем не важно, что я думал, главное, что ты сказал
leitenant7
пилот выходного дня
23 Май, 9:27
Re: Грузия -- глазами тех, кто там был и летал
Приветствую всех. Ребята, может кто в курсе, а как сейчас обстоит дело с воможностью летать в Алазанской долине. Разрешено?
Вопрос возник после прочтения этой фразы: "Летать на парапланах в Кахетии (Алазанская долина) сейчас, к сожалению, нельзя -- после полёта Анатолия Михайлюты через азербайджанскую границу полёты в Алазанке де-факто запрещены."
JG52
пилот XC
23 Май, 9:56
Re: Грузия -- глазами тех, кто там был и летал
как я слышал - без вариантов, во всяком случаи с общеизвестного старта, найдешь новый старт (например вначале долины), пиши, самим интересно.
vladk1965
23 Май, 14:03
Re: Грузия -- глазами тех, кто там был и летал
Грузию открыли для въезда на авто гражданам РФ. Достаточно ЗП, ПЦР или прививки и грузинской автостраховки. Куда там есть смысл податься не опытным пилотам, почти без горного опыта? Знаю в районе Крестового перевала летают, а еще? Хочется в Грузию потому, что там просто здорово. И в горах и на море.
theoretic
АвторТемы
24 Май, 11:32
Про Грузию
Цитата:
Грузию открыли для въезда на авто гражданам РФ. Достаточно ЗП, ПЦР или прививки и грузинской автостраховки.

Откуда инфа? Это точно? Пару месяцев назад на бумаге всё именно так и выглядело, по факту при попытке проезда из России в Грузию через Верхний Ларс родные российские погранцы (то-есть ФСБ) с вероятностью 99% разворачивало обратно. Требовали документы о наличии в Грузии смертельно больных близких родственников и т.п.

Цитата:
Куда там есть смысл податься не опытным пилотам, почти без горного опыта?

В Тбилиси. Походите по красивому городу, вкусно поедите, заодно полетаете с Антоном Балицким и Максом Сахаровским на лебёдке в ближних окрестностях города.

Цитата:
Знаю в районе Крестового перевала летают, а еще? Хочется в Грузию потому, что там просто здорово. И в горах и на море.

Если нет приличного опыта горных полётов -- соваться в грузинские горы, тем более в Местию, очень не рекомендую. Понаделаете проблем себе и другим. А просто съездить без парапланов -- это всегда пожалуйста.
vladk1965
24 Май, 12:20
Re: Про Грузию
Вот тут например об этом пишут. Тбилиси знаю и люблю, но хочется совместить приятное с бесполезным . По дороге есть Даргавс и в Кязи думаю заехать.
Редактировалось: vladk1965 (24 Май, 12:42), всего редактировалось 1 раз(а)
MuxA
пилот выходного дня
24 Май, 12:24
Re: Про Грузию
Цитата:
Откуда инфа? Это точно? Пару месяцев назад на бумаге всё именно так и выглядело, по факту при попытке проезда из России в Грузию через Верхний Ларс родные российские погранцы (то-есть ФСБ) с вероятностью 99% разворачивало обратно. Требовали документы о наличии в Грузии смертельно больных близких родственников и т.п.
Проснулся, Алёша, уже несколько дней все собираются, кто колёса качает, кто печень
pablo
24 Май, 16:09
Re: Про Грузию
подтверждаю, сам проехал 19-го без вопросов на русской границе, а вот на грузинской всех русских посылают на "поговорить о цели визита" есть инфа что некоторых не пускают грузины. Резоны для этого не ясны. моего ответа "в отпуск, горы, параплан" было достаточно
theoretic
АвторТемы
24 Май, 19:00
Я выезжал из Грузии в Россию осенью-2021
Я выезжал из Грузии в Россию осенью-2021. На машине, через Ларс. Возможно, с тех пор ситуация изменилась, но я о таком пока не слышал. Так что качайте колёса -- пригодятся, чтобы вернуться из Ларса обратно в Даргавс не солоно хлебавши. Впрочем, рад буду ошибиться -- вдруг и правда пускать начали?
Мирошник Виталий
пилот XC
24 Май, 20:15
Re: Я выезжал из Грузии в Россию осенью-2021
Грузины уже давно ВПУСКАЮТ. Из России через верхний Ларс ВЫПУСКАТЬ начали в этом мае (не помню точно дату).
JG52
пилот XC
24 Май, 20:33
Re: Я выезжал из Грузии в Россию осенью-2021
Это что очень принципиально? Впускают-выпускают кто и почему. Наверное главный вопрос таков : "Можно ли проехать в Грузию на своем авто через Ларс?". Ответ: по моим данным с конца мая 2022 можно, если иметь ПЦР тест. Проверял ли сам - нет, по этому в ответе на 100 проц не уверен. Моего друга зимой, туда не пустили, на своем авто, хотя всякие разрешения и прочее-прочее он делал (липовые), не прокатило.
Мирошник Виталий
пилот XC
24 Май, 20:52
Re: Я выезжал из Грузии в Россию осенью-2021
Цитата:
Это что очень принципиально
Конечно. Разные страны - разные требования. И их надо не путать, чтобы потом не разворачиваться.

Цитата:
Можно ли проехать в Грузию на своем авто через Ларс?". Ответ: по моим данным с конца мая 2022 можно, если иметь ПЦР тест.
Можно. ПЦР тест не нужен при наличии вакцинации.

Цитата:
друга зимой, туда не пустили, на своем авто, хотя всякие разрешения и прочее-прочее он делал
По какой причине?
JG52
пилот XC
24 Май, 21:33
Re: Я выезжал из Грузии в Россию осенью-2021
По какой причине? - что-то там подделал, его запалили и не пустили. Не помню что, да и особо не интересовался.
vladk1965
17 Июн, 9:59
Re: Грузия -- глазами тех, кто там был и летал
С 15 июня Грузия отменяет ограничения по въезду в страну для всех иностранцев. Соответствующий документ опубликован на сайте правительства Грузии.

«Любое лицо, прибывающее из-за границы (независимо от гражданства), при выезде из любой страны освобождается от обязанности предоставления документа, подтверждающего полный курс вакцинации против COVID-19 или отрицательный ПЦР-тест за последние 72 часа до визита и самоизоляции», – говорится в документе, подписанном премьер-министром Грузии. Правила на сайте IATA пока не обновились, но это произойдет в скором времени.

  Форумы paraplan.ru ParaForum Грузия -- глазами тех, кто там был и летал



Перейти: