Форумы paraplan.ru ParaForum Стропы. Предупреждение.
Кушлевич-ASA
АвторТемы
пилот XC
21 Дек 2023
Стропы. Предупреждение.
Был в этом году в Гаграх где сейчас всё лето активно летает до 25 пилотов-тандемщиков.
И это люди из нашей парапланерной элиты которые таким образом зарабатывают себе некоторые деньги на жизнь катая отдыхающих.
Там летают Шабанов,Каспер,Удот и другие...
И надо сказать что крутят они там запредельный пилотаж. Крыло под ногами на косых петлях видел там у каждого тандемщика.Некоторые крутят в тандеме вертолёты.
И вот позвонил мне один из пилотов и сказал что он на запаске с пассажиром приводнился в море.Я поржал. Это что же такое надо было сотворить чтобы приводниться на запаске?
Вечером с женой я распутывал стропы у этого крыла .
Takoo 4 - 44? Крылу 3.5 года. Налет по 5 полетов в день с мая по октябрь с активным пилотажем.
Обрыв произошел при правый винговер/левый винговер/правый винговер со входом в спираль на нижней стропе А ряда второй от центра (всего там на А ряду 3 стропы)
Я снял 3 стропы с центроплана по А ряду ( а1- верхний ярус,2А1 - средний ярус,3А1 - нижний ярус) и произвел тест на разрыв у себя в лаборатории в Москве.
а1 - PPSL120 - Разрыв на 93 кг ( 78 % от номинала)
2А1 - PPSL200 - Разрыв на 124 кг - (62 % от номинала)
3А1 - TNL400 - разрыв на 33 кг - ( 8.3 % от номинала)

Стропа должна держать минимум 50 % и после этого замена. На тандеме и на учебных крыльях стропы ставятся с большим запасом.
А вот на парапланах начиная от класса C стропы надо менять при износе до 75 % ( критерий который мне вчера озвучил А . Круглов ( Параавис).На парапланах этого типа уже идет погоня за лучшими характеристиками , но стропы ставятся всё тоньше и тоньше.

Можно бы подумать , что на столько прочность упала на отдельно взятом крыле. Но последующее тестирование на разрыв строп различных тандемов у которых стоят стропы первого ряда на 400-500 кг показали :
Gin Safary - 123 кг
Зорро 2 ( Параавис ) - 146 кг
Зорро 2 ( Параавис ) - 96 кг
Сейчас жду крыло нашего производства


Именно это крыло которое на фото для тестирования строп А ряда которые держат новые 420 кг , но активно эксплуатировались нами на лебедке и потом будучи б.у. проданы мотористам и там на нем крутили активный пилотаж. Порву - доложу о результате.
Месяца 3 назад в парамоторном Watsap чате видел взлет на телеге параплана Зорро 2 и обрыв А2 стропы с последующим жестким падением. Погибли или не погибли я не знаю.
Это не касается только парапланов Параавис. Это касается парапланов всех фирм.Все применяют одни и те же стропы .Фирмы Edelride и фирмы Liros.
Если вы летаете на тандеме 3 года, то проверьте остаточный ресурс стропы А ряда и если она ниже 50 % , то срочно меняйте.

Если надо сделать тест и заменить звоните 89166930914 ( он же ватсап)
Олег Вас.
22 Дек 2023
Re: Стропы. Предупреждение.
Привет, Олег.
Полезный софт, больше бы таких.
Iv
пилот XC
23 Дек 2023
Re: Стропы. Предупреждение.
Я проделал этих тестов сотни. Собственно результаты публиковались.
Арамиды так ведут себя все, TNL особенно плохи. Их очень Nivuk любит, не знаю за что.
Мне попадались соло крылья с каскадными обрывами рядов. Соло крылья в которых осталось меньше 30 процентов номинала.


Проблема в том, что замена строп ничего не решит тоже. На втором комплекте будут разрушения ткани в воздухе.
Есть и такой опыт. Меняешь стропы на тандеме после трех сезонов эксплуатации, через пол сезона приносят: "Раскладывали по старту, порвали полотно вдоль пальцами".

Как минимум тандемные крылья должны списываться по налету, количеству стартов, затяжек.
В противном случае разрушения в воздухе неизбежны.

Коллеги профессионалы из Италии, например, тандемное крыло используют ровно один сезон. За это время получается налет 400+ часов.
В конце сезона, как почти новое, крыло этого года, бабушка за хлебом ездила, только с альпийских газонов, оно уезжает за пределы ЕС.
Чаще всего к индусам.


400 часов по 25 минут в среднем это порядка 950 стартов. По 100+ евро. €95000+ кассового сбора.
Не, ну можно экономить 3000 с риском для себя и пассажира. Но какая-то странная экономия.
Впрочем, деньгами не разбрасываются. На не сертифицированном тандеме но подешевле летают тоже с большим удовольствием.

У наших цифры менее красивые, но вылетывать крыло до разрушения в воздухе это не от большого ума.
Geximus
пилот XC
05 Янв 2024
Re: Стропы. Предупреждение.
Да, интересные выводы - на самом деле такой математикой редко кто занимается. Люди бегут от понимания что крыло имеет достаточно не большой и к тому же конечный ресурс. Спасибо производителям, у нас есть как минимум 10 кратный запас по прочности, поэтому все эти люди у кого из 500 кг осталось 136 кг еще как то летают. Нужно понимать что все таки и эти 136 нужно где то найти на 1 стропу - поэтому если вы делаете "фокусы" и "спирали" то регулярные проверки чека и проверка на разрыв это твоё обязательное да.

Мы тоже тестируем стропы на разрыв если крылья старше 5 лет а коммерческая техника регулярно проходит проверку на разрыв.
Iv
пилот XC
12 Янв 2024
Re: Стропы. Предупреждение.
Если крыло реально летает в коммерции, через 5 лет его выкидывать надо, а не проверять.

Оно может летать. До фронталки, например. Пассажирский самолет тоже 4G перегрузки обычно может.
И с большой вероятностью, за все время эксплуатации, не встретит больше 2G. Проблема в том, что если имеет шансы сломаться при 5G, летать нельзя.
Редактировалось: Iv (14 Янв 2024), всего редактировалось 1 раз(а)

  Форумы paraplan.ru ParaForum Стропы. Предупреждение.