Форумы paraplan.ru ParaForum Методики обучения полетам. Тема для инструкторов.
Vitrella
АвторТемы
пилот выходного дня
30 Дек 2023
Методики обучения полетам. Тема для инструкторов.
Уважаемые инструкторы и опытные пилоты, прошу Вас высказаться в эту тему. Опишите ваши методы обучения, коротко, если можно.

Опишите ваши впечатления о разных категориях учлетов. Есть ли у вас какие-то наблюдения? Кто сможет научиться летать, а кто не сможет.

Прошу также не засорять тему флудом не относящемуся к теме.

Эта тема только для тех, кто был когда-то инструктором в обучении полетам на параплане. И для тех, кто и сейчас занимается обучением. Выскажитесь. Всё что относится к обучению со стороны инструктора.

Ваши сложности этого дела? Ваши трудности, особенности и т.д. и т.п.

Я понимаю необходимость этой темы в том, чтобы в одном месте собрать разные мнения инструкторов. Чем больше выскажется ПО-ДЕЛУ, тем лучше высветится картина мира в плане обучения.

Разве в этом вопросе всё идеально? Что и обсуждать не надо.
Я ничего для себя не хочу и ничего оправдать не собираюсь. Не надо мне приписывать ваши мысли. Отвечать на выпады в мой адрес не хочу, чтобы не давать повод для перепалки.
Редактировалось: Vitrella (30 Дек 2023), всего редактировалось 2 раз(а)
Лайнер
30 Дек 2023
Re: Методики обучения полетам. Тема для инструкторов.
Когда то много времени посвятил инструкторству - есть, чем поделиться.
По своему опыту скажу: научить можно практически любого ученика, НО: учлет должен этого очень хотеть и хорошо постараться!
Ну и, смотря до какого уровня, конечно...
Не получится обучить откровенно трусливых, "вечно-занятых", имеющих заранее свое " Устойчивое мнение " по поводу всего и, ленивых, конечно!!!
В остальном - вопрос времени и регулярности занятий!
Инструктор должен качественно выполнять свою работу, а не зависеть от "хотелок", "возможностей", и прочих пристрастий ученика!
А ученик должен своевременно и качественно выполнять все указания инструктора.
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО В СВЯЗКЕ!!!
Тюшин Вадим
30 Дек 2023
ЛТК "Первый шаг". Руководитель клуба Тюшин Вадим
Основные принципы обучения полетам в клубе "Первый шаг": http://www.firstep.ru/forum/viewtopic.php?t=1872

Неформально путь с нуля до динамика: http://www.firstep.ru/library/instructor/first_step/first_step.php
Неформально путь из динамика в термичку: http://www.firstep.ru/library/instructor/second_step/second_step.php

Формальное описание курса для тех кто в теме: http://www.firstep.ru/kulp/kulp.php
Отдельно теория: http://www.firstep.ru/kulp/theory/theory.php
Практика параплан: http://www.firstep.ru/kulp/paraplan/paraplan.php
Практика парамотор: http://www.firstep.ru/kulp/paramotor/paramotor.php
Редактировалось: Тюшин Вадим (30 Дек 2023), всего редактировалось 1 раз(а)
wlkw
пилот выходного дня
30 Дек 2023
Re: ЛТК "Первый шаг". Руководитель клуба Тюшин Вадим
У вас устойчивый круг "минусаторов", в другой стороны, вы сами несколько формально относитесь к ответам.
Вот нахрена "козе баян"?
Парамоторы..... ( в данном случае нафик не нужны), пути из динамика в термичку и обратно, если ни там, ни не бывал??
Тюшин Вадим
31 Дек 2023
Re: ЛТК "Первый шаг". Руководитель клуба Тюшин Вадим
Цитата:
Парамоторы..... ( в данном случае нафик не нужны)
"Парамоторы" - тоже одна из "методик обучения". Не вижу необходимости ее скрывать. Может быть не обязательно автору темы, а еще кому-то будет полезно.
ppg
Гость
31 Дек 2023
Re: ЛТК "Первый шаг". Руководитель клуба Тюшин Вадим
Парамотористов самоучек думаю сильно больше чем "свободников".
tagir
30 Дек 2023
Re: ЛТК "Первый шаг". Руководитель клуба Тюшин Вадим
Надо уважать топикстартера. Вкидывание ссылок, да еще и не в тему - не комильфо

Автор темы ставит вполне четко сформулированные вопросы. Можно попробовать попытаться ответить хотя бы на часть из них.
Тюшин Вадим
31 Дек 2023
Re: ЛТК "Первый шаг". Руководитель клуба Тюшин Вадим
Цитата:
Надо уважать топикстартера. Вкидывание ссылок, да еще и не в тему - не комильфо [пичалька]
Не согласен. Все ссылки строго по теме.

Цитата:
Автор темы ставит вполне четко сформулированные вопросы. Можно попробовать попытаться ответить хотя бы на часть из них.
Автор темы спрашивает про методики обучения. Методик много. Объемы большие. Тупо копировать материалы не вижу смысла. Тем более, без нормальной верстки. Поэтому снова дам ссылочку. Но теперь не на страницы сайта, а на свою книжку "Парапланы. Первый шаг в большое небо". Бумажный тираж давно разошелся. Электронная версия выложена в открытый и бесплатный доступ.
http://www.firstep.ru/library/technical/technical-books/Tyushin_Paraplani.pdf
Vitrella
АвторТемы
пилот выходного дня
11 Янв 2024
Re: ЛТК "Первый шаг". Руководитель клуба Тюшин Вадим
Цитата:
1В. Пробежки с поднятым куполом

Вперед >

Цель Выработка умения управлять куполом на земле.
Условия Ветер 1-3 м/с, ровный, встречный. Упражнение выполняется на горизонтальной площадке.
Количество полетов 20
Цитата:
4-6 полеты: выполнить кувырок из положения "стоя".
У меня вопрос. Что означает слово "полеты" в данном контексте? Это повторы?
Тюшин Вадим
11 Янв 2024
Re: ЛТК "Первый шаг". Руководитель клуба Тюшин Вадим
Цитата:
Цитата:
4-6 полеты: выполнить кувырок из положения "стоя".

У меня вопрос. Что означает слово "полеты" в данном контексте?
За базу парапланерного КУЛПа, который я писал в 1995 г когда был приглашен Пашей Фирсовым в детский клуб Пульсар, был взят дельтиковский КУЛП-СД-88. Там используется слово "полеты". Сделал по аналогии. Ни у кого до сих пор замечаний не вызывало. Ты первая.
КУЛП-СД-88: http://www.firstep.ru/library/technical/rules/kulp-cd-88/kulp-cd-88.htm


Цитата:
Это повторы?
Да.
smash
31 Дек 2023
Re: Методики обучения полетам. Тема для инструкторов.
На предыдущую (идентичную этой) тему навесили замочек, поэтому ответить там невозможно... но, просматривая свои посты, увидел реакцию, которую бы хотел откомментировать.

Вот та переписка, Олег Вас. автор:

Цитата:

https://paraplan.ru/forum/post/2701053

По теории я никогда не экзаменовал учлетов, это довольно безсмыслено, пока человек не полетал основательно, что-то почувствовал, захотел получить ответы на возникающие вопросы.

я ответил:

ага.... а потом получаем изрядный процент вечных чайников на вечно зажатых клевантах .... а также безсмысленные срывы и падения "на ровном месте".....

https://paraplan.ru/forum/post/2701125
Олег Вас.:

Если не экзаменую, это не значит, что не даю теорию до полетов. Просто и без экзаменов видно, что сухая теория плохо откладывается в голове, что говориться "в одно ухо ...".
В учебных полетах видно, что у ученика недополучается, соответственно проводиться разъяснительная работа и тренаж.
А если выпускается "вечный чайник", значит инструктор [не ахти}.

очень забавно, что последний пост (по моему мнению, такой же абсолютно неверный) проплюсовали как раз два вечных чайника, Тест и Сергей с цифрами... которые в основном и засра... пардон, зафлудили ветки своими глупыми обсуждениями хрен поймёшь чего. Оба нелетающие. Ну только что Тест где-то там висел в дежурных потоках, где и полиэтиленовые пакеты летают.


UPD:

Хочу пояснить, почему акцентирую то, что выше. Разумеется, не из-за глупой полемики со всякими тестами и подобн.
А из-за вреднейшего тезиса насчёт преподавания теории, что мол, "она плохо понимается", "в процессе" изучим что надо, и т.п. бред...

Если ты, блин, "инструктор" долбаный, НЕ МОЖЕШЬ просто-напросто дать человеку теорию, именно дать её ПЕРЕД тем, как учлёт долбанётся об землю из-за её незнания - не пошёл бы ты нахрен подальше из обучателей.
Редактировалось: smash (31 Дек 2023), всего редактировалось 1 раз(а)
tagir
01 Янв 2024
Re: Методики обучения полетам. Тема для инструкторов.
Цитата:
Если ты, блин, "инструктор" долбаный, НЕ МОЖЕШЬ просто-напросто дать человеку теорию, именно дать её ПЕРЕД тем, как учлёт долбанётся об землю из-за её незнания

Примеры в студию, плииз❗️❗️❗️

Иначе это 🪣
Мирошник Виталий
пилот XC
01 Янв 2024
Re: Методики обучения полетам. Тема для инструкторов.
Итак, научить невозможно того, кто
- не хочет учится
- считает, что все знает лучше инструктора
- считает, что парапланеризм это ерунда, чего тут учится, взял да полетел
- не выполняет указания инструктора. Причем инструктор прекрасно отличает, когда у учлета не получается, а когда он просто не делает.

Очень кратенько по методам обучения у нас в клубе.
Начинается все, естественно с наземки. Для этого сначала инструктор выезжает в поле когда полетов нет, только для наземки с учлетом (-ми).
Если позволяет погода, то в наземку входит ручная буксировка. Не каждый инструктор у нас лось, понятное дело, что девушки инструкторы для этого передают учлета инструкторам парням.
Когда ученик уверенно поднимает, держит, и ходит с крылом, тогда начинаются его выезды уже на полеты. (А сначала ученик на полетах только мешать будет).

Первый полет - учебный тандем. Сразу после взлета и непосредственно до глиссады управляет учлет. А инструктор, зараза, еще и пакостит сзади - триммер может отпустить, или стропу какую потянуть. Проверяется во-первых, адекватность ученика в воздухе, во-вторых его умение держать курс на трос. По результатам учебного тандема инструктора дает (ну или не дает и отправляет еще на поле или ищется специально погода для ручной буксировки) допуск до самостоятельного полета.

Теперь важное пояснение - перед каждым полетом ученик уже должен знать, что он будет делать от взлета до посадки. Никаких объяснений в воздухе по рации быть не может. Никаких радиоуправляемых моделек. Повторюсь, инструктор может что-то подсказать для повышения эффективности полета, но не управлять по рации.

Для первого полета никто утро или вечер не ждет, мы в это время вообще не летаем. Выбирается просто не жесткая погода (понятно, что со смерчами или порывами 8 м/с первый раз учлет не полетит). Смысл - учлет должен сразу быть привычен к тому, что воздух живой и параплан в воздухе "плющит и колбасит". Если летать в молоко, то потом ученик начнет боятся термички, и будет ооочень сложно этот страх преодолевать. Лучше его вообще изначально не получать.

Далее идут уже рабочие полеты, в которых отрабатываются разные упражнение (всякие повороты, управление весом, задними рядами, уши, ассиметрички, фронталки). Заход на посадку и посадка на точность (без фанатизма) это в конце каждого полета. Все затяжки идут на максимальную высоту (600-700 метров). Задние режимы не отрабатываются.
Важное дополнение - все задания динамически совмещаются с работой в термике - т.е. нашел термик - отложил задание, обрабатываешь термик. Потерял и не нашел опять - возвращаешься к выполнению задания. Смог обработать до базы - летит к следующему. Так и маршруты начинаю получаться. Сначала случайно, потом уже осознанно. Основная мысль - чем больше учлет будет находится в воздухе - тем лучше и быстрее будет учится.
Инструктор смотрит, после полета разбирает ошибки, и либо отправляет на повтор, либо дает следующее задание.

Сколько нужно затяжек - а всем по-разному. Кому-то и 15 хватит, а кому-то 40 мало. Поэтому никакого количества затяжек в курсе нет. Мы даем максимальный срок курса 1 год, нельзя в сезон делать перерывы больше месяца (все забывается). Кто хочет и ходит на занятия – научится. Кто не ходит – будет недоучкой. Увы, в летной школе таких полно. Кому-то становится не интересно, и он бросает, кому-то некогда, а кто-то считает см. самое начало кого нельзя научить.


Выезды на склоны проводятся когда нет термички. Чаще всего осенью. Летом на наших мелких горках поубиваться - проще простого.
На склонах в первую очередь идет отработка стартов. Как переднего (поэтому иногда делаются выезды в штиль), так и заднего. При этом категорически запрещается летать вниз - это тупая потеря времени, да и ОФП в наш курс не входит. Стартовал и через секунду посадка.
Если есть динамик (а он все-таки не часто, мелкие горки - это то криво, то косо, то слабо, то сильно) то отрабатываем парение в динамике. Но к динамику допускаются только те учлеты, которые уже в термичку летают. Смысл в том - что динамик на мелких горках - это малые высоты, а соответственно и повышенный риск стукнутся об склон. Пусть на этих малых высотах летают учлеты, которые уже понимают, что такое параплан и в чем его едят.

Теория дается на самоподготовку, с чтением лекций по сложным темам (например – нештатные режимы полета, аэрологическая диаграмма, маршрутный полет на равнине). В процессе обучения идут постоянные проверки виде вопросов инструктора, особенно по теме будущего упражнения. Например, перед первым полетом на буксировке спрашивается порядок старта, действия при обрыве троса, заход на посадку.
В конце обучения сдается тест по теории из 100 вопросов.

Важные дополнения – обучение только на учебных парапланах, никаких крыльев «на вырост». К нам приходили с верхними В-шками – получали условие – или учится на клубном, или не учится у нас вообще.

В итоге учлет после завершения курса умеет летать небольшие маршруты, стартовать в т.ч. со склонов, парить в динамике. В горах не летал и делать этого не умеет.
Редактировалось: Мирошник Виталий (07 Фев, 20:43), всего редактировалось 1 раз(а)
tagir
01 Янв 2024
Даешь список методик всех инструкторов, хороших и разных !
Мирошник Виталий:
Цитата:
В итоге учлет после завершения курса умеет...

Тут я не стал выше ничего выделять, поскольку тема топикстартером обозначена как "методики обучения полетам". Разводить дискуссии здесь смысла нет, потому что можно спорить по любому из пуктов и по любому можно выходить на различные методы.

Однако, что можем попробовать сделать? Если говорить о методике как о перечне методов и подходов, то тут нет можно ставить внимание именно на принципиальных различиях в методах и тогда остается только перечислить по пунктам, в которых такие различия есть.

Поясню: Например, по использованию тандема в процессе обучения. Ты тандемный полет с учлетом применяешь, я напротив, не применяю и категорически не рекомендую учлетам этого делать. Вопрос о том - почему я отвергаю тандем, оставим на другие темы, а здесь достаточно констатации разницы в двух подходах к обучению.

Еще пример: По поводу использования раций. Я не использую рации в процессе обучения от слова совсем. Ты тоже не используешь (я не знал этого). Но, опять же суть не в истинности такого отношения в рациям, а в разнице подходов, поскольку есть инструктора, которые "вешают рацию" на ученика на утреннем построении и снимают ее только после отбоя.

Перечислять можно много... не суть... Кроме того, могут быть (точно есть) пункты принципиального характера. Начиная вопроса об оплате и завершая вопросом о том, что должно быть "на выходе" процесса обучения.

Короче, такого рода пунктов может набраться несколько десятков и даже простое навскидку их перечисление может вывести на некое подобие карточки инструктора. А оное как раз и есть то самое чего хочет топикстартер, так мне видится. И оно же может стать полезным для других желающих "оседлать" параплан.

Если сами методики разные (по факту так), то список перечисляемых пунктов может и должен быть един. И такой можно смастерить на коленке, потом скорректировать и так далее...

Надеюсь я доходчиво изложил идею?
Мирошник Виталий
пилот XC
01 Янв 2024
Re: Даешь список методик всех инструкторов, хороших и разных !
Цитата:
Я не использую рации в процессе обучения от слова совсем. Ты тоже не используешь
Использую.
tagir
01 Янв 2024
Re: Даешь список методик всех инструкторов, хороших и разных !
Мирошник Виталий:
Цитата:
Никаких радиоуправляемых моделек. Повторюсь, инструктор может что-то подсказать для повышения эффективности полета, но не управлять по рации.

Ну используешь и используешь, дело твое. Меньше, чем одни, больше, чем другие... Нюансы...

А я вовсе обхожусь без раций. Но сейчас не об этом.

Сейчас о том, что если бы учлет в начале пути имел бы четкую инфу по все возможным инструкторам в плане методов обучения, в нашем случае - по вопросу применения раций, то он мог бы уже на старте определиться к кому ему идти учиться. Кому то хочется, чтобы имелась рация, кто-то не против, а кому то это мешает, такие тоже есть. Я не в претензиях, хочешь, чтобы была рация - иди к Виталию Мирошнику, а я с рацией обучать не подряжался. Только вот симку местную, не будь жлобом, купи!
Тюшин Вадим
01 Янв 2024
Яйца курицу не учат.
Цитата:
если бы учлет в начале пути имел бы четкую инфу по все возможным инструкторам в плане методов обучения, в нашем случае - по вопросу применения раций, то он мог бы уже на старте определиться к кому ему идти учиться.
Чтобы нормально анализировать методики Инструктора, Курсант должен иметь квалификацию не ниже "инструктор", которой у него нет и быть не может. А если попытается судить о вопросе в котором не смыслит, то будет глупость типа: попросить Абитуриента проанализировать и оценить методики работы Профессора.

Расписать, тем не менее, программы обучения, чтобы не только курсанты могли их сравнить, но и коллеги почитать и, возможно, что-то полезное для себя вычитать - это имеет право быть.
Редактировалось: Тюшин Вадим (01 Янв 2024), всего редактировалось 1 раз(а)
tagir
01 Янв 2024
Ты как хочешь это назови
Тюшин Вадим:
Цитата:
Расписать, тем не менее, программы обучения, чтобы не только курсанты могли их сравнить, но и коллеги почитать и, возможно, что-то полезное для себя вычитать - это имеет право быть.

Ну, вот - главное результат
Test
02 Янв 2024
Начни с себя
Цитата:
Ну, вот - главное результат
Тагир, никто твоей методики не видел. Давай, пиши...
smash
02 Янв 2024
Re: Даешь список методик всех инструкторов, хороших и разных !
Цитата:
Я не использую рации в процессе обучения от слова совсем.
Не, ну это перебор... Конечно, если обучение проходит в ровном динамике на комфортном склоне в ровный ветер оптимальной силы, то да, вполне можно и без рации.

Ну а если ты к примеру в Чегеме первый раз летаешь? И там же, в термичку, тоже первые разы?
Без рации, мало зная это (или другие подобные) место, погоду там и прочее, можно в неслабую ..опу попасть только так.
Абзы
пилот выходного дня
09 Янв 2024
Re: Методики обучения полетам. Тема для инструкторов.
Цитата:
Опишите ваши методы обучения,
Нету никаких методик обучения! Есть только твой страх и желание летать.
Смотришь что и как делают другие пилоты, повторяешь за ними. Спрашиваешь, если не понятно.
Всё.
tagir
10 Янв 2024
Re: Методики обучения полетам. Тема для инструкторов.
Абзы:
Цитата:
Нету никаких методик обучения!

Скорее нет опубликованных методик. Тем более, нет унификации для формы подачи подобных методик, именно как методик, а не рекламных флаеров или расписаний-описаний локации школы. Однако есть методы обучения и есть принципы, определяющие особенности деятельности инструктора или школы. Видимо просто лень взять и описать эти методы в виде отдельного удобночитаемого файла.

Абзы:
Цитата:
Есть только твой страх и желание летать.

Желание точно есть, без него ни о чем. Про страх сильно специфично, там нюансов куча, не все это на виду и умение инструктора "распечатать эти страхи" тут очень велико.

Абзы:
Цитата:
Смотришь что и как делают другие пилоты, повторяешь за ними.

Основной принцип обучения прост - смотришь как делают другие как делает инструктор и повторяешь (вслед). Поэтому хорошо понятен тот инструктор, который способен показать, а не только рассказать. Увы, встречаются инструктора, не умеющие показать конкретно (применительно к ситуации и к ученику) или не придающие этому важного значения. Кстати, принцип т.н. "референтного обучения" тоже сюда, такой метод часто полезен, но не на все случаи.

И еще. Любой человек (будущий адепт) на стадии еще не ученика, но пока еще зрителя, способен смотреть и всякий так и делает. Часто бывает человек смотрит на летающих пилотов и выбирает понравившегося, с его (ее) дилетантской точки зрения, что характерно.. Весьма забавные (на моей практике) бывали случаи...
Test
05 Фев, 10:06
Итоги "инструкторских" методик...
Можно и в этой теме подвести итоги. Даже проще это сделать, чем в параллельной.
Достаточно смешно, что тему создал человек, который 5 лет учился у 5 инструкторов пройдя 5 курсов обучения и так и оставшийся на начальном уровне, и в ней дает задания инструкторам отчитаться, как они учат, какие проблемы испытывают, какие методики применяют.
Цитата:
Чтобы нормально анализировать методики Инструктора, Курсант должен иметь квалификацию не ниже "инструктор", которой у него нет и быть не может.
Это краткий и емкий анализ темы. На чем ее можно было бы и закончить.

Разумеется, у каждого инструктора есть своя методика обучения, которая базируется на его опыте, учете индивидуальных особенностей курсанта, еще тысячи нюансов, которые так или иначе применяются в процессе. Кто-то их публикует, как Тюшин в интернете, кто-то превращает в книгу, как Трошин, кто-то просто имеет это в виде неопубликованном, большинство используют свой опыт и понимание, как методику обучения. Все формы вполне имеют право на жизнь. Что-то устаревает, как книги Волкова, базирующиеся на знаниях почти 20-ти летней давности. Какая-то литература дополняет базовые методики в области безопасности, психологии, метеорологии, обработки термиков и прочих мелочей, нужных и важных, как дополнение к базовому обучению.

Понимание процессов у учлета, опытного пилота, спортсмена, инструктора будет всегда разным и по мере роста его опыта и знаний, будет постоянно меняться. Это известный всем феномен, когда начинающий пытается внести революционные изменения в изучаемую область, и сильно позже понимает, что все уже придумано и известно.

Данная тема тоже задумывалась, как попытка найти причины когнитивного диссонанса по результатам обучения парапланеризму большинства и конкретного учлета. То, на что обычно уходит 5 дней, почему-то не произошло за 5 лет. Но попытка найти причину в методике инструктора, вместо того, чтобы ее искать в себе - странна, даже если что-то не так.

По итогу можно только повторить, что при таком отношении к обучению, неприятию требований инструктора - итог был закономерен. То, что Vitrella ищет причину - это хорошо. Тем более, что вся причина в ней самой. Может и найдет. А рекомендация прежняя - индивидуальное обучение, когда инструктор сможет учесть индивидуальные особенности курсанта. Ну и покритичней отнестись к самой себе, особенно в области парапланеризма, где нет ни знаний, ни навыков, чтобы выполнять требования инструктора и его методик, и следовать им без обсуждения.
tagir
07 Фев, 11:46
Re: Итоги "инструкторских" методик...
Test:
Цитата:
А рекомендация прежняя - индивидуальное обучение, когда инструктор сможет учесть индивидуальные особенности курсанта

Тут проще простого, но ты ходишь вокруг да около.

В нашем примере 5 инструкторов, пять лет процесса обучения. Ставим инструкторов в линейку и нумеруем: №1, №2,..№5. Далее задаемся вопросом - что думал каждый последующий инструктор, когда к нему обращалась к обучению Vitrella? Были ли сомнения, подозрения?
Ну и финальный вопрос - был ли возврат гонораров?

Лично я очень даже досконально выпытываю из желающего обучаться - где и как он уже поучился (если поучился)? От ответа на такие вопросы сильно меняется конкретная метода обучения, иногда бывает необходимо радикально форматировать и заново ставить навыки.

  Форумы paraplan.ru ParaForum Методики обучения полетам. Тема для инструкторов.