Форумы paraplan.ru ParaForum Безопасность Новое ЛП в Анапе - перелом обеих ног
Alexey Belevich
АвторТемы
22 Июл 2009
Новое ЛП в Анапе - перелом обеих ног
19 июля в Анапе произошло ЛП с тяжелыми последствиями.
Описание и анализ со слов пилота, видевшего это (летел рядом и выше), пострадавшей и спасавших ее.
Место: Анапа, высокий берег, р-н беседки, уровень склона, скальник ("гребенка").
Параплан: U-Turn Free Force-22 (DHV-2, акро), шлем интеграл, ботинки «Ханваги» парапланерные.
Погода – косой слева ветер начинает косить еще сильнее в процессе полетов (около 40-45 градусов к склону) около 7-8 м/с, не большая термичность от скальников.
Уровень пилота: летает около года.
Описание ЛП: пилот (девушка) летит вдоль рельефа примерно на уровне рельефа близко к склону («облизывает» его). Подлетает к ложке у повышения рельефа – из-за которого и сходит ротор. В этом месте залетает в самую глубину этой ложки. Показано красным на фото.
Происходит первое сложение левой консоли примерно на 30%, «кач» в сторону сложения и раскрытие. Компенсация (со слов пилота) есть, но минимальна. Сразу после этого (левая консоль еще до конца не раскрылась) сложение 60% уже на правой стороне, сильный разворот и клевок (заборники смотрят вниз) в сторону сложившейся консоли. Компенсации нет со слов наблюдавшего сверху пилота или она слабая. Купол входит в крутую спираль, раскрывается, делает разворот почти 180 градусов. Пилот в клевке с большой скоростью по ветру влетает в склон (скальник, осыпь) ногами и головой.
Купол повисает на стропах на скальнике (там осыпь). Уклон довольно большой. Пилот без сознания.
К счастью, один пилот видел это сверху – сообщил другому, который собирался стартовать рядом. Он подбежал и вытащил ее из подвески. Село несколько пилотов и помогли вытащить пострадавшую на верх, увезла скорая.
Травмы: переломы обеих ног, сотрясение мозга. Пилот на лечении.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ О ПРИЧИНАХ ЛП:

1) Не соответствие параплана уровню пилота (начальный акро купол с быстрыми реакциями на управление и сложения).
2) Полет в предельную для пилота погоду - сильно косой ветер 7-8 м/с с термичкой, изрезанный рельеф.
3) Залетание в роторную зону на малой высоте.
4) Не готовность к ситуации и отсутствие достаточных действий по активному пилотированию в такой ситуации – компенсировать сложение, разворот и клевок.
5) Полет в условиях косого ветра так же, как и при ветре в лоб – отсутствие анализа условий.
6) Правильные действия пилота - встреча склона ногами, наличие ботинок, шлема спасло жизнь.

Рекомендации:
- в полете думать только о полете – без эйфории, с настроем на серьезную работу, анализом изменяющихся условий.
- не летать в такую погоду, тем более на серьезных куполах (акро, с большим удлинением, спортивные и т.д.).
- не залетать в роторные зоны – держать там не будет, лучше уж садится на пляж, в море, на деревья.
- учиться активному пилотированию, «держать купол» от сложений – не давать клевать глубоко в турбулентности и при сложениях, держать его наполненным, не давать разворачиваться.
ЛП уже четвертое за короткий срок в Анапе.
С сегодняшнего дня в Анапе полеты решением мэра города закрыты до особого распоряжения.

VK
пилот выходного дня
22 Июл 2009
Re: Новое ЛП в Анапе - перелом обеих ног
Запрет на полеты это плохо. Но мэра можно понять. Девушка одна стартовала, специально уединилась где то? Никто не видел на каком она крыле летает? Почему такое безразличие окружающих пилотов? Кто дал/продал ей купол? За честный разбор ЛП спасибо.
Wizard
пилот выходного дня
22 Июл 2009
Re: Новое ЛП в Анапе - перелом обеих ног
С такими ЛП чтото тема про инструкторов не настолько уж и теряет актуальность.
Я конечно понимаю, что встречаются достаточно упертые пилоты, но для опыта "около года" такое крыло достаточно сложно, равно как и ветер 7-8м/с.
Подсказать некому чтоли было?

Позвольте уточнение... рекомендации в общем случае конечно правильные. Но на мой взгляд более правильным было бы сменить крыло и погоду на попроще.


ЗЫ пока писал сообщение уже опередили
Nicolay
22 Июл 2009
Re: Новое ЛП в Анапе - перелом обеих ног
Цитата:
сегодняшнего дня в Анапе полеты решением мэра города закрыты до особого распоряжения.

а есть шансы что откроют вообще? в смысле, кто то общается с администрацией по этому поводу? и кстати где можно ознакомиться с этим решением (обычно есть сайт местной администрации и пр.) - или это такое "устное" распоряжение.
Alexey Belevich
АвторТемы
22 Июл 2009
Re: Новое ЛП в Анапе - перелом обеих ног
Запрещение связано, конечно не с этим ЛП, а с тем, что их было слишком много в короткий период.
Подробностей, пока, нет.
JG52
пилот XC
22 Июл 2009
Re: Новое ЛП в Анапе - перелом обеих ног
Обидно, блин. Сам хотел туда скататься.
GapS
пилот XC
22 Июл 2009
Re: Новое ЛП в Анапе - перелом обеих ног
Я правильно понял, что ротор образовался в ложке из-за косого ветра к изрезанному склону?
Олег
22 Июл 2009
Re: Новое ЛП в Анапе - перелом обеих ног
В ответ на твой вопрос: все-таки лучше первые пару лет летать с инструктором. Всех тонкостей не объяснишь, да и опытные пилоты навряд-ли смогут четко сформулировать - они, скорее, "жопой чуют". А в случае чего опытный удержит крыло.

Если бы девушка летала с инструктором, он бы посоветовал ей сесть, или по крайней мере держаться подальше от рельефа (да и вообще, не допустил бы до полетов на акродвойке).
GapS
пилот XC
23 Июл 2009
Re: Новое ЛП в Анапе - перелом обеих ног
Я просто свои познания проверяю....
Олег
23 Июл 2009
Re: Новое ЛП в Анапе - перелом обеих ног
Мое ИМХО (а я в динамиках летаю мало и не умею)

"Роторов от ложек, оврагов, пупырей, деревьев" - не замечал. А вот термиком может конкретно приложить, особенно на малой высоте, особенно если пилот не контролирует крыло.

Насчет этих роторов - если бы они правда были, то каждый первый параплан, летящий в этом месте, получал бы аналогичное сложение. Однако почему-то всегда от этих роторов страдает один какой-то параплан, а остальные летающие мимо спокойно летают мимо.
Alexey Belevich
АвторТемы
23 Июл 2009
Re: Новое ЛП в Анапе - перелом обеих ног
Остальные не жались так близко при косом ветре. Когда ветер в лоб - можно жаться и летать. Пузырь мог в этом поучаствовать, но пузырем у моря на 3-х метрах от склона не складывает 60%.
Полетай за деревьями - заметишь ротор. Можешь еще посмотреть на воду в горной реке или ручье.
Wizard
пилот выходного дня
23 Июл 2009
Re: Новое ЛП в Анапе - перелом обеих ног
Цитата:
"Роторов от ложек, оврагов, пупырей, деревьев" - не замечал.

А они есть!

Цитата:
если бы они правда были, то каждый первый параплан,

техника пилотирования отличается, равно как и крылья. У когото крыло постабильнее, ктото ловит все предпосылки, а ктото пропускает и получает сложения.
mazneff
25 Июл 2009
Re: Новое ЛП в Анапе - перелом обеих ног
Цитата:
"Роторов от ложек, оврагов, пупырей, деревьев" - не замечал.
Цитата:
А они есть!

Скажем так, турбулентность есть. А это маленькие роторки, но много. Но все же ротором принято называть что-то более крупное, размером более параплана.
Турбулентность дает сложения. В роторе же, обычно купол улетает под ноги, его бросает по крену и тангажу, но при этом он вполне может оставаться целым. Правда, если пилот не работает с крылом (не успевает, не справляется), то после такого заброса неминуемо следует сложение.
mmm
пилот выходного дня
25 Июл 2009
Re: Новое ЛП в Анапе - перелом обеих ног
Цитата:
Скажем так, турбулентность есть. А это маленькие роторки, но много. Но все же ротором принято называть что-то более крупное, размером более параплана.
Турбулентность дает сложения. В роторе же, обычно купол улетает под ноги, его бросает по крену и тангажу, но при этом он вполне может оставаться целым.
а в роторах в несколько сот метров вполне можно летать

Цитата:
Правда, если пилот не работает с крылом (не успевает, не справляется), то после такого заброса неминуемо следует сложение.
иногда бывают ситуации когда на некоторое время купол становится полностью неуправляемым.... но как правило их можно избежать.
mazneff
26 Июл 2009
Re: Новое ЛП в Анапе - перелом обеих ног
Цитата:
роторах в несколько сот метров вполне можно летать

Пример из жизни:
Сидим в Болгарии на старте, погоды нет, ветер северный (из-за горы). Таск отменили. Буржуи поехали вниз на подъемнике. А наши парни полетели. Как стартовать в роторе??? Легко!!! Спускаемся ниже, где идет обратный ход ротора и имеем вмордувинд. Ребята стартанули, эссно поколбасило, поскладывало, но все обошлось... Ибо пилоты были опытные.

А я не полетел. Я дождался когда раскроются облака, долина прогреется и долинный ветер передавит метео ветер... и клево полетал в потоках
Тоха
КМС
22 Июл 2009
Re: Новое ЛП в Анапе - перелом обеих ног
Цитата:
1) Не соответствие параплана уровню пилота (начальный акро купол с быстрыми реакциями на управление и сложения).

Цитата:
Запомните уважаемые несколько вещей !
1. Уважающий себя производитель просто так никогда не продаст вам акро- крыло. Вы должны будете связаться ЛИЧНО с конторой, выслав им своё резюме с результатами вашего участия в акро соревнованиях!
2. Настоящее акро-крыло вне какого либо класса по безопасности ...
3. Если у вас возникают вопросы типа- А КАК ВЫЙТИ ИЗ ЭТОЙ ФИГУРЫ? То на зто есть простой ответ.- Учиться и ещё раз учиться на обычном сертифицированном крыле или бесплатный экспресс на КЛАДБИЩЕ Базовые навыки реально можно наработать на обычном параплане.
4.Акро- крыло существенно отличается от обычного. Относительно небольшие размеры и как следствие мощнейшая динамика поведения акро-болида. Нельзя учиться на таком крыле с нуля( осваивать базовые навыки ). Ошибки неизбежны и вы просто не справитесь с управлением( вспомните родео с мустангами(конями)). Этого примера достаточно...

Пилотесе скорейшего выздоровления.
mmm
пилот выходного дня
22 Июл 2009
Re: Новое ЛП в Анапе - перелом обеих ног
сорри за офф.

Цитата:
С сегодняшнего дня в Анапе полеты решением мэра города закрыты до особого распоряжения.
а езду на машине там после дтп тоже запрещают до особого распоряжения?

сцуко, дебилы утомляют...
Levi
Гость
23 Июл 2009
Re: Новое ЛП в Анапе - перелом обеих ног
Тоже когда-то громыхнулся примерно тамже вылизывая зубья скальника и поймав резкий язык ротора - мне поезло.

Турбулентность в тамошней "ложке" есть, постоянная и ещё какая, может для пилота термиков она не так заметна потому что в пограничном слое только немного потряхивает пока не влетишь внутрь, но мне стало ясно сразу после пары пролётов в с заходом в зону, что соватся внутрь "ложки" точно не стоит.

Пилотов в сезон уже много, проблему можно решить выбором РП, выпуском пилотов только с рациями на частоте переговоров и чтобы РП стоял на горке в районе беседки с биноклем и следил за расхождением и маневрами. Лично я готов отдавать небольшую сумму за подстраховку радиоведением в критических моментах, думаю человек с опытом мог бы себе делать там среднюю зарплату. Очень много народу на моей памяти бабахалось по ветру на пляж и всячески чудила, а место хорошее, жаль будет если запретят полёты навсегда.
Тюшин Вадим
23 Июл 2009
Не надо закладываться на полет радиоболванчиком
Не считаю Анапу учебным местом. Там хорошо, очень комфортно и даже немного скучновато тем, кто летает нормально. Однако учиться парению в динамике там категорически не советую. Зона парения огромная. Отследить с земли всех затруднительно. Внизу скальники. В случае плюхи организовывать спасаловку весьма непросто. Считаешь, что есть потребность в учебке - иди на нормальный учебный склон.

-------------------------------------------------------------------------------
Про типа 'полезность' радиоведения в который раз дам ссылочку.

Если кратко, то смотрим на картинку:
http://www.firstep.ru/library/instructor/radiosvaz/radiosvaz_t.jpg


Если хочется более подробно, то идем сюда:
http://www.firstep.ru/library/instructor/radiosvaz/radiosvaz.htm
http://firstep.ru/library/instructor/radiosvaz/radiosvaz.php
Редактировалось: Тюшин Вадим (12 Мар 2016), всего редактировалось 2 раз(а)
jamaic
23 Июл 2009
Re: Новое ЛП в Анапе - перелом обеих ног
Цитата:
и чтобы РП стоял на горке в районе беседки с биноклем и следил за расхождением и маневрами. Лично я готов отдавать небольшую сумму за подстраховку радиоведением в критических моментах

не дай бох! требуется радиоведение - привози с собой инструктора
Фаталист
пилот выходного дня
23 Июл 2009
Re: Новое ЛП в Анапе - перелом обеих ног
Цитата:
не дай бох!
в самом деле
все узнать об особенностях места, посмотреть как летают другие, подумать, оценить - это нормально по-моему. а надеяться на подсказку когда что-то началось - как говорят: поздно пить баржоми...
Levi
Гость
23 Июл 2009
Re: Новое ЛП в Анапе - перелом обеих ног
Имелось ввиду человек который стоит наверху и вопит в рацию: - эй ты на полосатом куполе вали нафиг от той зоны и пропусти тандем "%;№;%%*%*(()%;!!!!
А не инструкторское радиоведение.
mmm
пилот выходного дня
23 Июл 2009
Re: Новое ЛП в Анапе - перелом обеих ног
не реально и не нужно.
Серж.
1-й разряд
24 Июл 2009
Re: Новое ЛП в Анапе - перелом обеих ног
Зато они умело прикрывают свои жопы.
Дмитрий 11.75
пилот выходного дня
23 Июл 2009
Re: Новое ЛП в Анапе - перелом обеих ног
Девушку жаль,скорейшего выздоровления,а с крылом явно переборщила.....
denis
пилот XC
23 Июл 2009
Re: Новое ЛП в Анапе - перелом обеих ног
что-то не верится что пилотесса была одна на склоне..
1. кто-то ей дал крыло (скорее всего это был не её купол)....
2. с таким опытом очень сложно там стартовать в одиночку..
Саня Валов
пилот выходного дня
23 Июл 2009
Re: Новое ЛП в Анапе - перелом обеих ног
Кто пилот!? (имя, фамилия девушки)
Еленка
пилот выходного дня
24 Июл 2009
Re: Новое ЛП в Анапе - перелом обеих ног
Девушка местная и с пилотами очень хорошо знакома и дружна, специфику склона знает. Рация есть. А вот то что пилот сверху вполне мог оценить обстановку адекватно и постенялся об этом ей сказать - мне непонятно.
В ЛП действительно большую роль сыграло отсутствие опыта. Начинающие пилоты от этого часто страдают. С инструктором ведь не будешь несколько лет таскаться, а такие ситуации могут и не возникнуть.

В Анапе есть неплохая летная школа. Инструкторы всегда на склоне. Если администрация хочет упорядочить этот процесс и снять с себя ответственность, они вполне могут переложить проблемы безопасности на плечи представителей Вектора))) Проблема в том что никто Вектору доплачивать не захочет за это - а инструкторы кстати не всегда многословны, и советы на вопросы типа "А сегодня можно лететь?" " А что вы посоветуете мне, я здесь первый раз?" достаются не всем. Ну это я про приезжих пилотов.

Кстати, в прошлом году на одном очень известном горнолыжном курорте за месяц случилось восемь случаев травматизма - среди них и переломы конечностей, и даже один смертельный исход. Никто и не подумал прикрыть склон. Горнолыжники как бились так и будут биться. Из ста процентов катающихся лишь восемь опытные..
Wizard
пилот выходного дня
24 Июл 2009
Re: Новое ЛП в Анапе - перелом обеих ног
Все это так, но зачем сознательно себя загонять в критические ситуации? Если человек не умеет самостоятельно определять погоду, зачем он покупает (или берет полетать) себе двойку?!?! Быть выше, быстрее?
karp2005
24 Июл 2009
Re: Новое ЛП в Анапе - перелом обеих ног
...горнолыжников - десятки тысяч, парапланеристов - всего десятки (на каком-то конкретном курорте)...почуваствуйте разницу
Девушке скорейшего выздоровления!
well
пилот выходного дня
24 Июл 2009
Re: Новое ЛП в Анапе - перелом обеих ног
Все правильно. Парапланеристы погоды в Анапе не делают. Доход с них никакущий. А празднокупающиеся в море помогают выжить этому городу от одгого сезона до другого.
Так что если кто-то вдруг утонет, купаться не запретят. Невыгодно
kot-novoros
пилот выходного дня
07 Авг 2009
Re: Новое ЛП в Анапе
-Автор писал:
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ О ПРИЧИНАХ ЛП:
1) Не соответствие параплана уровню пилота (начальный акро купол с быстрыми реакциями на управление и сложения).
2) Полет в предельную для пилота погоду - сильно косой ветер 7-8 м/с с термичкой, изрезанный рельеф.
3) Залетание в роторную зону на малой высоте.
4) Не готовность к ситуации и отсутствие достаточных действий по активному пилотированию в такой ситуации – компенсировать сложение, разворот и клевок.
5) Полет в условиях косого ветра так же, как и при ветре в лоб – отсутствие анализа условий.
6) Правильные действия пилота - встреча склона ногами, наличие ботинок, шлема спасло жизнь.

Прежде чем писать надо было все проверить!!
1) Параплан был Infinity DHV1-2 размер XS(24 кв) вес пилота в снаряжении 73кг. За 10 мес у пилота (полеты 2-3 раза в неделю) налет около 100часов. Из них не менее 15 % в термичке( Геленджик, Шиза). Пилот в этот день налетал более 2часов в этих же условиях.
(могу выслать фото шильдика с параплана, можешь сам убедится)
2) погода была не предельная, ветер до 7м\с, косил около 20- 30градусов с Юга
(слева), выперало в верх в основном не в динамике, а в пузырях. Летали все и начинающие и опытные.

3) С залетанием в роторную зону на малой высоте согласен, это и было основной причиной ЛП наверное всетаки с сочетанием термичности, потому что пилот в этот день как т все другие много раз пролетал над этим местом и ничего не было.

4) Пилот неоднократно тренировал сложения и их компенсацию. И в этот раз компенсировал сложение слева весом и клевантой. В нормальных(не роторных условиях) загруженная часть консоли (весом и клевантой) никак бы не сложилась)
5)---?

6) Наличие шлема-интеграла приударе головой явно +, на лице в районе виска небольшая ссадина и синяк, который быстро прошел.
На пилоте были ботинки:Para-trekking. При осмотре ботинок(перелом открытый) кость почти что насквозь пробила язычок ботинка, Врач осматривающий пилота сказал что ботинки спасли ноги, а может и жизнь от инфицирования(не было соприкоснеовения с грунтом, а вследствии и заражения)
Shahtynec
20 Июл 2018
Re: Новое ЛП в Анапе - перелом обеих ног
"а инструкторы кстати не всегда многословны, и советы на вопросы типа "А сегодня можно лететь?" " А что вы посоветуете мне, я здесь первый раз?" достаются не всем. Ну это я про приезжих пилотов. "

Я пару недель назад 2 дня просидел на склоне в Анапе. Ни разу там не летал, не местный. Местные иногда "подлётывали". Меня местные (может это и были инструкторы) не пустили - косило. НЕ ПУСТИЛИ. И не нужно говорить, что местные равнодушны к приезжим. Ни на одном склоне на юге России мне не отказали в инструктаже об особенностях местной аэрологии. Считаю, что пилоты - особая группа людей, которым не наплевать друг на друга.
Хабл
пилот XC
24 Июл 2018
Зачем подняли старую тему (2009)?
Девушка то выздоровела? Летает?
denis
пилот XC
24 Июл 2018
Re: Зачем подняли старую тему (2009)?
Это такой тролинг? Поднимать темы которым по 10 лет почти... детский сад.
tagir
24 Июл 2018
Re: Зачем подняли старую тему (2009)?
С другой стороны, как посмотреть... Девушка, десять лет прошло...
Как она? Летает еще? Или уже замуж вышла? Или еще как?
Очень много людей бросают полеты, почему?
Недавно два крыла облётывали, двадцатилетней давности, как новенькие. В кладовках лежали?
HeavyRain
пилот XC
24 Июл 2018
Re: Зачем подняли старую тему (2009)?
Летает, жива-здорова. И в турецком Кайсери, в Чегеме и в новороссийском динамике. Очень осторожная.
В отличие от топикстартера...
rif
КМС
26 Июл 2018
Re: Зачем подняли старую тему (2009)?
Цитата:
Очень много людей бросают полеты, почему?
Человек не стоит на месте. Не полётами едиными...

  Форумы paraplan.ru ParaForum Безопасность Новое ЛП в Анапе - перелом обеих ног



Перейти: