Форумы paraplan.ru ParaForum как народ в облаках летает - accident report from bigairpara
d_i_m
АвторТемы
пилот XC
16 Окт 2001
как народ в облаках летает - accident report from bigairparagliding
By: Claus van den Hoek Email: Y3ZkaG9la0B4czRhbGwubmw= Pilot: Claus van den Hoek Experience Level: Advanced
Glider: DHV 2 Harness: Mousse, latest technology Helmet: Full Face
Location: Mayrhofen, Austria (Europe) When: Mai 24th, 2001
Description: We started on the Arbiskopf near Mayhofen, Austria, infamous for very turbulent conditions in May (so called Hammerthermik) but an excellent XC area. We gathered at cloudbase for departure at 2500 meters MSL together with 8 other pilots during a "Masterclass in XC" with Jurgen Stock AKA Stocky and Stefan Stiegler AKA StieglAir. Skimming the bottom and sides of a Cu wich was weakening (the base was widening) and had a slight suck of 1 - 1-1/2 m/s. Suddenly the shit hits the fan. Out of the blue I was sucked into the Cu with 15 m/sec. Immedelately entered a spiral dive and swung around so hard that my shoelaces practically fell out. My vario went bezerk beeping like I mad while I was making a free fall upward during a spiral dive ! I realised this was no good and decided to ride out this rodeo until the cloud would spit me out. I guessed the cloud could not be more than 2 km high. While cleaning my glasses with one hand to see the bearing on my GPS, my canopy suddenly tucked forward very violently, launching me straight in the center. Completely entangled and mummified in my canopy a seemingly endless free fall started. I managed to free myself somewhat and ended up falling head down with my legs wrapped in lines and about 1 square meter of canopy left over my feet. Grabbing for my reserve, which I could not find at first I remembered translating: Look to check that you are holding the reserve handle and not the harness webbing...So I stopped trying to tear my webbing apart, found my reserve handle and threw my reserve while going head down at God knows what speed. It opened with a tremendous whack and I felt like on the end of a lashing whip. So does my neck now. While decending (still in the cloud) I gathered whatever was left of my canopy and radioed my friends I was coming down on my reserve. I had to repeat it three times before they believed me and finally spotted me. While coming down on my reserve, the varying winds in the valley made me cross the same powerlines several times but finally I landed backwards on a 60 degree slope with low trees (approx. 3 meters) so a PLF was not possible. After grasping for air a couple of minutes, I packed everything in my rucksack and walked to the road. My back is still painfull but the only damage is a ruined canopy. My vario went off scale both in lift and in sink which means + and - more than 20 m/sec. Maximum altitude was 4021 metres.
Analysis: What did I learn after evaluating this incident with professionals? 1 - NEVER try to get out of a sucking cloud with a spiral dive. It will only center you in the upstream core. 2 - ALWAYS make big ears, push the speedbar and hold a steady course, preferably in the direction you think is closest to the edge of the cloud. You may move up for a while but you will move out of the violent upstream core and find the side of the cloud. 3 - NEVER trust a (any) cloud, even when everybody is playing close under it, stay close to the edge and. 4 - Buy a stearable apex dome reserve. The price is only little higher than a normal reserve, but it gives you the choice to NOT land in a river, powerline, dual 8 lane highway or other unfavourable places. ( I already ordered a stearable reserve from Pro Design in Innsbruck, Austria for US$ 550 ) 5 - Do not buy an expensive Rogallo type reserve. You don't need a spare canopy that will bring you anywhere you want, but will tear to peaces if opened at the speed I experienced. It simply is not designed to withstand these forces. Fly safe! (says who Cheers, Claus
katty
2-й разряд
16 Окт 2001
небольшое пояснение
Этот постинг вызвал небольшие разногласия - выкладывать или нет,вроде у нас русскоязычный ресурс... С другой стороны, статья довольно интересная. Постановили выложить. При необходимости будем писать к таким статьям краткое изложение - если народ потребует. Полный перевод муторно делать - долго набивать .

:) Ради интереса запустила эту статью в переводчик. Получилось
ТАКООЕ - чуть плохо не стало. .
Rain
Гость
17 Окт 2001
Фанаты блин... (+)
Фигею тихо. Есть моменты которые не полнял:
4 - Buy a stearable apex dome reserve. 5 - Do not buy an expensive Rogallo type reserve.

Что за звери? Чем первое отличается от второго? Как я понял stearable apex dome reserve -- это круглый но управляемый, нет? А что за дорогущий Рогалло? Понимаю что скорее всего это Рогалло мне не грозит, но все же? )
d_i_m
АвторТемы
пилот XC
17 Окт 2001
Re: Фанаты блин... (+)
stearable apex dome - управляемый со втянутой вершиной - ИМХО гибрид обычной запаски и дуба, с щелями в куполе. Дорогущий рогалло - дельтавидная управляемая запаска, вроде как у Nord-а - штука крайне серьезная. Впрочем в другой статье с bigair написано Remember, resque is your LAST CHANCE, not the SECOND CHANCE. Так что, при применении запаски, надо именно бороться за жизнь а не, вафлЮ ловить, как говорит одна знакомая пилотесса
nd
пилот выходного дня
17 Окт 2001
Управляемая запаска от Edel
> stearable apex dome - управляемый со втянутой вершиной - ИМХО гибрид обычной запаски и дуба, с щелями в куполе.
Точно так - вот такая запаска от Edel:

http://www.edel-paragliders.com/Mains.html/main-Products-res.html#Securamax
nd
пилот выходного дня
17 Окт 2001
Пригляделся к картинке, и...
...обнаружил, что дырка (щель) у запаски - СПЕРЕДИ!
Одно из трех - или это фотомонтаж, или пилот пристегнул запаску задом наперед, или я вообще ничего не понимаю...
Lada
пилот выходного дня
17 Окт 2001
Re: "Щелевые" запаски
Возможно, на картинке просто плохо видны остальные щели.Например у Параависовской запаски их 4. Она в плане напоминает двойной крест (т.е. как бы один крест наложен на другой с поворотом на 45 о), см. УРЛ

http://www.paraavis.com/htm/ru/gliders/sp33.htm
nd
пилот выходного дня
17 Окт 2001
Re: "Щелевые" запаски
Нет, это не совсем то - у Параависовской щели расположены симметрично по периметру, у нее нет ни "переда", ни "зада" B-)
А у управляемой щелевой запаски (как и у "Дуба") щели сзади (это отчетливо видно на картинке от Edel), чтобы создавать направленную утечку воздуха из купола.

Может быть, конечно, у продизайновской запаски одна маленькая щель спереди, и несколько больших (которых на картинке не видно) сзади, но зачем бы это?
io
Гость
17 Окт 2001
Re: "Щелевые" запаски
По поводу щелевых запасок и веселой картинки Про Десигна. Если рассмотреть ее поближе, то видно, что конструктивно щель выполнена как на запасках от Параависа, то есть к щели приходят две стропы, которые потом сходятся в ОДНУ (это важно). С противоположной стороны купола есть некоторая грыжа, которую можно принять за ответную щель. В принципе подобная схема управления реализована на десантных куполах Д-6, но там от щели идут ДВЕ НЕЗАВИСИМЫЕ стропы, натягивая которые можно разворачивать купол, что в купе с перекосом свободных концов делает его (купол) "управляемым". Но, заметьте: две стропы. А за одну ветвящуюся стропу управлять куполом не получится. В НИИ Парашютостроения проводились разработки по адаптации Д-6 к использованию системы с принудительным вводом, то есть не со стабилизацией, а "на веревку" (я , кстати, сам принимал участие в испытаниях этой системы. Аж три испытательных прыжка сделал ). Так вот там щель управления была зашита лентой по нижней кромке во избежание перехлеста при раскрытии. Но это совсем другая песня. Так что мне кажется, что щели тут нужны только для компенсации раскачки, к которой склонны все круглые купола со втянутой вершиной и короткими стропами.
Alexis J. Tarasoff
Гость
18 Окт 2001
Запаска ПарААвиса
Действительно, ПарААвис прорубил щели в юбке своего СП33 исключительно ради получения устойчивого снижения. СП33 -- парашют схемы pull down apex (со втянутой вершиной), но без полярного отверстия. Раскачка же возникает засчет того, что сжатый воздух под куполом периодически вырывается наружу. Симметрично расположеные щели или центральное отверстие нужны для того, чтобы воздух стравливался более-менее спокойно, а не вылетал из-под купола кусками .
Stayer29
Гость
17 Окт 2001
ПРОСТО ОФИГЕТЬ !!!
Наши неанглоязычные братья не должны быть лишены прочтения этого, предлагаю скоординироваться, разделиться и напечатать кто скока сможет. Я готов сегодня вечером дома посидеть попечатать. Завтра выложить свой кусок. Постите reply'и на это сообщение кто тоже готов поальтруиствовать, если нас будет хотя бы пяток (тем паче десяток), то чего там печатать, peanuts
Alex Vrublevsky
Гость
17 Окт 2001
Re: ПРОСТО ОФИГЕТЬ !!!
могу взять на себя часть перевода, но за перевод технических\специфических слов поручиться не могу - нет практики и словаря(я оставлю эти слова без перевода.. и сброшу, скажем, тебе на мыло для окончательной обработки..)
Alex Vrublevsky
Гость
17 Окт 2001
Re: ПРОСТО ОФИГЕТЬ !!!
я уже начал перевод первого пар. - к семи по Москве вышлю, с вас остальное
Rain
Гость
17 Окт 2001
Согласен поучавстовать если нас будет минимум 3. Скажите откель и докель переводить, но вообще...
стоит выучить ангийский хотя бы из-за фразы suddenly the shit hits the fun... Я перся как уж по стекловате )
Гость
17 Окт 2001
Re: Согласен поучавстовать если нас будет минимум 3. Скажите откель и докель переводить, но вообще...
Позовите еще Сержио Запи, он наверняка знает всяческий технический сленг
Alex Vrublevsky
Гость
17 Окт 2001
Re: ПРОСТО ОФИГЕТЬ !!!
Получи фашист гранату :о).. К сожалению, не знаю как послать все это на мыло => посылаю "открытым текстом", заготовку перевода, где не знаю - не переводил (нет словаря) или догадывался. Но, думаю, для дальнейшей обработки будет нормально...
=================================================================================
Написано: Claus van den Hoek Email: Y3ZkaG9la0B4czRhbGwubmw=
Пилот: Claus van den Hoek
Опыт\квалификация: Продвинутый
Купол: DHV 2 Подвеска: Mousse, latest technology Шлем: Full Face (полностью закрытый)
Место полетов: Mayrhofen, Austria (Europe) Дата: 24 Мая 2001

Описание: Мы стартовали с Arbiskopf около Mayhofen, Austria, известный своими очень турбулентными условиями («болтанкой») в мае (так называемыми «Hammerthermik» - молотко-термиками??), но в тоже время прекрасным местом для кросс-кантри (XC) полетов. Для проведения "Masterclass in XC", я вместе с другими 8ю пилотами (включая Jurgen Stock AKA Stocky и Stefan Stiegler AKA StieglAir) собрались под кромкой облачности на высоте 2500 м. для продолжения полета. «Облизывая» края и основу облака, которое уже распадалось (основа расширялась), мы имели легкий подъем в 1 - 1-1/2 m/s. Внезапно дерьмо налетело на забор (от переводчика – дословный перевод, подставьте то, что считаете нужным). Из голубого неба я был всосан в облако при +15 m/sec. Немедленно я выполнил spiral dive (спиральное ныряние\спуск?), меня крутило с такой силой, что мои подошвы почти слетали с мест. Мой вариометр сходил с ума в то время как я выполнял свободное падение… ???(My vario went bezerk beeping like I mad while I was making a free fall upward during a spiral dive !) Я понимал, что это «не есть хорошо» и решил продолжать это родео до тех пор пока облако не выплюнет меня. Я ожидал, что высота облака не может быть больше 2 км. В момент, когда одной рукой я протирал свои очки что бы увидеть bearing?? на моем GPS, мой купол внезапно и очень сильно клюнул носом вперед, «запустив» меня прямо в цент купола. Полностью обездвижен? (entangled) и мумифицирован в собственном куполе я начал кажущееся бесконечным свободное падение. Мне удалось частично освободить себя и я уже падал лицом вниз с ногами спутанными стропами и примерно 1 кв.м. купола. Доставая запаску, которую я не мог найти с первого раза, я вспоминал: «Убедитесь в том, что вы действительно держите ручку запасного парашюта а не часть подвески…». Я остановил попытки разодрать свою подвеску на части, нашел ручку запаски и выбросил ее падая лицом вниз при Бог знает какой скорости. Она открылась с неимоверным whack (???) и я почувствовал like on the end of a lashing whip(???). Тоже самое делает моя шея сейчас. Теряя высоту (все еще в облаке), я собрал вместе все, что осталась от моего купола и по рации сообщил своим друзьям, что спускаюсь вниз на запаске. Мне пришлось повторить это 3 раза прежде чем они поверили мне и нашли меня в воздухе. Спускаясь на запаске, меняющиеся ветра долины заставили меня пересечь одну и туже линию электропередач несколько раз, но в конце концов я приземлился задом на 60 градусном склоне с небольшими деревьями (примерно 3 метра), поэтому PLF?? Был невозможен. После нескольких минут отдышки, я упрятал все в рюкзак и пошел к дороге. Моя спина до сих пор болит, но настоящая потеря- это мой разодранный купол. Мой вариометр превысил свое разрешение (?) как по скорости подъема, так и по спуску, превысив + и – 20 м\с. Наибольшая высота была 4021 м.
Анализ: Какие выводы я сделал после анализа этой ситуации с профессионалами? 1 – НИКОГДА не пытаться покинуть всасывающие облако при помощи spiral dive (?..понимаю но сказать не могу :о)). Это только отцентрирует вас в центре восходящего потока. 2 – ВСЕГДА применяйте «большие уши», выжимайте спидбар и держите постоянный курс, желательно в направлении, в котором вы ожидаете найти ближайшую кромку облака. Некоторое время Вы можете подниматься вверх , но в тоже время Вы будете двигаться от центра опасного восходящего потока и найдете край облака. 3 – НИКОГДА не верьте никакому облаку, даже тогда, когда все уже «играются» прямо под ним, оставайся близко к кромке (??????) и. 4 - Покупайте stearable apex dome reserve. Цена только немножко выше чем у нормальной запаски, но он дает тебе возможность избежать посадки в реку, на линии электропередач, на автомобильные развязки с двухсторонним движением или в другие нежелательные места. ( Я уже заказал себе stearable reserve от Pro Design в Innsbruck, Austria за US$ 550 ) 5 – Не покупайте дорогую запаску типа Rogallo. Тебе не надо запасного купола, который перенесет тебя в любую точку которую ты хочешь, но разорвется на части при открытии на скоростях, которые пришлось пережить мне. Он просто не спроектирован на такие нагрузки. Летайте безопасно! (кто говорит Пока, Claus


nd
пилот выходного дня
17 Окт 2001
Re: ПРОСТО ОФИГЕТЬ !!!
А что, классно получилось!
Некоторые коррективы (если позволите):

"Внезапно дерьмо налетело на забор"

На самом деле - в вентилятор, есть у них такое выражение, смысл, я думаю, понятен B-)

"spiral dive" - по-моему у нас называют "тугая спираль"

"bearing" - направление (в смысле по компасу)

"entangled" - запутавшийся

"whack" - в данном случае удар, рывок, шлепок

"like on the end of a lashing whip" - как на конце щелкающего хлыста

"PLF" - parachute landing fall - парашютная посадка с кувырком

"превысил свое разрешение" - "зашкалил"

Stayer29
Гость
17 Окт 2001
Alex ты просто герой, ты же выполнил всю работу
а я тока пришёл с презентации, тоже напереводился синхронно переводил презентацию наших партнёров из Бельгии.

> Но, думаю, для дальнейшей обработки будет нормально...
ну ты скромник, блин.
Отличный перевод, ты ж не в издательстве собираешь это печатать, главное что б всё понятно было.

хотя конечно при переводе (какой бы он хороший не был) очарование неминуемо пропадает, язык там одно "загляденье" :)

like on the end of a lashing whip - как на кончике хлыстающего кнута :)

> оставайся близко к кромке (??????)
оригинал: stay close to the edge - имеется в виду к краю, т.е. не будь под серединой, чтоб близко было удирать :)

stearable apex dome reserve
это Клаус в очередной раз допустил грамм. ошибку , правильно steerable - управляемая

Короче спасибо тебе Алекс.
Удачи,
Степанов Саша.
windover
Гость
18 Окт 2001
Re: ПРОСТО ОФИГЕТЬ !!!
Ага, в 96 году, в Грузии, в Гудаури, влетел в тучу, высота входа была в районе 2600-2650, затащило на 3300, прибор зашкалило, больше 24м в сек...
windover
Гость
18 Окт 2001
Re: ПРОСТО ОФИГЕТЬ !!!
Болтанка страшная, аппарат Альфа Зайцевская, а за несколько дней до этого я зацепился за кресло канатки при посадке и порвал кучу строп и сам аппарат пришлось сильно латать. Но поток был такой силы, что как в трубе...Уши закладывало...Выкинуло очень далеко, поехали меня спасать и нашли часа через два. Отделался очень легко. Про запаску даже не вспомнил, пошевелиться было страшно! Урок на всё жизнь!
Gaudi
Гость
18 Окт 2001
А что за прибор?
Я знаю, что вариометр у Дигифлай (извините за нерусское произношение) показывает от-до+25м/с. А у тебя какой был?
windover
Гость
18 Окт 2001
Re: А что за прибор?
А прибор, уже не помню, то ли Алиби, но похоже на Пиккало+ ....
niknik
пилот XC
18 Окт 2001
Mayrhofen, Austria
Кто-то спрашивал ранее насчет Австрии, мол как там летается.Тут вот коллега Клаус уже написал...
Я в там тоже летал прошлой зимой во второй половине января. Майрхофен - место очень симпатичное, удобства просто великолепные, особенно для катания и на лыжах и на доске есть где оторваться (я выходил за красные флажки и катался по целине). Высшая точка - 3250м ледник Хинтертукс. Путевка на две недели 14-28 янв стоила 550 долл США (трансфер, гостиница *** очень милая, завтрак) + скипасс 100-250 долл на 2 недели в зависимости от зоны катания (я за две недели объехал только половину).
Что касается полетов, горы - они и есть горы. Широкая и длинная центральная долина - возможны хорошие маршрутные полеты, С посадками проблем нет. Правда в январе термичка была слабая, держало еле-еле. Летают и тандемы и соло пилоты. На них можно ориентироваться.
Тут Клаус пишет, дескать Mayrhofen, Austria, infamous for very turbulent conditions. Что правда, то правда. Я тоже один раз попал в довольно неприятные turbulent conditions (разбор приводил где-то в открытой парапланерной конференции) ну горы - они и есть горы, от погоды сильно зависят полеты. Казалось бы условия очень мягкие, ан нет... вот давеча в Турции у самого синего моря, а все равно поймал поток +7.2 (ветра небыло) причем аппарат - Танго складывало довольно сильно ... вобщем аккуратнее надо.
Короче Австрия мне очень понравилась, в этом году опять собираюсь. Если сравнить с Домбаем, то никакого сравнения
По всем параметрам.

http://www.alpineskimaps.com/austria/mayrhofen/winmap.htm

  Форумы paraplan.ru ParaForum как народ в облаках летает - accident report from bigairpara