Форумы paraplan.ru ParaForum Теория Правильно ли потерю крылом гориз. скорости именовать "срывом"?
Igor C
АвторТемы
17 Июн 2012
Правильно ли потерю крылом гориз. скорости именовать "срывом"?
Вопрос возник из-за этой темы. Поскольку там много сообщений, решил вынести отдельно, чтобы не затерялось.

В чём суть? В том, что на форуме нередко потерю крылом гориз. скорости называют "срыв". Как в указ. теме, например. А правильно ли это?
Есть "классический" срыв: пилот летит с нормальной скоростью, наполнение/давление в куполе тоже в норме. В какой-то момент пилот глубоко затягивает клеванты и оставляет их в таком положении. Крыло выходит на критич. угол атаки и остаётся на нём, с тенденцией к ещё большему его увеличению. Происходит срыв потока. Крыло уходит назад, ну и т.д.

Теперь рассмотрим другой пример. Неопытный/начинающий "точнист" заходит на мишень, со слишком большим превышением. Стремясь во что бы то ни стало попасть в кружок, применяет приём "торможение-отпускание" и слишком увлекается. Заметим, что крыло при этом на критич. углы атаки не выходит, оно остаётся с виду в нормальном положении/состоянии. Но гориз. скорость параплана становится всё меньше и меньше, и ниже опред. предела крыло теряет наполнение (которое обеспечивается только скоростью), далее форму и подъёмную силу, и превращается либо в плохое подобие парашюта, на котором пилот и приземляется с повышенной верт. скоростью (падает, проще говоря), либо вообще в болтающийся кусок материи, не поддающийся каким-то законам аэродинамики, и тоже падение.
Так вот, - можно ли, точнее, правильно ли этот второй пример именовать "срывом"? Ведь крыло не выходило на критич. углы атаки, а просто потеряло скорость.
Вопрос не терминологический, а практический, чтобы не было путаницы и непоняток при разборах. Чтобы вещи назывались точно, и была ясна физика процессов, что поможет пониманию и избеганию опасных ситуаций.

Если вернуться к упомянутой вначале теме и видео, то там остановка крыла была вызвана предварительной средней затяжкой клевант и сильным пузырём в сочетании с неотпусканием, опять же, клевант. Но классической картины срыва крыла с уходом назад там нет, есть его остановка (потеря скорости) и далее... как написано выше про точниста, я по крайней мере, так увидел ситуацию. И крыло всё время оставалось в гориз. положении, вплоть до потери им лётных качеств.
Тем не менее в той ветке всё время пишется о "срыве".
Редактировалось: Igor C (17 Июн 2012), всего редактировалось 1 раз(а)
Cruiser
Гость
17 Июн 2012
Re: Правильно ли потерю крылом гориз. скорости именовать
Наверняка я получу кучу минусов за чайниковское мнение и неточности в терминологии, тем не менее, попробую свое мнение выразить.
Исходная точка: пампинг и потеря скорости. Потеря скорости - это следствие пампинга. Пампинг - прокачка крыла, при которой воздух резко выходит через заборники и задняя кромка также резко подгибается и резко восстанавливается. При резком поджатии на задней части профиля будет возникать кратковременный срыв потока, который не будет развиваться, поскольку клеванты мы так же быстро и поднимаем. Поэтому может создаться иллюзия, что срыва потока нет... на самом же деле срыв потока (отрыв верхней струи обтекания) возникает в момент потери скорости ниже минимальной для данного угла атаки. А поскольку угол атаки не менялся, то и возникает иллюзия, что срыва потока нет...
Еще пример, который может помочь пониманию. Возьмем пенопластовую модель самолетика. Пусть его полетная скорость 5 м/с. Срыва нет. Возьмем его в руку и будем двигать вперед со скоростью 1 м/с. Представим себе картину обтекания при таком движении. Срыва, как ни странно, тоже нет, хотя скорость потеряна... а теперь вспомним, что параплан после потери скорости испытывает на себе еще и вес пилота! Тогда в модели пенопластового самолетика мы должны будем не только двигать его вперед со скоростью 1 м/с, но и вниз с возрастающей скоростью. В этом случае срыв потока явно есть, поскольку угол атаки (относительно вектора скорости набегающего потока) стал закритическим.
Второй вариант. Промоделировать данную ситуацию на пенопластовой, жесткой модели парапланериста. В условия заложить: угол атаки не изменяется, колебания по тангажу минимальны и ими можно пренебречь. Пронаблюдав картину обтекания "жесткого" параплана, сразу станет ясно, что есть отрыв потока от верхней поверхности... мы слишком привыкли, что на мягком крыле срыв - это полет спиной вперед.
Ответ на поставленный в теме вопрос: считаю, что следует говорить о срыве потока как следствии потери скорости. Т.е все-таки срыв потока, а не что-то еще.
По существу: видео я не смотрел из принципа, чтобы ответить на поставленный вопрос "как есть". Но лучше все-таки не копать терминологию, а выяснить по видео, какие были совершены ошибки. Я, например, пампинг не использую вообще, т.к. считаю, что не сумею безопасно выполнить его при посадке.
Леха.
Igor C
АвторТемы
17 Июн 2012
Re: Правильно ли потерю крылом гориз. скорости именовать
Цитата:
Ответ на поставленный в теме вопрос: считаю, что следует говорить о срыве потока как следствии потери скорости. Т.е все-таки срыв потока
Всё-таки, строго говоря, срыв потока - это когда крыло выходит на некоторый слишком большой угол атаки, а не тогда, когда скорость падает:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Срыв_потока
Это потом уже она падает, после срыва.

...А вообще, наверное, этой темой хотел обратить внимание на опасность снижения скорости (показательный пример - с точнистом, выше). Термин "срыв" в данном случае не отражает объективно картину процесса. Крыло внезапно теряет наполнение и превращается в беспомощный кусок тряпки, пилот падает. Видел такие случаи в реале. Хорошо, высота была небольшая, метра 3.
ingener
пилот выходного дня
18 Июн 2012
Re: Правильно ли потерю крылом гориз. скорости именовать
Цитата:
Всё-таки, строго говоря, срыв потока - это когда крыло выходит на некоторый слишком большой угол атаки, а не тогда, когда скорость падает:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Срыв_потока
Это потом уже она падает, после срыва.
Неточно выразились.
Срыв потока - это именно срыв потока, то есть изменение характера обтекания. Конечно, чаще всего он происходит при увеличении угла атаки выше какого-то определенного значения. А угол атаки чаще всего достигает этих значений вследствие потери скорости в сочетании с зажатием клевант.

Часто парапланеристы путают срыв потока (изменение характера обтекания) с задним свалом (фигурой пилотажа) или парашютированием (режимом полета). Задний свал - это фигура пилотажа при которой крыло с сильно зажатыми клевантами начинает двигаться назад и теряет почти весь воздух из оболочки крыла. При этом наблюдаются обычно и срыв потока и парашютирование. После срыва потока (без заднего свала) тоже как правило наблюдается парашютирование. Хотя возможно множество различных вариантов, например негативная спираль, при которой часть крыла обтекается нормально, а часть - со срывом потока.
tornado-01
1-й разряд
17 Июн 2012
Re: Правильно ли потерю крылом гориз. скорости именовать "срывом"?
И полный, и глубокий - оба срывы, потому как происходит срыв потока с крыла (частичный при глубоком и полный при полном).
Yojan
пилот выходного дня
17 Июн 2012
Re: Правильно ли потерю крылом гориз. скорости именовать "срывом"?
Цитата:
Ведь крыло не выходило на критич. углы атаки, а просто потеряло скорость.
Ну оно-ж не зависло в воздухе? Вертикальную скорость оно не потеряло?
И какие это углы атаки, если не закритические? Мне каэца, вы путаете углы атаки и тангажа.
wlkw
пилот выходного дня
17 Июн 2012
Re: Правильно ли потерю крылом гориз. скорости именовать "срывом"?
Цитата:
При резком поджатии на задней части профиля будет возникать кратковременный срыв потока, который не будет развиваться, поскольку клеванты мы так же быстро и поднимаем. Поэтому может создаться иллюзия, что срыва потока нет... на самом же деле срыв потока (отрыв верхней струи обтекания) возникает в момент потери скорости ниже минимальной для данного угла атаки. А поскольку угол атаки не менялся, то и возникает иллюзия, что срыва потока нет...

Вы хорошо описываете "нулевую" точку равновесия ситуации. Здесь одновременно и срыв и не срыв, все зависит от того, с каким знаком будет меняться ускорение процесса. Если с минусом (для пилота), то получите полноценный срыв.
Если плюс, то летим дальше, система самостабилизировалась.
Если остались в "нуле", то имеем хреновый парашют над собой, ждем чем все закончиться или что-то делаем, если интересен результат. Ну, хотя бы запаску кинуть можно или подготовиться к посадке....
Редактировалось: wlkw (17 Июн 2012), всего редактировалось 1 раз(а)
LILO
пилот выходного дня
18 Июн 2012
Re: Правильно ли потерю крылом гориз. скорости именовать "срывом"?
а какой угол атаки при парашютировании?
что-то близкое к 90 градусам, т.е. поток сорвался уже давным давно
угол атаки и угол тангажа - это разные вещи, как правильно уже сказали выше
LILO
пилот выходного дня
18 Июн 2012
Re: Правильно ли потерю крылом гориз. скорости именовать "срывом"?
Потеря горизонтальной скорости при сохранении отрицательной вертикальной и есть увеличение угла атаки до непотребных величин, верно?
Т.е. срыв потока будет точно, а как будет протекать процесс (задний свал крыло в смятку и назад, или доской без потери наполнения, или парашютирование) это уже другой вопрос.
Олег Вас.
18 Июн 2012
Re: Правильно ли потерю крылом гориз. скорости именовать "срывом"?
Инженер вроде доходчиво и правильно объяснил.
Любое крутое снижение (с наполненным крылом, исключая пикирование, спираль) можно назвать срывом. Парашютирование - частный случай срыва.
Свал аналогичен самолетному падению на хвост. Этот режим кратковременный. Именно он проверяется при тестировании (как опасный и вероятный для ступорнутых чайников). Также парашютирование практически легко и непредсказуемо может перейти в свал.
Олег Вас.
19 Июн 2012
Re: Правильно ли потерю крылом гориз. скорости именовать "срывом"?
В предыдущем сообщении, говоря о крутом снижении, я конечно имел ввиду идеальные условия, штиль, отсутствие вертикальных потоков (так на всякий случай).
Тут упоминался термин "тангаж". Это угол между осью самолета и линией горизонта. У параплана довольно спорная линия оси. Да и значительно изменять угол тангажа и удерживать его сколь-нибудь долго параплан может только в спирали.

При сильной затяжке клевант (у многих крыльев чуть за пределы рабочего диапазона) и удержании их практически сразу развивается срыв потока, крыло тормозиться, срыв усиливается, далее непродолжительная фаза парашютирования и свал. Решайте сами что называть "срывом".
Редактировалось: Олег Вас. (19 Июн 2012), всего редактировалось 1 раз(а)
dok73
пилот выходного дня
20 Июн 2012
Re: Правильно ли потерю крылом гориз. скорости именовать "срывом"?
Цитата:
Ведь крыло не выходило на критич. углы атаки, а просто потеряло скорость
Просто потерять скорость, летя на одной высоте нельзя. Каждой скорости соответствует свой угол атаки.И когда он превышает максимальнодопустимый происходит срыв потока. "Просто потеряло скорость"))))
переЛетчик
22 Июн 2012
Re: Правильно ли потерю крылом гориз. скорости именовать "срывом"?
Есть срыв потока обтекания крыла ( для параплана - парашютирование), а у параплана есть еще и срыв или свал самого крыла (крыло теряет свою форму) , это часто путают.
Редактировалось: переЛетчик (22 Июн 2012), всего редактировалось 1 раз(а)
Олег Вас.
22 Июн 2012
Re: Правильно ли потерю крылом гориз. скорости именовать "срывом"?
Как неоднократно звучало параплан очень своеобразный л.а.
Тоже и в отношении срыва. При затяжке клевант на отогнутой части развивается жуткий срыв. Фактический угол атаки за счет изменения геометрии профиля сильно увеличивается. При этом большая часть (передняя) несущей поверхности продолжает какое-то время обтекаться под прежним углом.

Как видите все непросто и неоднозначно. Поэтому вопрос топикстартера имеет место быть.

  Форумы paraplan.ru ParaForum Теория Правильно ли потерю крылом гориз. скорости именовать "срывом"?



Перейти: