Абхазия. Страна души и тела


Страна души и тела

Внимание!!! В тексте ниже упомянут клуб «Пеликан». Информация, относящаяся к клубу не проверялась более трех лет и возможно устарела. Пожалуйста, отнеситесь к ней критически и используйте на свой риск. Спасибо за внимание. Текст будет переписан как только появится более достоверная информация по данной теме.

Основной русский вопрос — отнюдь не "Кто во всем этом виноват" и даже не "и что нам теперь со всем этим делать". Основной вопрос наступающего, равно как и всех прочих сезонов — Куда крестьянину податься? На что угробить единственный и неповторимый отпуск в этот раз? Действительно, столько разных замечательных летных мест — Dune de Pyla , Lac d’ Annecy , St andre les Alpes , St . Hilaire, Greolieres во Франции, Castelucco или Bassano del Grappa (как звучит, вы только прислушайтесь) — в Италии. А ещё Австрия, Швейцария. Я уж не говорю о солнечной Испании. А мекка мирового парапланеризма — Олудениз? Достоинства этих мест неописуемы — в том смысле, что там бывает очень хорошо. Однако есть и минусы. Основной — к сожалению, самый банальный — финансовый. В Олуденизе подъем на гору всё дорожает и дорожает и становится всё более ощутимой статьёй в бюджете поездки. Вояж в Европу по определению никогда не был дешёвым мероприятием. Экзотика вроде Индии, Таиланда и Вьетнама тоже не отличается бюджетностью — в основном, правда, по причине дороговизны билетов.
Есть и ещё одна причина — не секрет, что большинство культовых летных мест не особенно интересны нормальным людям. К которым чаще всего относятся прекрасные половины и дети пилотов. И действительно, хорошее место — это прогреваемая солнышком горка, острые чёрные скальнички, высокая инверсия. То-есть высокогорная пустыня. А отнюдь не теплый пляж, который предпочитают боевые подруги суровых бойцов. Это обстоятельство разрушает семьи. Дети плачут по ночам, спрашивая в сотый раз "Где наш папа?". Супруги тоскуют друг по другу. Демографическая ситуация в стране ухудшается.
Партия и правительство борются с опасной тенденцией. Московское правительство уже заказало Церетели памятник Лермонтову. Изваянному вместе с Машуком в две натуральные величины. В честь товарища Клементьева в подмосковье будет насыпана точная копия горы его имени. Жаль только жить в это время прекрасное…
ПОЭТОМУ
Инициативная и непоседливая команда paraplan.ru совместно с прочими активными камрадами изо всех сил ищет и понемногу находит новые для российских пилотов лётные места, стараясь в меру скромных способностей донести найденную информацию до уважаемой парапланерной общественности. Одно из понравившихся нам мест называется банально и до ностальгических слез знакомо каждому советскому гражданину. Итак:

Абхазия. Гагра

Расположение и способ достижения

Гагра. Местными исторически произносится в единственном числе. Я из Гагры, едем в Гагру, Гагринский пацан. Приезжий щеголяет литературными "Гаграми" и вычисляется мгновенно.
Небольшой городок на побережье черного моря. Карта прилагается. Из климатических особенностей можно отметить относительную сухость климата для тех мест, что было по достоинству оценено еще принцем Ольденбургским. Вообще, желающим лучше понять эту местность горячо рекомендую прочесть книгу "Сандро из Чегема" Фазиля Искандера. Хотя речь там идет о временах, давно прошедших, менталитет населения не изменился совершенно.
Узкая полоска города на юго-востоке переходит в знаменитую ещё по легенде об аргонавтах Колхидскую низменность. Впрочем, подробную краеведческую информацию вы можете получить у местных. Вам с удовольствием расскажут, как всё было и есть, под стакан чачи или красного вина.
Итак:
Быстрокрылый серебристый лайнер вмиг домчит вас до аэропорта Адлер города Сочи. Доехать можно и поездом, алгоритм действий при этом не меняется.
Билеты на самолет стоят от 4500 до 6000 руб. в оба конца. Заказать с доставкой их можно по телефону 542 77 40. Имеет смысл лететь утренним рейсом, так как Гагра расположена все же за границей, а потери времени на ее переход, к сожалению, непредсказуемы. Получив багаж (кстати, сдавая его, не забудьте спрятать все пряжки и висящие хвосты рюкзаков как можно дальше, т.к. старый адлерский транспортер может их оторвать), не обращая внимания на таксистов и прочую мишуру, с каменным лицом идёте на площадь и ищете скопление Газелей-маршруток. Вам надо "На Псоу". Имейте в виду, что стоимость проезда до означенного Псоу — это пограничный переход через одноименную речку — составляет максимум 20-30 руб. с носа. Расстояние — около 20 км., ездят туда и автобусы за 10 р. Поэтому не ведитесь на предложения домчать с ветерком на таксо всего за 500 р. Можно нанять Газель целиком — но за те же 300 руб.
Желательно договориться с водителем заранее о том, чтобы "подъехать прямо к воротАм", за это нужно немного доплатить, так как это не разрешается дежурящей у поста милицией. Но слова "нельзя" на юге не существует. ВоротА предназначены для проезда автомобилей, и за право пройти в них пешком необходимо либо немного (50 р. с носа) заплатить пограничникам (процедура знакома любому общавшемуся с ГАИ водителю), либо, при наличии таланта, просто договориться. "Подъехать к воротАм" сэкономит вам пару километров пешего пути по жаре (дождю). Их можно облегчить, дав немного денег носильщикам с тележками, которые отвезут ваши ЛА к КПП. Немного — это 10-30 р.
Прохождение границы требует паспорта с российской пропиской. Денег платить, как правило, не нужно, за исключением взимаемого обычно в первую четверть луны курортного сбора в 20 руб. с носа на абхазской стороне. Смехотворность суммы не портит настроение. Препятствий при переходе не чинят ни российские, ни абхазские погранцы, таможенного досмотра В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ нет, поэтому не переживайте абсолютно. Единственной проблемой будет необходимость пешего перехода около 500 метров через мост и по узкому коридору, в котором с рюкзаком за плечами разойтись со встречным сложно. Процедура перехода занимает от 15 минут до пары часов — иногда бывают пересменки, и прочие форс-мажоры. Причём всегда с Российской стороны.
Перейдя через границу, вы можете подойти к любой машине, Газели, автобусу и спросить — можно ли доехать до Гагры. Если спросят "куда именно" — ответить "около милиции". Это " за павильоном " и "не доезжая до центра". Реально нужно въехать во двор местной милиции, проехать его насквозь и через 50 м слева на берегу моря и речки-переплюйки вы клуб и дайв-центр "Пеликан" (Произносится " Пиликан"). Характерный колдун и мерзкий цепной пес по кличке Баркас не дадут вам ошибиться.

Клуб "Пеликан"

Клуб "Пеликан", пользуясь местной терминологией "присматривает" за парапланеристами. В основной своей деятельности этот клуб активно предлагает практически весь спектр развлекательных услуг на воде, под водой и над водой, а так же в горах и над горами. Кроме того, именно эти люди осуществляют спасательные операции, осуществляют координацию и метеообеспечение полетов. Они могут свозить вас на дайвинг, жену покатать на парашюте за моторкой, детей — на водяном банане. Могут покатать на лошадях по высокогорью с поеданием настоящего шашлыка. Еще у них есть водный мацацикл. Если вы собираетесь летать — а как иначе вы добрались до этого текста — Вам придется зарегистрироваться и уплатить разовый регистрационный взнос 600 руб. Это плата за спасательное и метеорологическое обеспечение полетов. Во взнос входит: хранение куполов на базе Пеликана, человек, сидящий на берегу и сообщающий о направлении и силе ветра на посадке, моторная лодка, стоящая под парами, на случай падения в воду, спасательные работы в случае посадки на дерево, а также выпускающий на старте. По всем вопросам, связанным с полетами, обращайтесь к Андрею Белому — дайвмастеру «Пеликана». В случае попыток навязать вам дополнительные платежи или сократить список услуг — разруливайте ситуацию с ним — он честный и ответственный человек, и летает сам. Также силами клуба можно организовать доставку пилотов на старт на "Газели". Телефон клуба — 8-10-7517-21-17-267

Размещение

Вариантов размещения масса, начиная от жилья в частном секторе за 100 руб с носа, до гостиницы за 300 руб.

Питание, цены и валюта

Питаться лучше в многочисленных кафе. Средняя стоимость обеда для голодного мужика — 120-150 руб. После такого обеда встать из-за стола весьма затруднительно. Рекомендуется, как и везде, ходить в кафе, в которых едят местные. Это аксиома.
Цены на еду в магазинах сравнимы с общероссийскими, валюта — естественно, рубли, никаких евро и долларов. Обменников практически нет — один-два на весь город. Меняйтесь в Москве, благо, денег здесь надо немного. Персонал в кафе, магазинах и прочих местах очень приветлив — долгое время Абхазия не посещалась туристами по политическим причинам.
Рынок не особенно радует. Цены довольно высокие, хотя и ниже сочинских. Бензин несколько дороже, чем в России и есть далеко не всегда — отсюда проистекают довольно дорогие такси.

Внеполётные развлечения

Как уже упоминалось, в Абхазии существует прекрасная возможность отдыха не только для пилотов, но и для членов их семей. Возможные самые различные варианты полезного времяпровождения. В том же самом клубе "Пеликан" вам и вашим близким предложат следующую гамму развлечений: погружение с аквалангом под руководством сертифицированного инструктора на новом западном оборудовании; катание на парашюте за катером; катание на водяном «банане». Отдельным пунктом идет групповая конная прогулка в горах с чистейшим воздухом, с шашлыками и прекраснейшими видами. На экскурсионные поездки в пределах Абхазии можно потратить несколько дней и все равно будет мало: пещеры Афона, храм с органом в Пицунде, озеро Рица, Гегский водопад…
Относительно систем питания и спиртных напитков: лучше всего питаться в кафе (особенно рекомендую спросить в "Пеликане" — укажут на проверенные места), можно пройтись по нескольким и выбрать наиболее предпочтительные. Из спиртного рекомендуем, как ни странно, исключительно местную чачу — продукт весьма и весьма достойный. Во всяком случае, это один из немногих действительно крепких напитков, после которых на утро отсутствует похмелье. Осторожно. Не пытайтесь поджечь хорошую чачу. Замучаетесь потом тушить.
В качестве питьевой минералки призовое место занимает местная минеральная вода «Ауадхара». Ввиду того, что подделывать её смысла нет, то вы получаете её в первозданном чистом виде. Можно съездить на источник и попробовать непосредственно из крана 8-). Местные набирают минеральную воду в горах по дороге на старт, попросите, и вам покажут место, где бьет родник.
В то же время водопроводная вода пригодна к употреблению в некипяченом виде, и на наш взгляд, куда лучше московской.
Хочется отдельной строкой предостеречь особо буйных от купания в пьяном виде. Особенно ночью. Это довольно опасно, не пытайтесь геройствовать в одиночку — основное количество трупов на побережье поставляют как раз ночные купания. Купание в шторм тоже развлечение сомнительное. Море становится опасным задолго до того, как в него становится страшно лезть. Прибойный бурунчик высотой всего один метр вполне способен убить даже здорового трезвого мужика. Не говоря уже о детях или женщинах. Механизм простой : потеря равновесия (неизбежная, волна в любом случае сильнее вас) — удар головой о камень — рефлекторный вдох под водой. Всё. Когда вас найдут, будет уже поздно. Поэтому при малейшем усилении волнения выгоняйте детей на берег или пристально за ними следите.

Политика и безопасность

В бытовом смысле Гагра практически безопасна. Вечерние прогулки не отразятся на вашем здоровье. Однако, как и везде на Кавказе, необходимо быть осторожным в распитии спиртных напитков с малознакомыми людьми. Старайтесь не разговаривать о политике и прочих болевых точках. В то же время религиозных фанатиков и связанных с ними проблем в Абхазии нет и никогда не было. Большинство населения либо православные, либо, по старой традиции, язычники. Разговоры о Чечне за перевалами и возможной оккупации Абхазии Грузией — не более чем провокационные попытки привлечь клиентуру в Сочинские санатории. Надо понимать, что в горах расстояние в 200 км очень велико, так как преодолеть его можно только пешком или в лучшем случае на лошадях. Поэтому чеченским боевикам удобнее съездить в Москву.
Тем не менее, если вы собираетесь посетить приграничные с Грузией районы Абхазии — будьте осторожны и не ездите туда без надежных провожатых из числа местных. Старайтесь ограничить свои поездки территорией, ограниченной с юга городом Сухум. Тем более что основные туристические достопримечательности — озеро Рица с ущельем реки Бзыбь, источник Ауадхара, Новый Афон с монастырями и пещерами, знаменитый курорт Пицунда, Гудаута — там и сосредоточены. В случае, если у вас все же возникнут осложнения — обращайтесь к персоналу "Пеликана", вам обязательно помогут.
Очень важно! Имейте в виду, что досматривать при возвращении в Россию вас будут серьезно — с просвечиванием рентгеновскими лучами и заглядыванием под сетчатку глаза. Поэтому не приобретайте у местных жителей пистолеты, ручные пулеметы, гранаты, патроны и прочие незаконные в России вещи с целью привезти их домой. Это же касается и, хм…, натуральных дикорастущих пищевых добавок, с которыми в Абхазии тоже всё в порядке. Чачу надо везти тоже очень аккуратно, так как она, вероятно, попадает под определение взрывчатого вещества массового поражения. Без шуток, в аэропорту заставят вылить, если хорошенько не спрячете 😎

Полёты

Структура горы Мамзышха со стороны моря. От горы в сторону моря идет ряд хребтов, которые отходят от горы на высоте порядка 1,5 км и с небольшим понижением спускаются в сторону моря, при этом на высоте около 1 км резко спускаются в прибрежной полосе. Расстояние между хребтами порядка 1 км и меньше, ширина ущелий сопоставима с их глубиной. Хребты практически полностью покрыты высоким хвойным лесом, состоящим из очень (35-50 метров) высоких деревьев. Как раз в точке отхода двух таких хребтов (во всяком случае, достаточно близко) и находится основной старт.

Старты

Флари

Старт номер один — основной. Место называется Флоари,однако даже не все местные знают, где оно находится. Флоари расположен на горе Мамзышха, господствующей над Гагрой. Высота горы — около 1900 метров. Высота Флари — 1475 метров над уровнем моря. Поскольку посадка осуществляется на пляж — то ноль нужно выставить абсолютный. Добраться до Флари можно по асфальтированной дороге длиной около 30 км. Проще всего воспользоваться организованным подъемом "Пеликана", но можно и на такси. Убедительная просьба не платить более 300 руб за машину за подъем. Существует, как известно, тенденция повышения цен на услуги, пользующиеся спросом. Подъем на Флари стоит до 100 руб с носа. Вне сезона — 50-60. Точка. В машину помещается 3 человека с парапланами. Не искушайте местных бомбил. Я намеренно не даю ориентиров, где и как сворачивать, так как в первый раз вы просто обязаны оказаться там в компании знающего человека. Связано это обстоятельство с тем, что Флоари — достаточно сложный старт. Пилот обязан иметь отточенный навык переднего старта в условиях слабого попутного ветра. Общий уровень должен быть таким: 30-40 часов налета минимум, плюс Мамзышха не должна быть вашей первой горкой. В принципе, неподалеку от Гагры, в селе Цандрипш (бывш. Гантиади) можно потренироваться на небольшой горке. Но лучше уже всё уметь заранее. Старт происходит в коридоре из высоких деревьев шириной примерно 25 метров. Причем длина старта составляет приблизительно 25 метров практически ровной площадки, метров 15 достаточно крутого уклона. Дальше нужно отрываться и взлетать во что бы то ни стало — прекратить старт практически невозможно. Справа от старта расположены хребет и дежурный термик. Однако работать придется недалеко от очень высоких пихт в довольно драном, узком потоке. Начинать с него знакомство с горой не стоит. Слева достаточно большая чашка юго-западной экспозиции, там тоже иногда прёт. Но не всегда. Очень удобно ориентироваться по орлам, которые присутствуют часто и в большом количестве. Старт, повторюсь, основной, на нём почти всегда кто-то есть. Старайтесь не ждать непосредственно на старте — собирайтесь и раскладывайтесь в сторонке, проверяйте снаряжение, встёгивайтесь. Затем выходите на старт, раскладывайтесь и улетайте, не блокируя дорогу остальным пилотам. Стартовые окна определяются очень часто разрывами в затягивающих старт облаках и могут быть очень короткими. Долететь до посадки, расположенной на пляже, надёжнее всего прямо над дном ущелья, не прижимаясь к его стенкам. Перемахивать через хребты необходимо на высотах не ниже 100 метров, иначе есть возможность попасть либо в роторок, либо, что чаще, в сходящий с хребта мощный, но резкий и драный поток с сопутствующим нисходняком.

Вершина

Старт номер два. До него существенно сложнее добраться, так как асфальтированная дорога не доходит до вершины примерно 250 м по перепаду высот. То-есть доехать можно, но только на чем-нибудь вроде УАЗика, и очень медленно. Лошадь тоже подойдет. Но лучше всего ногами — это очень приятно и несложно, дорога проходит по высокогорному лесу, только возьмите с собой воды. Старт осуществляется с дальней вершины в направлении моря. Однако надо понимать, что большого смысла лезть на вершину нет. Склон достаточно пологий, воздух уже чувствительно разреженный, обычно ветер дует в спину — стартовать довольно сложно. Стартовать на восток, в Бзыбское ущелье, не рекомендуется — там очень сложно приземляться. Маршрут этот пока не освоен, спасработы на крутых склонах очень сложны. Не искушайте судьбу. На вершину стоит сходить лишь за прекрасным видом, открывающимся во все стороны.
На севере виден высокий горный массив — Арабика. Там расположена самая глубокая в мире из известных на данный момент пещера. Место очень интересно выглядит в плане полётов, но добираться туда довольно проблематично — далеко и плохая дорога.

Учебная горка

Расположена недалеко от дороги на Адлер, в пяти километрах от границы. Перепад высот составляет примерно 50 метров. Можно без проблем заехать по грунтовой дороге на машине на вершину. К сожалению, направление господствуюшего ветра не очень удачное. Как правило, склон обдувается косо, однако вечером, когда бриз стихает, горка почти идеально подходит для первоначального обучения и отработки навыков горного старта.

Прочие места

Наверняка возможен старт с дороги, идущей на вершину Мамзышхи, а также в других местах — в районе Нового Афона, Сухума. Абхазия практически не облётана. Здесь очень серьёзные горы. Да вы и сами увидите.

Погода

Господствующих ветров в Гаграх два. Новороссийский — то-есть западный. И Батумец — то-есть юго-восточный. Другие не пропускаются горными хребтами. На старте они, как правило, не ощущаются, однако формируют ротора от хребтов — правого и левого соответственно. Обычно нижняя граница облаков распологается в среднем на 1000 метрах. Причём ближе к морю — а до него 4,3 км по прямой — база находится где-то на 700-800м. Около старта — обычно на 1300. Прошу обратить на этот факт особенное внимание, так как старт расположен на 1450 метрах высоты. Соответственно, летом и осенью, при наличии облачности старт будет находиться в облаках — либо иногда, либо постоянно, в зависимости от мощности облаков и их плотности.Весной база выше, и поднимается на 150-200 м над вершиной — то есть на 600-700 м над стартом.
Рассмотрим более подробно метеорологию и процесс образования облаков в данной местности.
Метеорология типично прибрежная — со всеми дневными и ночными бризами, которые, в свою очередь, достаточно быстро меняются местами.
Типичная картина развития погоды происходит по следующему сценарию: с утра небо чистое как над морем, так и над горами. В этот момент на старте штиль, либо ветер переменного направления (я имею в виду старт Флари на 1450м, напомню — старт направлен строго на море).
По мере прогрева суши на старте, в следствии развития дневного бриза, появляются первые слабые появления встречного ветра, иногда с порывчиками. Одновременно начинают формироваться первые маленькие облачка. В принципе — наиболее удобное время для старта, так как старт ещё не затянут облаками и есть встречный ветер для удобного старта. Соответственно, купола проверяются в стороне, пилот приготавливается, выходит на старт и с МИНИМАЛЬНЫМИ задержками по времени взлетает. Вышеописанный период с наличием ветра и отсутствием облаков длится от десятка минут до получаса. В это время желательно выпустить максимальное количество пилотов, так как в последствии картина может измениться. Причём очень быстро.
Картина дальнейшего развития будет обуславливаться сугубо уровнем влажности, так как от неё зависит интенсивность и масштабы развития облаков в области старта. Возможны самые различные варианты: от абсолютно чистого неба в течении всего дня при сухом воздухе до огромных предгрозовых облаков, закрывающих гору со всеми стартами весь день. При наличии предгрозовых условий плотность и размеры облаков увеличиваются настолько, что полностью закрывают ущелья, делая невозможным проведение полетов.
В течении дня, как правило, плотность и размеры облаков более-менее постоянны. Возможны краковременные усиления или ослабления плотности, но если облачность уже развилась, то рассчитывать днём на её исчезновение не стоит.
При приближении вечера облака рассеиваются либо значительно ослабевают, но при этом начинает дуть вечерний бриз, и ветер на старте сначала стихает, затем становится попутным. По мере приближения к закату попутный ветер усиливается и делает старт весьма проблемным. В этот момент остатки облаков перемещаются в море, где и остаются, медленно рассеиваясь к утру.
При соблюдении всех вышеописанных правил полеты достаточно безопасны для пилотов соотвествующего уровня, а именно 30-40 часов налета минимум (+умение стартовать в штиль с первой попытки) при наличии на старте опытного выпускающего.
При полёте над серединой ущелья (как самый безопасный и удобный вариант) выход над морем осуществляется на высоте порядка 1000-800 метров в зависимости от качества купола.
Сам полет происходит в весьма красочных, прекрасных местах, после выхода на морем вы получаете возможность созерцать исключительно красивые виды и панорамы. Учтите — то, что видите вы в этот момент, можно увидеть только с воздуха!

На что необходимо обращать внимание

Перед каждым лётным днем заявляйте о полётах дежурному в клубе "Пеликан". Если вы на старте одни — предупредите по радио на лётной частоте дежурного в клубе о том, что вы стартуете, и будьте на связи до посадки. Если вы приземлитесь вдали от основного места посадки — известите об этом дежурного и сообщите, где вы приземлились, и требуется ли вам помощь.
В случае наличия на старте РП — беспрекословно выполняйте его распоряжения.
При полёте над городом на низкой высоте внимательно отслеживайте расположение высоковольтной линии, которая идёт параллельно побережью в районе предгорий на высоте примерно 200 метров над уровнем моря с ответвлениями в городскую черту. Поэтому рекомендуем вам сразу же выйти в море и там продолжать полёт, придерживаясь линии пляжа.
Посадка осуществляется ТОЛЬКО на прибрежную полосу, ширина которой составляет 50 и более метров. Пляж состоит из мелкой, обкатанной морем гальки, но есть и песок — не наберите в швы. Наиболее оптимальной будет посадка возле клуба "Пеликан": во-первых, ещё с высоты выхода к морю можно разглядеть реку, впадающую в море; во-вторых, возле клуба практически всегда устанавливается колдун и присутствует член клуба, который по рации поможет вам определиться с направлением и силой ветра; в-третьих, ввиду наличия вытекающей речки отдыхающие стараются выбирать место купания подальше от неё, освобождая вам место для посадки. На пляже иногда встречается мазут, так что есть еще один резон — укладывать крыло лучше на укладочном столе "Пеликана". Там же его можно оставить на хранение — в клубе всегда есть дежурный.
Ввиду возможности быстрого изменения погоды просьба внимательно относиться к командам с земли, особенно к предупреждениям об усилении ветра. Так как внизу с рацией стоят люди из числа местных, то в их прогнозам можно смело верить и беспокоить вас они просто так не будут. Так что если они предупреждают о возможности усиления ветра или о приходе грозы, то лучше всего максимально быстро спуститься и произвести посадку.
Вынужденная посадка на воду производится по ветру. Старайтесь приводняться ближе к клубу — у клуба есть мощный катер, используемый в том числе и для спасения на водах.
Возможность посадки в горах полностью исключена ввиду того, что они покрыты высоким лесом, и отсутствуют дороги для подбора и организации спасательных работ в случае посадки на дерево. Та дорога, по которой вы заехали на старт — практически единственная.
Не залетайте в ущелья, не имея запаса высоты для выхода к морю. Кое-где это может быть безопасно — если на дне ущелья есть дороги и огороды. Однако некоторые ущелья почти непроходимы даже местными охотниками, и радиосвязь там может не работать.
В случае травмирования смело обращайтесь в Гагринскую больницу — во время грузино-абхазской войны она была военным госпиталем, там опытный персонал и достаточные для оказания квалифицированной экстренной помощи технические возможности. В особо сложных случаях возможна вертолетная эвакуация, хотя до нее, понятное дело, лучше не доводить.
Есть еще одно соображение — места довольно дикие в хорошем смысле — так что есть шанс встретить и медведя, и волков. Это может быть совсем не смешно. Старайтесь в горах не отходить друг от друга на большое расстояние и всегда держите при себе рацию. Можно пользоваться ей даже в городе, в Гаграх работает аналог "Домбайской Сотовой". Рация должна быть диапазона 144 мгц и включена в режим передачи на максимальной мощности.

Дополнительно снаряжение

При проведении полетов в горах ОБЯЗАТЕЛЬНО НАЛИЧИЕ РАЦИИ !!!
Экипировка пилота: помимо обычного набора вещей, необходимых в полете на равнине, при полете в горах (в Гагре вы летаете в горах) КАЖДЫЙ пилот обязан иметь при себе в полете следующий комплект: альпинистский реп-шнур диаметром 6-8 мм и длиной не менее 30 метров, спусковое устройство "восьмерка", несколько альпинистских карабинов и дополнительная петля из широкой стропы, длиной порядка 2 метров. Кроме того, необходимы: нож, фонарик, спички или зажигалка и кусок полиэтилена. Желателен GPS . Все это необходимо будет Вам для организации самоспасения в случае посадки на дерево. То, что вы берете это с собой в полет, подразумевает, что вы можете все это использовать. Методика использования данного снаряжения была показана на мастер-классе номер 12.

Связь, сигнализация

Рабочая частота, используемая пилотами, фиксирована — её можно узнать в клубе "Пеликан", как организации, сопровождающей вас, обеспечивающей вашу безопасность и спасение в случае необходимости.
Частота для праздной болтовни выделяется отдельная. Проблем с разрешительными органами пока не возникало — на туристов и их художества тут смотрят сквозь пальцы. Единственная возможная проблема с радиостанциями диапазона 144 МГц — не имея радиолюбительской лицензии на такую станцию, Вы рискуете расстаться с ней на российской таможне, проходя её при выезде иб Абхазии. Чтобы этого избежать, разберите рацию и разместите отдельные её части в разных местах вашего парапланерного рюкзака.
В случае какого-либо ЧП и начала спасательных работ все посторонние разговоры на частоте спасработ запрещаются. Если спасаемый пилот не имеет возможности смены канала рации — все разговоры переводятся на запасную частоту, как правило, на болтательную.
На большей части территории Гагры принимается сигнал Адлерских сотовых компаний, которые роумятся с Мегафоном или МТС. В то же время автоматически выбирается Грузинская сотовая связь (обозначение на дисплее телефона GEO), расценки которой на роуминг для нас иначе как зверскими не назовешь. Настраивайте телефон вручную на Кубань GSM.

Приложение

Полет на Арабику — описание полета D_I_M в район Арабики
Ссылка на карту-двухкилометровку (К37-11) (более 1 Мб)
Ссылка на карту-километровку (К37-033) (более 1 Мб)
Карта (250К) зоны полетов.
Та же карта с примерными секторами улёта.
Зелёный — стандартный маршрут вылета к морю
Синий — относительно безопасный сектор
Все остальные сектора малоизучены ввиду труднодоступности, но даже предварительный анализ указывает на большой риск при проведении полетов в данных местах ввиду отсутствия мест для посадки и наличия сложной горной аэрологии.

Внимание! Ситуация с Пеликаном!

К сожалению, данные по клубу Пеликан устарели и ситуация изменилась, причем в худшем своем проявлении.
Используйте поиск по форуму для наиболее свежей информации по Гагре.
К примеру, рекомендуем ознакомиться со следующими ссылками:
http://paraplan.ru/forum/viewtopic.php?t=62041
http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=686341
http://paraplan.ru/forum/viewtopic.php?t=59385

Дмитрий Бондарев aka d_i_m (d_i_m@paraplan.ru)
Алексей Больнов aka Alaska (alaska@paraplan.ru)
Алексей Тарасов aka theoretic (theoretic@paraplan.ru

Добавить комментарий