Аэрос довольно слабо представлен в России, несмотря на всемирную известность этой фирмы. Причина, однако, вовсе не в низкой привлекательности аэросовских парапланов. Немногочисленные российские владельцы недавно вышедшего на рынок Селекта (Advanced Intermediate, AFNOR Standard) остались очень дольны этим парапланом. Итак, что же получилось у знатных украинских селекционеров?..
Условия испытаний
Испытывался строго серийный Aeros Select L. Полетный вес участников примерно соответствовал верхней границе весовой вилки (110 кг). Подвесные системы: AVA Sport Tangra Side, Edel Rx, ParAAvis Triton, AsA/Aeros Sport. Условия полетов: ветер умеренный, термическая активность слабая, турбулентность слабая. Полеты проводились в Рыболово с использованием пассивной лебедки.
Конструкция
Theoretic: так получилось, что знакомство с аппаратом началось сразу с подъема купола, а не с изучения его в разложенном состоянии. Форма сразу напомнила многие западные «интермедиаты», предназначенные для пилотов выходного дня — довольно толстый профиль, разумное удлинение (~5.3), достаточно большие воздухозаборники без частичного закрытия передней кромки. Определенное своеобразие Селекту придают резко зауженные «уши». Забегая вперед, замечу, что эта конструктивная особенность сильно повлияла на поведение аппарата на некоторых нештатных режимах. Арочность на удивление небольшая, поверхности вполне гладкие.
Верх купола изготовлен из гельвенора, низ и нервюры — предположительно из SkyTex или кэррингтона. Пошив и крой вполне качественные.
Стропление — традиционный арамид. Строп немного, однако некоторая тенденция к запутыванию все-таки присутствует.
Свободные концы из тонкой мягкой ленты. Оригинально устроен плавающий А’-ряд, изменяющий крутку «ушей» при работе акселератором. Коннекторы обтянуты прозрачным термоусадочным кембриком, что для Аэроса типично. Стропы фиксированы на коннекторах резиновыми колечками. Фиксаторы клевант магнитные. Ручки клевант достаточно мягкие, комфортные.
D_i_m: При первом взгляде на подопытного не смог удержаться от смеха — белое брюшко, красный верх просвечивает розовым, а посередине — длинная тонкая красная прожилочка. Вопрос о национальной принадлежности отпал сам собой. Наверное есть и жовто-блакитний вариант, но бело-красный шматок сала над головой — это по-нашему. Очень узкие ушки, широкий центроплан, малая арочность, традиционное короткое арамидное стропление — больше и нечего сказать. А-ряд довольно хитрый, уши акселерируются через полиспаст, впрочем, мешает это только на старте и в первый раз.
Alaska: Первое впечатление — вытянутый по размаху, причем тянули хорошо, особенно уши.
Подъем купола
Theoretic: как и положено современному массовому крылу, Селект поднимается плавно, легко и спокойно. И технически, и физически подъем несложен. Усилие на А-рядах умеренное, однако сломать переднюю кромку не так легко. Избыток усилия на А-рядах приводит к промятию передней кромки, которое легко исправляется приотпусканием рядов без падения купола на землю. Купол не стремится обогнать пилота даже при довольно сильном ветре. Техника подъема может быть практически любой, в т.ч. и через крен. Риск недовывода при буксировочных полетах достаточно мал. В общем, никаких негативных эмоций.
D_i_m: Штатный старт, достаточно плавный подъем крыла заставляет осторожничать на лебедке, риска недовывода замечено не было, однако навыки нужно иметь уверенные.
Alaska: Без нареканий — при затяжке на лебедке перетянуть сложно, нагрузка на А-рядах весьма ощутимо показывает состояние купола и степень его наполненности. Поднимать можно по-разному, либо брать только А-ряд, либо прихватывать еще и ушную стропу, которая висит на отдельном карабине. Правда, при этом можно немного запутаться, так как она находится на скользящем ремне (короче, это надо видеть)
Буксировка
Theoretic: без проблем. С самого начала затяжки начинают чувствоваться очень хорошее демпфирование по тангажу и большие периоды тангажных колебаний. В результате аппарат очень устойчив под тягой и сам демпфирует практически все рывки, требуя очень малого вмешательства пилота. Устойчивость по курсу хорошая, хотя в болтанку аппарат вполне способен быстро уйти с линии затяжки при пассивном поведении пилота. Эффективность клевант под тягой хороша, подруливать весом необязательно. А вот клевок при отцепе под тягой (или обрыве фала) может быть довольно сильный; впрочем, он оказывается заметно растянут по времени и не требует от пилота быстрых и точных действий.
D_i_m: Крыло не заваливается назад, хорошо рулится весом, клевантами я бы злоупотреблять не стал, впрочем есть крылья гораздо более строгие в этом отношении. Все штатно и очень мягко.
Полет
Theoretic: впервые впечатления очень приятные. Мягкость, дружелюбие и отзывчивость Селекта способны быстро расположить к себе даже довольно требовательного пилота. Аппарат явно предназначен для долгих и сложных полетов, в которых успешное взаимодействие пилота и купола очень важны. Селект мягко и аккуратно демпфирует болтаночные колебания, неплохо удерживает курс. Клеванты очень мягкие, настолько, что поначалу это даже удивило. Нагрузка слабо зависит от хода рук, оставаясь небольшой даже при сильном торможении. Это приятно (руки не устают), однако требует повышенного внимания при работе на малой скорости.
Маневренность Селекта гармонично вписывается в его характер. Вход в вираж мягкий и плавный даже при энергичной работе клевантами и весом. Встав в крен, аппарат уверенно его держит, но позволяет плавно менять характер вращения в широком диапазоне радиусов и угловых скоростей. Очень приятен отклик на работу весом — особенно при использовании чувствительных к ней подвесок. Усилие на клевантах очень мало — впрочем, оно слабо зависит от хода рук и в вираже, что опять-таки требует от пилота повышенной осмотрительности. Ориентироваться по нагрузке на руке сложно — она достаточно мала и на входе в вираж, и на режимах, близких к предсрыву. Скорее всего, малая величина нагрузки связана с небольшой хордой «ушей» и с тем, что при большом ходе рук сильнее всего деформируются как раз «уши».
Изменение направления спирали (перекладка) производится достаточно легко, хотя и не без некоторого запаздывания. Аппарат при этом ведет себя понятно и приятно.
D_i_m: Аппарат очень неплохо задемпфирован. Это чувствуется сразу. Очень легкие клеванты позволяют делать быстрые движения с большой амплитудой, но купол реагирует не сразу, с небольшой задержкой. Рулится крыло уверенно, желательно работать весом — и тогда управляемость приближается к лучшим образцам мирового парапланостроения. Однако есть и проблема, причем весьма серьезная — при больших ходах клевант напрочь отсутствует т.н. control pressure increase — говоря по-русски, отдача на клевантах. Они абсолютно пустые как при штатном маневрировании, так и при подсрыве в негатив. О том, что он произошел, узнаешь только по шелесту крыла над головой и ускоряющемуся вращению. Это может быть приемлемо для опытного пилота, но категорически противопоказано новичку. Эффективность управления весом высока, спираль получается узкая и плоская, если надо. Винговеры очень хороши, отличное демпфирование по всем осям, и в то же время неплохая энергоемкость крыла.
Alaska: Крыло достаточно динамичное, ход клевант большой — полный ход рук до срывного режима (при этом, клеванты были еще подвязаны выше по сравнению с установкой от производителя). Что порадовало — нагрузка на клеванте растет пропорционально ее ходу. В потоках крыло работает достаточно шустро, но приходиться подлавливать крыло на входе в поток — при попытке интенсивного закручивания в поток крыло стремится сначала разогнаться, и лишь потом повернуть, в общем — немного качается по тангажу. Информация о неоднородности потоков ощущается только на подвеске — на клевантах нагрузка постоянна. При сильной болтанке крыло ведет себя достаточно уверенно при адекватном контроле со стороны пилота, заметно хорошее демфирование крыла по крену и курсу. Крыло в сильную болтанку мало рыскает по курсу и не пытается прыгнуть в сторону — вместо этого трясется, ежится по центру, подхлопывает ушками, но летит вперед. Уши мало загружены и достаточно вытянуты — если бы их подрезать, крыло бы только выиграло по стабильности (ну может малость проиграло по качеству, самую малость), хотя конструкторам виднее …
Режимы быстрого спуска
«Уши«
Theoretic: складываются за A’-ряды с небольшим усилием. За счет малой хорды законцовок сложенная площадь оказывается невелика, поэтому и эффективность «ушей» оказывается умеренная. Открываются сами (с задержкой) или от легкой прокачки клевантами.
B-срыв
Theoretic: нагрузка на B-рядах сравнительно небольшая. Вход в режим быстрый, с незначительными колебаниями по тангажу. На снижении Селект очень стабилен. Вертикальная скорость — примерно 6-7 м/c. Выход при быстром отпускании рядов энергичный, но не без специфики: возможен небольшой доворот (~20-30 градусов). Впрочем, все в пределах нормы.
Крутая управляемая спираль
Theoretic: комфортный, хорошо управляемый и предсказуемый режим. Нагрузка на клеванту плавно нарастает с увеличением скорости снижения. Аппарат уверенно и комфортно по перегрузке стоит в спирали со снижением около -9, вполне можно разгоняться и дальше. Выход плавный, примерно за один оборот. «Горка» на выходе значительная, но большой разгрузкой не сопровождается.
Экстремальные режимы
Асимметричное сложение
Theoretic: добиться полноценной «асимметрии» оказалось нелегко. Стойкость Селекта к сложению достойна умеренной похвалы — даже сильное затягивание А-ряда и резкие рывки за него часто приводят лишь к промятию передней кромки, а не к полноценному сложению. Раскрытие быстрое, самостоятельное, с малым отклонением от курса.
D_i_m: Добиться полноценной асимметрии несложно — надо только дернуть посильнее. Раскрытие быстрое, прогрессивное, косой клевок выражен слабо, хорошо задемпфирован. Разворот умеренный, но выражен четко. Компенсация удерживаемой асимметрии проблематична, так как несложенное ухо начинает нехорошо загибаться назад, а нагрузка на клеванте не дает необходимой информации о начале срыва. Достаточно неприятный режим, новичкам и выпускникам летных школ не рекомендуется.
Alaska: При малых сложениях крыло раскладывается само. При больших сложениях компенсация рекомендуется в основном весом с придерживанием клевантой и прокачкой. При сложениях больше 50% работать нужно достаточно шустро, так как крыло может успеть улететь в сторону и уже только там разложиться — ну а там всякие клевки, повторные сложения и прочее.
Фронтальное сложение
Theoretic: вход в режим сопряжен с теми же трудностями, что и у «асимметрии». Колебания по тангажу незначительные, в целом режим протекает мягко. Минус — заметная тенденция к «бабочке» на выходе. Может потребоваться точно дозированное симметричное воздействие на клеванты.
D_i_m: Фронталка довольно интересная — при рывке за А-ряд не происходит подсложения и мгновенного раскрытия, как на большинстве современных крыльев. При подламывании передней кромки быстро складывается и улетает назад все крыло, после чего аппарат тормозится, разгоняется по вертикали и выходит в нормальный полет с небольшим, хорошо задемпфированным клевком. Неприятно то, что просадка при этом довольно велика. В общем, фронталка оставила вопросы. Не совсем понятно, что делать в порядке компенсации — ждать, пока все закончится само, или пытаться помешать процессу прокачкой клевантами. Вопрос знатокам, кстати…
Негативная спираль
Theoretic: приятная легкость клевант может сыграть с пилотом Селекта дурную шутку. Прогрессирующего нарастания нагрузки на руку вблизи несимметричного срыва и резкого ее падения при разрушении обтекания у этого аппарата нет. Поэтому контролировать приближение к срыву можно только визуально, постоянно смотря на купол. За счет своей малой хорды и значительной деформации на предельном ходе клеванты «ухо» срывается намного раньше, чем вся консоль. Вращение плавно ускоряется — при сохранении нагрузки на клеванте почти неизменной! Недостаточно опытный пилот может воспринять такое поведение как отличную маневренность вблизи срыва и осознать «негатив», только когда режим уже достаточно разовьется. При дальнейшем удержании клеванты начинается «бабочка наоборот» — консоли стремятся сойтись задними кромками. Скорость резко падает, аппарат перестает управляться, вращение ускоряется. Выход хорош — быстрый, плавный, без значительных движений по крену и тангажу. Само собой, возможно сложение противоположного «уха», но больших затруднений выход не вызывает.
D_i_m: А вот тут — настоящая засада. Полное отсутствие предупреждения о срыве на клевантах при общем невысоком уровне нагрузки может быть опасно для пилотов, привыкших к современным западным крыльям, где этому аспекту, как правило, уделяется даже чрезмерно пристальное влияние. Для контраста — облетанный в тот же день другой аппарат класса DHV 1-2 известной западной фирмы не дал себя сорвать в негатив. Просто не хватило сил, а тянуть двумя руками счел неспортивным. Да не сочтут уважаемые кроты данный пассаж низкопоклонством перед всем западным и игнорированием заслуг отечественных быков-производителей… Итак, повторюсь — ПОДСРЫВ В НЕГАТИВ НА ПАРАПЛАНЕ Aeros Select C ЗАГРУЗКОЙ ПО ВЕРХНЕЙ ГРАНИЦЕ ВЕСОВОЙ ВИЛКИ НЕ ДИАГНОСТИРУЕТСЯ ПО НАГРУЗКЕ НА КЛЕВАНТЫ.
Alaska: Данный режим проделал на этом крыле несколько раз. Срыв на подвязанных клевантах наступал на полном ходе руки (у меня — 10 см ниже доски сиденья) Статистика следующая: при срыве нагрузка остается практически постоянной, лишь совсем чуть-чуть ослабевает, но уже только после того, как консоль пошла назад. Крыло срывается достаточно медленно, срыв начинается с уха, при этом крыло визуально начинает загибаться назад, когда срыв распространяется до центроплана — начинается вращение и вышеописанное незначительное ослабевание нагрузки. Вращение стабильное, раскручивание незначительное. Выход наступает достаточно быстро при отпускании сорванной консоли. Наполнение купола проходит по-разному — в основном это прямой клевок до линии горизонта с последующей горкой, но были варианты с косым клевком и выходами на «нож» с последующими сложениями до 50 %.
Выводы
Theoretic: на фоне таких преимуществ, как приятный, спокойный характер и хорошая маневренность, неприятно выделяется отсутствие предупреждения о несимметричном срыве. Поэтому рекомендовать такой аппарат для парения и вообще энергичных маневров можно только достаточно опытным пилотам с налетом примерно от 50-60 часов.
D_i_m: прибавлю к минусам еще и неприятную фронталку и сложность компенсации асимметричного сложения. Центроплан выглядит довольно мягким, это чувствуется и при полете на акселераторе, и при фронтальном складывании. В целом крыло оставило неоднозначное впечатление — в целом очень приятный характер сочетается с откровенно неприятными нюансами. У аппарата явно есть свое лицо. Мне кажется, что давать его неподготовленному пилоту не следует. В то же время опытный пилот сможет реализовать его потенциал, особенно не рискуя при этом и получая массу удовольствия от мягкости и послушности аппарата.
Alaska: «Выведенные» на данном крыле хорошая летучесть и грамотная сдемфированность по крену и курсу позволяют достаточно интересно работать в сильных потоках. Хорошая устойчивость в сильную болтанку, адекватная управляемость и энергоемкость крыла допускают достаточно интенсивное маневрирование. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание, так это на визуальный контроль крыла при глубоко зажатых клевантах, но режим глубоко задавленных клевант на данном аппарате практически не нужен, так как крыло само прекрасно работает плоской спиралью при одновременной работе весом и клевантами. Кому бы я порекомендовал данное крыло ? Пилотам, которые достаточно опытны и контролируют свои движения по управлению клевантами — то есть где-то после 50 часов общего налета.
Плюсы
|
Минусы
|
Полезные ссылки |
Дмитрий Бондарев aka D_I_M (d_i_m@paraplan.ru) Алексей Тарасов aka Theoretic (theoretic@paraplan.ru) Алексей Больнов aka Alaska (alaska@paraplan.ru) |
Команда paraplan.ru выражает благодарность Дмитрию Смирнову за предоставленную личную технику.