AirDesign Volt: полёты низкого напряжения

AirDesign Volt: полёты низкого напряжения

Испытывался строго серийный AirDesign Volt SM. Подвесная система: Sup’Air Shamane. Полётный вес: перегруз 10 кг. Полёты производились в Бире, Индия. Погодные условия: ветер от слабого до умеренного, термичность умеренная до сильной, турбулентность умеренная.

Конструкция

Если честно — времени её изучать особо не было. Бирские условия полёта и очередь страждущих испробовать новинку давали немного времени на придирчивое изучение фирменных рюшек и фишек. И тем не менее самое существенное заметить, кажется, удалось. Удлинение — не большое и не маленькое для современного «перформанса», 6,2. Красивая, аккуратная форма крыла. Развитые, толстые и вполне жёсткие вставки в передней кромке. Хитрое стропление, собранное из «безоплётки» разных диаметров, материалов и производителей в верхних ярусах, и неожиданно толстые оплёточные нижние стропы. Аккуратные свободные концы с хитрыми клевантами регулируемого диаметра и здоровыми красными пластиковыми шарами для управления в полёте на акселераторе. В общем, добротное современное евроизделие.

Подъём, работа с крылом на земле

Как таковой «работы с крылом на земле», в общем-то, и не было. А были бирские старты — с ограниченного склона, в почти-штиль с лёгкой термичкой. И Volt показал себя молодцом. Спокойный, уверенный выход в полётное положение и отсутствие выраженного клевка с переразгоном — то, что нужно для столь непростого горного старта. Ощутимый перегруз старту, как ни странно, не помешал — Volt достаточно легко и быстро начинает нести пилота.

Полёт

Интересным характером обладает Volt. Обычно первое впечатление от крыла, самое яркое и чёткое, возникает в первые же минуты полёта — но с Вольтом получилось ровно наоборот. Характер подопытного столь спокойный и выдержанный, что для осознания его нужны добрые несколько часов налёта. И лишь возникающее после посадки послевкусие позволяет, наконец, расставить все точки над i в слове AirDesign. Volt — спокойное, основательное крыло для вдумчивых, серьёзных полётов. Внушительное спокойствие этого крыла не смог поколебать даже серьёзный перегруз. Болтанку Volt проглатывает своеобразно — при сильном перегрузе каждый термик, каждая неровность воздуха воспринимаются как мощный, но упругий удар по крылу и подвеске. Но сам Volt при этом практически не дёргается над головой. Да и вообще этот аппарат совершает на удивление немного движений, предпочитая монолитно оставаться над головой пилота. Летучесть подопытного заслуживает оценки «выше среднего» — Вольт вряд ли сможет тягаться с такими монстрами, как Trango XC2, но в то же время этот обманчиво скромный внешне аппарат вполне может потягаться с чем-нибудь вроде Mantra M4. Ходили вместе переходы на режимах от балансировочного до первой ступени акселератора — существенной разницы заметить не удалось. Парительные свойства Вольта заслуживают осторожной (с поправкой на перегруз) похвалы — лишние 10 кг веса ограничивали нас с Вольтом только в откровенно «дохлую» погоду, которая в Бире встречается только утром да вечером. Днём же, в разгар фирменной бирской термичности, способность набирать больше зависит от манёвренности, чем от скорости снижения — и тут у Вольта всё в порядке. «Вольтовский» вираж явно лучше и интереснее, чем у его «старшего брата» Pure. Не покушаясь на особую точность и остроту реакций, Volt тем не менее всегда послушен, предсказуем и летит ровно туда, куда это нужно пилоту. В сухом осадке имеем прилично летящий, но при этом приятно спокойный и достаточно послушный аппарат.

Летучесть

Сейчас, во времена окончания начатой карбоновыми Мантрами технической парапланерной революции, без сравнения с «одноклассниками» (да и вообще с другими более-менее современными крыльями) рассуждать о летучести практически не имеет смысла. А в Бире как раз частенько предоставляется возможность полетать рядом с разношерстной техникой. И результаты получились достаточно интересные. «Двойки» и «цешки» (EN C) двух-трёхлетней давности и старше отстают от Вольта окончательно и бесповоротно — в смысле на прямых глайдах. Преимущество Вольта по скорости, конечно, можно списать на 10-килограммовый перегруз, но и по аэродинамическому качеству Вольт уверенно опережал устаревших «одноклассников». В термиках же перегруз, увы, частенько начинал мешать. Очень показателен оказался параллельный полёт с Mantra M4 — на балансировочной скорости и на первых ступенях акселератора разницы заметить не удалось. Параллельные полёты с Pure, наоборот, показали убедительное преимущество «старшего брата» по качеству и в меньшей степени — по скорости. Пожалуй, достаточно близким по летучести оказался Skywalk Cayenne4, и это отличный результат — скайвоковский «перформанс» уверенно претендует на лидерство в middle-end C-классе. Некоторое преимущество в комплексе обнаружилось при параллельном полёте с Nervures Diamir — это достаточно быстрый современный «перформанс», пусть и облегчённо-горный. Акселератор у Вольта интересный. На первых 10 сантиметрах хода усилие на педали умеренное и даже низкое. При этом, как и положено современному «перформансу», Volt только прибавляет в скорости, при этом заметно не изменяя своё аэродинамическое качество. Прирост скорости на этом режиме — примерно 10 км/ч. Если жать акселератор дальше — то в дело вступит пластиковая бусина, которая упрётся в один из роликов проводки, изменяя передаточное отношение системы акселерирования. Усилие на педали соответственно растёт. Точно померить прирост скорости в «тяжёлой» части хода акселератора не позволила болтанка, но вполне верю в цифру 53-54 км/ч при загрузке выше середины вилки. Рекордов скорости в своём классе Volt определённо не ставит, но и медленным его никак не назовёшь. Зато качество нашего подопытного падает достаточно слабо даже на пределе хода акселератора, что, конечно, ожидаемо, но от того не менее приятно.

Пара слов о пластиковых шарах, точнее, о рулении задними рядами. Так как аппарат был перегружен, попользоваться шарами мне удалось всего пару раз. Ну что тут сказать — работают 8) Чудес управляемости не заметил, но для подруливания — самое оно. Аппарат реагирует с ощутимым запаздыванием, зато мягко и спокойно.

Скорость снижения. Конечно, сложновато рассуждать о ней, имея перегруз 10 кг. И всё же я как минимум не был разочарован. Повторюсь — избыток скорости снижения становился заметен только в слабых условиях, когда приходилось подолгу «жевать сопли» на малых кренах и пониженной скорости. Более бодрые потоки Volt выкручивал, казалось, почти без моего участия — в энергичной термической спирали снижение подопытного оказалось приятно небольшим. Когда-то работа в потоках большими кренами была уделом монстров на компетишенах, но сейчас эта техника пилотирования, требующая максимального аэродинамического качества хотя бы 8-9 единиц, стала доступна и хорошим «перформансам». И Volt в очередной раз убедил меня в том, что именно так можно и даже нужно крутить сильные потоки. Крен 50-60 градусов — и мощное ядро потока утаскивает нас наверх, позволяя обгонять менее нагруженные, но и не столь нагло пилотируемые аппараты. Бинго!..

Манёвренность

С ней у Вольта всё вполне хорошо, но и не совсем обычно. Похоже, это аппарат для тех, кто обожает махать руками, но не любит шевелить нижней частью тела. Реакция на клеванты у Вольта очень приятная — спокойная, без резкости, и в то же время достаточно чёткая и точная. Сложно сказать, идёт ли Volt за рукой или нет — пожалуй, ощущение от работы с этим крылом балансирует на самой грани понятия «идёт за рукой». Некие переходные процессы, безусловно, присутствуют — но, к счастью, не в таких количествах и качествах, как у эйр-дизайновского «хай-перфа» Pure, чей вираж мне не очень понравился. Умеренно нагруженные и длинные клеванты Вольта располагают его пилота к смелой и раскованной работе руками в большом диапазоне ходов. Помнится, у первого Ментора когда-то обнаружилось два разных виража — так вот, у Вольта разных виражей ещё больше! Можно филигранно работать кончиками пальцев на почти полностью расторможенном крыле, можно «утюжить» упрямый поток на сильно заторможенном крыле — Volt может и умеет всё это и даже больше. С реакцией на работу весом дело обстоит не так интересно — реакция присутствует, а вот желания ей активно пользоваться почему-то так и не возникло. И вроде бы Volt нельзя обвинить в недостатке чувствительности к работе весом — формально всё при нём, но аппарат каким-то загадочным образом постоянно намекает пилоту, что лучше работать с этим крылом руками, чем, гм, другой частью тела. В целом впечатления приятные — пусть у Вольта нет ныне модной остроты реакций, но в достаточно умелых и опытных руках он возьмёт всё от любого потока. А если захочется чего-то погорячей — то Volt способен и приятно удивить. Винговеры на этом крыле выполняются пусть не с одного движения и без взрывной реакции на действия пилота, зато получаются они мощными и очень чётко контролируемыми. Самое оно для пилота-флегматика.

Комфорт, информативность

И снова придётся вводить поправки на немаленький перевес. Впрочем, даже с перевесом Volt не показался мне резким или избыточно информативным. Это спокойный, основательный трудяга, чуждый лишних эмоций, но делающий свою работу честно и основательно. Демпфирование по тангажу у Вольта явно выше среднего в классе. По крену — близко к среднему уровню. Клеванты, наоборот, достаточно информативны, несмотря на умеренную чувствительность и умеренную же нагрузку на них. Изменения скорости у Вольта выражены хорошо, но, в отличие от более старых и длинностропных «перформансов», этот аппарат не склонен к раскачкам и колебаниям скорости. Вызываемые болтанкой движения этого крыла — достаточно короткие, не слишком мощные, не пугающие, но вполне достаточные для понимания «устройства воздуха» в радиусе 50-100 метров от крыла. Информации, может, и меньше среднего, зато приноровиться к Вольту и начать его понимать не составляет большого труда. Единственный чуть удививший момент — относительно «хрупкие» в болтанку «уши», которые могут шевелиться и даже слегка похлопывать тогда, когда этого не ждёшь. Впрочем, ничего ненормального для крыла с удлинением за 6.

Динамика, энергоёмкость

Где-то на среднем уровне. Стропы у Вольта достаточно короткие — и этот аппарат ожидаемо способен достаточно быстро и без драматических эффектов накапливать и отдавать набранную скорость. Всё происходит спокойно, понятно, даже как-то буднично. Винговеры, впрочем, получаются вполне хорошо, перебрать скорости и потерять контроль над процессом достаточно сложно.

Режимы быстрого спуска

Крутая управляемая спираль

Хорошо. Выжать из Вольта действительно высокие скорости снижения не так просто — начинает мешать достаточно высокое аэродинамическое качество. Позывов на спиральную нейтральность до снижения примерно -10 замечено не было. Вход несколько более растянут, чем это типично для «перформансов», зато выход происходит плавно и предсказуемо.

«Уши»

Хорошо. Технически проблем нет, но снижение вырастает ненамного — где-то до -2.

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение

Вот засада! AirDesign зачем-то соединил стяжкой A- и B-ряды. В результате дозировать сложение очень сложно — получается либо несерьёзное промятие передней кромки, либо, наоборот, нечто глобально-запредельное. На мелких сложения Volt показал себя молодцом — раскрытие быстрое, но никаких резких и неожиданных движений при этом, как ни странно, не происходит. С оценкой затрудняюсь — тестовые сложения получались слабоваты.

Фронтальное сложение

И снова та же проблема. Лёгкое промятие кромки за сложение не считается, а обрушивать себе на голову пол-хорды с учётом перегруза и горных условий полётов как-то не захотелось. На мелких фронталках аппарат ведёт себя безукоризненно, но насколько велика вероятность получить именно такое мелкое сложение в реальной «боевой» ситуации?..

Подсрыв из термической спирали

Тест этот, и без того уже почти насовсем ставший синтетическим, на Вольте производится даже с бОльшим трудом, чем в среднем по больнице. Причина — большая любовь подопытного к пилотированию клевантами, причём в очень широком диапазоне ходов рук. Чего только я ни добивался от Вольта в тщетных попытках устроить классический подсрыв! Получались и уже почти забытые мной, но до сих пор ещё кем-то любимые «плоские спирали» — это когда аппарат задушен клевантами по самое не хочу и крутится над головой почти без крена, на грани «вертолёта»; и просто вялые термические спирали с неразумно большим торможением; и даже какие-то хитрые манёвры вроде боевого разворота. Volt упорно не хотел понять, чего я от него добиваюсь, и с арийской невозмутимостью демонстрировал мне весь свой впечатляющий арсенал спирально-виражных манёвров, упорно не желая подсрываться. Когда руки в тщетной попытке устроить честный подсрыв начали уходить уже куда-то в район сиденья подвески, Volt, наконец, понял, что его пытаются как-то сорвать — и предупреждающе нарастил нагрузку на руки до таких величин, что пихать их ещё ниже сразу расхотелось. Вывод прост и незамысловат: даже если пытаться сорвать специально — вряд ли получится. А уж нечаянно — и подавно. Разок, впрочем, мне показалось, что Volt начинает раскручиваться, одновременно сбрасывая нагрузку на одну руку — но не уверен, было это на самом деле или почудилось в пылу борьбы с чудом забугорной техники.

Выводы

Помня об особенностях AirDesign Pure, я очень опасался, что у Вольта обнаружится недостаток манёвренности или какие-нибудь сложности с виражом. Не тут-то было! Вираж «пролечили», щедро насыпали летучести и скорости, с пассивной безопасностью вроде тоже не поскупились — и получился Volt. Спокойный, основательный, идущий по бурному замесу бирских термиков аки грузовик-дальнобой по свежепочиненной трассе — быстро, мощно, плавно. Ну да, среди современных EN C можно найти целую кучу крыльев с более горячим норовом, более острыми реакциями на воздух и действия пилота — но оно нам надо?.. Если хочется просто лететь, не вникая в тонкие нюансы диалога с крылом, причём лететь достаточно быстро и с высоким качеством — то Volt будет в самый раз. Низкое напряжение полётных эмоций и энергосбережение для наиболее экономного расхода пилотских моральных сил — вот что такое Volt. Атипично спокойный современный «перформанс» для тех, кто не ищет остроты. Таких крыльев на современном рынке немного, и, кажется, AirDesign очень неплохо угадал с нишей, которую уверенно заняло это крыло. Горы или равнина?.. Думаю, Volt будет уместен везде. Минимальный потребный налёт — часов примерно 70-80, но я знаю как минимум один случай серьёзного интереса к Вольту у пилота, планирующего пересесть на этот дружелюбный аппарат со своего старого «компетишена».

Плюсы

Нетипично спокойный характер
Высокие в целом лётные характеристики

Минусы

Не обнаружено

Выражаю признательность дилеру AirDesign в России Дарье Рябининой за предоставление крыла на тесты.

А.Тарасов AkA Theoretic
Дарья Рябинина, Александр Складников (фото)

Добавить комментарий