Этот тест-драйв запоздал на целый год. Причина, среди всего прочего, компьютерный вирус, который съел все фотографии тестов. Ну да ладно, теперь это уже неважно. А важно то, что Нивиук, похоже, прочно обосновался в сегменте рынка, некогда занятом Озонами. Рынку давно уже не хватало манёвренных, динамичных перформансов и продвинутых интермедиатов, и Артик, похоже, успешно решает эту проблему.
Условия испытаний
Испытывался строго серийный Artik M (площадь 27.4 кв.м., весовая вилка 90-110 кг). Полётный вес тестеров во время тест-драйва составлял 105-110 кг, что соответствует верхней трети весовой вилки. Подвесные системы: AVASport Sprinter. Метеоусловия: ветер с большим приземельным градиентом, 1-3 м/с на старте, до 15 м/с на высоте 500 метров, турбулентность умеренная, термическая активность умеренная. Полёты производились в Татаринцево с использованием пассивной лебёдки.
Конструкция
theoretic: Artik (как, пожалуй, и любой другой Niviuk) имеет своё лицо, свою изюминку. Прежде всего это аккуратность изготовления и внимание к деталям, причём вполне разумное, без рекламных трюков. Концы очень аккуратные. Клеванты удобные, полумягкие, с вертлюгами и фиксаторами на магнитах, внедрённых непосредственно в концы. Первый раз такое я видел на четвёртых Бумерангах, оказалось очень удобно. Схема стропления типичная для современного «перформанса» — A3B4C3D2. Само собой, присутствуют крючья Бруммеля в проводке акселератора и пластиковые фиксаторы строп на коннекторах.
Купол — характерной для Niviuk формы. Общая арочность достаточно высока, но при этом заметно загнуты вниз только крайние две-три секции «ушей». «Уши» грубо обрубленные, с небольшой хордой — напоминает предыдущее поколение Advance и современные Gin Gliders. Стропление удивительно короткое — чуть больше 7 метров — что, впрочем, не сразу бросается в глаза. Цветовой дизайн — спорный, но броский и оригинальный. Материал купола — достаточно лёгкий Скайтекс 9017 с пропиткой E77A. Поверхности купола хорошо «вылизаны», складок практически нет.
D_i_m: Я бы сказал, что крыло не выделяется качеством из импортных аналогов. Да, магниты в концах. Да, приятный дизайн. Но в целом не нашел ничего, что бы выделяло его их других пошитых на Шри Ланке «европейских» парапланов. Усе як у усих. И тряпка, и швы, и складки.
Работа с куполом на земле
theoretic: Мягко, достаточно просто — но далеко не идеально. Аппарат не «выстреливает» над головой, но плавно выходит в полётное положение и при недостаточно энергичной работе А-рядами имеет склонность к недовыводу. «Точка зависания» — близко к полётному положению, примерно на 70-80 градусах. Немного недовыведенный аппарат стабильно остаётся в таком положении, и для окончательного вывода требуется короткое энергичное движение рядами и корпусом. Ошибки по крену аппарат терпит хорошо, даёт пилоту время и возможность их исправить. Касание «ухом» земли при желании и умении производится без проблем — «уши» нагружены достаточно сильно. Разбег и отрыв — мягкие, плавные, аппарат аккуратно и спокойно отрывает пилота от земли.
D_i_m: Точка зависания присутствует, однако назвать ее мешающей — язык не поворачивается. Аппарат все же формально принадлежит к классу двоек, и для них это вполне простительно — пилот уже должен уметь.
Взлёт, буксировка
theoretic: Поведение Артика при затяжке в сильный ветер и лёгкую болтанку во много напомнило поведение Озонов предыдущего поколения, прежде всего Вулкана. Аппарат остро реагирует на турбулентность и рывки короткими, но энергичными движениями, попеременно ныряя и «выстреливая» вверх-назад. Реакция на клеванты отличная — быстрая и точная, потребный для удержания курса расход клевант не превысил трети хода. При работе клевантами аппарат ведёт себя динамично — буквально прыгает из крена в крен короткими, но мощными движениями. На работу весом Artik реагирует более спокойно и не так чётко — подруливать можно, но аппарат откликается не сразу, и приходится перекашиваться в подвеске достаточно сильно. Уход назад умеренный, клевок после отцепа под тягой очень растянут по времени и имеет умеренную амплитуду — градусов примерно 30-35.
D_i_m: Мне показалось, что крыло очень спокойно на буксировке. Направление держит уверенно. После отрыва я клевантами не злоупотреблял, все вмешательства ограничивались перемещением веса, и этого хватало. Клевок после отцепки под тягой можно не компенсировать.
Буксировка
Полёт, манёвренность
theoretic: Artik — это прежде всего манёвренность и информативность. И это чувствуется с первых секунд полёта. Крыло ни секунды не остаётся в покое — то чуть ныряя, то теряя скорость и уходя слегка назад, аппарат ведёт с пилотом постоянный и очень быстрый диалог. Который можно внимательно слушать — а можно и просто не обращать внимания, потому что ничем опасным это не грозит. Мелкие движения Artik совершает почти постоянно, но до выхода на опасные режимы полёта при этом очень далеко.
Опять же, мне показалось что Артик по поведению ближе скорее к живым 1-2, нежели к средним двойкам. Все с одной стороны живо, с другой -амплитуда движений невелика.
Манёвренность — одна из сильных сторон Артика. Аппарат не слишком сильно, но явно выделяется на фоне многочисленных современных «двоек». При парении в термиках почти сразу удалось почувствовать характерную «фишку», особенность Артика — способность почти моментально даже не идти, а «прыгать» за рукой. Точнее, за небольшими подруливающими движениями клеванты. При необходимости ввернуться в ядро или быстро изменить характер вращения такое поведение становится очень полезной находкой. Реакция на бОльшие (от 15 см) расходы клевант более традиционная, но всё равно достаточно быстрая и точная.
До лучших образцов в этом жанре — Октана и Вулкана, тем не менее, Артику далеко. Но где они, те образцы? Скажем так — неплохо. После перформансов, конечно, на нем скучно, но в сравнении с 1-2 и одноклассниками — на уровне немного выше среднего.
Информативность Артика умеренная, без чудес. Аппарат постоянно ходит, чуть шевелится над головой, немного поигрывает тангажом и скоростью. Резким или агрессивным такое поведение ну никак не назовёшь, но для поиска и центрования потоков хватает с лихвой. Теряя ядро, Артик любит, впрочем, резво ускориться, будто скатываясь с восходящего потока — но при этом практически не подвисает в ядрах, практически всегда сохраняя запас скорости и манёвренности.
Очень приятно выполняются на Артике винговеры. 90-градусный крен достигается одним-двумя движениями. Поведение аппарата на винговере эластичное, Артик плавно набирает и отдаёт скорость и энергию. Впрочем, расслабляться нежелательно — при грубом исполнении винговеров впервые за всё время тестирования удалось получить «фронталку» (моментально раскрывшуюся и не успевшую повлиять характер движения крыла).
D_i_m: Да, железобетонностью передней кромки крыло не отличается. Это неплохо — потому что объективно не слишком опасно, а мобилизует хорошо.
theoretic: В полёте на акселераторе Artik показал достаточно скромные результаты. Прирост скорости в 10-12 км/ч — для современной «двойки» это немного. Однако поведение на максимальной скорости достойно похвалы — передняя кромка почти не деформируется, поведение крыла не становится избыточно резким, да и снижение не вырастает катастрофически. Турбулентным снежным зарядам удалось даже спровоцировать «боевое» асимметричное сложение примерно 40% — выход при лёгком ослаблении педали акселератора был быстрым и комфортным. Таким же было поведение крыла и в мягкую осеннюю болтанку.
Опасные режимы полёта
Асимметричное сложение
theoretic: Отлично. Усилие на А-ряду небольшое — явно меньше среднего. Сломать Artik от души большого труда не составляет — я с первой же попытки буквально обрушил вниз чуть больше чем полкупола. Хотя сложение и развилось очень глубоко по хорде, реакция аппарата была на удивление спокойной — плавный косой клевок градусов на 40, неторопливый доворот на 90-100 градусов и быстрое раскрытие. Центроплан открывался постепенно, а вот «ухо» вышибло в нормальное положение всё целиком и практически моментально. В процессе выхода из сложения может подскладываться противоположное «ухо», но на протекание режима это не влияет практически никак. Потеря высоты — от силы 15 метров. Замечу, что всё вышеописанное происходило при полном бездействии пилота.
Так как аппарат находился на тестировании очень долго, то удалось попробовать ассиметричное сложение в разных условиях. В любом случае открывался Артик достаточно мягко и с очень небольшим отклонением от курса — не более 120 градусов.
D_i_m: Более того, активное противодействие позволяет на 50% крыла энергично отвернуть в сторону от сложения. В этом упражнении Артик приближается к лучшим образцам — поведение практически аналогично Дискавери-2. Приближение к срыву чувствуется и контролируется очень четко.
Фронтальное сложение
theoretic: С первой попытки — не понравилось совсем. Точнее, не понравился выход из режима. Само по себе сложение протекает мягко, передняя крома быстро и плавно выходит в штатное положение, а аппарат практически не заваливается назад. Но вот набирать скорость и выходить в горизонтальный полёт аппарат совершенно не спешил. Вялый купол, сложенные кончики «ушей», отсутствие ветра в лицо и быстрое приближение земли… Все признаки парашютирования были налицо. Пропадал метров 30 — режим оставался стабильным, набирать горизонтальную скорость аппарат категорически не хотел. Пришлось чуть качнуть крыло одной клевантой и весом — охотно уйдя в вираж, Artik исполнил наконец долгожданный косой клевок и быстро разогнался до обычных величин горизонтальной скорости.
Повторение режима в разных условиях оптимизма не прибавило. Парашютирование упорно возникало вновь и вновь. В худших случаях (влажный воздух) оно устойчиво продолжалось, требуя активных действий для выхода в нормальный полёт. В лучших — аппарат выходил из «фронталки» самостоятельно, но парашютирование всё равно возникало и длилось несколько секунд. Вердикт — это, всё-таки, особенность аппарата, и при полётах в турбулентности с ней следует непременно считаться.
D_i_m: Не нашол ©. Может оттого, что я тяжелее, может техника исполнения другая. Да, несколько замедленный набор скорости. Но без криминала. Тем не менее, что-то там не так. Вполне возможно, что подвисание на старте и парашютирование во фронталке имеют общие корни. На мой взгляд, парашютирование на выходе из фронталки не слишком опасно для мало-мальски опытного пилота, посему вердикт таков — был бы это 1-2 — был бы серьезный косяк. А для двойки — допустимо.
Подсрыв из термической спирали
theoretic: Отлично, с особенностями. Начало режима классическое: нагрузка на внутреннюю руку плавно нарастает, скорость падает. Собственно момент подсрыва отлично диагностируется по резкому падению нагрузки, прозевать начало режима достаточно сложно. Консоль входит в подсрыв практически целиком, хотя несколько секций «уха» загибаются назад чуть больше. Режим развивается небыстро, в запасе у пилота примерно полсекунды-секунда. Выход — без проблем. Консоль восстанавливает обтекание практически мгновенно, последующий клевок достаточно невелик, равно как и потеря высоты. При аккуратном пилотировании можно остаться в термической спирали.
D_i_m: Добавлю, что усилие срыва очень высокое, держать крыло близко к этому режиму настолько некомфортно, что случайно попасть в него практически невозможно. Сам срыв достаточно дружелюбен. Вращение начинается медленно, выход быстрый и плавный.
Режимы быстрого спуска
«Уши»
theoretic: Отлично. Достаточно эффективны (снижение около -3м/с), раскрываются самостоятельно. Иногда крайние 2-3 секции немножко «залипают», требуя лёгкой прокачки.
Крутая спираль
theoretic: Отлично. Мягкий, но достаточно быстрый вход, комфортная перегрузка при снижении около -10…-12 м/с, комфортный выход примерно за один оборот.
B-срыв
theoretic: Отлично. Вход достаточно простой, усилие на B-рядах умеренное. Аппарат быстро стабилизируется в срыве и приятно радует скоростью снижения, которая может превышать 8 м/с при стабильном крыле. Выход даже при медленном отпускании рядов образцовый: короткий быстрый клевок небольшой амплитуды и быстрый набор горизонтальной скорости.
Выводы
theoretic: Артик — универсальный «перформанс», ориентированный прежде всего на пилотов, любящих чуткие и манёвренные аппараты. Реакция на клеванты и поведение на вираже — изюминка этого крыла. После того, как Ozone сменил идеологию и стал делать упор на летучести, найти действительно манёвренную «двойку» стало нелегко. И Артик, похоже, успешно занимает освободившуюся нишу. Да, это, конечно, не Vulcan с его взрывными реакциями, но всё равно очень вёрткий, манёвренный аппарат. При этом наделённый и вполне приличной летучестью.
Спектр применения Артика достаточно широк, явные ограничения не просматриваются. Аппарат вполне успешно можно использовать как маршрутный на равнине и в горах. Для «флай фор фана», ваггас, пилотирования ради пилотирования Артик тоже хорошо подходит. В любом случае, острота отклика на управление оставит приятное впечатление — если, конечно, лётный опыт пилота достаточен для этого.
Кстати о лётном опыте. Артик несложен по сравнению со многими своими «одноклассниками», но DHV 2 — это всё же DHV 2. Потому минимальный потребный налёт — примерно от 50 часов. При меньшем налёте Артик может испугать пилота динамичностью поведения в обычных и опасных режимах полёта.
D_i_m: Я бы сказал так — попади Артик в сертификацию 1-2 — его летные качества и поведение были бы на вершине класса и были бы сопоставимы с таковыми у того же Мистраля-4. Однако в классе двоек его летучесть и скоростные характеристики позволяют ему соперничать только с крыльями второго эшелона. Управляемость и маневренность — да, вполне на уровне, хотя и без чудес. Тем не менее, для двойки крыло ведет себя очень надежно. Но особенности старта и поведения в режимах не дают мне возможности рекомендовать крыло людям с налетом менее 50 часов. Крыло также неплохо подойдет пилотам, летающим давно, но нерегулярно и от случая к случаю. Применённая традиционная низкоресурсная тряпка с пропиткой Е77 идеально подходит для такого применения. Полеты в динамике, в простых условиях в горах, узкие термики и отсутствие скоростных переходов, простой пилотаж на потеху публике — вот стихия этого крыла, и в ней оно раскроет свои преимущества.
Плюсы
- Отличная манёвренность, острая реакция на клеванты
- Хороший баланс летучести, манёвренности и безопасности
- Простота и однозначность реакций
- Очень сложно сорвать в негатив. Тяжело физически.
Минусы
- Тенденция к парашютированию при выходе из фронтального сложения (зависит от погодных условий и удельной нагрузки)
- Умеренный ресурс ткани
- Тенденция к недовыводу (зависит от погодных условий)
Особенности
- Нет
Коллектив paraplan.ru выражает глубокую признательность российскому дилеру фирмы Niviuk Игорю Волкову за предоставленный на тесты параплан.