Сразу оговорюсь, что мой опыт знакомства с «Корветом» составляет всего два полета, поэтому могу предоставить только крайне поверностные впечатления. Так что просьба не относиться к этому слишком серьезно 🙂
Что сразу бросилось … нет, не в глаза, но в руки — необычное управление. Не знаю, как точнее это охарактеризовать, в голову ничего другого не приходит, как «ватное». Попробую прояснить, что я имею в виду. Летая на аппаратах с разным расположением клевант (выше-ниже), привык определять степень их «зажатости» не по ходу клеванты, а по нагрузке на нее. То есть чем дальше давишь — тем труднее это сделать. Особенно когда додавливаешь до положения срыва купола. На «Корвете» — не так. Мне показалось, что усилие на клеванте практически не изменяется от ее положения — по крайней мере не на столько, чтобы я мог это отлавливать. Поэтому летя первый раз и не зная, где находиться «положения срыва», допустимое перемещение клеванты определял глядя на деформацию купола. Конечно, это все дело привычки, но в первый раз нужно быть осторожным, потому что легко и незаметно можно сорвать купол (что я и сделал 🙁 ).
А теперь о всевозможных режимах.
УШИ
Не поверите, но это элементарное задание вызвало у меня замешательство. Для тех, кто не в курсе — А-ряд у Корвета состоит из трех строп плюс отдельная «веревочка» на ухо. Не знаю, как считается по-научному, три или четыре стропы на А-ряде, но я в дальнейшем буду считать, что три, потому что ушную стропу назвать несущей можно лишь с большим натягом.
Скорее это для удобства выпутования ушей при «галстуке». Кто не согласен — можете спорить, но в дальнейшем изложении я буду считать, что их три. 🙂 Так вот, вопрос у меня возник такой — а за что тянуть? За ушные стропки — но получающиеся недоразумения назвать «ушами» язык не поворачивается (и пальцы не стучаться 🙂 ). По одной стропе А-ряда — вот это уже что-то похожее! А как же «большие уши»? Беру по две стропы с каждой стороны и…
И опс — ничего не получилось! Поверьте, мне хватает еще сил, чтобы подтянуться!
БАБОЧКА
Опять облом! Кромка чуть-чуть подворачивается, но не более того. Говорят, если тянуть за внутренние стропы сразу А-ряда и B-ряда, то что-то получается. Но я так не делал. И, кстати, на других аппаратах Корвет настоящей бабочки тоже не видел. А вот был там аппарат, названия которого я, к сожалению, не знаю, который выполнял это просто великолепно, складываясь наподобие крыльев чайки! Увы, обладателю Корвета нет шансов порадовать ждущую далеко внизу подругу сердца такой красотищей! Что-то меня понесло… 🙂
АСИММЕТРИЯ
Я забыл ее сделать! Видимо, настолько это уже привычно, что я даже не вспомнил ее как что-то отдельное, а не результат выхода из других безобразий! Но судя по всему ничего необычного, раз не отложилось в памяти.
ПОЛНЫЙ ПОДВОРОТ
Удивительно, но сделался легко и непринужденно! Хотя я наслышан о невозможности этого режима на Корвете с документальным подтверждением на видео, как тест-пилот подтягивается на А-рядах. Может я что не то тянул? 🙂
B-СРЫВ
Все как должно быть.
ПОЛНЫЙ СРЫВ
Тоже все как учили: замедление, купол назад, полет в невесомости, купол вперед, удар по рукам, трепыхание, выход. Только с одним ньюансом — после наполнения обнаружил сразу два «галстука»! Пришлось выискивать нужные стропки, что оказывается не так-то просто! А если б был один и я не сразу б его заметил?
НЕГАТИВКА
Торможение, одна рука вверх, другая вниз, два оборота, выход. Пищеварению не способствует, но терпеть можно. Даже не поймал «галстук»! 🙂
«БОЕВОЙ РАЗВОРОТ»
Вроде делал, но ощущения не помню. Видимо все штатно, без осложнений.
СПИРАЛЬ
Вот тут разговор отдельный. Заметьте, я даже не написал «глубокая спираль». Короче выполнить мне ее не удалось. Хотя честно пытался несколько раз.
Вместо спирали получил следующие два варианта. Вариант первый (лучший) — наружная консоль ловит ассиметрию, что тут же тормозит купол и выводит его из вращения. Не смотря на мое вроде бы аэродинамическое образование, я не могу придумать этому объяснения. Может кто знает? Вариант второй (худший) — вместо спирали получается ее вырожденный случай, то есть негативка. Я поймал ее на высоте меньше 200 метров (ну что еще можно творить на такой высоте кроме простенькой спирали? 🙂 ), с попаданием купола глубоко под ноги и полетом в провисшие стропы. Странно, что когда я делал негативку добровольно, такого не было. Может все же на негативке тоже есть какой-то период выдерживания, как на B- и полном срывах? И хотя все это происходило над водой, желание еще что-то делать у меня отпало и я аккуратно полетел к берегу, заходя на посадку издалека, как тяжелый бомбардировщик…
Нет, я не утверждаю, что Корвет не делает спираль! Еще как делает и я это видел! Но войти в нее оказалось не просто. Надо либо оооочень долго и медленно вворачиваться (говорят, надо сделать полтора оборота), либо входить с раскачки при помощи винг-оверов.
ВИНГ-ОВЕРЫ
Что-то учитывая склоность Корвета к запутованию ушей и реальную возможность получить сложение при выполнии винг-оверов мне расхотелось что-то еще делать. Хотя конечно можно.
Итак, общие впечатления.
Купол определенно с характером и давать его «чайнику» — не желать ему добра. Все же закон сохранения никто не отменял и если где-то что-то прибудет, то обязательно что-то убудет. Хорошее летное качество даром не дается и Корвет — тому подтверждение. Сугубо мое мнение — забрать бы у него его «рекордное удлинение», немного подрезав ушки — было бы значительно надежнее. Посколько ушки эти несут слабо и постоянно норовят залезть туда, куда их никто не просит. А лично мне надо еще поучиться на нем летать, чтобы быть на «ты».
Вот и все!
Всем удачных улетов!
Сергей Желонкин