Испытывался строго серийный Ozone Buzz M. Подвесные системы: AVA Sport Sprinter, Edel Race. Полетный вес участников превышал рекомендованный вес 80-100 кг на 5-10 кг.
Конструкция
Theoretic: Ну что тут сказать?.. Ozone как Ozone. Всё качественно, всё так, как обычно. Разве что немного изменился фирменный стиль. Фирменный логотип обзавёлся парой хитрых наростов, а окрас куполов стал ещё более броским, задорным и боевым. Новый чёрно — красный фирменный рюкзак со световозвращающими вставками однозначно ассоциируется с Сюпэйром, а внутренний пакет для крыла покраснел и обзавёлся горделивой надписью Ozone Inner Bag.
Внешность подопытного оставляет приятное, дружелюбное впечатление. Небольшое удлинение, толстый профиль и здоровенные воздухозаборники — перед нами типичный «интермедиат» без претензий на «крутизну» и рекордные лётные характеристики. Арочность умеренная, но «уши» довольно сильно загнуты вниз. Форма крыла гладкая, складок практически нет. Крой и пошив, как всегда, аккуратные и качественные. На «ухе» закрыты всего три секции, крайняя из которых имеет по задней кромке традиционную застёжку-«липучку» с нехорошим названием butthole. Верху купола — Gelvenor, низ и нервюры — Skytex.
Свободные концы тоже типичны для OZONE, они у BUZZ трёхрядные: A2A’1B4C3. Довольно узкая мягкая чёрная лента, клеванты на кнопках, большие мягкие петли клевант — всё как обычно.
Стропы — небольшого диаметра Liros по всем ярусам, довольно легко и неприятно путаются на старте, требуя повышенного внимания. Удивили неожиданно толстые стропы D-рядов.
Работа с куполом на земле
Theoretic: Игрушка, да и только! Аппарат явно очень любит всякие развлечения без отрыва от поверхности. Само собой, поднимать можно в любой технике. Подъём плавный, без точек зависания — причём как при ветре, так и в штиль. Аппарат довольно легко прощает ошибки по крену, терпеливо ожидая вмешательства пилота и не уходя вбок. Немного смутила разве что небольшая тенденция к обгону куполом пилота и то, что при начале падения купола на землю аппарат практически невозможно вытащить обратно за А—ряды. Проще положить на землю и снова поднять. Не то что бы это был недостаток — но обычно такого за Озонами не водится.
Традиционный для paraplan.ru тест на касание ухом земли и последующий подъём аппарат выдержал отлично. «Уши» очень нагружены, тенденции к складыванию нет, а очень эффективные даже на земле клеванты позволяют легко управлять как креном, так и тангажом.
Впрочем, есть в этой бочке мёда и ложечка дёгтя. При тщательной работе с куполом на грани взлёта выяснилось, что при начале падения купола на землю аппарат практически невозможно вытащить обратно за А-ряды. Проще положить на землю и снова поднять. Не то что бы это был явный недостаток — но при играх с куполом на склоне эта особенность Buzz’a очень заметна и мешает комфортной работе с ним. Обычно такого за Озонами не водится.
Взлёт
Theoretic: Весьма динамичный и энергичный. BUZZ быстро принимает нагрузку даже в штиль — а в умеренный ветер взлёт происходит буквально с двух-трёх шагов. Тенденции к недовыводу нет — скорее надо помнить о том, что купол может клюнуть, и при необходимости своевременно придержать крыло клевантами. За две недели тестов доводилось взлетать и в штиль, и в сильный ветер, и в слив, и в порывы — и всякий раз Buzz безупречно выходил в полётное положение и легко отрывался от земли.
Буксировка
Theoretic: Приятная смесь отличной манёвренности и информативности выше среднего. Аппарат не стремится к завалу назад, с линии буксировки уходит неторопливо. Своеобразна реакция на управление — клеванты и вес по отдельности довольно эффективны, но при грамотном их совместном использовании манёвренность резко повышается. Аппарат можно легко и практически мгновенно «переставить» по крену на пару десятков градусов одним коротким движением рук и подвески. При управлении только клевантами или только весом под тягой такого не происходит, ощущается лёгкое запаздывание. Клевок при отцепе (обрыве) ничего особенного не представляет, но небольшой компенсации всё же требует.
Полёт, манёвренность
Theoretic: Темперамент аппарата проявляется с первых же секунд свободного полёта. BUZZ — это весельчак-непоседа, которому скучно «лететь просто так». Клеванты нагружены чуть выше среднего и оченбь информативны. Живое, манёвренное и энергичное, это крыло настойчиво просит пилота «побузить». Что ж, в долгу не останемся 8) Одно движение клеванты на полхода — и BUZZ легко и непринуждённо заныривает в хороший винговер. Ого! Чуть более энергичное движение в фазу — и со второго качка аппарат становится «на нож». Ещё чуть-чуть — и «ухо» улетает куда-то под пилота. Наполнение крыла всё время остаётся безупречным, а о грубости пилотирования (ежели таковая будет допущена) Buzz сигнализирует чётко заметной разгрузкой нижней поверхности и возмущённым похрустыванием косых нервюр. «Пилот, ты чего?!? Я ж так и сложиться могу ненароком…» Впрочем, до реального сложения при такой разгрузке очень и очень далеко, состояние передней кромки остаётся безупречным. Примечательно, что сложений «уха» при всех эволюциях не было практически совсем. Нашлась у винговеров Buzz’a и своя особинка: если, поставив аппарат в крен, быстро отпустить внутреннюю клванту, что аппарат очень сильно разгоняется и уходит в косой клевок с потерей примерно 10-15 метров высоты. Снижение может доходить до -7-8 (с учётом перегруза). Таким приёмом можно даже сбрасывать высоту при посадке на склон — проверено неоднократно.
Ладно, с винговерами всё понято. А если спиральку?.. С пол-оборота Buzz разгоняется примерно до -10, перегрузка при этом вполне комфортна. Выход занимает примерно оборот, вполне подконтролен, но сопровождается могучей «горкой». Аппарат резко теряет скорость, подвисает где-то чуть позади пилота и исполняет образцово-показательный косой клевок, который обязательно надо компенсировать.
Первые весенние термики позволили почувствовать информативность BUZZ’а и его поведение в термических спиралях. Информативность высокая — пожалуй, даже многовато для DHV 1-2. Аппарат не трясётся, не раскачивается, а характерными короткими и упругими движениями «переставляется» по крену и тангажу, чётко показывая состояние воздуха. Для опытного пилота это очень комфортно, понятно и приятно. Для менее опытного — может создавать проблемы с удержанием курса, потому что при бездействии очень быстро обнаруживаешь, что аппарат ушёл с курса. Термическая спираль приятная, аппарат очень легко встаёт в крен и требует лишь небольших движений для удержания нужного радиуса. Впрочем, движения эти категорически нужны — иначе, всё так же «переставляясь» по крену, аппарат постепенно уйдёт с нужной траектории. Пилотирование в стиле «вдавил-забыл» — не для этого аппарата: пилот должен постоянными мелкими движениями направлять, поддерживать аппарат. Впрочем, радует то, что управление очень точное и предсказуемое. Единственная проблема в термических спиралях — быстрый рост скорости снижения с уменьшением радиуса спирали. В потоках надо либо всё время работать на пониженной скорости, либо пилотировать в стиле «не мешай крылу лететь» — что намного сложнее, но применительно к Buzz’у очень эффективно.
В полной мере продемонстрировал BUZZ и замеченную на других Озонах «фишку» с нагрузкой на клевантах: она очень сильно зависит от тангажа и позволяет отлично «чувствовать воздух» не только подвеской, но и руками. Изменения нагрузки настолько яркие и точные, что опытный пилот, пожалуй, сможет компенсировать умеренные тангажи с закрытыми глазами.
А вот полёт на акселераторе не впечатлил. Всё очень комфортно, запасы по сложению велики — но аппарат категорически не хочет разгоняться. Попытки энергично нарастить скорость полным ходом акселератора ничего не дали. И только терпеливое «топтание акселератора» в течение 10-15 секунд принесло свои плоды: циферки на дисплее GPS’а начали неохотно сменять друг друга, и постепенно аппарат разогнался аж на целых 10 км/ч относительно балансировочного режима. После отпускания акселератора BUZZ замедляется куда как энергичней, за пару секунд теряя всю набранную скорость.
За время тест-драйва удалось сходить несколько небольших маршрутов и полетать параллельно с другими крыльями-«одноклассниками». Первые впечатления вполне предсказуемо дополнились и расширились. Главная сила Buzz’a — это его манёвренность. Несмотря на перегруз, регулярно получалось «наказывать» в термиках оптимально нагруженные парапланы — чуткий и вёрткий Buzz позволяет почувствовать поток буквально с пары спиралей и работать практически в самом ядре. А вот на переходах Buzz не блещет. Достаточно скромные качество и максимальная скорость не позволяют этому аппарату достойно конкурировать даже с оптимизированными под маршруты «одноклассниками». При попытках группы пилотов уйти от горы против ветра Buzz быстро оказывался в арьергарде, несмотря на все мои усилия.
С переходами против ветра связаны две очень характерные особенности Buzz’a. Первая — очень сильное падение скорости даже при малых ходах клевант. Достаточно в полёте против ветра бросить клеванты насовсем — и Buzz начинает идти намного лучше. Вторая — некоторые странности в полёте на максимальной скорости. Доставшийся мне на тесты новенький Buzz на предельной скорости начинал заметно трястить, и причину удалось найти далеко не сразу. Оказалось, что на максимальной скорости флаттерят несколько секций «ушей», и эта вибрация передаётся на весь купол и подвеску. Возможно, такое поведение связано с небольшим перегрузом, но обычно перегруз любые флаттеры удушает на корню… Начинается флаттер только на крайних сантиметрах хода акселератора, на меньших скоростях крыло ведёт себя вполне пристойно. И, несмотря на тряску, устойчивость к сложениям на макс. скорости очень велика — спокойно ходил в таком режиме в сильную погоду и не получил ни единого сложения.
Мощная динамика Buzz’a способна преподнести даже опытному пилоту ещё один сюрприз: аппарат очень стоек к сложениям, но в сильную погоду требует очень энергичного активного пилотирования. Проблему в сильную погоду представляют не сложения (они редки и легко проходят), а очень яркая реакция аппарата на турбулентность. Удерживая Buzz в узком рваном потоке, порой ощущаешь себя ковбоем на прирученном, но необъезженном мустанге. Аппарат прекрасно слушается пилота, но постоянно норовит что-нибудь выкинуть, то мощно набирая скорость, то резко меняя крен. Богатый букет ощущений гарантирован!
Особое удовольствие — летать на Buzz вблизи земли. Естественно, удовольствие это не для «чайников» — но опытный пилот оценит чуткость и динамичность аппарата сполна. На любых эволюциях аппарат очень предсказуем и полностью подконтролен пилоту, позволяя буквально брить траву подвеской.
Посадка у Buzz’a проста и приятна. Благодаря своей отличной манёвренности и точности в реакциях на действия пилота BUZZ — прекрасный инструмент для отработки точности посадки. Финальное торможение энергичное, но тенденции ко взмыванию практически нет.
Опасные режимы полёта
Асимметричное сложение
Theoretic:Впечатление осталось смешанное. Развить сложение больше чем на 20-25% хорды очень тяжело, аппарат всячески этому сопротивляется. Усилие на А-ряду выше среднего. Поведение в момент 60% сложения — странная смесь энергичного ухода во вращение и лёгкости компенсации. Малоопытный пилот наверняка будет немного напуган, более опытный справится одним коротким движением клеванты. До начала стабилизации аппарат успевает провернуться примерно на 90 градусов, одновременно энергично заныривая по тангажу. Дальше всё просто. При энергичной компенсации весом удерживаемого сложения 50% возможен прямолинейный полёт или даже медленный разворот от сложения. Хорошо.
Фронтальное сложение
Theoretic:Всё просто. Смущает только довольно энергичный клевок по тангажу на выходе. Потеря высоты невелика, около 10 метров. Отлично.
Подсрыв из термической спирали
Theoretic:И снова впечатление смешанное. Прозевать режим нелегко благодаря правильному изменению нагрузки на клеванту — но клевки на выходе не только наверняка приведут к выходу из термической спирали, но и потребуют аккуратной и своевременной компенсации. Всё происходит достаточно быстро и энергично. Хорошо.
Задний свал
Выполняется с очень большим усилием на клевантах. Свал достижим в пределах заводских регулировок, подматывать клеванты необязательно. Аппарат имеет выраженную фазу предсрыва, трясётся и раскачивается, намекая на близость свала. Вход в свал быстрый, крыло буквально падает за спину и быстро разгоняется, практически не совершая движений по тангажу. Форма крыла в свале классическая, без особенностей. Порадовала высокая эффективность работы корпусом в удерживаемом заднем свале — достаточно легко можно удерживать аппарат практически над головой. Без работы весом, естественно, начинаются характерные для свала «расколбасы». Выход хорош — при грамотных действиях пилота аппарат клюёт весьма умеренно (примерно 50-60 градусов) и быстро восстанавливает нормальный полёт. Можно выходить «по частям», превращая один мощный клевок в несколько более слабых. Попытка выйти из свала со слабой компенсацией раскачек привела к завязыванию небольшого «галстука», который без проблем удалось развязать клевантой. Общая оценка — «хорошо» с плюсом.
Режимы быстрого спуска
Крутая спираль
Theoretic:Аппарат очень быстро входит и выходит из режима. Со спортивной подвеской и перегрузом возможна лёгкая спиральная нейтральность на больших снижениях (более -15), но при снижении примерно -10 выход занимает менее оборота. «Горка» на выходе энергичная, с сильной потерей скорости и мощным косым клевком, который обычно не приводит к сложению, но требует хорошей компенсации. Хорошо.
«Уши»
Theoretic:Весьма эффективны — снижение доходит до -3. Складываюстя с усилием выше среднего, открываются самостоятельно, очень медленно (3-5 секунд). Естественно, раскрытие можно ускорить парой движений клевант или несколькими резкими перекладками веса.
«Уши» + акселератор
Theoretic:Настоятельно рекомендую. Скорость заметно вырастает, снижение можно «раскочегарить» примерно до -3.5…-4. Состояние остатков передней кромки отличное. А вот на выходе поаккуратней: после отпускания акселератора аппарат резко теряет скорость, и если в этот момент начать открытие «ушей» клевантами — легко можно попасть в срывные режимы.
В-срыв
Theoretic:Нагрузка на В-рядах значительно выше среднего, для входа в режим приходится практически подтянуться на рядах. Срыв развивается быстро, скорость набирается немного медленнее. В развитом В-срыве снижение -6…-8, аппарат очень стабилен. Выход очень быстрый, с энергичным коротким клевком и практически мгновенным набором скорости. Отлично.
Выводы
Theoretic:Яркий и довольно неоднозначный продукт, характерный для Озона. Очень высокую манёвренность, яркие и точные реакции купола на воздух и действия пилота можно записать как в плюс, так и в минус этому аппарату. Для опытного пилота всё это в радость — но будет ли интересно такому пилоту крыло, которое по комплексу лётных характеристик типично для класса Basic Intermediate? И будет ли приятно пилоту-любителю с лётным опытом ниже среднего пилотировать аппарат, который живо и тонко откликается на всё подряд?..
Оптимальное применение BUZZ — это fly for fun. Всякие винговеры, рисовка в динамике, пилотаж от несложного до акро. Лётные характеристики этого крыла делают из него очень хорошего парителя — но на переходах (особенно против ветра) BUZZ заметно менее эффективен, чем многие его более скоростные «одноклассники». Потребный лётный опыт довольно высок — примерно от 30-40 часов налёта на более простой технике. И связано это не с пассивной безопасностью (с ней у BUZZ’a всё в порядке), а с высокими требованиями к умению пилота пилотировать.
Плюсы
- Отличная манёвренность, динамика и информативность
- Долговечные материалы (Gelvenor, Liros)
Минусы
- Невысокая максимальная скорость
- Умеренные лётные характеристики
- Требователен к пилоту, не допускает грубого пилотажа
Полезные ссылки
Алексей Тарасов aka Theoretic )
Команда paraplan.ru выражает благодарность Игорю Волкову за предоставленную технику.