Испытывался строго серийный Skywalk Chili M (полётный вес — до 110 кг). Полётный вес пилота составлял 100-105 кг. Подвесная система — Advance Impress. Испытания проводились на горе Юца. Полётные условия — ветер от слабого до очень сильного, турбулентность — от отсутствующей до умеренной.
Конструкция
Традиционная для Скайвока. Купол классической формы, с выраженным сужением и довольно острыми «ушами». Удлинение для «продвинутого интермедата» очень невелико, толщина профиля впечатляет. Этакий респектабельный немецкий буржуа, одевший модный спортивный костюм. Модность выражается в заужении некоторых заборников и характерном для Скайвока ярком продольно-полосатом дизайне с фирменной буквой Л русское (хотя Skywalk уверен, что это латинская A без перекладины). И, конечно же, не обошлось без фирменных джет-флэпов — профилированных сквозных отверстий в некоторых секциях ближе к задней кромке. По идее, такие отверстия должны улучшать срывные характеристики крыла. Что ж, посмотрим…
Концы — по-немецки аккуратные, из толстой и достаточно жёсткой ленты. Порадовали ручки клевант — в меру мягкие, удобные как при обычном, так и при спортивном хвате. Традиционные магнитные кнопки тоже достаточно удобны. Проводка акселератора соединяется крючьями Бруммеля, а нижние блочки для большей надёжности забраны в кармашки из ткани.
Работа с куполом на земле, cтарт
По простоте подъёма Chili ничем не отличается от учебных аппаратов. Подъём плавный, равномерный, без тенденции к обгону куполом пилота и без точек зависания. Техника подъёма значения не имеет, можно даже просто выдернуть аппарат корпусом. Выйдя над головой, Chili чётко фиксируется и через несколько шагов разбега плавно отрывает пилота от земли.
Полёт, манёвренность
Skywalk позиционирует Chili как «продвинутый 1-2». Ещё до начала тест-драйва мне было интересно — чем более «продвинутый» Chili будет отличаться от «менее продвинутой» Текилы?
Различия действительно есть. Более острой и естественной стала реакция на клеванты. В отличие от «синтетического», напоминающего имитацию во флайт-симуляторе виража Текилы вираж Чили более естественный, внятный и приятный. Аппарат «идёт за рукой», реагирует даже на небольшие движения клевант практически без запаздывания, что среди «интермедиатов» встречается не слишком часто. Нагрузка на клевантах очень приятная: ни много, ни мало — в самый раз. Плавно, но чётко происходят смены радиуса и направления спирали: Чили в меру послушен и в то же время не оставляет ощущения резкости. Острота реакций на клеванты плавно нарастает по мере увеличения расхода: верхняя половина хода «заточена» под плавные виражи с умеренным креном, а выход в нижнюю половину хода клевант позволяет делать на удивление энергичные винговеры. В целом аппарат оставляет очень приятное впечатление — послушный, но не «затупленный», динамичный, но не резкий, манёвренный, но достаточно устойчивый.
Очень порадовали винговеры на Chili. Пожалуй, с такой лёгкостью среди «интермедиатов» их позволял выполнять, пожалуй, только Ozone Vibe. С двух движений аппарат без труда ставится «на нож», а при некотором желании и умении может быть выведен и на косую петлю. Расходы клевант при этом далеки от предельных. Грубое пилотирование на винговерах Chili «наказывает» разве что сложениями нескольких секций «уха», других проблем при неаккуратном пилотировании получить не удалось.
Chili очень достойно показал себя в термиках. Похоже, одна из специализаций этого крыла — сложные, проблемные потоки. Отличная манёвренность, способность «идти за рукой» и выская стойкость к сложениям позволяли без проблем работать в узких потоках с забросами до +5. Поведение аппарата при поиске и центровании классическое, все реакции аппарата на турбулентность и управление чёткие, яркие, понятные, однозначные.
В плане летучести никаких откровений не случилось, но в целом всё достойно. Летая в плотной толпе «интермедиатов», я не имел над ними явного преимущества. Пожалуй, чуть повыше, чем у остальных, была балансировочная скорость — но это легко объяснимо загрузокй аппарата по верху вилки и использованием кокона. Скорость снижения — на общем уровне: паря в ровном динамике, я мог подняться над общим уровнем только если ловил и обрабатывал небольшие термические «пузыри». Качество не измерялось (его вообще крайне сложно измерить корректно) , а по субъективным ощущениям получалось, что Chili летит как минимум не хуже «интермедиатов»-конкурентов.
Прирост скорости на акселераторе был измерен с большими погрешностями, что объясняется термической неустойчивостью воздуха. Тем не менее можно уверенно констратировать прирост не менее 12-13 км/ч, что типично для современных «интермедиатов». Акселератор достаточно лёгкий и имеет умеренный ход. На максимальной скорости по верхней губе забобрников наблюдаются лёгкие промятия, но в целом форма крыла практически не портится. Аппарат при этом очень стабилен, комфортен и позволяет летать на максимальной скорости даже в умеренную болтанку.
В целом по летучести Чили показал себя крепким середнячком, ни в чём не уступающим «одноклассникам», но и не хватающим звёзд с небес.
С посадкой никаких проблем ожидаемо не наблюдалось. Хода клевант достаточно велики даже для «интермедиата», сорвать аппарат нечаянно досатточно тяжело. Благодаря неплохой энергоёмкости заход можно проводить как в спотивном (с переразгоном перед землёй), так и в классическом стиле. Финальное торможение вполне эффективно, при небольшом старании посадки получаются очень мягкие. Фаза парашютирования более выраженная, чем у большинства «интермедиатов» — но далеко не настолько развитая, как у Текилы. Джет-флэпы работают, но их влияние выражено не слишком ярко.
Опасные режимы полёта
Асимметричное сложение
Очень хорошо. Сразу узнаётся фирменный почерк немецкого конструктора: сложение крайне тяжело развить по хорде больше чем на 25-30%, да и по размаху трудно выйти за 55-60%. Нагрузка на А-рядах средняя или ниже среднего, спровоцировать сложение не составляет труда. Первой реакцией аппарата на сложение становится значительное падение скорости. Купол уходит назад, и в этот момент начинается раскрытие, которое происходит плавно, мягко и не занимает много времени. И только потом аппарат плавно уходит в косой клевок, амплитуда которого не превышает 40-45 градусов. Угол отклонения от курса при полном бездействии пилота — от силы 70-80 градусов. Потеря высоты умеренная, скорость восстанавливается довольно долго с серией колебаний. При вмешательстве пилота возврат в нормальный режим происходит значительно быстрее.
Фронтальное сложение
Очень хорошо. Передняя кромка ломается с умеренным усилием, сложение распространяется на 25-30% хорды. Немедленно вслед за сложением происходит резкая потеря скорости, и большая мягкость раскрытия объясняется, вероятно, именно низкой воздушной скоростью в процессе восстановления формы крыла. В целом начало фронтального сложения у Chili по ощущениям напоминает парашютирование, что типично для аппаратов более высокого класса. Само раскрытие очень быстрое, хлопком. Воздушная скорость к моменту полного раскрытия не успевает всстановиться полностью, и уже наполненное крыло совершает короткий, достаточно энергичный клевок, набирая скорость и возвращаясь в нормальный полётный режим. Потеря высоты невелика, скорость восстанавливается относительно долго после серии колебаний.
Подсрыв из термической спирали
Отлично. Режим развивается по классичесому сценарию: нагрузка на внутреннюю по спирали руку плавно нарастает по мере расхода клеванты, непосредственно перед подсрывом становясь некомфортной — примерно 7-8 кг. Расход внутренней клеваты в момент подсрыва несколько меньше среднего — примерно 75-80 см. Начало подсрыва чётко ощущается по падению нагруки на внтреню руку. «Ухо» при это сминается, но бОльшая часть консоли по-прежнему не сорвана. Если во-время приотпустить внутреннюю клеванту, то аппарат быстро возвращается в прежний режим полёта, совершая умеренный клевок и быстро добирая скорость. Остаться в термической спирали после подсрыва не составляет труда. В отличие от Текилы, явного влияния джет-флэпов на протекание режима заметить не удалось.
Негативная спираль
Отлично. Режим развивается достаточно плавно, давая пилоту время на осознание своей ошибки и относительно комфортный выход. При отпускании внутренней клеванты после полуоборота негативной спирали косой клевок имеет амплитуду примерно 60-70 градусов; передняя кромка немного проминается, но сложения не происходит. Отклонение от курса в процессе выхода — менее 180 градусов.
Методы быстрого спуска
Крутая спираль
Отлично. К сожалению, разогнаться как следует не удавалось из-за недостатка высоты, но за -10 уходить удавалось стабильно. Аппарат очень плавно, хотя и довольно быстро разгоняется, при снижении ок. -10 перегрузка достаточно комфортная для того, чтобы удерживать режим долго. Выход при пассивном пилоте происходит примерно за один оборот, и форсировать его нежелательно из-за достаточно большой энергоёмкости аппарата. При резком выходе возможна выраженная горка с довольно сильным клевком, который, впрочем, прекрасно компенсируется благодаря высокой эффективности клевант.
«Уши»
Отлично. Складываются с небольшим усилием. Для открытия может потребоваться небольшая прокачка клевантами или пара движений корпусом в подвеске, хотя чаще всего при отпускании строп открываются самостоятельно. Снижение не слишком велико, примерно -2.5…-2.7.
B-срыв
Отлично. Усилие на B-рядах умеренное, выполнение режима не составляет труда. Срыв развиается быстро, практически без колебаний. В срыве аппарат очень стабилен, снижение при умеренно затянутых рядах — около -7. Выход при быстром отпускании рядов практически мгновенный, аппарат совершает небольшой прямой клевок и быстро набирает горизонтальную скорость.
Выводы
В целом Chili можно назвать удачей Skywalk. Аппарат предназначен для вполне определённого круга пилотов и будет востребован ими. Изюминка Chili — очень высокая для «интермедиата» манёвренность в сочетании с пассивной безопасностью DHV 1-2, помноженной на пунктуальный немецкий подход к надёжности и безопасности. Chili интересен прежде всего тем, кто ищет высокой манёвренности, «фана», но не готов пилотировать крылья класса «перформанс». Это прекрасный выбор для «ваггас» в морском динамике. Это очень хороший трамплин от «затупленных» учебных и послешкольных крыльев к более серьёзной технике класса «перформанс». Впрочем, рассчитывать на действительно высокие лётные характеристики при этом не следует — аппарат заметно выделяется на общем фоне «интермедиатов» только своей манёвренностью и динамичностью. Именно из-за них Chili нежелательно использовать в качестве учебного и, возможно, даже «послешкольного» аппарата — хотя пассивная безопасность его весьма высока.
Потребный налёт оцениваю часов в 15-20. При меньшем налёте гармонию при полётах на Chili смогут почувствовать только очень одарённые пилоты.
Плюсы
- Очень высокая в своём классе манёвренность
- Очень приятный характер
- Высокое качество изготовления, внимание к деталям
Минусы
- не найдено
Особенности
- Тенденция к «подвисанию» при выходе из сложений
Полезные ссылки |
Алексей Тарасов aka Theoretic |
Команда paraplan.ru выражает благодарность Сергею Шеленкову, предоставившему аппарат на тестирование