Мы очень долго тянули с тест-драйвом этого аппарата. Сначала у нас его просто не было, потом он появился, но были другие, более срочные тест-драйвы. Потом не было погоды. Потом погода была. Но очень хотелось полетать в термичку, и мы летали на других крыльях. Потом аппарат был облетан, но писать было лениво. Потом стало не лениво, но часть написанного была утеряна.
В общем, крылу немного не повезло. И совершенно зря, потому что периодически пролетываясь на нем, мы сравнивали его с другими подопытными, и наше мнение о других подопытных становилось все хуже и хуже. Если бы не это крыло на горизонте, многие тест-драйвы были бы несколько положительнее. Потому что каждый раз, сравнивая его с одно-, да и не только классниками, понимаешь, что можно сделать тяп-ляп, а можно — хорошо. Можно сделать как у всех, но можно и лучше. Можно чисто формально утоптаться в нормы DHV, а можно сделать крыло действительно безопасным.
Как Icaro Ice показал, всем на зависть, что можно сделать крыло с огромным удлинением, которое будет вставать так, как не каждое школьное встает, так это крыло показало, как должно себя вести настоящее Крыло в сложной боевой ситуации.
Еще оно показало, что настоящему Конструктору не нужны компромиссы — можно сделать быстрое и безопасное крыло. Реально быстрое. И по-настоящему безопасное.
Нет, конечно, и на солнце есть пятна. И у этого крыла есть недостатки. Кое- какие принципиальны, кое-какие — продолжения достоинств.
Это крыло эксплуатируется одним из пилотов команды параплан ру уже второй год, поэтому мы уже привыкли, что относительно неопытный пилот летает практически наравне с нами, достаточно грамотно пилотирующими свои DHV2 и dhv2-3. За все это время у него не было серьезных инцидентов, связанных с погодой и жесткими условиями.
Не испытывал он и недостатка в скорости.
Условия испытаний
Итак, SC DiSCovery-2. размер 30 м2. Весовая вилка 100 — 120 кг.
Мы летали на этом крыле используя свои личные подвески AVAsport Sprinter и Edel RX2000, и загружали его от первой трети до двух третей весовой вилки.
Первые впечатления
d_i_m: Конструкция простая, но не без легких извращений. Концы сделаны, такое ощущение, что мосшвейпромом. В руки взять неприятно. Мольи — со строительного рынка, здоровые, с заусенцами. Стропы толстые, арамидные, феодосийские.
Но на этом отрицательные эмоции заканчиваются. Крыло сделано из грамотной тряпки, очень износостойкой и не слишком тяжелой, конструкция внутри вполне на уровне, а кое-где и похитрее, чем у буржуев-одноклассников. Акселератор тоже не из простых, хотя ход его относительно невелик.
Theoretic: Любопытное сочетание некоторой «доморощенности» и продуманности, качества исполнения. Видно, что аппарат создан не за рубежом — но это скорее похвала, чем критика. Форма купола современная, с претензией на спортивность. Примерно посередине каждой консоли есть одна закрытая секция — своеобразный (и вполне оправданный!) намёк на высокие лётные характеристики подопытного. Секций достаточно много для аппарата такого класса. Как это ни удивительно, косых нервюр нет — а есть «висячие» промежуточные нервюры, боагодаря которым стропление довольно редкое. Поверхности купола достаточно гладкие, хотя мелкие складки всё же присутствуют. Качество кроя и пошива достойное. Некоторые нарекания вызывает цветовой дизайн купола — он симпатичный, но сильно напоминает таковой у некоторых парапланов MAC ParaTechnology.
Стропы у доставшегося нам на тесты образца арамидные, больших диаметров. Строп мало, они не путаются на старте.
Замечу, что D2 можно заказывать в разном исполнении. Это относится к ткани, из которой шьётся купол, и к строплению. В зависимости от выбранных материалов поведение D2 может довольно заметно меняться. Но об этом — ниже.
Свободные концы простые, но не без выдумки, сделаны без внимания к мелочам, но добротно. Схема: A2A’1B4C3. Лента концов довольно мягкая, тонкая. Проводка акселератора оригинальная, находится между A- и B-рядами; крепление — малые овальные коннекторы. Клеванты крепятся к C-рядам обычными (не магнитными), но очень качественными кнопками — лучше, чем у Ozone. Петли клевант мягкие, комфортные, но небольшого размера — рука в перчатке проходит внутрь не без труда.
Работа с куполом на земле
Theoretic: Поведение аппарата сильно зависит от применённых материалов и от площади подопытного. Из опробованных мной лучше всего поднимались гельвеноровые D2 размеров 27, 28 и 30. Размер 29 (материал — Gelvenor) выходил хорошо, но немного вяловато, с небольшой тенденцией к недовыводу. Малые площади (24 кв.м.) в исполнении из гельвенора тоже могут иметь относительно вялый подъём.
Взлёт
d_i_m: У крыла большого размера проблем нет. Выходит уверенно, плавно, не зависает. Однако так было у нас. Тем не менее есть и другое мнение — и состоит оно в том, что маленькие размеры Дискавери имеют тенденцию к недовыводу. Я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть это высказывание, поскольку в силу своего веса не летаю на маленьких куполах. Наземный тренаж тоже мало что даст, потому что 24 метровым крылом я управляю уже как кайтом…
Оставим этот вопрос пока открытым. За два года у нас было пару недовыводов на Д2 на старте. Но, справедливости ради, надо сказать, что на всех остальных наших крыльях было то же самое, и даже, наверное, почаще.
Theoretic: И снова чётко видна зависимость от площади. Большие площади (27 и больше кв.м.) взлетают хорошо и даже отлично — плавно, но быстро принимают нагрузку, легко прощают небольшие технические ошибки, некритичны к технике подъёма. А вот типоразмер 24 в гельвеноровом исполнении иногда требует специальной техники старта, т.к. выводится замедленно и имеет тенденцию при недостаточно энергичном начале старта падать обратно на землю. Радует поведение D2 больших площадей в сильный ветер: аппарат не стремится оторвать пилота от земли, плавно отрабатывает порывы ветра. Тесты на касание «ухом» земли D2 разных площадей проходят отлично, аппарат довольно легко может быть положен «ухом» на землю и поднят обратно через крен.
Буксировка
d_i_m: Есть легкая тенденция к курсовой неустойчивости. Несущественная для безопасности. Крыло надежно рулится как клевантами, так и весом, рывки троса демпфирует хорошо.
Theoretic: Комфортно. D2-30 (на котором я летал исключительно на равнине с помощью лебёдок) уходит назад под тягой умеренно, летит быстро. Демпфирование чуть выше среднего для класса Intermediate, нет ни малейших признаков агрессивности; аппарат ведёт себя спокойно и с достоинством. Управляемость весом под тягой нормальная, клевантами — нормальная или чуть ниже среднего, вполне хватает для оперативного исправления курса. Клевок после отцепа плавный, незначительный и сильно растянут по времени.
Полёт
d_i_m: Есть некое несоответствие в том, какие подвески мы использовали вместе с этим крылом. Sprinter — подвеска спортивная, управляемость весом в ней существенно выше среднего, информативность на подвеску также чувствуется сильнее, чем обычно в массовых подвесках среднего класса. При полете в неспокойном воздухе Дискавери генерирует мелкие рывки, которые вполне можно и не заметить в более тупой подвеске. В то же время, сильные завихрения, которые могли бы и сложить другое крыло приводят только к легкой разгрузке левой или правой половин стропной системы. Это приятно и не нервирует даже не слишком опытного пилота. Клеванты легки и пустоваты, но не слишком — кое-что приходит и на них. Это тоже по нынешним временам дорогого стоит.
В поток крыло вкручивается спокойно и уверенно. Есть небольшая тенденция к зависанию в ядре потока, однако проявляется она только при недозагрузке купола. Если грузить его ближе к верхней границе вилки, то тенденция становится малозаметной.
Рулить можно очень размашистыми движениями клевант, дружелюбное поведение крыла при подсрыве это позволяет.
Theoretic: В двух словах: летучесть… и интеллигентность. D2 чрезвычайно вежлив и предупредителен, причём, как мы увидим ниже, вежливость и предупредительность этого крыла распространяются и на опасные режимы полёта. С нормальной нагрузкой на крыло D2-30 поначалу производит впечатление сильно задемпфированного крыла, но, минимально влетавшись, начинаешь чувствовать его информативность. В болтанку движения крыла в основном мелкие, однако их легко интерпретировать. D2 не дёргается, не кидается из стороны в сторону — но постоянно, тихо и ненавязчиво нашёптывает пилоту на ухо: «Тут ядро… Нет, чуть левее… Доверни… Протяни…» Такое крыло располагает своего пилота к неторопливому, вдумчивому, достаточно спокойному диалогу. И, попав в ритм этого диалога, начинаешь получать от него большое удовольствие.
Сильно нагруженный D2-27 в умеренную болтанку оказался значительно более живым, но не менее покладистым. На этом аппарате я ощутил себя этаким охотником за термиками — скорость и динамика, возникшие при незначительном перегрузе, позволили работать с крылом в более быстрой, агрессивной манере, однако диалог с крылом и в этом случае происходил отнюдь не на повышенных тонах.
Манёвренность D2 заметно зависит от нагрузки на крыло, но в любом случае остаётся приятной. С загрузкой по середине вилки D2-30 реагирует на работу клевантами не слишком быстро, но очень чётко и точно, без сложной динамики переходных режимов. Управляемость клевантами в таком случае получается нормальная или чуть выше среднего для «интермедиатов». В термической спирали аппарат стоит как влитой, неторопливо, но тонко реагируя на работу внутренней рукой. Реакция на работу внешней рукой более грубая, но всё же достаточно чёткая. Крыло сохраняет один и тот же характер вращения в широком диапазоне радиусов и кренов, оно не валится в крутую спираль при сужении радиуса. Нагрузка на клевантах очень комфортная, ниже среднего. Острота реакции на клеванты практически одна и та же по всему их ходу, что приятно. Реакция на работу весом нормальная. Динамика (переходы скорости в высоту и наоборот) присутствует, она чуть выше среднего и совершенно не мешает пилотировать, скорее наоборот.
D2-27 с небольшим перегрузом оказался более активным, динамичным, чем я того ожидал. Манёвренность при такой нагрузке на крыло достигла очень высокого для «интермедиатов» уровня. Реакция на работу клевантами заставила вспомнить Озоны. Тот же практически мгновенный отклик, та же высокая чувствительность. Только динамика виражей попроще, более предсказуемая, да реакция на управление более однозначная, без тонкостей и специфики. Клеванты чувствительные с первых же сантиметров хода — в дальнейшем владелец немного удлинил рулевые стропы. Более острой засчёт большой удельной нагрузки стала и реакция на работу весом. Но в целом аппарат остался приятным, послушным и предсказуемым. Без проблем крутил на перегруженном D2-27 компактные термические спирали — скорость снижения оставалась в разумных пределах, тенденции к уходу в крутую спираль замечено не было.
Очень порадовала летучесть подопытного и его максимальная скорость. Прирост скорости на акселераторе относительно балансировочного режима у D2-30 составил 16-17 км/ч — одно из высочайших измеренных мной значений в классе Intermediate. При балансировочной скорости, оцениваемой в 36-37 км/ч получается, что максимальная скорость D2-30 — ок. 53 км/ч! Конечно, такие скорости отчасти объяснимы тем, что аппарат свободен от очень жёстких ограничений, накладываемых сертификацией DHV (AFNOR, по которому сертифицирован D2-28, в этом плане куда более демократичен). Однако на максимальной скорости поведение D2 не становится излишне опасным. Получал на D2-28 «боевую» асимметрию на полностью выжатом акселераторе — после отпускания аппарат восстановился быстро, самостоятельно и с малой потерей высоты (10-15 метров). Более того — на повышенных скоростях полёта D2 имеет просто отличное аэродинамическое качество. Параллельные групповые полёты против ветра показали, что на Vmax D2 лишь незначительно проигрывает многим «перформансам» в скорости и качестве, уверенно оставляя позади большинство «одноклассников» (AFNOR Standard, DHV 1-2).
Хорошо выдерживает D2 и полёт на малой скорости. Нагрузка на клевантах значительно вырастает, аппарат хорошо предупреждает о приближении срывных режимов, сохраняя внятную манёвренность даже вблизи срыва. Ход клевант очень большой, сорвать бывает тяжело физически.
Alaska: Общее впечатление следующее: диапазон работ клевантами — на весь ход руки, причем эффективность почти одинакова на всем ходе; маневренность — на уровне лучших одноклассников, позволяет закрутиться в любую спираль, причем без забросов и скольжений, что позволяет спокойно изменять радиус спирали; информативность — просто супер, без агрессии, но и без тупизны, купол очень мягко информирует о всех неоднородностях воздуха, хотя кому-то может и показаться немного тормознутым, но лично мне очень понравилось летать на нем как в сильную термичку — не так сильно трясет как другие купола, так и в слабую погоду — информативности достаточно чтоб не пролететь мимо слабых соплей.
Манёвренность
d_i_m: Избытком маневренности Дискавери не страдает. В то же время, управляется он уверенно и надежно. Вираж сбалансированный, несложный. До лидеров в этой дисциплине ему, конечно, далеко, однако в своем классе мало крыльев смогут с ним сравниться. Д2 сохраняет адекватную управляемость во всем диапазоне ходов клевант, не увеличивая слишком сильно снижения, что позволяет работать на полузадушенном куполе в слабых и узких потоках. Для обработки потоков в планерном стиле — на высокой скорости — он подходит хуже, но тоже подходит. Коронный номер Д2 — вкручивание в ядро потока в негативном подсрыве. Но это уже очень сильно на любителя.
Полет на акселераторе.
d_i_m: Акселератор очень эффективен. Прирост скорости более 15 км-ч. Не каждый хай-перформанс может похвастаться таким акселератором. Стабильность остается вполне на уровне, если подсложить ушко, оно раскрывается само, снижение, конечно, возрастает, но впечатления топора, как многие одноклассники, на полном акселе крыло не создает. Наверное, дает о себе знать довольно сложная схема акселерирования. Из условных одноклассников в этой дисциплине с Д2 может потягаться разве только «Марлин».
«Уши» + акселератор
Theoretic: Оч. хорошо. Снижение — примерно -3.5, запас по сложению оставшейся части передней кромки велик.
Опасные режимы полёта
Асимметричное сложение
d_i_m: Вот одна из тех вещей, за которые мне понравилось это крыло. Все предыдущие сладости в принципе доступны и на других куполах. Мой старый добрый Революшн летит на акселе как минимум не хуже, мой Прокси гораздо веселее управляется и существенно информативнее. Озон Вайб попроще в вираже. Однако ни на одном куполе мне до сих пор не удавалось сложить полкрыла, удержать его пару секунд, сохраняя прямолинейный полет, а потом резко развернуться от сложения, не срывая летящую консоль. А на Д2 удалось. Сказать, что я был удивлен — ничего не сказать. Даже учебные топоры такого надругательства над собой не прощают. Что еще добавить?
Если ничего не делать — то со слабым косым клевком крыло быстро раскрывается.
Theoretic: Отлично. Главная особенность режима — сохранение поведения подопытного практически неизменным в диапазоне от 45-50 до 65-70% сложенного размаха. А это бывает очень нечасто. В любом случае аппарат очень предсказуем, ведёт себя достаточно спокойно. При бездействии пилота угол доворота в процессе выхода из сложения составляет от 90 до 180 градусов, раскрытие плавное, без резких бросков и клевков. Компенсация весом и клевантой эффективнее среднего, аппарат легко может удерживать прямолинейный полёт при 50-процентном сложении. Потеря высоты на раскрытие средняя или ниже среднего.
Alaska: При сложении порядка 50-60% купол дает форы порядка одной секунды чтоб начать хоть что-то делать, потом аккуратно валится в спираль с плавным раскрытием консоли. За виток уже выходит. Если при сложении начать привычно компенсировать, то крыло начинает отворачивать в сторону ОТ сложенной консоли.
Фронтальное сложение
d_i_m: Сложение массированное, открытие мгновенное, потеря высоты небольшая.
Theoretic: Без проблем, классика. Присутствует выраженная фаза торможения, аппарат клюёт назад градусов на 30. Раскрытие начинается, когда купол ещё не вернулся в положение над головой. Оно быстрое, но плавное, клевок меньше среднего (примерно 30 градусов). Потеря высоты минимальная.
Подсрыв из термической спирали
d_i_m: Еще одна изюмина. Подсрыв не просто образцовый, он гвардейски-тамански-образцово-показательный. Даже из самой неприятной фазы — у нас есть свои методики, как устроить максимально неприятный подсрыв — крыло выходит с почти прямым клевком. Если крыло слишком сильно разогналось на клевке — то, чтобы не улететь балбесу-пилоту под ноги оно подскладывает переднюю кромочку, тормозится на горизонте и мягко раскрывается. Оценка — пять с плюсом. Умеем же, когда хотим…
Развитие подсрыва медленное, мягкое, с сильной деформацией уха. Прощелкать очень сложно. Потеря нагрузки на клеванте не ступенчатая, но очень выраженная.
Theoretic: Отлично. Пожалуй, D2-30 — один из лучших по поведению в подсрыве из протестированных нами. Нагрузка на внутреннюю клеванту немного ниже среднего, но всё равно некомфортная, предупреждающая. Вход в режим сопровождается выраженным падением нагрузки на внутреннюю клеванту, плавным ускорением вращения и отлично заметной характерной деформацией крыла. При этом аппарат позволяет держать подсрыв примерно до полуоборота без сложностей с выходом. Даже после половины оборота выход остаётся плавным, достаточно спокойным, комфортным и предсказуемым. Клевок на выходе, как правило, не превышал 30-35 градусов, аппарат оставался в термической спирали.
Негативная спираль.
Alaska: В негатив занать надо постараться, купол долго сопротивляется, хотя уже и консоль уже вся сморщилась, а все равно продолжает нести. Бросать можно из любого положения — у меня клюнуть ниже горизонта не получилось ни разу. Выпрыгивает из развитого негатива вначале достаточно шустро, но затем идет прямой ровный клевок. По общему поведению в негативе этот купол входит группу самых спокойных куполов (первый SC Discovery — ему вообще нет конкурентов, Aeros Style, Aeros Select — кроме входа в негатив, Airea Rebel)
режимы быстрого спуска
Крутая спираль
Theoretic: Просто и комфортно. Вход средний по скорости, плавный, предсказуемый, расход внутренней клеванты немного выше среднего. Аппарат сохраняет адекватную манёвренность на снижении более -10 м/с, тенденции к спиральной устойчивости выявить не удалось. Выход не очень быстрый, но плавный и надёжный, примерно пол-оборота. «Горка« и последующий клевок требуют минимальной компенсации.
«B-срыв»
d_i_m: Очень эффективен, скорость 8,5 м-с достигается легко и непринужденно. Купол стабилен.
Выход быстрый и простой. Зависания, обнаруженного Теоретиком, я не заметил, хотя и искал. Возможно, мой на 8 кг больший вес тому виной. А возможно, я просто не так медленно отпускал мольи б-ряда. Тем не менее, эффект зависания имел место быть, а посему рекомендация простая — бросайте б-ряд резко, и будьте готовы выжать акселератор для выхода из зависания.
Theoretic: Вход быстрый, аппарат энергичнее среднего улетает назад и там тормозится, переходя от планирования к почти вертикальному снижению. Два-три движения по тангажу — и режим устанавливается. В-срыв очень эффективен, снижение на D2-30 превышало -8. При таком снижении аппарат вполне стабилен, хорошо держит форму. Нагрузка на В-рядах при входе и удержании режима небольшая, заметно ниже, чем в среднем.
Выход при быстром отпускании В-рядов отличный — практически мгновенный, через короткий энергичный клевок градусов на 30. Потеря высоты минимальная, скорость стабилизируется быстро.
А вот с выходом при медленном отпускании В-рядов не всё так однозначно. Характер выхода сильно зависит от действий пилота. На тестах я делал В-срыв с медленным отпусканием рядов несколько раз, и ни разу D2-30 не выходил в нормальный полёт быстро и чётко. В худшем случае после полного отпускания рядов аппарат более-менее восстанавливал форму, но сохранял снижение в районе -8. Крыло при этом было вялое, нестабильное, иногда начиналось вращение а-ля негативная спираль. Режим продолжался примерно 3-4 с., после чего происходил слабый клевок и возврат в нормальный полёт. В лучшем случае — плавное падение вертикальной скорости от -8 до -1.5 в течение 4-5 с. при вялости купола и лёгкой курсовой неустойчивости. Замечу, что загнать D2 в такие режимы непросто — даже небольшое изменение темпа подъёма рук приводит к сильным изменениям характера выхода из В-срыва. Тем не менее, знать о такой особенности крыла надо и при выполнении тренировочных и тем более «боевых» В-срывов просто бросать ряды — это гарантирует практически моментальный выход из режима.
«Уши»
Theoretic: Оч. хорошо. Складываются легко, аппарат в режиме стабилен. Эффективность средняя — снижение примерно -2…-2.5 . Раскрываются сами, медленно, при этом аппарат сохраняет похвальную стабильность. При необходимости можно немного помочь раскрытию клевантами.
Выводы
d_i_m: Дискавери-2 — великолепное крыло. Даже за одно только свое гуманное поведение на асимметрии и в подсрыве оно заслуживало бы высших оценок, независимо от класса. Однако, сочетание высочайшей безопасности с прекрасной летучестью делает его абсолютным лидером моих личных предпочтений в классе Advanced Intermediate. Скорость на акселераторе, недостижимая для практически всех одноклассников, добавляет в бочку меда еще горку орехов. А цена — цена приятно удивляет. И еще, мне очень приятно, что это крыло приехало к нам не из Бразилии и не из Вьетна…, ой, простите, конечно же из Европейского Сообщества. Глядя на такие Крылья, очень хочется посоветовать некоторым дезигнерам модных вингов подучить немного русский… В Бобруйск съездить… Понятно, что квасной патриотизм, недостойно и прочее. Но ..
«А меня, мерзавца, радость разбирает —
Ничего поделать не могу…» (С)
Минимальный потребный налет для Д2 на мой взгляд — 10-20 часов. В зависимости от таланта.
Theoretic: D2 — очень удачное крыло для наиболее массового потребителя. То-есть для любителей, которые уже окончили лётную школу, летают в основном по выходным и при небольшом общем налёте имеют определённые спортивные амбиции. Прекрасные ЛТХ в сочетание с хорошей манёвренностью и гуманным, интеллигентным характером позволяют летать на D2 отличные маршруты, в т.ч. и против ветра, крутить несложный пилотаж, летать где угодно — от равнин с их слабыми сложными потоками до высоких гор с сильнейшей погодой. Везде D2 покажет себя только с лучшей стороны. К небольшим недостаткам подопытного можно отнести разве что некоторые проблемы со стартом у некоторых площадей в некоторых вариантах изготовления 8) и вялый выход из В-срыва при медленном отпускании рядов. Однако на фоне достоинств D2 эти недостатки просто меркнут. Минимальный потребный налёт оцениваю примерно в 15-20 часов; при этом D2 вполне удовлетворит и тех, кто уже давно разменял первую сотню часов налёта.
Alaska: Мягкая информативность, отличная управляемость, хорошие летные данные, отличная пассивная безопасность. Что еще надо настоящему пилоту? Один из лучших вариантов выбора в качестве универсального крыла для любой погоды при налете от 10 до 150-200 часов.
Плюсы
- Образцовое поведение на самых опасных для параплана режимах.
- Очень высокие в своем классе ЛТХ, сочетание высокой скорости и высокого качества в правой части поляры
- Скорость и поведение на акселераторе тоже очень хороши.
- Приятная, не слишком резкая управляемость
- Гуманный, спокойный и предсказуемый характер
- Грамотный подбор материалов, возможность выбора заказчиком ткани и строп
- Низкая цена
Минусы
- По неподтвержденной информации возможны проблемы с недовыводом на старте у малых площадей из тяжёлой ткани (Gelvenor)
- Некрасивые свободные концы
- Возможно попадание в парашютирование при медленном выходе из B-срыва.
Полезные ссылки |
Дмитрий Бондарев aka «d_i_m» Алексей Тарасов aka Theoretic Алексей Больнов aka Alaska |
Команда paraplan.ru выражает благодарность Александру Мартынову aka Ильич 2-й за предоставленную личную технику, а также за терпение при наблюдении за нашими выкрутасами в воздухе …