Условия испытаний
Испытывался строго серийный Incanto М (весовая вилка 85-105 кг). Полётный вес во время испытаний примерно соответствовал верху вилки. Подвесные системы — Advance Impress, Avasport Sprinter. Метеоусловия: турбулентность от лёгкой до умеренной, термическая активность слабая до умеренной. Полёты проводились в Татаринцево с использованием пассивной лебёдки.
Конструкция
theoretic: Всё серьёзно. Передняя кромка с клапанами. Задняя кромка с люверсами для каждой рулевой стропы. Внушительное удлинение — 5.7 — не сразу бросается в глаза, потому что аппарат висит далеко над головой на неожиданно длинных стропах. В общем, почти перформанс.
Про концы сказать особо нечего, кроме того, что клеванты малость узковаты, рука в перчатке застревает иногда.
d_i_m: Добавлю, что клапана практически не заметны изначально, да и толк от них, вероятно проявляется лишь на сложениях — это совсем не те клапана что стоят в передней кромке крыльев Апко. Клапана Инканто совершенно не бросаются в глаза.
Поведение на земле
theoretic: С одной стороны, всё хорошо — аппарат прекрасно слушается пилота, легко выводится в полётное положение любым методом, вплоть до рывка корпусом, и не склонен к подвисаниям и недовыводам. С другой стороны — всё как-то даже слишком хорошо. В сильный ветер аппарат настолько энергично выстреливает над головой, что требуется довольно энергичная работа клевантами для удержания купола во взлётном положении. Ошибки вывода исправляются на ура — но опять-таки при наличии грамотного мозга и умелых тренированных рук. Положить «ухом» на землю и поднять обратно несложно, «уши» нагружены прилично.
d_i_m: Есть небольшая тенденция к подсложению передней кромки при энергичной работе А-рядами на выводе. Она не развивается в сложение, но при определенных обстоятельствах способна спровоцировать недовывод купола в полетное положение. Тем не менее, поскольку подсложение хорошо заметно и может служить индикатором правильности работы с крылом — недостатком это считать думаю будет неверно. Особенность такая.
Полёт, манёвренность
theoretic: Да, это вам не учебный дуболёт. Паря на Инканто в рваных и узких весенних потоках, я постоянно чувствовал себя не на «интермедиате», а на чём-то более высококлассном. Жёсткие, эффективные практически с первых сантиметров хода клеванты. Вираж, который начинается практически без запаздывания, чёткий и эффективный. Необходимость постоянно работать внешней рукой, контролируя снижение и осаживая крыло, которое при завинчивании в поток норовит разогнаться, наращивая снижение. Все признаки типичного «перформанса» налицо. И только не слишком большая скорость да мягкость в реакциях крыла на болтанку заставляют вспомнить, что надо мной всего лишь «интермедиат».
d_i_m: Инканто совершенно не чувствуется длинным перформансом. Все его движения характерны для крыльев с удлинением на пол-единицы меньше. Кромка передняя не шевелится и не дышит, уши не хлопают. Даже странно немного.
theoretic: Манёвренность. Для «интермедиата» очень хороша. Пилотировать в потоках можно расходами клевант в районе 25-35 сантиметров, эффективности клевант хватает с хорошим запасом, до срыва при этом, понятное дело, очень далеко. Реакция на клеванты совершенно «недетская» — быстрая, точная, аппарат охотно «идёт за рукой», позволяя без сложностей и нестандартных техник пилотирования делать с виражом всё что угодно. Винговеры просто великолепны — с одного-двух движений аппарат ставится в крен 90 градусов, сохраняя при этом изрядный запас скорости. Работа весом таких восторгов уже не вызывает — но тем не менее всё хорошо. В основном Инканто пилотируется клевантами, а вес только привносит нюансы, недоступные при работе одними только руками.
d_i_m: Я бы на этом крыле активнее работал весом — при затягивании клевант сразу теряется и так невеликая скорость и запасенная крылом энергия. Работа весом позволяет лететь так, как должно лететь крыло с такими геометрическими характеристиками. Инканто — одно из немногих крыльев, для которого подвеска Спринтер с ее несколько избыточной управлябельностью весом, не кажется лишней и слишком острой.
Манёвренность хорошая, но для своего класса (1-2) пожалуй даже немного избыточная. Впрочем при загрузке не по верху вилки, а чуть пониже ситуация должна немного исправиться.
theoretic: Динамика. Просто выдающаяся. Это одновременно и плюс, и минус — столько динамики классическому «интермедиату» не нужно, однако для понимающего и чувствующего крыло пилота такая динамика в радость. Пожалуй, это первый на моей памяти «интермедиат», который убедительно исполняет «спортивную» посадку с переразгоном у земли и плавным выполаживанием траектории одновременно с гашением скорости. Про винговеры уже писал выше — вместо судорожных качаний влево-вправо, типичных для послешкольной техники, можно выполнять мощные правильные движения с сильным разгоном и запасом скорости даже при выходе на большой крен. Тангажные движения мощные, но достаточно растянутые по времени благодаря длинным стропам — опять-таки прямая аналогия с техникой классом выше. Запас времени на осознание во время клевков есть, и изрядный, однако компенсировать нужно обязательно.
d_i_m: Да, по динамике аппарат сравним с лучшими двойками предыдущего поколения.
theoretic: Летучесть. Как всегда, многое субъективно, и тем не менее… Тем не менее всё хорошо. А местами — даже и отлично. Качество субъективно на уровне хороших «двоек» двух-трёхлетней давности, а это очень немало. Минимальное снижение тоже очень хорошо и в совокупности с убедительной манёвренностью позволяет парить в достаточно сложных узких потоках. Некоторое разочарование вызвала только максимальная скорость, точнее, прирост скорости на акселераторе. При всех стараниях выжать из аппарата больше +10 км/ч не удалось (и это в коконе!), так что даже в заявленные производителем 50 кмч верится не особенно. Зато поведение аппарата на максимальной скорости образцово-показательное: пристойно выглядящая передняя кромка, комфортное поведение в болтанку, небольшое усилие на ногах.
d_i_m: У купола есть особенность — первые 5 см хода акселератора вытягивается только А-ряд, с очень небольшим усилием. Это можно использовать на лебедке для смягчения колебаний, вызванных рывками троса.
Летучесть крыла велика, действительно как у двоек, однако переход скорости в высоту выражен слабее, чем на типичных двойках. Это, вероятно, связано как с меньшей балансировочной скоростью, так и с большей задемпфированностью крыла.
theoretic: Информативность. Всё хорошо. Нет лишней остроты, что было бы неудивительно при таком удлинении, однако всё прекрасно чувствуется. В большей степени информативны клеванты, нагрузка на подвеску плавает в довольно небольших пределах. Очень хорошо выражено «подсасывание» к потоку, когда на удалении 200-300 метров от ядра начинает заметно нарастать путевая скорость.
d_i_m: В турбулентности крыло ведет себя достаточно мягко. С боку на бок в подвеске тоже не ворочает. Длинные стропы приводят к тому, что купол дольше реагирует на вертикальные движения воздуха клевками. В целом довольно приятное поведение.
theoretic: Комфорт в болтанку. Хорошо, но никак не отлично, в основном за счёт выраженной динамики. Удлинение не чувствуется практически совсем, аппарат монолитен и встречает удары стихии, двигаясь над головой целиком. Демпфирование по тангажу несколько ниже среднего, за счёт длинных строп аппарат любит растянутые по времени, но достаточно мощные клевки. По крену — в пределах нормы. В целом поведением в болтанку Инканто напоминает этакий задемпфированный Мустанг, которому запретили сильно и резко клевать, а остальные нюансы поведения оставили как есть.
Опасные режимы полёта
Асимметричное сложение
theoretic: Очень хорошо, но не отлично. Назвать поведение аппарата безукоризненным не позволяет достаточно мощная динамика Инканто. Усилие на рядах умеренное, сложение развивается достаточно далеко по хорде. Раскрытие происходит от центроплана к ушам, быстро и мягко. Дальше формально придраться вроде бы не к чему, однако клевки и угол отклонения от траектории для «интермедиата» достаточно велики. Отклонение порой доходило до 180 градусов, амплитуда косого клевка — градусов до 50. Потеря высоты тоже больше среднего, однако аппарат очень хорошо взмывает и быстро набирает часть потерянной высоты. Иногда в процессе выхода из сложения складывается противоположное ухо, что никак не влияет на поведение крыла, но редко встречается у «интермедиатов». Средние величины углов более оптимистичные (90-120 градусов и 30-40 градусов соответственно), однако оставаться пассивным при сложении на таком аппарате я бы не рекомендовал, желательно компенсировать.
d_i_m: Иногда после сложения, разворота и раскрытия крыло доворачивает в обратную сторону градусов на 45. Не знаю нужно ли вычитать этот доворот из первоначального. Если да — то все как у всех. Если нет — то доворот великоват. Но не смертелен, потому что малейшая компенсация резко его уменьшает. При правильной компенсации можно с удерживаемыми 50% асимметрии выполнять отворот от сложения, хотя и с очень сильным снижением.
Фронтальное сложение
theoretic: Отлично. Аппарат резко теряет скорость и улетает за спину, однако тут же клюёт вперёд, не успев сильно потерять скорость. Раскрытие начинается одновременно с клевком и происходит плавно, от центроплана к ушам. Обычно к концу первого клевка купол уже полностью раскрыт, и дальше происходят только умеренные движения по тангажу и колебания скорости. Потеря высоты очень невелика, и нет ни малейших намёков на парашютирование.
d_i_m: При развитом фронтальном сложении дает знать большое удлинение испытуемого. Возможно несимметричное наполнение и быстрый отворот в сторону, однако движение это хотя и резкое, но очень быстро стабилизируется и превращается в обычный мягкий выход. В целом, выглядит фронталка достаточно бодро. При развитом за 50% хорды сложении даже немного страшновато.
Подсрыв из термической спирали
theoretic: Отлично. Усилие на внутренней руке в момент подсрыва велико, но не является некомфортным (примерно килограммов 7-8). Ход руки — сантиметров 75-80, достаточно большой. Попасть в режим ненамеренно довольно сложно — приходится сильно давать внешнюю руку, иначе аппарат валится в крутую спираль. В момент начала подсрыва усилие на внутренней руке заметно падает. Развитие режима плавное, небыстрое, сорванное «ухо» постепенно и угрожающе начинает загибаться назад; при этом срыв плавно и не спеша распространяется дальше по консоли. Выход сопровождается мощным (градусов 60-70) косым клевком и мощным набором скорости, однако грамотный пилот, пожалуй, сможет после этого удержать Инканто в спирали.
d_i_m: Я бы сказал, что времени на распознание подсрыва больше, чем у других крыльев даже этого класса, в котором инканто принадлежит к лидерам по летучести. Усилие откровенно некомфортное и в большинстве реальных случаев обработки потока произойдет уход в крутую спираль. Однако если срыв произойдет — это сразу будет заметно. Мощного клевка на выходе я не заметил. Все очень плавно.
Режимы быстрого спуска
Крутая спираль
theoretic: Отлично. Писать особо нечего, ибо классика жанра. Разгоняется довольно быстро — с одного витка при желании и умении можно уйти за -10. Перегрузка за счёт длинного стропления растёт довольно быстро, больше -13.6 не раскручивал, но такое снижение можно терпеть достаточно долго. Выход при отпускании внутренней клеванты почти немедленный, никаких намёков на спиральную нейтральность. На выходе Инканто изрядно взмывает, и последующий клевок приходится довольно энергично компенсировать.
d_i_m: А можно и не компенсировать — сложения не будет.
B-срыв
theoretic: Отлично. Физически достаточно тяжело, B-ряды сильно нагруженные. Серьёзное удлинение подопытного требует некоторого контроля в процессе: пошевеливая рядами, постепенно добиваемся ровного, стабильного спуска. Снижение нарастает плавно, на максимуме доходя до классических -8. Выход при быстром отпускании рядов мгновенный, с коротким резвым клевком.
Выводы
theoretic: Пожалуй, Инкантно войдёт в историю как очередной milestone в классе «интермедиат». Удлинение 5.7 при сертификации DHV 1-2 — на время написания тест-драйва уникальное сочетание, открывающее новые горизонты. Отдельные аппараты APCO больших площадей не в счёт. По своим повадкам аппарат сильно напоминает крылья более высокого класса, однако не имеет ни малейших проблем с пассивной безопасностью. В плане летучести откровений не состоялось — и это можно понять: совсем не просто добиться от аппарата с таким удлинением такой пассивной безопасности. И тем не менее летает Инканто очень даже хорошо. Некоторые нарекания вызывает только совершенно рядовая максимальная скорость. От аппарата с такой амбицией можно было ожидть большего в этом плане.
Для кого предназначен Инканто? Прежде всего для тех, кто хочет на своей шкуре ощутить все прелести динамики и манёвренности «перформансов», но не готов жертвовать ради этого пассивной безопасностью. Мне не удалось найти у Инканто какого-то явного предназначения, это универсальный аппарат для гор и равнины, для маршрутов и ваггас. Рекомендовать Инканто в качестве «послешкольного» крыла я не рискну — вполне «взрослые» динамика и манёвренность требуют наличия под крылом достаточно зрелого пилота, быстрого в реакциях и тонкого в чувствах. Минимальный потребный налёт оцениваю часов в 50.
d_i_m: Насчет вехи в парапланостроении я не согласен. Маленькая скорость и изрядная задемпфированность, вероятно, не сделают Инканто сногсшибательно популярным в той среде, для которой он предназначен — это достаточно опытные пилоты выходного дня. Как послешкольное крыло — Инканто резковат. Как горное для опытных пилотов — медленноват. Однако для полетов в слабых условиях равнины, в слабых динамиках, любительского, язык не поворачивается назвать это акро — винговерокачания, для подмосковной лебедки, для не слишком высоких и страшных гор, там где не нужна высокая скорость — крыло подходит отлично . Оно действительно универсально. Думаю, с 30-40 часами на нем уже можно летать, не опасаясь убиться. Динамика его, хоть и высока, но все же не чрезмерна.
Плюсы
- Отличная манёвренность
- Достаточно высокие в целом лётные характеристики (за вычетом макс. скорости)
- Выдающаяся в своём классе динамика
- Приятный, хорошо доведённый характер
- Высокая пассивная безопасность
- Приятный дизайн
Минусы
- Выдающаяся в своём классе динамика
- Некоторый недостаток максимальной скорости
Полезные ссылки |
Алексей Тарасов aka theoretic Дмитрий Бондарев aka d_i_m |
Коллектив paraplan.ru выражает глубокую признательность Александру Тронину (paraclub.ru) за предоставление параплана на тесты