One bright morning when my work is over
Man will fly away home
One brlght morning when my work is over
Man will fly away home
Bob Marley, Rastaman Chant
Преамбула
Jalpa — параплан фирмы Pro-Design (pro-design.at). Сертификация — DHV 2 для всех размеров, кроме S. Позиционируется производителем как манёвренный перформанс.
Условия испытаний
Тестировалась строго серийная Jalpa 90 (площадь — 26.78 кв.м., вилка весов — 90-110 кг). Полётный вес тестеров примерно соответствовал верху весовой вилки. Подвесные системы: Advance Impress, AVAsport Sprinter. Погодные условия: ветер от штиля до 8-10 м/с, турбулентность от слабой до сильной, термическая активность от нулевой до сильной. Полёты проводились с использованием активной и пассивной лебёдок в Татаринцево и Голенихе.
Конструкция
theoretic: С особинкой, как и положено изделию уважающего себя брэнда. Вроде бы и в мелочах притаилась разница с конкурентами, но она есть. Например, рулевая стропа крепится к ручкам клевант за пробитые в них люверсы — ни у кого больше не видел такого решения. Оказалось очень удобно, особенно при спортивном хвате клевант. Форма крыла, в общем-то, без ярко выраженных особенностей — бросаются в глаза разве что резко загнутые и хищно зауженные уши. Концы — узкие, аккуратные, без чудес, удивили разве что клеванты на кнопках. Всё ожидаемо грамотно и качественно.
d_i_m: дизайн крыла довольно привлекателен, присутствует метка середины купола, причем она предусмотрительно расположена на задней трети хорды, чтобы даже при сильном сложении ее все же было видно. Однако каких-то особых изысков нет. Мальи обычные, концы тоже как у всех.
Можно сказать, что конструкция традиционная, изготовление аккуратное, без явных косяков.
Поведение на земле
theoretic: Отлично. Впрочем, аппарты с проблемами на старте попадаются нам на тесты всё реже и реже. Технически вывод купола несложен, аппарат выходит в полётное положение спокойно и надёжно, без подвисаний и попыток обогнать пилота. Впрочем, уже на земле в полной мере проявляется одна из ярких сторон характера этого крыла — высокая и своеобразная чувствительность к работе клевантами. Если крыло полностью выведено над головой, то даже небольшие шевеления рук приводят к тому, что купол чуть проворачивается над головой короткими энергичными движениями. А стоит пошевелить руками чуть сильнее — и крыло бодро улетает в крен. Удерживать крыло в полётной позиции легко, несмотря на свою чувствительность, оно весьма стабильно стоит над головой, требуя лишь небольшого подруливания и лёгкой работы весом. К ошибкам по крену Jalpa относится так, как это и положено «двойке» — реакция на ошибку следует незамедлительно, но при желании-умении всё также быстро и легко исправляется. Уши нагружены умеренно, притереть аппарат ухом к земле можно без труда — с поправкой, конечно, на высокую чувствительность подопытной к работе клевантами.
d_i_m: Поведение на старте вполне предсказуемое, наполнение происходит быстро, малый вес купола облегчает старт в штиль или с боковым ветром. Могут подскладываться уши. В целом за старт — четыре с плюсом.
Буксировка
theoretic: Без проблем — и в то же время вполне позволяет почувствовать своеобразие аппарата. На затяжке Jalpa совершает массу мелких коротких движений по тангажу и сильно играет скоростью, то заныривая и разгоняясь, то чуть уходя назад. По крену при этом, впрочем, ничего особенного не происходит. Удерживать крыло на линии буксировки проще простого — реакция на клеванты быстрая и точная, и их эффективности хватает с большим запасом. На вес аппарат реагирует под тягой вполне хорошо, хотя без лишней остроты. Горка после отцепа под тягой достаточно растянута по времени, а вот последующий клевок желательно либо скомпенсировать, либо использовать для запрыгивания в ядро термика, если отцеп произошёл в потоке.
Полёт
theoretic: Свой яркий характер Jalpa проявляет буквально с первых секунд полёта. Мне повезло — знакомство с аппаратом началось с отцепа в стремительно крепчающем потоке. Не мешкая, весом валю аппарат в крен… Упс! Столько крена мне не надо! Немного удивлённо осаживаю крыло внешней клевантой и на всякий пожарный кидаю взгляд на грудной обхват моего верного Импресса — не расстёгнут ли?.. Нет, всё штатно. И всё-таки первый вираж на Jalpa заставил меня подумать, что грудной обхват полностью раскрыт — настолько резво отреагировала норовистая австриячка на моё движение. Что ж, учтём… Проносясь по широкой дуге недалеко от ядра, пошевеливаю клевантами, внимательно наблюдая за реакцией спокойно висящего над головой купола. Упс номер два! Небольшая пробная дача внутренней руки — и Jalpa лихо проворачивается над головой и через неизмеримую долю секунды ощутимо убыстряет вираж, одновременно приопуская переднюю кромку вниз. Ну нифига себе темперамент у этой австрийской скромницы! Спокойней, спокойней… Плавней… И, о да! Это ядро! В которое Jalpa втыкается таким уверенным и даже хозяйским движением, будто налёт у неё — не жалкие 5 минут на подмосковной лебёдке, а все 100 часов в Альпах. Никаких подвисаний — только коротко хрустнул где-то вверху нервюрный «хардфиниш» да залился суматошной трелью Браунигер, отмечая заброс за +5. Наученный предыдущим опытом, мягко и чуть несимметрично ловлю готовую клюнуть подопытную обеими клевантами… Бинго! Мы в ядре, и цифры Браунигера лихо скачут, как бонусы в игральном автомате, где кто-то сорвал джек-пот. Тысяча, полторы, тысяча семьсот… Где-то далеко над головой и в то же время ниже базы мелькает какой-то левый Боинг… Две. Рукам становится прохладно. Jalpa стоит в вираже как влитая, но лёгкий снос начинает помаленьку выдувать меня из потока. Подколбашивает. Jalpa справляется сама, причём хорошо. Решаю немножко поиграть в чайника и даю ветру выдуть меня из потока на пол-спирали. Ничего криминального: подалбливает, конечно, но Jalpa, нервно ёрзая над головой, тем не менее совершенно не хочет складываться. Ладно, поиграли — и хватит. Короткое движение клеванты, уже знакомое запрыгивание в вираж — и радостные вопли Браунигера подтверждают, что мы снова в ядре. Неподалёку крутит плотным строем стая грачей… Две двести. Пора на переход.
Убегая от минусов, выжимаю акселератор. Выжимается он как-то подозрительно плавно и мягко. Беглый взгляд на концы — всё штатно. На полностью выжатой первой ступеньке блочки системы акселерирования прошли чуть меньше половины полного хода! Прирост скорости по GPS — примерно 10 км/ч. Передняя кромка в отличном состоянии, никаких складок и промятий. Снижение заметно подросло, а подёргивания и похрустывания явно усилились. Впрочем, лететь это никак не мешает. Жму вторую ступень — и всё равно не удаётся уткнуть один блочок в другой. Прирост скорости пляшет где-то в районе 12-14 км/ч, для «двойки» — вполне приличный результат, тем более что ход акселератора немного не дотягивает до полного. На двух третях акселератора Jalpa реагирует на болтанку острее, чем на балансировочном режиме — но ничего криминального не происходит. Несколько раз случалась «предупреждающая» разгрузка передней кромки, но дальше промятия заборников я это дело не доводил, приотпуская акселератор. Времени на это движение Jalpa даёт с запасом.
Бодрая весенняя погода и благорасположение владельцев аппарата позволили полетать на Jalpa в разных условиях, попарить и даже сходить неплохой маршрут. Схлынули первые бурные эмоции, и впечатления от аппарата оказалось возможно разложить по полочкам. Итак,..
Летучесть. Хороша, но не более. По своим ЛТХ Jalpa уверенно превосходит «середняков» своего класса — но в то же время не дотягивает до уровня лидеров. Например, Nova Ra явно превосходит нашу подопытную по сочетанию скорости и качества. Зато Jalpa хорошо парит даже в сложных термиках благодаря своему эффективному виражу, а стойкость к сложениям и общий относительный комфорт в болтанку делают её более доступной и менее требовательной, чем топовые «двойки».
Манёвренность. Сильная сторона Jalpa. Впечатляет! Уверенно отнесу Jalpa к лидерам в сегменте DHV 2. Пожалуй, эта австриячка на время написания репорта заслуживает даже верхней ступени моего личного рейтинга манёвренности «двоек». Конкурентнов в этом отношении у неё немного — с тех пор, как Ozone пожертвовал манёвренностью в пользу летучести, только Niviuk Artik смог удивить меня своей чувствительностью и вёрткостью. Причём от Jalpa он в этом смысле заметно отстаёт. Однако для вкуса придётся добавить в бочку мёда и чайную ложечку дёгтя. Вираж у Jalpa не имеет той почти магической чёткости и скоординированности, которой отличались, например, виражи у Vibe и Vulcan. Он более резкий, агрессивный, особенно в начальной фазе входа в разворот. Да и в установившемся вираже поведение Jalpa не отличается простотой. Да, Jalpa неплохо стоит в вираже и «идёт за рукой» — и всё-таки постоянно требует подруливания, придерживания, лёгкой работы внешней рукой. При парении в потоках основная проблема — это резкий разгон с просадкой при сужении термической спирали. Очень важно точно дозировать работу клевантами и весом, иначе вместо гладкой спирали легко могут получиться «крылатые качели» с мощными фазами пикирования-разгона. В этом отношении Jalpa сравнима с аппаратами более высокого класса, и рекомендовать её в качестве первой «двойки» по этой причине я не могу. Зато динамизм и даже некоторая агрессивность виража делают Jalpa исключительно интересным выбором для поклонников ваггас и прочего не слишком сложного пилотажа. Винговеры на Jalpa выполняются с удивляющей и поначалу даже пугающей простотой. Одно движение клевантой и весом — и аппарат уже «на ноже». Причём неаккуратный пилот вряд ли будет сильно наказан: ход клевант у Jalpa достаточно велик, равно как и запас стойкости к сложениям.
Информативность, комфорт в болтанку. Как ни странно, и то, и другое на среднем уровне в своём классе. Точнее, чуть ниже среднего. От такого манёвренного агрегата можно было бы ожидать нервозности или даже агрессивности при полёте в болтанку — ан нет, всё в пределах разумного. Информативность Jalpa — это прежде всего колебания скорости. В мощных ядрах Jalpa заметно подвисает, на выходе — неслабо разгоняется, а на подходе к потоку присутствует ярко выраженное «подсасывание». В меньшей степени поведение воздуха ощущается по динамике тангажа (движениям купола вперёд-назад) и несимметрии нагрузок на карабинах. А вот нагрузка на клевантах полезной информации почти не даёт. В сильную болтанку Jalpa не доставляет пилоту проблем, хотя внимания требует побольше, чем типичные «двойки». Довольно часто случаются резкие короткие движения по крену и тангажу — Jalpa довольно агрессивно запрыгивает в потоки и так же резво из них вываливается, и быстрота этих движений требует соответствующей быстроты и чёткости от пилота. Конечно, при желании вести аппарат ровно и гладко. А если эти движения игнорировать — как ни странно, ничего ужасного не случается, аппарат более-менее справляется сам. «Уши», конечно, хлопают, но в сильную погоду это в порядке вещей.
Энергоёмкость. Существенно выше среднего, хотя до уровня лидеров класса опять-таки не дотягивает. Впрочем, это и к лучшему: слишком большая энергоёмкость «двойкам» ни к чему. Проблем с переходами скорости в высоту и обратно не заметил даже при работе в очень сложных, узких, сильных и рваных потоках. Винговеры, повторюсь, на диво хороши — сочетание манёвренности и динамики ровно таково, чтобы этот популярный манёвр получался уже мощным и правильным, но ещё не слишком сложным в исполнении.
d_i_m: Назвать Джальпу очень летучей — язык не поворачивается. Пару лет назад такие характеристики были бы в верхней трети списка двоек, но с появлением таких монстров, как NOVA Ra и ему подобных крыльев с удлинением около 6 и вполне адекватным поведением, ситуация на рынке поменялась, и ждать от крыла с такой геометрией чудес уже не приходится. Не слишком высокая скорость, сильное увеличение снижения на акселераторе вывели бы крыло в середняки класса — если бы не его маневренность. Тут подопытный отыгрывается по полной программе, компенсируя в целом не слишком высокие ТТХ. За которые — оценка «хорошо»
Манёвренность. В целом при загрузке по верху весовой вилки напоминает таковую у лучших представителей старой школы. Озон Вулкан вел себя сходным образом. Джальпа в чем-то даже лучше — нагрузка на клеванты не слишком высокая, чувствительность к управлению весом отличная, поток чувствуется всем телом, и если бы не легкое подвисание при влете в сильные ядра — в этой дисциплине не осталось бы желать ничего лучшего. Тем не менее, оценка «отлично» с маленьким минусом вполне заслуженна. Крыло позволяет дерганое, рваное управление с большими расходами клевант, не показывая тенденции к срыву. Это не слишком хорошо само по себе, однако позволяет надеяться на возможность резкого отворота без особых расколбасов в награду в случае необходимости.
Динамика. Хороша, но бывает и лучше. В целом несколько меньшая, чем была бы идеальной для такой маневренности. Не слишком высокая балансировочная скорость дает о себе знать. Оценка «хорошо»
Летучесть. Без чудес. Высокая маневренность позволяет результативно бороться за жизнь, невысокая скорость определяет относительно малое снижение, однако в целом — примерно середина класса.
Информативность. Информация приходит в основном на карабины, поскольку группы строп разнесены по консолям довольно далеко. Клеванты тоже не совсем пустые, однако сказать, что ты держишь воздух руками — язык не поворачивается. Скорее ты чувствуешь его пятой точкой. Оценка «хорошо».
Комфорт в болтанку. Очень хорошо. Запас по сложениям у аппарата хоть и не чрезмерен, но высок, ушки могут хлопнуть но делают это лишь чуть-чуть и крайне редко. Выматывающей дерготни тоже нет, крыло неплохо задемпфированно и по крену и по тангажу.
Опасные режимы полёта
Асимметричное сложение
theoretic: Хорошо. Не «отлично» из-за очень большой амплитуды косого клевка на выходе из режима. Спровоцировать сложение труда не составляет, A-ряды нагружены умеренно, и сложение сразу развивается далеко и по хорде, и по размаху. Разворот начинается очень быстро, ещё до отпускания A-ряда. Немедленно после отпускания раскрывается примерно половина сложенной части крыла — и одновременно с этим Jalpa прыгает в мощный косой клевок амплитудой градусов 70-80. Почти всегда в этой фазе режима подскладывается «ухо» у несложенной консоли. Начало клевка настолько энергичное, что поначалу возникало даже опасение, что аппарат провалится ниже горизонта со всеми вытекающими — но нет. Клюнув градусов на 70, Jalpa резко останавливается, будто вспомнив о том, что она всего лишь «двойка». Дальше происходит быстрое дораскрытие и не менее быстрый выход на обычные углы тангажа. Разворот редко превышал 120-140 градусов, что для «двойки» просто отлично, но потеря высоты несколько больше средних величин для «двоек». При попадании в режим в реальной, «боевой» ситуации очень важно не махать руками, помнить о способности аппарата быстро восстанавливаться без вмешательства пилота, пилотировать аккуратно. Опасность раскачать аппарат и потерять контроль над ситуацией, на мой взгляд, для Jalpa больше, чем традиционные риски, связанные с асимметричным сложением.
d_i_m: Крыло резко складывается и тут же ныряет в сторону сложения с сильной просадкой. Раскрытие мягкое, но быстрое, начинается от центроплана, раскачка сильная, разворот тоже средний или чуть выше среднего в классе, однако все это справедливо, если асимметрию не компенсировать. Если же хоть немного отработать внешней клевантой — все заканчивается почти и не начавшись. Компенсируя еще и весом можно отворачивать от сложенной на 50% консоли, хотя и с сильным снижением, но практически так же интенсивно, как на каком-нибудь хорошем послешкольном крыле. Тенденции к срыву я при этом не почувствовал. Консоль интенсивно стремится раскрыться, и долго удерживать ее сложно. Оценка хорошо с плюсом, за то, что все же косой клевок достаточно силен.
Фронтальное сложение
theoretic: Хорошо с жирным плюсом. До «отлично» не дотягивает совсем чуть-чуть из-за выскакивающей иногда лёгкой тенденции к парашютированию. Раскрывшись, аппарат может секунду-другую находиться в непонятках, не стремясь к набору скорости, но очень быстро — и без вмешательства пилота! — всё приходит в норму. Почему-то все тестовые «фронталки» получались у нас разными и по рисунку сложения, и по динамике выхода. Впрочем, всё в пределах нормы для «двоек» и даже лучше среднего. Потеря высоты — мизерная. Клевок — слабый, градусов 30 от силы. Отклонений от курса не возникало совсем.
d_i_m: Нормально. Некоторая неторопливость на выходе не позволяет поставить отличную оценку. Просадка чуть выше среднего, но не криминально. Пять с минусом.
Подсрыв из термической спирали
theoretic: Отлично. Попасть в режим, не провоцируя его искусственно, крайне сложно. И «виновата» в этом высокая манёвренность подопытной. Попытки заузить термическую спираль скорее вызовут разгон и снижение, чем срыв — потому что чувствительность к работе клевантами у Jalpa очень высока. На тестах приходилось неестественно сильно зажимать внешнюю консоль. Пожалуй, попасть в режим случайно имеют шансы только крайне немногочисленные фанатичные адепты плоской термической спирали… Протекание режима классическое. Нагрузка на внутреннюю руку предупреждающе падает, «ухо» заметно морщится. Режим развивается достаточно плавно, единственная проблема — традиционная для Jalpa: высокая чувствительность к действиям пилота. Косой клевок на выходе требует быстрой и точной компенсации, без которой шансов остаться в термической спирали практически нет. А если сделать всё как надо — то аппарат только дёрнется, почти не меняя параметров вращения.
d_i_m: Усилие при срыве очень велико для двойки, ход клевант умеренный, поведение в целом спокойное, но лучше не усугублять. При передерживании в подсрыве клевок на выходе достаточно велик для того чтобы вызвать асимметрию процентов в 50% и вторую часть марлезонского балета. Однако, негатив в этом классе мы не оцениваем, ибо пилоту уже надо понимать и не лезть, и оценка «хорошо» — только за довольно выраженный косой клевок на выходе из подсрыва с довольно немаленькой потерей высоты.
Режимы быстрого спуска
Крутая управляемая спираль
theoretic: Отлично. Даже описывать толком нечего — классика… Спиральной нейтральности замечено не было. Выход несколько растянут по времени, клевок умеренный.
d_i_m: Уж совсем крутую не делал, а в обычной, до -10, замечательно управляется и быстро выходит при отпускании. Отлично.
B-срыв
theoretic: Отлично. Усилие на B-рядах несколько выше среднего, но не настолько, чтобы это стало проблемой даже для офисного клерка. Вход в режим на удивление быстрый и резкий, зато аппарат стабилизируется почти моментально, успев сделать всего пару движений. Снижение нарастает довольно быстро, доходя до классических -8 уже через несколько секунд. Выход при резком отпускании рядов практически мгновенный, с резким, но коротким (градусов 30) клевком и быстрым набором скорости.
d_i_m: Сам по себе — без замечаний, хотя вход резковат. Выход спокойный, уверенный и ровный. Отлично с минусом.
Уши
theoretic: Очень хорошо. Есть лёгкая тенденция к залипанию, раскрываются либо сами и медленно, либо от лёгкого управляющего воздействия в виде лёгкой прокачки клевантами или ёрзанья в подвеске. Снижение — без чудес, на уровне -3.
Выводы
theoretic: Jalpa — девушка с характером. Характер притаился в манёвренности, которая для «двойки» впечатляюще велика и выводит подопытную в уверенные лидеры своего класса. При этом летучесть и безопасность, что очень приятно, не пострадали. Впрочем, высокая манёвренность — палка о двух концах, и второй её конец может больно ударить по неофитам класса DHV2, ещё не готовым пилотировать столь чуткий и энергичный снаряд.
Для кого Jalpa подойдёт лучше всего? Для любителей «флайфорфана», ваггас, винговеров — уж точно. Эта публика уже давно обделена вниманием производителей, и вот, наконец, случился праздник и на их улице. Ещё раз заострю внимание на том, что при своей манёвренности Jalpa — в отличие от Озонов старой волны — ещё и вполне пристойно летает. Что в сочетание с хорошей пассивной безопасностью позволяет уверенно рекомендовать её как аппарат для сильной горной погоды, для сложных условий. На равнине с её слабыми сложными потоками Jalpa тоже сможет проявить себя вполне достойно — но только в руках достаточно искушённых пилотов с хорошо откалиброванными руками и чётким чувством крыла. Только таким основательным товарищам с налётом не меньше 70-80 часов будет подвластен фирменный вираж Jalpa — удивительно энергичный и даже где-то агрессивный, чреватый большим снижением при неаккуратном пилотировании. При меньшем налёте (примерно от 60 часов) Jalpa будет достаточно безопасна для своего пилота, но отношения с ней придётся выстраивать постепенно, иначе пилот может быть напуган, хотя вряд ли травмирован.
d_i_m: В двух словах Джальпа — наследник Вулкана. По всем статьям. Та же невысокая скорость. Та же, не слишком высокая по сравнению с современными конкурентами в классе, летучесть. И та же великолепная маневренность, при большей в целом безопасности и однозначности управления.
Для кого она подойдет лучше всего?
Как второе крыло для сурового компетитора — для фана и релакса. Как первое крыло для амбициозного летателя в слабых и узких потоках — то есть в типичных условиях подмосковных лебедок. Неплохой выбор для узкого динамика с пузырями, для не слищком злобных гор, для первых соревнований, особенно в специфических, не слишком сильных условиях вроде Юцы или Алма-Аты. Достаточно дружелюбное и понятное поведение без явных глюков и заморочек позволит владельцу Джа(льпы) быстро прогрессировать. Дизайн и качество производства тоже радуют глаз, а умеренная (будем надеяться, все же брэнд сияет не так ярко, как некоторые, непонятно за что поднятые на щит) цена выглядела бы оправданной и добавляла радости кошельку.
Минимальный потребный налёт — примерно 60-70 часов.
Плюсы
- Прекрасная манёвренность
- Достаточно комфортное поведение в болтанку, приятный характер, понятное и однозначное поведение
- Высокая активная и неплохая пассивная безопасность
Минусы
- Высокая манёвренность, делающая аппарат требовательным к пилоту
- Не лучшие в классе скорость и качество
- Сравнительно недолговечная ткань
Особенности
- Специфический вираж, требующий привыкания
Полезные ссылки |
Алексей Тарасов aka theoretic Дмитрий Бондарев aka d_i_m |
Коллектив paraplan.ru благодарит лётную школу Free Fly Team за предоставление аппарата на тесты.