Российским пилотам довольно хорошо известен вполне удачный параплан Eden производства чешской фирмы MAC ParaTechnology (www.macpara.com). Не останавливаясь на достигнутом, МАС выпустил на рынок новый параплан класса Intermediate (DHV 1-2, AFNOR Standard) — Eden II. Первое знакомство…
Вступление
Испытания проводились с использованием строго серийного образца Eden II 28 (PTV 85…105 кг) и спортивной подвесной системы Тритон производства компании ПарААвис. Полный полетный вес пилота (PTV) примерно равен верхнему пределу для испытываемой модели (105 кг). Условия полетов — умеренно порывистый ветер, слабая турбулентность. Полеты проводились на Ходынском летном поле при старте с активной лебедки.
Конструкция
Качество изготовления парапланов МАС традиционно вызывает восторг у российских и западных пилотов. Не подвели чехи и на этот раз. Крыло запаковано в аккуратный тканевый пакет с типографским изображением параплана. Вытащенный из пакета новенький Eden вспыхивает на солнце радужным флюоресцентным огнем. Цветовой дизайн традиционно яркий, в желто-фиолетово-красной гамме. Сразу успокою ведущих статистику по старению куполов — желтая ткань имеет приглушенный янтарный цвет и определенно должна стареть медленнее желто-зеленого «флюра».
Свободные концы традиционной четырехрядной конструкции с плавающим С-рядом. Качество изготовления концов образцовое (впрочем, для МАС это в порядке вещей). Стропы по всем ярусам достаточно тонкие, и распутывать их на старте чуть сложнее, чем обычно. Купол радует глаз разумным удлинением (5.3) и достаточно традиционной по нынешним меркам конструкцией с поддерживающими косынками. Качество пошива купола достойное, все швы аккуратные. Еще бОльшей похвалы заслуживает качество поверхности. Видимо, сказалось применение в проектировании собственной разработки MAC — программы PG. Аэродинамические поверхности очень чистые, складок практически нет даже на носике профиля (а ведь это поверхность двойной кривизны!).
Подъем купола
В слабый и умеренный ветер применИмы все мыслимые методы подъема. Eden II выходит над головой достаточно мягко и неторопливо, клевков при подъеме можно не бояться даже при довольно сильном ветре. Наилучший результат дает подъем за А-ряды или даже за центральные стропы А-рядов. Усилие на А-рядах небольшое, но сломать переднюю кромку не так легко — при передозировке усилия вместо подлома кромки получается скорее ее промятие, легко исправляемое клевантами. Достаточно хорошо получается поднимать Eden II за два ряда. Усилие на руках при этом умеренное, при небольшой тренировке такой метод старта доступен любому пилоту. Наиболее сложен несимметричный подъем за один А-ряд. Этот метод применяется при сильном порывистом ветре и позволяет уменьшить нагрузку на руки и корпус. Увод вбок при таком подъеме у Eden II оказывается довольно большим и требует аккуратной компенсации.
Впрочем, при всей своей приятности подъем Eden II имеет особенности, к которым надо привыкать. При медленном подъеме купола примерно на 80% подъема обнаруживается «точка зависания». Из нее купол доводится в полетное положение не без труда, и несколько раз по этой причине он преждевременно падал на землю. При энергичном подъеме купола зависаний не происходит.
Еще на земле Eden II дает почувствовать управляемость клевантами. Купол реагирует на управление с маленьким, но четко ощутимым запаздыванием. Реакция четкая, но достаточно мягкая. Думаю, такой отзыв купола понятен и предсказуем для абсолютного большинства пилотов (кроме начинающих).
Маневренность
Первое впечатление — «как Trance, но доступный всем». Напомню, что Trance (параплан класса High Performance того же производителя) отличается отличным поведением в спиралях в сочетание с некоторой «нервозностью». Eden II безусловно унаследовал от своего «старшего брата» четкую, эластичную спираль, но при этом характер нового аппарата более покладистый, спокойный. Вход в спираль достаточно быстрый, а нужные радиус и скорость снижения можно удерживать вообще без специального привыкания к аппарату. Для обработки термиков такие спирали подойдут прекрасно. Уже описанное выше небольшое запаздывание в воздухе почти незаметно и, на мой взгляд, является разумной платой за очень хорошее демпфирование по всем осям.
Довольно интересно изменяется в зависимости от хода усилие на клевантах. Первые 15…20 сантиметров хода усилие маленькое, но аппарат реагирует на такие хода вполне нормально. После 20 см усилие ощутимо вырастает и в пределах 20…50 см изменяется незначительно. В этом диапазоне хода рук Eden II полностью раскрывает свои возможности и демонстрирует очень хорошую (но без излишеств) маневренность. После 50 см усилие вновь начинает расти, но до срыва еще далеко. Eden II вполне допускает работу клевантами в диапазоне 50…60 см, надо только помнить об очень высокой эффективности таких ходов клевант, что в сочетание с пресловутым запаздыванием может преподнести неопытному пилоту неприятный сюрприз в виде, например, неожиданного резкого винговера. При плавном опускании рук на полный ход Eden II не срывается в течение нескольких секунд, но грубое движение рук «до упора» срывает его почти мгновенно. Такую регулировку клевант я считаю образцовой. Заметим, кстати, что это заводская регулировка.
На управление весом Eden II на обычных полетных режимах реагирует достаточно спокойно. Весом можно тонко регулировать спирали или помогать себе на винговерах. Замечу, что на режимах с перегрузкой (крутые спирали) управляемость весом этого параплана может довольно ощутимо вырасти.
Некоторые ограничения маневренности удалось почувствовать при выполнении винговеров. Хорошее демпфирование по крену в данном случае даже немного мешает. Аппарат выводится на большие (~60…70°) крены в два-три движения, но поставить крыло «на нож» не так просто. Засчет своего демпфирования во время винговеров Eden II все время стремится к набору высоты и потере скорости, а при попытке энергично загнать его в девяностоградусный крен могут начать хлопать конечные секции «ушей». Законцовки крыла Eden II не очень сильно нагружены и могут складываться довольно часто, но такие «микросложения» никак не влияют на поведение крыла и чаще всего проходят сами собой.
Скоростные режимы
Со скоростью у Eden II все в порядке. На балансировочном режиме скорость, по моим ощущениям, была близка к 40 км/ч (впрочем, я нагружал параплан по верху вилки весов и был в обтекаемой подвеске). Снижение достаточно небольшое (примерно -1.4 м/с), что говорит о высоком аэродинамическом качестве. Еще приятней дело обстоит с использованием акселератора. Усилие на педали умеренное, ход акселератора не очень большой. Набор скорости происходит быстро, но побочных эффектов в виде пикирования и клевков практически нет. Акселераторная скорость для параплана такого класса отличная, немного за 50 км/ч. Передняя кромка при полностью выжатом акселераторе в хорошем состоянии. Никаких залипаний, никакого флаттера или колебаний консолей. Реакция на управление на максимальной скорости нормальная, и в целом режим воспринимается как комфортный. Еще один приятный сюрприз: на максимальной скорости Eden II сохраняет довольно высокое аэродинамическое качество. Любители скоростных переходов и лежачих подвесок явно не будут разочарованы.
Режимы быстрого снижения
Крутая спираль
Из-за недостатка высоты радикально раскручивать спираль не хотелось. Тем не менее кое-что удалось понять. Примерно до снижения -8 м/с Eden II вращается с небольшим скольжением и почти без перегрузки. Дальнейшее сужение спирали приводит к яркой реакции — Eden II косо клюет вперед и, ускоряясь, начинает раскручиваться уже всерьез. Перед входом в крутую спираль параплан как будто спрашивает пилота: «Ты уверен?». Думаю, довести Eden II до снижения -15…-18 м/с достаточно легко, но пробовать на нем крутые спирали желательно с высоты хотя бы 350…400 метров.
Экстремальные режимы
Асимметричное сложение
Выполняется достаточно легко из-за умеренной нагрузки на А-рядах. Впрочем, добиться подворота части хорды под параплан не очень легко — профиль ломается примерно по 15% хорды, а остальная ее часть продолжает оставаться наполненной. Сразу после сложения по параплану проходит продольная (по размаху) волна изменения нагрузки, и сложенную консоль в этот момент надо удержать. В дальнейшем сложение стабилизируется. При легкой компенсации подвеской Eden II способен продолжать прямолинейный полет при 50% сложении. Выход мягкий, без клевков. При отпускании А-ряда консоль раскрывается сама, волна открытия идет от центроплана к «ушам». Иногда для открытия законцовок может потребоваться небольшая прокачка клевантами, но, повторюсь, одна-две сложенные секции на конце размаха практически неощутимы. Единственная неприятная черта режима — значительный рост скорости снижения. Не рекомендую увлекаться асимметрией у Eden II на малой высоте.
Фронтальное сложение
Выполняется просто. После втягивания рядов происходит клевок и набор вертикальной скорости. Форма крыла остается стабильной. Выход классический, наполнение быстрое, почти без клевка.
Посадка
Клеванты в нижней части хода очень эффективные. Eden II можно остановить энергичным движением клевант буквально в полуметре от земли. Впрочем, благодаря сочетанию высокой скорости и высокого качества при резком посадочном торможении Eden II может выйти на горку с последующим пикированием, так что посадочное торможение лучше выполнять мягко. Большие хода клевант ощутимо уменьшают качество, проблем с точностью посадки на Eden II практически нет.
Выводы
МАС можно поздравить с еще одним удачным парапланом. Eden II обладает приятным сочетанием «взрослых» летных характеристик и высокой доступности. Характерная для многих МАСов «нервозность», видимо, отходит в прошлое, применительно к Eden II можно говорить даже о некотором запасе демпфирования. Аппарат прекрасно подойдет широким пилотским массам — от недавних выпускников летных школ до опытных пилотов, желающих расслабиться, не проигрывая в летных характеристиках. Не устроит он разве что начинающих и опытных амбициозных пилотов, не терпящих компромиссов.
Плюсы
- Отличная летучесть, высокая горизонтальная скорость
- Отличное поведение в спирали
- Отличное демпфирование по всем осям
- Сертификация DHV 1-2, AFNOR Standard
- Эстетичный, качественно изготовленный параплан
Минусы
- Небольшое зависание купола при подъеме в слабый ветер
- Частые сложения одной-двух крайних секций на «ушах»
Особенности
- Выраженная фаза перехода из пологой спирали в крутую
- Взаимопереходы потенциальной и кинетической энергии (желательно следить за горизонтальной скоростью в термиках и на посадке)
А. Тарасов (Theoretic)
Коллектив paraplan.ru выражает глубокую признательность за предоставленную технику и организацию полетов дилеру MAC ParaTechnology в России Сергею Елизарову (www.macpara.ru).