theoretic: Современные интермедиаты радуют нас всё больше и больше. Летучесть и динамика лучших современных представителей этого класса делает их вполне пригодными для серьёзных маршрутных полётов и энергичного пилотирования. «Интермедиаты» с намеренно загрублённым управлением и скромными лётными характеристиками — это уже прошлое. Один из достойнейших представителей нового поколения «интермедиатов» — Swing Mistral 4.
D_i_m: Свинг — старейшая немецкая компания, производящая традиционные немецкие крылья.
Что значит традиционные немецкие — ну это как немецкие авто — надежные, не слишком интересные в езде, доведенные до технического совершенства и скучные на вид.
Нам свинги до этого не попадались.
Мистраль оказался первым, хотя это уже четвертая инкарнация довольно популярного крыла.
Условия испытаний
Испытывался строго серийный Mistral4 28 (весовая вилка 95-115 кг). Полётный вес тестеров во время тест-драйва составлял 105-110 кг, что соответствует верхней трети весовой вилки. Подвесные системы: AVASport Sprinter. Метеоусловия: ветер порывистый 3-8 м/с, турбулентность умеренная, термическая активность умеренная. Полёты производились в Татаринцево с использованием пассивной лебёдки.
Конструкция
D_i_m: Качество изготовления очень хорошее, однако — не без особенностей.
Комплектация ожидаемо богатая, а акселератор, прилагаемый в комплекте просто выше всяких похвал. Другие производители дерут за такой от 35 евро. Металлический, с подачей первой ступени вперед.. в общем — вкуснота.
Рюкзак тоже крайне толковый.
В общем все на хорошем европейском уровне.
Свободные концы и клеванты без излишних понтов, за исключением только разве ручек клевант — на них зачем-то надеты резиновые чехлы, которые мертвой хваткой цепляются за перчатку и не дают стряхнуть клеванту с руки одним движением — на кой чорт это нужно — я так и не понял.
Стропы как у всех.
Купол изготовлен из новомодной тряпки Softel, которая якобы очень крута и вообще лучше всего что было ДО. Статистики по ней пока нет, а по внешнему виду очень напоминает приснопамятный Каррингтон. Может, собственно, это его следующая инкарнация. Тем не менее по лобику крыла тряпка похожа на Гельвенор, во всяком случае, покрытие (пропитка) жирная на ощупь и опять же похожа на силиконовую.
В остальном крыло достаточно традиционно — никаких тебе дырок, ни клапанов. Скукотища… (зевает).
theoretic: Swing верен себе. Аппарат выглядит на удивление просто, но удивляет особенностями конструкции. Чаще это удивление приятное 8)
Удивление номер раз — ткань купола. Ни долговечный гельвенор, ни модный скайтекс немцев не устроили — зато устроила мало кому известная и очень ресурсная ткань Toray Sofly. На ощупь она напоминает гельвенор, но немного легче его. Сам купол выглядит просто и даже консервативно. Здоровенные полностью открытые заборники, классическая форма купола и толстые профиля делают Mistral похожим на учебный аппарат — но не особо маленькое удлинение выдаёт класс этого крыла. По-немецки аккуратный цветовой дизайн не слишком оригинален, но вполне приятен. Качество кроя и пошива на высоте, передняя треть хорды очень гладкая, да и дальше по хорде вполне хорошо.
Второе удивление — свободные концы. Для интермедиата они достаточно громоздкие. Проблем не возникает, но концы попроще были бы кстати. В деталях — всё как положено солидному западному крылу: пластиковые вставки в коннекторах, аккуратный пошив, крючья Бруммеля и прочие опции. Большие ручки клевант, залитые в нескользкий пластик, получили гордое название ergogrip. Звучит хорошо, но пользоваться оказалось очень неудобно — перчатки с кожаными усилениями ладоней цепляются за пластик мёртвой хваткой, быстро вытащить руку из клеванты почти невозможно.
Стропление — традиционное. Количество и диаметры строп типичны для современного «интермедиата». Верхний ярус слегка путается на старте, требуя чуть больше внимания, чем обычно.
Взлёт, работа с куполом на земле
D_i_m: Нормальный старт. Крыло не слишком динамично, не стреляет вверх, однако в сильный ветер требует уверенной компенсации. Это связано со склонностью к подскладыванию передней кромки — она не столь железобетона, как на крыльях Параависа, к примеру. Хорошо это или плохо — вопрос, на старте — не слишком хорошо. В полете в нештатных ситуациях — это скорее благо, так как крыло ведет себя более предсказуемо и мягко.
Но об этом ниже.
Ухи на старте часто складываются, однако проблем это не доставляет.
В целом — за старт твердая четверка.
theoretic: Отлично. Старт настолько простой, что контролировать купол как-то даже забываешь. Конечно, если явно перестараться и рвануть ряды слишком резко, то клевок вперёд обеспечен — но это уже из разряда пилотских ошибок. Назад аппарат не валится практически никогда, легко позволяя довывести себя передними рядами даже при явном и сильном недовыводе. Над головой стоит как влитой, легко прощая ошибки по крену и тангажу. Тест на касание «ухом» земли Mistral проходит ожидаемо хорошо, не складывая законцовку даже при касании ей земли. И только высокое стропление подсказывает пилоту, что над ним не учебное крыло, а нечто более серьёзное…
Буксировка
D_i_m: На буксировке никаких неожиданностей, мягко, спокойно, рулится весом, как мне показалось чуть лучше чем клевантами. Тенденции к раскачке и уходу с курса нет. Назад не заваливается.
Отлично.
theoretic: Отлично. Аппарат хорошо держит курс и на удивление чётко откликается на клеванты и вес. Благодаря высокому строплению все клевки растянуты по времени и не требуют быстрой реакции пилота — тем более что Mistral и так демпфирует колебания достаточно хорошо. Клевок после отцепа под тягой настолько вял и небыстр, что его можно компенсировать одновременно с центрованием стартового потока… или не компенсировать вообще.
Полёт, манёвренность
D_i_m: Погода в тестовый день не радовала, пока не наскреб в слабых соплях пятьсот метров. А вот потом началась веселуха — с поля сошел хороший такой, добрый +4 с забросами до +5,5. И началось родео. Быстро выяснилось, что затолкать мистраль в ядро можно легко и просто, в отличие от многих других интермедиатов. Запаса маневренности хватило, однако в турбулентных краях потока крыло не выглядело слишком уж монолитным. Ушки похлопывали, передняя кромка слегка дышала. Однако на полет это не влияло. Крыло уверенно вкручивалось и выкручивалось из потока, выдавая достаточное количество информации, но в основном на подвеску. Серьезных сложений, однако, не случилось, а то что было никак не влияло ни на курс, ни на раскачку по тангажу.
theoretic: По своим повадкам Mistral с первых секунд полёта напоминает «продвинутые интермедматы» и «перформансы» предыдущего поколения. Та же лёгкая ленца в движениях по тангажу, та же выраженная, но совершенно не напрягающая пилота динамика, тот же быстрый отклик по крену. Последний, впрочем, даже более яркий, чёткий и быстрый, чем у иных «двоек» двух-трёхлетней давности. Mistral на удивление легко становится в крен, почти мгновенно реагируя даже на лёгкие движения рук и подвески. Спиралить на Мистрале — одно удовольствие. При любом крене крыло надёжно стоит в спирали, практически не требуя подруливания, быстро и просто меняет радиус спирали. Работая в потоках, я постоянно ловил себя на ощущении, что пилотирую не «интермедиат», а простой «перформанс» — настолько хорошо реагировал Mistral на управление. Особенно остро и чётко откликается Мистраль на работу весом. В ответ на перекос тела в подвеске Мистраль почти без задержки валится в крен, а если добавить клевантой — то порой даже приходится немного «успокаивать» крыло внешней по виражу рукой. Поведение на вираже получается немного непривычное — не только из-за живости аппарата, но и из-за характера входа в вираж. Пилот, никогда до Мистраля не пробовавший «интермедиатов», будет рад быстроте и чуткости отклика, а тем, кто уже летал на технике этого класса, модет потребоваться небольшое привыкание.
Динамика у этого крыла тоже хороша. Нет излишней резкости или агрессивности — но аппарат очень охотно прыгает вверх, теряя скорость, и не менее охотно её набирает в пикировании. Собственно, это самое страшное, что грозит грубому и неаккуратному пилоту Мистраля — довести это крыло до попадания в опасные режимы очень нелегко. Даже на грубо исполняемых винговерах добиться от этого аппарата чего-то более страшного, чем банальное сложение «уха», просто не удалось. Сами винговеры, кстати, вполне хорошие — легко можно сделать крен больше 90 градусов двумя-тремя движениями.
Летит Mistral отлично. Объективных замеров мы не производили (да это и малореально) — но и без приборов заметно, что максимальное качество Мистраля одно из лучших в своём классе. Нет проблем и с горизонтальной скоростью — по нашим прикидкам, Mistral разгоняется немного за 50 кмч, чем могут похвастаться очень немногие «интермедиаты». Поведение на максимальной скорости безупречное — передняя кромка деформирована слабо, запас хода передних рядов до сложения достаточно велик. Летая в неплохую термичку, жал акселератор до упора — и ни разу не получил даже приличной разгрузки купола, не говоря уже о сложениях. Ещё одна ложка мёда в полную бочку — скорость снижения в прямом полёте и на виражах. Аппарат совершенно не «сыплется» при сужении термической спирали, позволяя уверенно парить даже в трудных узких потоках.
Посадка — тоже без проблем. Аппарат делает именно то, чего от него ожидаешь. Заход приятный — нет ни избытка динамики, ни свойственной многим «интермедиатам» вялости. Финальное торможение очень эффективно, однако и на полном ходу рук аппарат не срывается.
Акселераторные режимы.
D_i_m: Ход Акселя небольшой, усилие тоже. Прирост скорости умеренный. Запас безопасности достаточный, сложение уха на полной скорости не приводит к развороту и открывается само.
Хорошо с плюсом.
Опасные режимы полёта
Асимметричное сложение
D_i_m: Сложение характерное, всего до одной трети хорды, дальше продавить сложно, надо дергать за а и б ряды вместе, и то не получается. Реакция видна на раскадровке. Все мягко, предсказуемо и просто. Раскрытие прогрессивное быстрое, беспроблемное.
Отлично.
theoretic: И снова отлично. На режиме аппарат отличается подлинно немецкой невозмутимостью, не стремясь ни войти в режим, ни задерживаться в нём. Всё происходит мягко, спокойно, аппарат вызывает вполне законное чувство надёжности. Физически сложение тяжёлое, мешает и немалая нагрузка на передние ряды, и их конструкция.Толстый центроплан содержит столько воздуха, что при сильной разгрузке или сложении он буквально выпирает наружу, быстро наполняя сложенную часть крыла. Но быстро — не значит резко. Все произведённые сложения раскрывались постепенно и плавно. Доворота более 90 градусов добиться очень тяжело, по крену и тангажу движения минимальные. Компенсация сложения клевантой практически не требуется — достаточно нагрузить весом «живую» консоль, и аппарат прекращает вращение, одновременно раскрываясь. Потеря высоты — от силы 10 метров.
Фронтальное сложение
D_i_m: Все штатно, все ровно. Отлично.
Подсрыв из термической спирали
Подсрыв в негатив
D_i_m: : Даже скучно как-то. Все видно на раскадровке. Усилие на срыве умеренное, уменьшение усилия в момент срыва выражено достаточно, выход спокойный, мягкий.
Оценка — «хорошо с плюсом».
theoretic: Очень хорошо. И не «отлично» только потому, что нагрузка на клевантах у Мистраля заметно меньше, чем у большинства его «одноклассников». Это не рассчитанный на идиотов «дуболёт», а полноценный летательный аппарат, который не противится пилоту при намеренном вводе в нештатные режимы полёта. Срыв начинается при опускании руки на полный ход, развивается неторопливо, но захватывает сразу не только «ухо», но и значительную часть консоли. Подсрыв — единственный режим, на котором удалось добиться от Мистраля явно выраженного косого клевка. Но клевок этот невелик по амплитуде (градусов 40), и после него почти не происходит колебаний. Благодаря хорошей эффективности клевант грамотный пилот даже сможет после подсрыва удержать аппарат в термической спирали.
Режимы быстрого спуска
«Уши»
theoretic: Отлично. Складываются удобно, с усилием чуть выше среднего. В процессе сложения-раскрытия аппарат спокоен, не делает лишних движений. Снижение — примерно -2,5…-3. Раскрытие при отпускании рядов самостоятельное, но не мгновенное, постепенное.
Крутая спираль
theoretic: Отлично. Пожалуй, Мистраль — один из самых комфортных на этом режиме аппаратов из тех, что довелось тестировать. Как-то незаметно для себя довёл снижение до -18 — и не ощутил связанного с перегрузкой сильного дискомфорта. Возможно, «виновата» плавность, с которой разгоняется аппарат. Выход тоже плавный, но без проблем с устойчивостью, несмотря на использование достаточно чувствительной подвески. Тангаж быстро приходит в норму, компенсировать клевки практически не нужно.
B-срыв
theoretic: Отлично. Даже не о чем толком писать. Всё как надо — и не слишком тяжёлый вход, и стабильность на режиме, и быстрый чёткий выход.
Выводы
D_i_m: Какой-то скучный крыл этот Мистраль. Все у него правильно, понятно и прозрачно, никаких тебе неожиданностей, никаких глюков, в том числе и приятных. Летучесть вполне на уровне, управляемость тоже простая и понятная. Как-то все просто и без эмоций. Мягковатая передняя кромка дискомфорта не добавляет. Резюме такое — простое и понятное крыло для выпускника летной школы, достаточно летучее для маршрутов, достаточно безопасное для полетов в горах , не несущее никаких революционных новшеств. Потребный опыт пилота оцениваю снизу часов в двадцать.
theoretic: Мистраль — один из лучших современных «интермедиатов». Изюминка аппарата — сочетание весьма спокойного характера с хорошей информативностью, высокой в своём классе манёвренностью и отличной летучестью. Область применимости Мистраля очень широка — это крыло можно использовать и для завершения базового курса обучения, и для парения в термиках, и для очень серьёзных маршрутных полётов. Нельзя сказать, что Мистраль предназначен только для гор или только для равнины — это крыло хорошо проявит себя и там, и там. Безусловно, Мистраль — хорший выбор для достаточно опытных пилотов, которые летают в сложных и сильных условиях, но не хотят жертвовать летучестью в рользу пассивной безопасности. Минимальный потребный налёт — 10-15 часов.
Плюсы
- Отличные летные характеристики
- Комфортный, спокойный характер
- Высокая манёвренность
- Долговечная ткань купола
- Высокое качество изготовления, хорошая комплектация
- Мягкость управления
- Спокойствие в нештатных режимах
- Легкое и эффективное управление
Минусы
- Тяжёлый купол
- Сравнительно громоздкие свободные концы
Особенности
- Лёгкие клеванты
Полезные ссылки |
Дмитрий Бондарев aka D_i_m Алексей Тарасов aka theoretic |
Коллектив paraplan.ru выражает глубокую признательность российскому дилеру фирмы Swing Александру Богаднову AkA BO за предоставленный на тесты параплан.