Sky Country. Mystic. Оружие грядущих побед

Отшумели первые скандалы. Отчувствовались первые эмоции. Пришла пора строгого, научного, беспристрастного отчета, вскрывающего самые потаенные косяки, самую, понимаешь, скрытую мерзость… Непросто, ох непросто препарировать крыло, к которому уже так привык, которое почувствовал не только в ровном динамике, но и в самой что ни на есть стиральной машине бризово-континентальной конвергенции… Но к делу.

Серийный Мистик.

По неподтвержденным пока данным площадью 25 м2. Весовая вилка – от 90 до 110 кг, выглядит оправданной.
Удлинение составляет взрослые 6.4, проекционное пока не знаю. Стропление длинное, четырехрядное. Стропы – безоплеточный полиэтилен от Cousin на всех ярусах – а их где 2 а где и 3. Оплеточные стропы – только нижний ярус клевантных. Концы стоят предсерийные, обещано поменять на тонкие серийные несколько апре. Мольи обычные треугольные, винтовые полированные. Стропы в петельках, чтобы не терлись о мольи, одеты в оплетку. Приятно, чувствуется внимание к мелочам.
Клеванты обычные, как у озона, на кнопках. Без стальных колечек под стропу.
Схема акселерирования примерно как у скорпиона.
Купол сделан из Скайтекса, тряпка подобрана так, что на брюшке – самый легкий, на крыше – попрочнее и потолще, а вот лобик сделан из самого что ни на есть дебёлого гельвенора. Очевидно, конструкторы крыла не парятся мыслью, что ах, к нам придут за новым крылом не через два года, когда начал бы дуться скайтексовый лоб, а через три, и то только за новым комплектом строп. И это радует. Ресурс обещает быть большим.
Из замеченных косяков по конструкции – иначе как странным крепление строп к ушку не назовешь, из–за этого оно в полете иногда чуть отгибает уголок. Лететь это не мешает, но эстетическое чувство чуть коробит. В ушах, впервые на отечественном параплане установлены липучки, что придает ему сходство с импортными. В остальном конструкция традиционная. Форма крыла вызывает чувство завершенности и гармоничности (чем не могут похвастаться ни бумеранг 4, ни бум спорт, ни тем более большинство крыльев более низкого класса) Рисунок тоже на удивление красивый. Вообще, чем то Мистик напомнил Соловские крылья высокого класса – от Эклипса и выше. Только удлинение побольше и крыша не такая плоская.
По конструкции вроде все.
В комплекте был еще мешок – абсолютно не жлобский, большой и крепкий, и могучий компресс стрэп, которым реально можно слона стреножить. Я обычно на все эти бирюльки внимания не обращаю, редко реально полезные вещи на халяву кладут. Вот только, пожалуй, SWING отличился недавно с Мистралем на этом поле. Но ремень действительно зачётный.

Старт.

Для такого удлинения старт удивительно простой. Естественно, про А’-ряд надо забыть напрочь, однако если у пилота не получается стартовать на Мистике – его надо отстранять от полетов и посылать сдавать наземный тренаж, потому что скорее всего это полный чайник. Конечно, крыло не встает без участия пилотских рук, как это делает Icaro ICE однако после минимальной ласки А-рядами, он, сильный и большой, восстает из смятой кучки и замирает, чуть трепеща, прямо у вас над головой. Тенденция к перелету выражена умеренно, контролируется легко, к срыву крыло устойчиво, к сложениям тоже.
Старт напоминает таковой у послешкольных крыльев, из хороших. Это приятно греет душу в сложных условиях. Множество стартов подтвердили простое правило – если вылетел центроплан – все, дело в шляпе. Крыло не упадет ни назад ни набок, галстуки, буде случатся, легко развяжутся и не уронят крыло в сторону. И вообще – поднял центроплан – можешь лететь спокойно, потом разберешься что и как. А поднимается он легко – перетяг А-ряда не приводит к сложению, как на большинстве крыльев даже классом ниже. Можно извращаться по всякому – раком, боком, за один ряд, с брошенными клевантами. Результат один – крыло готово лететь.
Оценка за старт – хорошо. Это если сравнивать со школьными дуболетами. С учетом класса крыла – можно поставить и отлично.

Полет, управляемость

Вот здесь в этой булке начинается изюм и прочая начинка.
Маневренность можно долго описывать, и не описать толком, поэтому скажу так – напоминает Вулкан от Озона, но лучше, потому что хода клевант, потребные для управления, гораздо короче. Клеванты точные и жесткие. Однако, если их перетянуть, не следует быстрого и неотвратимого заднего свала, как на большинстве крыльев подобного уровня летучести. Мистик просто перестает лететь вперед и начинает сыпаться вниз. Усилие на клевантах возрастает, и в какой-то момент ты упираешься в ступеньку усилия, за которую переходить уже не стоит. Чувствуется она четко и недвусмысленно. Усилие при этом большое. Далеко не каждое учебное крыло может похвастаться такой информативностью по сваливанию. Из облетанных мной около 70-ти крыльев – думаю не более десятка. Это включая DHV-1. Посадка становится очень безопасной. Разгоняемся на клевке, подтягиваем клеванты – энергия рассеивается – пяти метров высоты как не бывало. Все просто и безопасно. Для маневрирования же достаточно лишь 5–10 см расхода. Если нужно вкрутиться в пузырь – добавляешь весом и крыло тут же встает на нож. По маневренности Мистик превосходит все, на чем я до сих пор летал, включая озон октан, Озон Вулкан, первый Мустанг с перегрузом. В отличие от перечисленных крыльев, Мистик не только приятно управляется, но еще и очень хорошо летит.
При маневрировании крыло, в отличие от второго скорпиона, монолитно, консолями не машет, ушами не хлопает. Отдача на клевантах присутствует умеренно, но достаточно.
Крыло любит работу весом, при поджатии клеванты эта сторона подвески поднимается призывая ее поскорее загрузить. Разворот получается энергичный и энергоемкий. Справедливости ради надо сказать, что в слабых условиях Бум спорт более эффективен в этом вопросе, однако в сильных все встает обратно взад, на свои, положенные этому самому всему, места.
Летучесть – Отлично
Управляемость – Отлично.

Качество, скорость.

Субъективно скорость большая. Просто большая, как балансировочная, так и акселераторная. Что еще можно сказать – можно добавить сравнительные впечатления, а вы думайте сами.
При полете в динамике с компетишном Скай Эрис преимущество Мистика выглядит если и не подавляющим, то явным. Скорость выше. Снижение ниже. Это на балансировочной.
На акселераторе оно больше намного судя по всему не становится, да и понять сложнее, тем не менее сохраняется. Безопасность мы сейчас не рассматриваем. Летучесть и выживаемость в слабых условиях у Мистика выше, даже несмотря на несколько меньшую относительную загрузку Эриса и подвеску Самурай против большого мне на размер Спринтера. Вердикт – однозначно лучше.
В сильных условиях преимущество только возрастает из-за существенно большей стабильности, в том числе на полном акселераторе – здесь преимущество становится подавляющим.
В сравнении с Бумеранг Спортом все выглядит не столь однозначно – недогруженный Бум , управляемый правда исключительно влетанным в это место пилотом, уверенно летает выше меня в динамике, скорость балансировочная практически такая же, преимущество у меня есть, но небольшое. Разворот Бум выполняет с меньшей потерей высоты, это заметно.
Загруженный более адекватно Бум спорт меньшего размера показал примерно такую же выживаемость в спокойных условиях, однако при полете в жестких условиях предгрозового развития вел себя существенно более нервно, что привело к проигрышу в наборе высоты. Полет на акселераторе показал полное превосходство украинской школы конструирования, Бум отстал как по горизонтали, так и по вертикали. Отставание было явным и заметным. Естественно, старт и посадка на Буме существенно сложнее, уши в одной спирали с Мистиком хлопают у него в разы чаще, несмотря на активное махание клевантами. Пилот Бума был достаточно опытен, списать на то, что он чайник и не знает свое крыло, не получится. Прочие присутствующие крылья (Озон Аддикт, Адванс Сигма-6, Джин Зулу) как конкуренты не рассматривались ввиду подавляющего превосходства Мистика по всем параметрам.
В условиях полета при сильном встречном ветре, увидев на GPS 0 горизонтальной скорости при брошенных клевантах, не удержался от искушения и выдавил аксель насколько смог. До схождения блочков осталось сантиметров 5–6, скорость при этом выросла до 20–22 км/ч. Это конечно не значит, что скорость на полном акселе зашкалит за 65 км-час, надо внести поправку на высоту над уровнем моря, но все же, все же…
Итог такой – скорость – отлично. Качество как на акселе, так и без – отлично.

Безопасность.

Единственное недосложение в жестких условиях, сравнимых как минимум с Курайскими этого года, было на полном акселераторе. Сложение медленно развивалось до половины хорды и 30–40% по размаху; при легком приотпускании акселя консоль вернулась обратно. Курс не изменился.
Иногда подхлопывают ушки, пара секций буквально, не больше. Самые кончики. Незаметно и не мешает лететь абсолютно.
Провоцирование сложений в динамике ни к чему хорошему не приводит, однако я попробовал. 40% открывается плавно и прогрессивно, компенсации разворота еще не требуется. Срыв на посадке возникает не сразу, процесс затянутый. О ассиметричном подсрыве крыло предупреждает выраженным падением нагрузки на клеванте. Восстановление происходит быстро. Развиваться подсрыву я, правда, не давал – высоты было маловато.

Спираль

Перегрузки сильные, снижение умеренное. Я разгонял крыло до -10, дальше некомфортно. Из такой спирали крыло выходит само без косых клевков и сложений. Дальше пока не раскручивался. Вообще, в спирали чувствуешь, что крыло серьезное. Максимум что мне удалось сделать — из потока +7 докрутить до снижения в -6. Выводил аккуратно, обоими руками, однако вывел безо всяких проблем. Тем не менее на вес крыло реагирует остро, при неправильной настройке подвески можно, думаю, огрести неприятностей.

Посадка

Посадка своеобразная. Из-за высокого качества перелет практически гарантирован, однако расход до половины хода клевант и далее приводит к резкой потере качества и эффективному торможению. До срыва еще далеко, и садиться на мистике в таком режиме – на закрылках – одно удовольствие. Возможна очень эффектная посадка с клевка. Особенно хороша она когда над посадкой прет вверх – торможение на высоте метров 7-8 до скорости немного больше минимальной, или как вам удобно, отпускаем клеванты вверх – крыло ныряет вперед и вниз. В момент подхода к земле на полметра – резкое торможение и немедленный срыв. Все границы чувствуются очень четко, усилие потребное для срыва хоть и велико, но не чрезмерно.

вторая часть

подсрыв в спирали

проводился в боевых условиях при работе в слабом потоке. Четко диагностируется по нагрузке на клеванту, развивается последовательно от уха к центру, при отпускании расколбасов не было. Оценка отлично.

асиметричное сложение

Очень не хотелось делать боевые асиметрии в динамике, но выдалась хорошая погода и после выхода к морю на акселе стало оставаться по 150 метров. Сложения 30-40% по площади я делал и раньше, они раскрывались сами, не влияя на курс. Сейчас же я наконец-то рванул от души. 60-70% по передней кромке. Это честные 70% по площади.
Скажу, не кривя душой, было весело..
Сложенная консоль падает вниз, ложится на стропы и залипает. Мощная просадка – а что вы хотите, тряпки осталось – на средний кайт. В голове мысль – раскрывать или сначала сделать виток? Проворачиваюсь градусов на 45, но автоматом компенсирую оставшееся ухо потому что как-то страшновато стало. Вращение тут же останавливается. В два удара открываю консоль…
как летел – так и лечу от берега, только метров на 30 ниже.
Вернулся.
Набрал.
Повторил…
…задумался, а почему другие так не делают? Крылья, имеется в виду, а не тесты в динамике, ясное дело…
Оценка – отлично, однако надо понимать что это с учетом класса крыла. То есть тупить все же не рекомендуется
Предостережение!
УПАСИ ВАС АЛЛАХ или кто у вас за него, возить в ушах камешки, листики и прочее говно.
У меня ухо чуть не закусилось за эти какашки насмерть при сложении процентов 20 всего.
Чистите внимательно перед стартом и не поленитесь сесть, если заметите этот косяк в воздухе

Резюме такое

Мистик похож на очередной прорыв. Превосходя некоторые крылья, класса Компетишн, по летным качествам, он, тем не менее ведет себя как крыло на один–два класса ниже по безопасности, управляемости и требовательности к пилоту. Простой старт и посадка, благодаря огромному, без преувеличения, диапазону скоростей, в том числе возможности относительно безопасно снижаться на полузадушенном крыле «по–Тюшински» добавляют ему привлекательности. (Безопасно – для пилотов от первого разряда и опытнее, конечно)
Я опасаюсь, что доступность крыла, как взлетно-посадочных характеристик, так и общая простота и однозначность управления, может сыграть злую шутку с пилотами, соблазнившимися его возможностями и не соотносящими своих амбиций с возможностями своими. У меня Мистик вызвал чувство вседозволенности. Я был буквально опьянен этим чувством.
Пока же я осторожно скажу, что без 150–200 часов налета – лучше не суйтесь. Объективных предпосылок пока вроде к такому ограничению нет, это я на всякий случай говорю.
Крыло действительно позволяет бодаться с Компетишнами, особенно в жестких условиях, не тратя при этом слишком много нервных клеток. Оно великолепно рулится, без всяких скидок, и обладает как минимум очень неплохими, если не выдающимися скоростными характеристиками. Безопасность, насколько я могу судить не по синтетическим тестам, а по полетам в реально жестких условиях, соответствует приблизительно таковой у крыльев из середины семейства ДХВ2. Примененные материалы позволяют надеяться на высокие ресурс и остаточную стоимость.
Отличная работа!
Такие дела (С).

Плюсы
  • Высочайшее в своем классе аэродинамическое качество. Сравнимо с некоторыми современными компетишнами.
  • Высокая балансировочная скорость при очень малом снижении
  • Акселераторная скорость и качество очень высоки при высокой стабильности.
  • Снижение также сравнимо с таковым у аппаратов на два класса выше
  • Маневренность очень высокая, даже при загрузке ниже границ весовой вилки. Клеванты жесткие и тяжелые.
  • Высокая информативность крыла
  • Стабильность в турбулентном воздухе очень высокая, даже на акселераторе
  • Стабильность, снижение и демпфирование резко возрастают на половине хода клевант, что позволяет использовать этот режим при заходе на посадку.
  • Четкая граница срыва и высокое потребное для этого усилие, как при симметричном, так и при асимметричном срыве
  • Высокая энергоемкость при маневрировании
  • Относительная безопасность при асимметричных сложениях
  • Спокойный выход из подсрыва
  • Дружелюбное поведение даже в жестких условиях
  • Довольно эффективные «уши»
  • Грамотное, качественное изготовление, хороший подбор материалов, внимание к мелочам для отечественного производителя просто выдающееся.
  • Приятный дизайн
Минусы
  • Мелкие недостатки конструктивного плана, легко устранимые в процессе серийного производства
  • Эффективный разворот остался довольно сложным, хотя и не таким хитрым как у скорпиона-2
  • Резкий выход из фронтального сложения, необходим контроль за разворотом
  • Возможен медленный выход из крутой (более -15) спирали. При неправильной настройке подвески возможен, вероятно, даже невыход.
  • При раскрывании асимметрии консоль нуждается в прокачке
  • Тяжелые и жесткие клеванты
  • Отсутствие маркировки центра крыла
  • Отсутствие триммеров

Постскриптум. Липучки в ушах наконец-то тихой сапой внедрились в производство и отечественных крыльев. В этом вопросе Мистик лидером, как выяснилось, увы, не является.

Полезные ссылки
Дмитрий Бондарев aka «d_i_m»

Команда paraplan.ru выражает благодарность Владимиру Яворскому и Алексею Ракову за предоставленную технику

Добавить комментарий