На выходных команда paraplan.ru провела небольшой тест-драйв парапланов фирмы Nova (большое спасибо Дмитрию Савинкову АкА Defender за предоставленную технику!). Лично на меня неизгладимое впечатление произвел Nova Pheron (DHV1).
Ну чего можно, в принципе, ожидать от аппарата DHV1? Большой устойчивости, снисходительного отношения к ошибкам пилота. Но уж никак не летучести. Pheron, однако, поверг меня в несказанное удивление своими летательными и парительными способностями. Не ожидал, что DHV1 может летать так хорошо.
Итак, воскресенье в Рыболово. Жара, штиль. Изжаренные на солнце пилоты лениво посматривают на своих собратьев, уныло выполняющих упражнение «туда-обратно». Нескольким счастливцам удается выпарить метров на 800, их провожают завистливыми взглядами. Потоки очень слабые.
Ну вот, наконец, и моя очередь. Оптимизма никакого, в штиль даже пассивная лебедка не поднимает выше 300 метров. Вероятность «зацепить поток» — примерно один к десяти. Да и аппарат… Я его еще не знаю, но вряд ли удастся оседлать слабый поток на DHV1.
В знойном воздухе плывет, удаляясь от старта, шум двигателя машины-буксировщика. Пора взлетать.
Как и ожидал, проблем со стартом никаких. Простое и послушное, крыло аккуратно поднимается над головой до полетного положения — несмотря на крен, который ненароком возник в начале подъема. Взгляд наверх (необычные, однако, у него заборники…). Отрыв.
Первое ощущение — скорость! Нет, конечно, это не спортивный аппарат, но для DHV1 скорость неожиданно велика. Клеванты очень мягкие, ход их огромен. Немного нехотя, но довольно точно реагирует аппарат на первые попытки удержать его на линии буксировки. Рывки фала почти не мешают параплану лететь, он хорошо их демпфирует. Постепенно нарастает высота. И вот на отметке 280 метров крыло получает снизу несильный удар, натягивается фал. Поток, пора отцепляться.
Первый вираж. Pheron, получив команду повернуть в виде движения клевантами и подвеской, берет небольшую паузу и выдает спокойный разворот умеренного радиуса с очень небольшим снижением. Поток рядом. И вот он подхватывает меня. Плюс 0.5 — немного. Pheron, однако, отзывается на поток довольно четко — его слегка забрасывает по тангажу, прекрасно чувствуется несимметрия нагрузки на левой и правой половине подвески. Видно, как по нижней поверхности купола проходит волна изменения нагрузки. Обладая очень немаленькими воздухозаборниками и редко поставленными нервюрами, Pheron постоянно «живет» над головой, поерзывая, похрустывая тканью, поигрывая нагрузкой на клевантах. Поначалу это может даже слегка пугать, но через пару-тройку минут начинаешь понимать, что аппарат очень надежен, и постоянные мелкие движения купола только помогают работать в термиках.
Тем временем уже набрана первая сотня метров. Вхожу во вкус и начинаю осторожно перецентровываться в надежде найти ядро потока. Pheron’у это не очень нравится, похрустывания и поерзывания усиливаются. Осмелев, начинаю более резко, на грани грубости, работать клевантами. Другое дело! При больших ходах клевант и энергичном пилотировании Pheron, словно проснувшись, начинает маневрировать более четко. Спирали получаются довольно компактные, но снижение на удивление маленькое. Вот и ядро, +2. Кажется, что аппарат, заметно подрагивая над головой, нашептывает на ухо: «Поток здесь… Доверни круче… Не упусти!»
Притормаживаю купол и сужаю радиус спирали. Все в порядке, усреднитель теперь стабильно показывает более +1.5 . Побалтывает, я уже близок к подошве облачности. После приземной жары прохладный высотный воздух невыразимо приятен. Пора испытать Pheron на переходе.
Аппарат не разочаровывает и на длинной глиссаде. Несмотря на умеренное удлинение (5.0), Pheron имеет достаточно высокое качество, что в сочетании с довольно высокой балансировочной скоростью позволяет ходить очень неплохие переходы. Полетав туда-сюда и не найдя ничего, кроме «минусов», возвращаюсь обратно в поток.
Снова набор, на этот раз под самую кромку облачности. Вот и космы, которые, струясь, провисают теперь ниже меня. Вокруг прохлада и густая тень. Под облаком болтает. Интереса ради бросаю клеванты на пару минут. Обеспокоенный Pheron начинает ходить по тангажу, постоянно меняется нагрузка на крыло, но никакой опасности я не чувствую — видно, что запас устойчивости к сложениям очень велик. Пытаюсь спровоцировать асимметричное сложение, но это не так просто. А-ряды у Pheron’а очень нагруженные, и вместо сложения у меня получается скорее промятие передней кромки на половине размаха. Крыло почти не реагирует на мои странные действия, продолжая лететь прямо. При отпускании А-ряда заборники открываются почти мгновенно, клевка нет. Немного проще сложить «уши» — аппарат имеет А’-ряды, тянуть за которые очень удобно. Снижение заметно вырастает. При отпускании А’ «уши» наполняются сами.
Под кромкой потоки намного сильнее, чем внизу, и для более успешного преодоления «минусов» не помешал бы акселератор. Снова бросаю управление на пару минут, чтобы соединить коннекторами части проводки. Предоставленный сам себе, Pheron описывает широкую дугу радиусом километра полтора. Немного помогаю ему подвеской, на что аппарат откликется вполне охотно. Дрейфуя почти без снижения на границе между кромкой облака и ясным солнечным небом, вожусь с коннекторами. Готово.
Уходя от облака, выдавливаю акселератор на полный ход. Ощущение странное — ничего не происходит. На всякий случай отпускаю педаль и снова аккуратно выдавливаю ее, смотря на свободные концы. Все штатно, передние ряды ушли вниз, нагрузка на ноги небольшая. Жду несколько секунд… Ага, началось. Постепенно меняется шум потока, скорость растет. Приемистость у Pheron’а очень невелика, но недостатком это не назовешь. Скорость нарастает очень плавно, риск получить «фронталку» минимальный. Максимальная скорость очень неплохая, по ощущениям немного меньше 50 кмч. Устойчивостьи управляемость на максимальной скорости вполне нормальные.
Облачность тем временем разваливатся на глазах. Стрелка вариометра прочно обосновалась в минусовом секторе шкалы. Срочно нужен теплоконтраст! Тянусь вперед, ко границе между небольшим прудом и пшеничным полем. Снижение все нарастает, и моя глиссада все больше напоминает баллистическую кривую. Ну вот и пруд. На берегу беспечно загорают детишки и взрослые, кто-то купается. Ага, заволновались, задрали головы вверх. Значит, им уже слышен тихий свист моих строп. В штиль его можно различить и с высоты 200 метров… Поток, ты где?
А вот где. Подо мной автострада. С нагретого асфальта срываются пузыри теплого воздуха. Высоты очень мало, места для посадки немного. Затаив дыхания, вплываю в очередной слабенький пузырь. Pheron передергивает, но этой короткой судороги достаточно, чтобы определиться с направлением спирали — за пару секунд аппарат успел «сказать» очень много. Начинается изнурительная игра в догонялки с ускользающим потоком — в двухстах метрах над дорогой. За первые три минуты выигрываю 20 метров. Pheron послушно протягивает, замедляется, входит в вираж… За час полета я успел привыкнуть к малой нагрузке на клеванты и их огромному ходу, и теперь сложные маневры в потоке не вызывают трудностей. Постепенно выигрываю еще сто метров… и делаю ошибку. Через две минуты я на высоте телеграфных столбов.
Высокое аэродинамическое качество Pheron’а хорошо чувствуется при посадке в штиль. Пролетаю чуть ли не пол-поля, выбранного для посадки. Финальное торможение очень эффективное, пробежка заканчивается на третьем шагу.
Небольшое дополнение от D_i_m
Мне, к сожалению не удалось зацепить такой замечательный поток, зато я сделал _Хорошую_ асимметрию и б-срыв. И остался доволен. Как и многие другие современные купола при массированной асимметрии Pheron не уходит резко в авторотацию, а сохраняет практически прямолинейный полет, требуя лишь легкой компенсации. Единственное НО — купол начинает очень быстро терять высоту. Так что при полетах вблизи рельефа опасность въехать в склон сменяется возможностью жесткой посадки несколько ниже. Конечно, такое поведение выглядит гораздо предпочтительнее авторотации. При выходе из асимметрии клевок и последующая горка приводят к полной разгрузке крыла, что, поначалу, слегка пугает — ну не ожидаешь такой прыти от DHV1. Хотя вмешательства пилота не требуется- все и так будет хорошо. ЛЕтучесть крыла — на самом высоком уровне, хотя с моим весом — перегруз около 5 кг — крыло уже становится чуть резковатым. Очень комфортные ощущения на затяжке — все колебания и раскачку купол проглатывает не поморщившись.
Выводы
Pheron — аппарат, хорошо подходящий как для первоначального обучения, так и для маршрутных полетов. Отвечая философии класса DHV1, аппарат теми не менее имеет неожиданно высокие летные характеристики. Такое крыло вполне можно рекомендовать и начинающим, и опытным пилотам. Браво, Nova!