ParAAvis Odissey: между сциллой и харибдой

Как известно, в своём долгом и трудном путешествии Одиссей счастливо избежал многих опасностей и смог вернуться к своему верному Аргусу. Удалось ли то же самое ПарААвису, который давно уже не радовал нас новинками?..

Условия испытаний

Испытывался Odyssey 26 с незначительными конструктивными отличиями от серийного. Вес тестера в процессе тест-драйва соответствовал верхней трети весовой вилки. Подвесная система: Advance Impress. Метеоусловия: ветер от слабого до умеренного, турбулентность от слабой до умеренной, термическая активность от умеренной до сильной. Полёты проводились в Кончинке и Татаринцево с использованием активной и пассивной лебёдок.

Конструкция

Нда, давненько отечественный парапром так не радовал. Начну с конца. Точнее — с концов. Они у Одиссея очень специальные. Во-первых, узенькая лента (один в один такая же, как у NOVA). Во-вторых, ПарААвис не пожалел денег на модные аккуратные чехольчики из материала под названием суперстретч и закрыл оными чехольчиками блочки и места соединения строп с концами. В-третьих — концы несут на себе гордые пластиковые нашивки с нерусским словом ParAAvis. Но самое главное — внимательно следите за рукой! — вместо металлических коннекторов ПарААвис применил так называемые софтлинки. А это уже, знаете ли, попахивает небольшой революцией в отечественном, да и не только, концестроении.
Тут потребуется, пожалуй, небольшое теоретическое пояснение. Софтлинк — это отрезок толстой трубчатой стропы из дайнимы. На одном конце — петелька, на другом — тоже петелька с колечком-фиксатором. Хитрым образом продеваем изделие само в себя — и получаем кольцо, которое весит всего несколько граммов, но выдерживает больше двух тонн на разрыв.
Преимуществ у софтлинков — масса. Во-первых, они очень прочные и долговечные. И, в отличие от металлической фурнитуры, прекрасно сопротивляются ударным нагрузкам (хотя это более критично для парашютистов, которые пользуются софтлинками уже многие годы и в ус не дуют). Во-вторых, для сборки-разборки не требуются плоскогубцы и гаечные ключи — достаточно какой-нибудь подобранной с земли палочки, чтобы пропихнуть софтлинк в петлю свободного конца. В-третьих, софтлинки почти ничего не весят. В общем, восторг! Недостатков, как ни странно, пока не замечено. Говоря по правде, ПарААвис не создал прецедента — софтлинки уже давно используются буржуйскими производителями на сверхлёгких горных крыльях. Но вот использовать софтлинки на обычной технике не догадался пока никто. Придётся теперь именитым буржуинам догонять ПарААвис…
Скользнём взглядом вверх по стропам. Ничего особенного. Обычный оплёточный арамид по всем ярусам. Схема стропления тоже достаточно консервативная — A3B4C3D2.
Проехав положенные 7-8 метров, взгляд упирается в купол. И вот тут всё снова становится интересно. Во-первых, удлинение. Совершенно недетское для аппарата класса EN C — 6.0. Неслабая арочность, из-за которой «уши» смотрят практически вниз. Во-вторых, наисовременнейший тонкий гельвенор, из которого сделана передняя кромка. В-третьих, новый дизайн, несколько своеобразный, но вполне оригинальный и узнаваемый. Передняя кромка, как ни странно, полностью открытая — никаких тебе частично и полностью закрытых секций. Качество пошива — без претензий.
Зато совершенно неожиданная претензия вылезла при попытке первый раз поднять аппарат. Одиссей оказался немножко неправильно собран! Одна из строп нижнего яруса была продета в верхний ярус. Вот и настал момент проверить, так ли хороши на деле софтлинки… За пару минут с помощью мультитула и чьей-то матери невезучая стропа была снята с А-ряда, переставлена как надо и засофтлинчена обратно на место. Действительно ничего сложного. Господа и дамы, проверяйте ваши Одиссеи перед первым вылетом!

Работа с куполом на земле

Ожидаемо отлично. Со стартом у ПарААвисов нет проблем уже долгие годы. И Одиссей — не исключение. А-ряды нагружены несколько сильнее обычного, можно смело нагружать аппарат и руками, и корпусом. Сломать переднюю кромку подопытному нелегко, зато легко можно добиться обгона куполом пилота. Впрочем, для амбициозного «перформанса» — в порядке вещей. И ни малейшей тенденции к недовыводу. Ошибки по крену Одиссей снисходительно прощает, упруго прыгая в нужное положение при лёгкой коррекции весом и клевантой. Положить Одиссея «ухом» на грунт, несмотря на взрослую арочность, оказалось довольно легко. Да и вообще работа на земле оставила только приятные впечатления.

Взлёт, буксировка

Под тягой Одиссей начинает показывать свой норов. Бурление весеннего воздуха отдаётся в куполе и стропах довольно сильными упругими ударами, которые желательно компенсировать весом и руками. Кажется, будто аппарат запрыгивает наверх по невидимой лестнице, с каждой ступенькой набирая метров по 20-30. Управляемость клевантами достойна оценки «очень хорошо», реакция на вес тоже вполне приличная — хотя видали мы «перфонрмансы» и поманёвренней. Устройчивость по курсу для такого серьёзного изделия очень даже хороша, больше внимания уходит на борьбу с болтанкой. Клевок после отцепа — да, он есть, но можно не обращать внимания.

Полёт, манёвренность

Вот говорят некоторые — отечественный автопром, отечественный автопром… Судьба-индейка, Жигуль-копейка… Куда нам, мол, сиволапым. И к парапланам ту же точку зрения прикладывают. Якобы истинную радость полёта можно купить только за большие евры, и радость эта всенепременно должна быть отмечена логотипом Крутого Буржуйского Брэнда. А вот шиш вам, дорогие джентельмены и джентель-вумены! Есть ещё порох в пороховницах! Скажу честно — Одиссей меня впечатлил. И впечатлил приятно, хотя без пары ложечек дёгтя бочка мёда традиционно не обошлась.
Сила Одиссея — прежде всего в его аэродинамическом качестве. Не покривлю душой, сказав, что для EN C оно просто выдающееся. Причём, что впечатляет ещё больше, Одиссей великолепно летит на акселераторе. В первой трети хода ног качество если и падает, то незначительно. Заметно «сыпаться» Одиссей начинает только на второй ступеньке акселератора, когда воздушная скорость начинает приближаться к 50 км/ч.
И вот тут мы, дорогой читатель, и скушаем ложку дёгтя. Воздушная скорость приближается к 50 км/ч… Приближается… Крючья Бруммеля уже упёрлись в люверсы верного Импресса, блочки акселератора вжаты друг в друга — но лишь изредка мелькает на дисплее Иксси-Трейнера заветное число 50. Увы и ах, дорогой читатель. Даже при загрузке близко к верху вилки на большее в плане скорости Одиссей неспособен. Конечно, для столь амбициозного «перформанса» это очень мало. Однако невооружённым глазом видно, что передняя кромка на такой скорости лишь слегка деформируется, да и вообще запас хода акселератора ещё очень и очень велик. Понятна и причина, по которой ПарААвис рискнул вывести на рынок столь небыстрый аппарат. Это желание получить EN C для аппарата с удлинением 6. Для такой техники основным ограничением по безопасности становятся опасные режимы на акселераторе. И, судя по всему, ПарААвис предпочёл проиграть в скорости — но получить-таки EN C для аппарата со столь серьёзной амбицией. Причём основательно так предпочёл — проводка акселератора у Одиссея довольно хитрая, и маньяки, которые любят увеличивать ход акселератора в домашних условиях (к коим отношусь и я), будут сильно разочарованы. Не выйдет! Остаётся ожидать от ПарААвиса специальной версии свободных концов для тех, кто любит побыстрее — пусть и ценой формального выхода за рамки EN C.
Ладно, заедим-ка дёготь мёдом. Как известно, скорость нужна серьёзным «перформансам» прежде всего для того, чтобы лихо летать против ветра. И если подумать головой — то станет ясно, что для этого нужна не скорость сама по себе, а сочетание скорости и качества. А вот в этом отношении Одиссей показал себя более чем достойно. Длиннющий 10-километровый глайд против ветра 10 км/ч с нисходняками до -3.5 Одиссей вытянул на удивление легко. Есть даже подозрение, что максимум качества на этом аппарате достигается где-то в районе первой трети хода акселератора. И это вполне «взрослый» максимум. Среди известных мне аппаратов с сертификацией EN C я вижу очень немного потенциальных конкурентов для Одиссея. Вероятно, на равных с ним могли бы потягаться NOVA Factor и один из типоразмеров Gradient Avax XC2 — но это уже надо выяснять методом параллельных полётов…
Ещё один плюс одиссеевских быстрых режимов — их комфортность. Вероятно, не обошлось без применения модных автостабильных профилей. Пожалуй, на балансировочной скорости Одиссей в болтанку ведёт себя менее комфортно, чем на 30-50% хода акселератора. На скорости 40-45 км/ч аппарат на удивление попустительски относится к пинкам весеннего воздуха, лишь слегка подёргиваясь над головой. Ещё одна приятность — очень мягкое поведение при угрозе сложения на полном акселераторе. За несколько часов «треугольного» полёта я успел получить несколько предпосылок к «фронталке» на максимальной скорости — и всякий раз Одиссей заранее деликатно сбрасывал нагрузку на ноги, ненавязчиво предупреждая о близости сложения. Передняя кромка даже не успевала промяться. Восторг!
А что у нас происходит на меньших скоростях?
Всё хорошо, но не так круто, как на акселераторе. Качество, повторюсь, отличное для EN C. Балансировочная скорость — заурядная, в районе 36 км/ч. На такой скорости аппарат, как ни странно, ведёт себя не так комфортно, как на первой ступени акселератора. С грубоватой фамильярностью врубается Одиссей в термики и нисходняки, лихо прыгая туда-сюда по тангажу и сухо похрустывая нервюрным «хард-финишем». Несмотря на удлинение, крыло почти монолитно, ходит над головой всё целиком, и лишь при особенно сильных болтаночных пинках консоли могут едва заметно пошевеливаться друг относительно друга. В малых движениях по тангажу Одиссей задемпфирован достаточно слабо даже для «перформанса» — но неизбежная при этом резкость случайных движений крыла хотя и способна напрячь пилота, но ещё не означает склонности к сложениям. Сложить Одиссей достаточно тяжело — в бурную весеннюю погоду я получил всего лишь несколько предпосылок к сложению как на акселераторе, так и на обычных режимах. Однако дальше предупреждающего обмякания передней кромки дело ни разу не зашло. Но всё равно поведение Одиссея на балансировочной скорости комфортным не назовёшь. Ожидаемая плата за высокое качество…
Динамика и энергоёмкость. В этом отношении Одиссей — в уверенных лидерах своего класса. Способность запасать и отдавать скорость, кстати говоря, один из признаков высокого аэродинамического качества — а уж его Одиссею не занимать. Поэтому центровать термики на Одиссее с непривычки может оказаться не очень просто — на входе в вираж аппарат сильно разгоняется и «проседает», но стоит немного протянуть — как Одиссей немедленно прыгает вверх, лихо набирая метров 10-15 сверх того, что дал бы термик. Впрочем, через час-другой налёта к этому привыкаешь. Предпосадочный свуп, как ни странно, не оставляет таких же сильных впечатлений — да, Одиссей способен долго идти вдоль земли, теряя скорость, но каких-либо проблем со взмываниями и переразгонами заметить не удалось. Всё штатно, всё в пределах нормы, всё понятно и предсказуемо. Зато на выходе из крутой спирали Одиссей способен буквально выстрелить вверх метров на 20-30 — настолько здорово он умеет переводить скорость в высоту. Пугаться нечего, но поначалу впечатляет.
Манёвренность. Оставила неоднозначное впечатление. Ну вроде всё при нём — и быстрая адекватная реакция на клеванты, и энергичный вход в вираж. И в то же время пилотировать Одиссей не так-то просто. Крыло определённо имеет свой характер, свой норов — и не следует рассчитывать на то, что аппарат будет беспрекословно подчиняться с первых минут полёта. Основная непростота притаилась в характере входа в вираж. Одиссей реагирует на клеванты очень своеобразно — короткое энергичное движение клеванты скорее приведёт к возникновению скольжения, чем крена. С одной стороны, на сильно арочных аппаратах встречаю такое явление не первый раз, с другой — такое поведение крыла отнюдь не упрощает жизнь. Приходится очень сильно работать весом, и вот тут-то Одиссей и становится вполне послушным и понятным. Впрочем, любителей покрутить плоско, почти без работы весом Одиссей только порадует. Хотя такой стиль пилотирования давно уже считается устаревшим, Одиссей охотно позволяет крутить плоско. А вот запихнуть его в заданный крен не так легко, как другие «перформансы». Впрочем, не очень легко только дозировать величину крена — сам по себе крен достигается достаточно легко, и на винговерах Одиссей приятно порадовал меня быстротой, отзывчивостью и чёткостью исполнения. Даже при нарочито грубом пилотировании добиться разгрузки или, наоборот, подсрыва у меня не получилось. И в то же время аппарат может быть поставлен «на нож» первым же движением. Делая винговеры на Одиссее, пилот должен скорее думать о том, чтобы не переборщить, чем о технике пилотирования как таковой.
А ещё Одиссей очень сильно «играет скоростью», что не может не сказываться на технике пилотирования. Обработка потока обычно выглядит примерно так. Вошли — аппарат заметно ушёл назад и сильно «вспух», теряя скорость — ждём клевка и в момент набора скорости даём много веса и немножко клеванты — уфф, готово, мы в ядре! Да уже и встав в термическую спираль, Одиссей держит её не очень охотно. Усиления потока норовят выбить аппарат из виража, и Одиссей только и ждёт очередного термического заброса, чтобы радостно прыгнуть вверх, выполаживая спираль. Приходится постоянно работать весом и внутренней рукой, удерживая нужный радиус вращения. Внешняя рука, впрочем, тоже не скучает — если не придерживать Одиссея в термической спирали внешней рукой, то он охотно может переразогнаться и плавно и ненавязчиво перейти в спираль крутую. Впрочем, не так всё страшно, и к особенностям Одиссея привыкаешь довольно быстро. Зато в безусловные плюсы этому аппарату можно записать хорошо настроенную чувствительность клевант и приятную нагрузку на них — руки не устают, и в то же время всё прекрасно чувствуется.
Кстати о нагрузках на руки и вообще об информативности. Информативность — второе, что удивило меня в Одиссее. Настолько информативных клевант у «перформансов» не встречал уже очень давно. Даже в прямолинейном полёте сквозь термики нагрузка на руки «гуляет» в очень широких пределах, а уж в процессе центрования Одиссей и вовсе показался мне чуть ли не самым информативным «перформансом» на моей памяти. Особенно любит Одиссей резко терять скорость и сбрасывать нагрузку на руки в процессе центрования потоков. Настолько резко, что первые несколько раз я ошибочно принимал такие финты за начало подсрыва. Потом, конечно, привык. Воздушная скорость Одиссея, как я уже писал, сама по себе тоже очень информативна — меняется часто, сильно и в основном по делу. А вот на подвеску Одиссей передаёт не слишком много информации — примерно столько же, сколько и другие аппараты того же класса. Вообще говоря, сочетанием информативности клевант и скорости Одиссей сильно напомнил мне Нивиук Пик. Может, из-за того, что оба сильно арочные?..
Комфорт. Повторюсь, что на балансировочной скорости Одиссей не кажется сильно комфортным аппаратом — но зато на первой ступени акселератора всё становится на удивление просто и даже приятно. Пожалуй, впервые наблюдаю в классе EN C столь явную «заточенность» аппарата под полёт на акселераторе — и эта особенность Одиссея меня, пожалуй, радует. Болтанка отзывается в крыле сильными, но упругими ударами. Бумм!,- говорит Одиссей, влетая в поток. Стропы и подвеска резонируют в такт движениям крыла, создавая ощущение езды по ухабам на хорошо предназначенном для этого джипе. Причём автомобильная поговорка «больше скорость — меньше ям» странным образом применима к Одиссею отнюдь не в качестве шутки. На балансировочной скорости Одиссей периодически выдаёт неприятно короткие и резкие движения купола, но выжимание акселератора процентов на 30 хода делает поведение подопытного неожиданно более мягким.

Выводы

После долгого вынужденного молчания ПарААвис, наконец, заявил о себе. И заявил громко и решительно, хотя и не вполне однозначно. Безусловно, Одиссей — удача ПарААвиса. Безусловно, этот аппарат имеет целый ряд плюсов, главный из которых — впечатляющая способность комфортно и с очень высоким качеством лететь на первой ступени акселератора, то-есть на скоростях в районе 40-45 км/ч.
Однако максимальная скорость, на которую способен Одиссей сертифицированного по EN типоразмера, таких восторгов уже не вызывает. Похоже, что проход между Сциллой сертификации EN и Харибдой пилотских предпочтений оказался для ПарААвиса довольно-таки узок, но всё же проходим. В целом у ПарААвиса получился серьёзный, основательный, амбициозный «перформанс», который подойдёт пилотам, хорошо понимающим устройство парапланерной поляры и не делающим фетиша из максимальной скорости. Да, в классе EN C есть много аппаратов, которые будут заметно побыстрее Одиссея. Однако я не думаю, что на скоростях до 45 км/ч кто-либо из этих именитых соперников сможет превзойти Одиссея по качеству. Вероятнее всего, на переходе против ветра владелец Одиссея сначала с грустью увидит, как конкуренты уходят вперёд — но будет иметь твёрдое преимущество над ними по высоте ко времени входа в следующий поток, тем самым навёрстывая упущенное на переходе. В среднем же получается, что длинные маршруты Одиссей летает никак не хуже, например, той же Сигмы 7. Более того, практика показала, что поляра Одиссея вполне позволяет ходить серьёзные треугольники при ветре в районе 10 км/ч. Вопрос только в умении пользоваться полярой. Явной ориентации Одиссея на горы или равнину выявить не удалось — аппарат достаточно хорош, чтобы без проблем и ограничений летать везде.
Наконец, традиционный гельвенор по передней кромке и революционной конструкции свободные концы достойны отдельной похвалы… которая нивелируется из ряда вон выходящей грубой ошибкой строповки, чего на тестовых аппаратах не наблюдал ещё ни разу. Остаётся надеяться, что цена новинки не будет слишком высока, и пожелать ПарААвису успехов в работе по повышению максимальной скорости потомков и модификаций Одиссея. Думаю, что верные Аргусы в лице амбициозных пилотов-маршрутников могут радоваться. ПарААвис вернулся, и вернулся скорее со щитом, чем на щите. И да, минимальный потребный налёт — никак не меньше 70-80 часов.

Плюсы
  • Очень высокое аэродинамическое качество на скоростях от балансировочной примерно до 45 км/ч
  • Очень комфортное поведение на акселераторе в первой половине его хода
  • Очень высокая информативность
  • Инновационные свободные концы
  • Долговечные материалы
Минусы
  • Низкая максимальная скорость
  • Относительно слабое демпфирование на балансировочной скорости
  • Не самый простой характер входа в вираж
  • Возможные проблемы с монтажом строп
Особенности
  • Полёт на 30-40% акселератора может быть более предпочтителен, чем полёт на балансировочной скорости
Полезные ссылки
Алексей Тарасов aka theoretic

Коллектив paraplan.ru выражает глубокую признательность компании ПарААвис и лично Павлу Королёву за предоставление параплана на тесты

Добавить комментарий