Стремясь обеспечить своих клиентов как можно более полной гаммой парапланов, компания ПарААвис готовит к выходу на рынок новый аппарат для опытных пилотов — Дарт. Автору выпала возможность полетать на одном из прототипов этого параплана на горе Юца и в предгорьях Северного Кавказа.
День первый. Сильный ветер
Пасмурное небо и необычное тепло встречают нас на вершине Машука. Плотная облачность кажется неподвижной, но здесь, на старте, жестоко треплет невысокие елки мощный восточный ветер. Илья Смоляков, опытный местный пилот и инструктор, только что прокатил на своем Дуэте очередного пассажира и погодой недоволен. Сдуваемый ветром тандем обогнул южный склон Машука, и садиться пришлось почти на грани ротора. Чтобы хоть как-то скрасить ожидание, решаем расстелить на старте мой прототип.
Как многие современные парапланы высокого класса, расстеленный на земле Дарт производит обманчивое впечатление простоты. Три ряда строп (А3-В4-С3), аскетичные свободные концы без лишних деталей. Акселератор с довольно небольшим ходом и совсем короткоходные триммера. Стропление упрощено до предела, каждая третья нервюра вообще обходится без строп. С непривычки даже как-то не верится, что эти редко поставленные немногочисленные стропы вообще способны переносить все тягости полета… Порывы ветра стремятся вырвать купол из рук, но мы с Ильей начеку. Конструкция купола впечатляет еще больше, чем стропление. Обилие косых нервюр, «висячие», лишенные стропления промежуточные нервюры, глухие «уши», очень большое количество секций с мелкими, как акульи зубы, воздухозаборниками… Да, ПарААвис наконец решился. Перед нами полноценный «косонервюрник» современной конструкции безо всяких компромиссов вроде косынок или «полуторных» нервюр.
Ветер понемногу начинает стихать. Пора узнать, каков Дарт в деле. В паузе между двумя порывами ветра решаю стартовать. Беремся за два ряда покрепче — и…
И никакого сопротивления со стороны стремительно вылетающего над головой купола. Легкое движение клевант — и готовый к бою Дарт уже застыл над головой, нетерпеливо поерзывая в предвкушении полета. Как все просто! Унаследовав от Гранда (предыдущая модель ПарААвиса в том же классе) положительные моменты старта, Дарт явно не наделен неприятными грандовскими особенностями подъема и стабилизации купола. Крыло прекрасно поднимается из любого положения и может быть легко удержано клевантами в любой стадии подъема. Клевок вперед, впрочем, довольно резкий, и на конечных стадиях подъема крыло желательно слегка притормаживать. Еще несколько секунд задерживаюсь на старте, чтобы кинуть взгляд на купол и стропы — и вперед.
Даже при сильном ветре Дарт явно требует разбега. Наконец отрываюсь… Ого, вот это скорость! Вместо ожидаемого ползания в десяти метрах над деревьями в считанные секунды вылетаю вперед, туда, где склон круто обрывается вниз… Опа! Мощный рваный динамик подхватывает аппарат, крыло закидывается назад, и вот он, агрессивный клевок, которым славятся все «косонервюрники»! Опаздываю с компенсацией, и над головой раздается зловещий шорох… Взгляд вверх, и снова неожиданность — больше чем на половине размаха видно характерное промятие передней кромки, но новый профиль крыла, похоже, стабилен и в такой конфигурации. Еще движение клевантами — и воздух, распирающий крыло изнутри, буквально выбивает переднюю кромку в нормальное положение. По крылу проходит короткая, но очень резкая и глубокая волна, издают глухой звук внезапно принявшие нормальную нагрузку стропы. Пожалуй, можно было и вовсе не вмешиваться — аппарат справился бы сам.
Оказавшись в динамике, я вынужден тут же уменьшить скорость Дарта клевантами. Ветер около 10 м/с преодолевается играючи, балансировочная скорость явно больше 40 км/ч. Галсы здесь, на Машуке, довольно длинные, и у меня появляется возможность «пощупать» поляру прототипа в почти прямолинейном полете. Реакция на симметричную работу клевантами яркая и незамедлительная, каждый сантиметр хода ощутимо влияет на полет. Быстро выясняется, что для работы в мощном динамике достаточно примерно 30 сантиметров хода клевант. Чувствую себя очень свободно — с брошенными клевантами Дарт быстро уходит вперед от горы, но стОит опустить руки до пояса — и аппарат начинает плавно сноситься назад. Дает себя знать и высокое аэродинамическое качество — несмотря на внушительную горизонтальню скорость, Дарт имеет небольшое снижение. Даже на большом удалении от склона можно удерживаться на одной высоте и подниматься выше.
Набрав около ста метров над стартом, подхожу ближе к вершине и уменьшаю галсы, чтобы лучше почувствовать поведение аппарата на виражах. Дарт очень любит работу клевантами и незамедлительно откликается на каждое мое движение. Вход в вираж очень быстрый, сами виражи получаются компактными и очень плоскими, почти без возрастания вертикальной скорости. Дарт устойчиво стоит в разороте, чутко реагируя и на внешнюю, и на внутреннюю руку. Реакция на работу весом, как ни странно, довольно слабая — движения подвески помогают делать вираж еще более аккуратным и пологим, но об управлении одним только весом, видимо, надо забыть.
Налетавшись в динамике, ухожу вниз, в город. Сильный ветер, обтекая изрезанные склоны, создает ощутимую болтанку, и Дарт реагирует на нее очень своеобразно. Телом ощущаю необычно резкие удары и толчки, как при езде по булыжникам, но форма крыла все время остается безупречной. Клевков и кренов почти не возникает, но болтанка все время стремится вышибить аппарат с прямолинейной траектории. Особенно труден оказывается заход на посадку — зловредные завихрения от домов превращают прямолинейный заход в замысловатую кривую. В паре метров от земли начинаю снижать скорость. Еще один сюрприз — при полном ходе рук Дарт не только не срывается, но еще и сохраняет довольно большое качество. Горизонтальная скорость при этом невелика.
День второй. Зимние термики
Проснувшись поздним утром после новогоднего праздника, не верю своим глазам. Лето! Градусник показывает +18.5 в тени. Небо радует глаз безупречной синевой… которая перемежается первыми вспышками кучевых облаков. Зимние термики?!? Срочно на Юцу!
Юца встречает ровным и ласковым восточным ветром и вполне сформировавшейся «кучевкой». Над горой уже выписывают свои спирали немногочисленные орлы и одинокий А-44. Взлетаю прямо из лагеря и за пару минут выпариваю до вершины. Пора начинать охоту за зимними потоками. Подтягиваю триммера и ухожу вперед от горы.
Два сантиметра хода триммеров очень сильно повлияли на поведение Дарта. Сразу появились мягкость и демпфирование, которых мне так недоставало на Машуке. А скорость почти не снизилась.
В километре от горы светло-бирюзовый Heaven RX явно что-то «зацепил». Надо догонять поток. Не отпуская триммеров, полностью выдавливаю акселератор. Усилие невелико, аппарат реагирует незамедлительно. Опустив переднюю кромку, Дарт за пару секунд обретает свою полную скорость. Свист строп превращается в глухой рев, яростно флаттерят незакрепленные ремешки подвески. Жалею, что не надел очки — смотреть вперед мешают выбиваемые ветром слезы. Гора с неожиданной быстротой убегает назад, а бирюзовый Heaven, как по волшебству, оказывается почти подо мной. Безнадежно отстают тянущиеся к тому же потоку орлы. Вот она, скорость! Чувствую, что близок к 60 км/ч — и это при поджатых триммерах! Не успев насладиться скоростным переходом, вынужден отпустить акселератор — иначе перегоню поток. Дарт прыгает вверх, и почти мгновенно рев ветра стихает до привычного свиста. Клевков при переходе на баласировочный режим почти нет. Еще несколько секунд, и аппарат цепляет консолью периферию желанного потока.
Летая вокруг ядра, начинаю понимать, для чего создан Дарт. Чуткое и точное, крыло великолепно передает все тонкости поведения потока. Благодаря триммерам демпфирование становится мягким и упругим, кажется, что аппарат висит в пространстве на невидимых пружинах. Пролет центра потока всякий раз сопровождается четко ощутимым ударом, аккуратно передаваемым прямо на подвеску. Даже на периферии потока, в «ножницах» между восходящими и нисходящими течениями, Дарт безупречно сохраняет форму и почти не испытывает колебаний. Один виток спирали — и я уже около центра потока. Радиус спирали легко регулируется внутренней рукой и весом, а скорость — внешней рукой. В очень широком диапазоне радиусов вращения Дарт сохраняет пологий характер спирали и небольшое снижение. СтОит чуть опустить внутреннюю руку — и Дарт послушно доворачивает еще круче, не стремясь при этом опустить нос вниз. Кажется, что предельным ходом внутренней клеванты можно заставить аппарат вращаться чуть ли не вокруг уха, и только нежелание получить «негатив» удерживает меня. Увлекшись спиралью, незаметно для себя набираю 400 метров над юцким плато, почти под брюхо неплотного кучевого облака. Можно возвращаться к горе. Переход иду без акселератора, на триммерах. Качество в таком режиме заметно выше, чем на максимальной скорости, на километровый переход трачу всего около ста метров высоты. Тем временем удивительные зимние термики начинают выдыхаться, и остаток летного дня мы проводим в ровном юцком динамике.
День третий. Динамик и низкая облачность
Капризная зимняя погода приготовила пилотам очередной сюрприз. Плотная облачность охватывает Юцу, начинаясь примерно в 150 метрах над местностью. А предельной силы восточный ветер обещает легкое парение прямо над лагерем. Главное — не увлекаться и не подходить слишком близко к горе, иначе сильный динамик в момент закинет в облака. Погода, идеальная для лихого пилотажа…
На небольшом удалении от склона начинаю замечать особенности Дарта, которые неочевидны на высоте. Засчет своей скорости и маневренности Дарт требует повышенного внимания у склона. При входе в крутой разворот аппарат здорово разгоняется, а в конце виража буквально прыгает вверх, выигрывая несколько дополнительных метров высоты. На каждом галсе со свистом проношусь в одном-двух метрах от кустов и деревьев, выпрыгивая в конце разворота высоко над ними. Великолепная маневренность позволяет «брить» склон, не опасаясь столкновения даже на повышенной скорости. Осмелев, ухожу от лагеря и подбираюсь к горе. Один галс — и я на границе облачности. Пора сложить «уши». Нагрузка на внешние стропы А-ряда не очень велика, а сложенные законцовки требуют удержания, стремясь раскрыться самостоятельно. При сложенных «ушах» появляется большая чувствительность к работе весом — раскачивая крыло подвеской, можно добиться впечатляющих кренов и снижения, сравнимого с режимом В-срыва. Раскрытие «ушей» почти всегда самостоятельное и очень резкое. Клевков не происходит, форма крыла стабилизируется в считанные мгновения. Пробую 40-процентное асимметричное сложение. Нагрузка на внутренние стропы А-ряда заметно выше, и руке становится больно даже через перчатку. Консоль проламывается очень резко, но колебаний и заметного изменения курса не происходит. Сложенная консоль открывается от легкой компенсации весом или просто сама по себе, причем очень быстро. Раскрытие исключительно резкое, напоминает скорее раскрытие парашюта, чем параплана.
Снизившись до ста метров, решаюсь на пару винговеров. С очаровательной легкостью крены можно доводить до 60…70 градусов, а с одного-двух резких движений можно и вовсе поставить крыло «на нож». Скорость на винговерах очень велика, на выходе вдавливает в подвеску ощутимая перегрузка. Прекратить раскачку так же легко, как и начать — крыло успокаивается за одно-два движения. Даже при резком прекращении раскачки больших тангажей и опасной разгрузки не получается, только один раз при неаккуратном выходе из почти отвесного винговера хлопают две или три секции на «ухе».
Посадка на старт не вызывает затруднений. «Прокачивая» крыло клевантами, можно зависнуть на высоте в 5-6 метров и плавно снижаться до касания земли.
Резюме
Дарт — спортивный параплан для опытных любителей и профессиональных спортсменов. Хорошо подходит для быстрых маршрутных полетов в средних и сильных условиях. Требует быстрой реакции и точного управления.
Плюсы:
- отличная маневренность;
- высокая горизонтальная скорость;
- высокое качество, в т.ч. и на левой границе поляры;
- легкий старт при любых условиях;
- быстрое восстановление после сложений;
- легкие клеванты;
- большой ход клевант.
Минусы:
- невысокое аэродинамическое качество на правой границе поляры;
- повышенная скорость снижения на всех режимах;
- резкое поведение на отпущенных триммерах;
- слабая чувствительность к работе весом.
Особенности:
- своеобразное поведение на резких поворотах, взаимопереходы потенциальной и кинетической энергии;
- стабильная фаза «недосложения», когда передняя кромка промята, но подворота не происходит;
- очень высокая чувствительность к триммерам.
Алексей Тарасов (Теоретик)