Эпиграф
(Протяжно, распевно, с легким надрывом)
Таааа…кой у нааас харрраааактер!!!
Аааасобенный такооой!
D_i_m: Адванс всегда считал себя самым-самым. Крыло, попавшее к нам на зубок, идеально ложилось на наши раскормленные весовые вилки, идеально сочеталось по стилю с нашими спортивными подвесками, идеально попало в погоду — термичка еще была. Условия тестирования были самые приятные за всю историю тестов — налетались мы до поросячьего визга, охрененная цифровая камера, ценой как хороший новый купол, запечатлела пулеметные серии кадров выходов из подсрывов, асимметрий и фронталок. В общем, это было бы похоже на показуху, если бы не было шикарнейшей импровизацией. Но, чорт возьми, должно же иногда и у нас получаться все, что захочется, не так ли? И повезло в этой ситуации именно Сигме.
Условия испытаний
Испытывалась строго серийная Sigma 6 28 (диапазон полётных весов 85-110 кг). Полётный вес обоих тестеров был близок в верхней границе вилки, но не выходил за её пределы. Подвесные системы — AVASport Sprinter. Погодные условия во время испытаний: ветер слабый, термическая активность умеренная. Полёты проводились в Татаринцево с использованием пассивной лебёдки.
Конструкция
Theoretic: Типичный Advance — со всеми его характерными особенностями. Благородная, чуть хищная, с почти неуловимым своеобразием форма. Оригинальный, свежий цветовой дизайн. Хитрые полукруглые воздухозаборники, аккуратно обшитые тонкой лентой. Задняя кромка, усиленная майларовой лентой, с парой люверсов для верхних ярусов стропления клевант на каждом «ухе». Выделенная цветом «противогалстучная» стропа. Наконец, фирменные эдвансовские «ушки» на верхней поверхности. Оригинальной конструкции свободные концы с хитрым указателем конфигурации максимального качества на D-ряду. Лента концов узкая, с претензией на спортивность. Строп немного, их легко распутывать на старте. Огромные мягкие петли клевант, в которые без проблем пролезет любая рука в любой перчатке. Вертлюги на рулевых стропах. В общем, тон задан — посмотрим, соответствует ли ему характер подопытной…
D_i_m: Крыло аккуратное, сделано очень тщательно, с дотошнейшим вниманием к мелочам — но от такого растопыренного изделия мы иного и не ждали. Хитростей много, но они какие-то сдержанные и не откровенные: Крепление строп управления к задней кромке — хотели, видно, соригинальничать, а сделали как у старого доброго Марлина, Заборники тоже странные, хотя и явно аутентичные. Акселератор хитрый, однако хитрость эта оборачивается ступенчатым изменением усилия на нем на крайней трети хода. Вертлюги на клевантах … Другие приколы не так впечатляют.
Работа с куполом на земле
Theoretic: Приятно, несложно для аппарата такого класса. Sigma6 плавно, с умеренным усилием на рядах выводится над головой и очень легко там удерживается. Даже на земле аппарат удивительно точно и быстро реагирует на мелкие движения клевант, позволяя держать себя над головой пилота практически без случайных смещений. «Уши» у подопытной заметно разгружены — тест на касание «ухом» земли гладко провести не удалось. Встав в крен градусов 45, Sigma не выдержала и резко сложилась процентов на 40. Что ж, учтём…
Взлёт
D_i_m: Простой, хотя уши наполняются не сразу. В штиль все было легко и просто. В ветер, думаю, будет еще ловчее. Оценка Хорошо, с поправкой на класс крыла.
Theoretic: Взлёт Сигмы отличается динамичностью. Наполнившись, аппарат очень быстро принимает нагрузку и буквально впрыгивает в воздух одним коротким движением.
Буксировка
D_i_m: Курсовая устойчивость отличная, крыло не рыскает по курсу, только плавно качается по тангажу. Очень комфортно, купол не уходит назад и очень эффективно набирает высоту. Отлично.
Theoretic: Аппарат очень динамичен, легко раскачивается по крену, но так же легко может быть и остановлен одним-двумя движениями клеванты. На изменения тяги и болтанку Сигма реагирует очень характерными, плавными, но быстрыми и полными энергии тангажными движениями. Поднабрав скорости, аппарат затем чуть уходит назад, берёт едва заметную паузу — и коротко выстреливает вверх и вперёд, разом набирая несколько метров. Эффективность клевант под тягой отличная, аппарат откликается на них без лишней живости, но очень чётко, точно, мгновенно. Удерживать курс очень легко, тем более что крыло не особо стремится с него уходить. А вот чувствительность к работе весом средняя или даже чуть ниже, и на работу подвеской аппарат откликается с заметным запаздыванием. Клевок после отцепа средний по амплитуде (градусов 30-35), компенсация необязательна, но желательна.
Полёт, манёвренность
D_i_m: Сигма очень комфортабельна. Летит плавно, не реагируя на завихрения воздуха отклонением от курса, однако передает информацию о нем на подвеску исправно. Особенностью крыла является плавная раскачка по тангажу с колебаниями воздушной скорости даже на небольших неровностях воздуха. Поползновений к сложениям замечено не было. Запас по ходу а-рядов до сложения, хоть и невелик, но усилие потребно очень серьезное. Забегая вперед, скажу, что это и на выходах из всяких ж#п работает. Крыло нескладучее.
Клеванты точные и жесткие, причем эффективны начиная с первых сантиметров хода. Это очень приятное ощущение, хотя именно здесь кроется один из не понравившихся моментов. Казалось бы — чуткие точные клеванты — наслаждайся! Крути потоки на большой скорости, благо снижение маленькое, не трать усилий, скользи по воздуху. Однако в жизни все сложнее. При попытке работать малыми расходами клевант крутить потоки становится довольно непросто. Крыло норовит разогнаться и с креном потерять высоту. Нет, даже в таком режиме оно превосходит большинство соседей по потоку. Но… некомфортно как-то. Зажав клеванты на треть-полхода получаем чуть меньшее снижение, прекрасную управляемость и четкую спираль, но начинают отваливаться руки — усилия очень большие. Да, клеванты четкие, прогрессивные. Но тяжелые — через 15 минут приходится начинать извращения — перехватывать, подматывать, хвататься за разнообразные концы. В то же время, повторюсь, если постоянно контролировать траекторию глазами, можно просто бросить внешнюю клеванту и крутить скоростную спираль, работая внутренней по сантиметру вверх-вниз.
При резком маневрировании разгружается нижняя поверхность, однако консоли не хлопают. В винговеры крыло запрыгивает очень лихо, за руками надо следить, так и до косой петли недалеко. Если нужно — можно резкими ударами клевант мгновенно стабилизировать крыло даже на очень серьезной амплитуде раскачиваний. То есть вот оно качается на 90 градусов — рывок — и оно замерло над головой. За маневренность — отлично с минусом. Минус — понятно за что, а отлично — потому, что приноровиться все таки можно, хотя мне это удалось и не сразу. Резкий отворот получается без проблем, хотя управлять надо скоординировано, чтобы не потерять на клевке и разгоне слишком много высоты. Еще один минус — руки для энергичного маневрирования придется подкачать.
Аксель шикарный. Длинноходный, но в меру. Легкий, но на крайней трети хода резко тяжелеет. Эффективный, хотя замерить насколько он эффективен, не удалось. Но самая вкусная изюмина — максимальное качество достигается на трети хода Акселя! Вот это класс! На концах даже есть шкала, чтобы не передавить педальку. На трети-половине Акселя качество субъективно не меняется вообще — крыло прет против ветра как планер. Качество высокое. Уже неплохо бы лайкру и обтягивающие штанишки одевать. Сложение 20-30% на крейсерском режиме — полхода акселя — не приводит к катастрофическим последствиям, крыло дергается, но раскрывается само. В общем, за аксель — зачот! Очень хорошо.
Подушка отличная, управляемая, срыв четкий и жесткий. Скорость на срыве, как показалось, довольно большая. Тем не менее, Очень Хорошо.
Theoretic: Вот он, характер! Sigma6 — явно младшая сестра шестой Омеги. Очень многое в динамике, манёвренности этих двух аппаратов совпадает, что называется, до запятой. Конечно, Сигма менее строга в пилотировании — но фирменная динамика и манёвренность чувствуются с первых минут полёта. Очень характерна динамика скорости и тангажа: в лёгкую болтанку Сигма постоянно совершает короткие упругие нырки, как будто запрыгивая вверх по невидимым ступенькам. Не менее характерны и небольшие хищные движения консоли, когда Сигма, соскальзывая с термического «пузыря», коротко посылает одну консоль вперёд, добирая недостающую ей скорость. В непривычном, своеобразном ритме пляшет нагрузка на свободные концы: аппарат чуть подбрасывает пилота — и, не успев разгрузиться, тут же мягко ловит его обратно, аккуратно принимая нагрузку. Во всех этих сложных движениях крыла не чувствуется ни малейшей агрессии, крыло играет, а не дёргается.
Манёвренность очень понравилась, хотя она и не лишена своей специфики. Клеванты нагружены сильнее среднего, чувствительны с первых сантиметров хода, и усилие на них возрастает очень плавно по мере опускания рук. Очень порадовала чуткость Сигмы: достаточно буквально пяти сантиметров клеванты — и аппарат быстро и точно входит в вираж или меняет радиус вращения. Похоже, постоянная, по сантиметрам, игра клевантами в верхней трети их хода — родная стихия Сигмы: работая в несильных сложных термиках первыми 30 сантиметрами клевант, я всегда мог добиться от подопытной нужного мне виража. Необычность поведения аппарата в термической спирали проявилась в необходимости почти постоянной дачи внешней руки. На неё Сигма реагирует не менее точно и остро, чем на внутреннюю — а если не притормаживать аппарат на вираже, то расплатой будет очень динамичное поведение подопытной, клевки, раскачка и неизбежная потеря высоты. Привыкание наступает быстро — после десяти минут парения, поняв, чего требует от меня аппарат, я мог удерживать крыло в ядре мелкими движениями внутренней клеванты, а при необходимости резко и почти мгновенно доворачивал в ядро, чуть приотпуская внешнюю руку. Усилие на клевантах выше среднего, но благодая высокой чувствительности подопытной расходы клевант были малы, и усталости рук почувствовать не удалось. Несмотря на высокую удельную нагрузку, даже в тугих термических спиралях снижение оставалось очень небольшим.
В спирали Сигма стоит безупречно, очень надёжно, практически не требуя вмешательства пилота для поддержания нужных характеристик виража. И такое поведение сохраняется во всём диапазоне режимов вращения — от плоской термической до крутой спирали со снижением за -15. Надо только помнить о высокой эффективности клевант и при необходимости осаживать норовистую Сигму небольшими движениям внешней руки, на которые крыло откликается мгновенно и точно.
Полёт на максимальной скорости порадовал комфортностью режима. Полный ход акселератора не вызывает сильных деформаций передней кромки, аппарат не становится излишне агрессивным, он просто летит — и летит быстро и с хорошим качеством.
Полёт на малой скорости вполне возможен, однако для Сигмы это совсем не родная стихия. Быстрое и динамичное, это крыло не любит насильственного торможения — нагрузка на руки быстро становится некомфортной, а высокая чувствительность к работе клевантами на больших ходах чревата неожиданными резкими эволюциями. Намного приятнее работать с Сигмой в верхней трети хода клевант, который, кстати, достаточно велик.
Режимы быстрого спуска
«Уши»
Theoretic: Отлично. Очень эффективны, снижение примерно -3.5 . Складываются с усилием чуть выше среднего, открываются медленно, но зато самостоятельно. Помощь пилота практически не требуется. Сложение и раскрытие «ушей» аппарат переносит спокойно, без сильных клевков и раскачек.
«Уши» + акселератор
Theoretic: Отлично. Можно разогнаться примерно до -4. Аппарат не становится излишне агрессивным или чересчур манёвренным.
Крутая спираль
Theoretic: Отлично. Аппарат разгоняется очень быстро, но столь же плавно. Высокая чувствительность к работе клевантами на режиме сохраняется или даже усугубляется — причём и в крутой спирали аппарат стоит как влитой, практически не требуя контроля со стороны пилота. Главное — не перестараться с интенсивностью спирали. Не особо упорствуя, с пары витков разгонял Сигму до -16…-17. Перегрузка при этом была разумная, проблем не наблюдал. Выход желательно растянуть на оборот-полтора — аппарат запасает столько энергии, что при менее аккуратном выходе мощный косой клевок и последующее сложение «уха» практически неизбежны. Если выходить плавно, проблем нет.
B-срыв
Theoretic: Отлично, хотя и с небольшими особенностями. Усилие на В-рядах нормальное или выше среднего. Аппарат входит в режим быстро, практически без колебаний, но в дальнейшем уходит вперёд сильнее, чем в среднем. Стабильность формы нормальная или чуть хуже — до извивания купола над головой не доводил, но небольшая нестабильность на снижении ок. -8 наблюдалась. Выход при быстром отпускании рядов отличный — почти мгновенный, с небольшим клевком и быстрым набором скорости.
Опасные режимы полёта
Асимметричное сложение
D_i_m: Отличная асимметрия для своего класса. Ухо улетает сразу, а центроплан сопротивляется очень долго. Косой клевок умеренный, потеря высоты умеренная ближе к маленькой, компенсация простая. Ухо залипает и медленно раскрывается. Хорошо с жирным плюсом.
Theoretic: Энергично, но не слишком агрессивно. Поведение, нормальное для амбициозного DHV 2 — но всё-таки что-то немного посасывает под ложечкой, когда Sigma, получив сложение полукрыла, бросается в косой клевок градусов на 45 и вдруг, одумавшись, застывает в таком положении, плавно усиливая вращение и одновременно раскрываясь. Внутреннее по сложению «ухо», как правило, открывается с запаздыванием, но проблем это не создаёт, скорее, наоборот — аппарат засчёт этого демпфироует клевки заметно лучше. Суммарный доворот в процессе выхода из сложения — 120-180 градусов, скорость и тангаж восстанавливаются несколько дольше.
Фронтальное сложение
D_i_m: Открытие мгновенное, но уши залипают надолго. Хорошо.
Theoretic: Не восторг, хотя вполне в пределах допустимого. Протекает довольно оригинально. Сложить переднюю кромку достаточно легко, причём сложение развивается глубоко по хорде. Аппарат резко тормозится и уходит назад, причём львиную долю торможения обеспечивают основательно сложенные, уходящие назад относительно центроплана «уши». Раскрытие происходит в обратном порядке: сначала вылетает в рабочее положение центроплан, а «уши» какое-то время остаются сложенными. Вот тут-то нас и подстерегает засада: аппарат не торопится набирать горизонтальную скорость, а вариометр невозмутимо отмечает -5…-6. Парашютирование?.. Нет, скорее растянутый выход в нормальный полёт. Продолжается это относительно недолго — примерно пару секунд. Дальше аппарат, словно одумавшись, прыгает вперёд градусов на 30 и почти моментально восстанавливает нормальный полётный режим. Проделал тест несколько раз — результат был неизменным, а в одном случае засчёт несимметричного раскрытия «фронталки» аппарат, интенсивно снижаясь, начал ещё и вяло вращаться. Тем не менее аппарат выходит из режима сам, не требуя вмешательства пилота, и смущает только достаточно большая потеря высоты до полного восстановления нормального полётного режима — примерно 30-40 метров.
Подсрыв из термической спирали
D_i_m: Усилие большое, потеря усилия в момент срыва выраженная, консоль улетает назад не начиная с уха, а вся целиком, но выход при отпускании, даже замедленном, очень гуманный. Может потребоваться компенсация клевка, но таковы правила игры в этом классе. Очень хорошо. На раскадровке все видно.
Theoretic: Хорошо. Было бы отлично — если бы не мощный косой клевок, неизбежный на выходе из режима. Добиться подсрыва тяжело физически — потребный ход внутренней клеванты очень велик, а усилие на ней совершенно не комфортное. Развитие срыва начинается сразу по всей консоли, без выраженного изгибания «уха». Падение нагрузки на внутреннюю руку среднее, однако вполне заметное. Если реагировать быстро и немедленно после начала режима приотпустить внутреннюю клеванту — клевок не превысит 40-50 градусов, и есть шанс остаться в термической спирали. Если же дать режиму слегка развиться (или просто среагировать на вход в режим чуть позже) — то практически гарантирован косой клевок градусов на 60-70 с неизбежным выходом из спирали и последующими развлечениями в виде быстрой и точной работы клевантами для гашения колебаний. Интересно, что даже на таких клевках Сигма обычно не складывается, а если сложение всё-таки происходит — то захватывает процентов 20-30 размаха («ухо») и дальше не прогрессирует.
Выводы
D_i_m: Сигма недаром позиционируется как эталон в своем классе. Это очень хорошее крыло, даже по гамбургскому счету. Серьезных недостатков у него выявить не удалось. Единственное, что сможет омрачить впечатление от него — это если кто-нибудь из конкурентов, даже при худшей общей сбалансированности, покажет существенно лучшие летные характеристики. Очень высокая цена выглядела бы почти оправданной, если бы не целевая группа, на которую ориентировано это крыло. Все же, чтобы раскрыть его потенциал надо быть довольно опытным пилотом, а с теми деньжищами, что за него хотят, летное мастерство сочетается редко. Конкуренты Сигмы — Airwave Mustang, Apco Lambada, Windtech Tempest. Посмотрим. Сигма выставила очень серьезную заявку на лидерство в классе. Рекомендуемый мной налет для безопасности — 100 часов. Для удовольствия — от 150. Массу тонких приятных нюансов с меньшим опытом просто не раскушать.
Theoretic: Sigma6 — очень интересный, динамичный и летучий, обладающий оригинальным характером аппарат для опытных любителей и спортсменов. Крыло явно оптимизировано под маршрутные полёты — об этом говорят и его информативность, и сдвиг максимума качества в первую треть хода акселератора, и достаточно комфортное, хотя и динамичное поведение в болтанку. Динамика Сигмы — пожалуй, основной фактор, определяющий минимальный потребный налёт. Живой, активный характер подопытной и яркая реакция даже на небольшие хода клевант требуют достаточно хорошего «чувства крыла», которое достигается примерно 90-100 часами налёта. При меньшем налёте летать на Sigma6, наверное, можно, но тогда аппарат просто не раскроет всех своих возможностей. Это крыло достаточно универсально, однако больше подходит для полётов в горных, сильных условиях, чем для слабой равнинной погоды.
Плюсы
- Исключительно гармоничный, сбалансированный характер
- Качественная, тщательно проработанная конструкция
- Высокие лётные характеристики, отличное поведение в полёте на акселераторе
- Отличная манёвренность, высокая точность отклика даже на малые хода клевант
- Эстетичный внешний вид
Минусы
- Несколько замедленный выход из фронтального сложения
- Специфичный вираж (хотя к нему можно достаточно быстро привыкнуть)
- Высокая цена
Полезные ссылки |
Дмитрий Бондарев aka «d_i_m» Алексей Тарасов aka Theoretic |
Коллектив paraplan.ru выражает глубокую признательность Владу Пачину за предоставление на тесты параплана Sigma 6 и Льву Сергееву за предоставление для съёмок тестовых полётов фотоаппарата Canon EOS 20D.