С чего началась известность чешской фирмы с несерьёзным названием JOJOWING? С кайтов, на которых серьёзные дяди занимают серьёзные места на серьёзных соревнованиях. Теперь же вполне обоснованный интерес к JOJOWING возникает у не менее серьёзных парамоторных дядь. Итак, встречайте SPEEDY — самое гоночное парамоторное крыло в мире!
Условия испытаний
Испытывался строго серийный JOJOWING Speedy 24. Подвесные системы: AVA Sport Sprinter. Полетный вес участников находился в пределах рекомендованного веса 90-155 кг.
Конструкция
Theoretic: Первое, что произвело сильное впечатление — это свободные концы. Хитрая система акселерации обладает просто огромным ходом — 38 см! На своём длинном и заковыристом пути две ветви проводки акселератора проходят через четыре блочка и заставляют ленты свободных концов перекатываться по пяти металлическим пряжкам. Фиксация — маленькие овальные коннекторы Peguet, что встречается всё реже и реже. Внешность концов производит спартанское впечатление — скромная чёрная лента, очень узкие основные петли, в которые едва пролазят карабины, простецкие мягкие ручки клевант, и лишь А-ряды скромно украшены маленькими цветными нашивками. Впрочем, стоит ли ожидать большего от гоночного болида?..
Строп довольно много — A4B5C5D3. Номиналы приличные, видно, что крыло рассчитано на повышенные нагрузки.
Следующее сильное впечатление — передняя кромка подопытного. Подобно акуле, SPEEDY скалится сразу двумя рядами «зубов»: нижний ряд треугольных воздухозаборников с сеточками и клапанами, похоже, работает на малых скоростях, а на акселераторе в дело вступает основной ряд классических полностью открытых заборников. Конструкция получилась довольно сложная и выглядит экзотически.
Форма купола, напротив, ничего революционного в себе не содержит. Плавную благородную форму крыла немного нарушают лишь грубовато обрезанные широкие «уши». Арочность небольшая, поверхности гладкие, «вылизанные». К качеству кроя и пошива претензий нет.
Работа с куполом на земле
Первые же попытки подъёма позволили чётко ощутить норов подопытного. Легко и непринуждённо SPEEDY выстреливает над головой в полётное положение — и если не остановить его чётким дозированным движением клевант, то мощное сложение почти неизбежно. А-ряды нагружены несильно, но сломать переднюю кромку нелегко ввиду большого потребного для этого хода А-рядов. Опытный пилот выведет SPEEDY в полётное положение одним лёгким движением рук — а недостаточно опытного SPEEDY наверняка накажет быстрым и энергичным заваливанием вбок, исправить которое очень трудно из-за небольшого хода клевант. Выйдя в полётное положение, SPEEDY нетерпеливо и довольно резко ёрзает над головой, требуя аккуратной работы клевантами.
Сделав по нескольку взлётов, мы обнаружили, что подопытный болезненно относится даже к мелким огрехам подготовки купола и стропления. Достаточно двум-трём стропам слегка зацепиться друг за друга — и вот на старте SPEEDY стремительно улетает вбок, не позволяя скомпенсировать мгновенно возникающий крен. Один раз при таком раскладе мне всё-таки удалось взлететь, но компенсировать крен пришлось предельным ходом клеванты.
Взлёт
Theoretic: Несмотря на свою скромную площадь, SPEEDY очень быстро принимает нагрузку и с неожиданной лёгкостью отрывается от земли. Процесс взлёта очень динамичный, эффектный, но требует от пилота повышенного внимания — легко можно уйти в крен или в срывные режимы.
D_N_I: Очень чувствителен к перекосам подъема и требует внимательности в управлении при выводе купола. Непонятно
насколько это усложнит подъем купола с парамотором в условиях турбулентности.
Буксировка
Theoretic: Вот он, гоночный темперамент! Хищно поводя консолями, упругими рывками заныривая и раскачиваясь по тангажу, поигрывая воздушной скоростью, SPEEDY бодро набирает высоту. При скороподъёмности +5…+6 м/с уход крыла назад весьма умеренный, но поведение SPEEDY комфортным вряд ли назовёшь. Аппарат отличается огромной информативностью, которая в сочетании со столь же впечатляющей манёвренностью делает буксировку делом непростым. При брошенных клевантах SPEEDY заметно уходит с курса за 3-4 секунды — подруливать надо постоянно, причём точно дозированными движениями. Клевок после отцепа порадовал неожиданной мягкостью и растянутостью по времени.
Полёт, манёвренность
Theoretic: В свободном полёте лихой норов SPEEDY проявился во всей своей полноте. Первый мой полёт на этом аппарате состоялся в тихом вечернем воздухе — но даже тогда полёт SPEEDY был далёк от спокойного планирования. На балансировочной скорости или слегка поджатых клевантах SPEEDY ни секунды на остаётся в покое. Крыло живёт над головой сложной внутренней жизнью, постоянно поигрывая консолями и двигаясь по тангажу. Даже в прямолинейном полёте SPEEDY обладает яркой динамикой: аппарат то чуть подвисает почти без снижения, то вдруг «выстреливает» вперёд и вниз, переводя накопленную энергию в скорость. Снижение в спокойном воздухе «гуляет» в пределах от -1 до -2.5 м/с.
В болтанку всё становится ещё веселее. SPEEDY лихо галопирует между термическими «пузырями», сигнализируя о малейших изменениях состояния воздуха быстрыми и нервными движениями купола и внезапными вариациями нагрузок. Чувствуется, что свободный полёт на скорости, близкой к балансировочной — чуждая стихия для этого моторного гонщика. Информативность впечатляет — но среднее снижение великовато для комфортной работы в потоках. Но ещё сильнее работе в потоках мешает динамика SPEEDY. На входе в любой «пузырь» аппарат резко и не всегда предсказуемо прыгает вверх, энергично переводя скорость в высоту, и об истинной силе «пузыря» приходится только догадываться.
Манёвренность впечатлила. Виражи выполняются практически мгновенно, для входа в вираж достаточно буквально 10-15 сантиметров хода клеванты или умеренного движения весом. Правда, и на виражах SPEEDY недвусмысленно показывает, что свободный полёт ему чужд: виражи неточные. Такого чувства слияния с куполом, как, например, на Ozone Vulcan или Advance Omega6, добиться не получится. Вход в вираж сопровождается всё тем же труднопредсказуемым «галопированием», которое во многом сводит на нет преимущества острых, очень эффективных клевант. Предсказуемо работать получается только по тангажу, причём для компенсации даже мощных клевков достаточно очень небольших ходов рук.
Очень хороши у SPEEDY винговеры и крутые спирали. Правильно поймав ритм раскачки, можно качать аппарат практически с «уха» на «ухо» совсем небольшими движениями. При этом наполненность купола всегда остаётся безупречной, и только лёгкая разгрузка внутреннего «уха» может иногда предупреждать об излишне активном пилотировании. В крутую спираль аппарат входит с полувитка, легко разгоняясь на следующем полувитке где-то до -10 м/с или больше. Несмотря на использование спортивной подвески, не было замечено ни намёка на спиральную нейтральность: при плавном отпускании внешней клеванты аппарат немедленно начинал выход из спирали. Впрочем, выходить надо плавно и аккуратно: разгоняясь в спирали далеко за 100 км/ч (по данным GPS), SPEEDY накапливает столько энергии, что резкий выход в прямой полёт чреват очень мощными «горками» и клевками. Один раз попробовал всё-таки вывести аппарат резко: SPEEDY за каких-то полвитка убрал весь крен и, яростно свистя стропами, прыгнул вверх метров на надцать. Далее последовало довольно неприятное подвисание купола где-то за спиной, и избавляться от агрессивного косого клевка пришлось полным ходом клевант.
Сам собой возникает вопрос: а есть ли способ умерить норов SPEEDY, сделать его более покладистым? Ответ положительный, правда, способ усмирения строптивого абсолютно нетривиален. Надо… выжать акселератор! И чем больше, тем лучше. Тридцать восемь сантиметров умеренного усилия — и SPEEDY оказывается наконец в родной стихии, на тех режимах, для которых он и был создан. Магическим образом успокаиваются колебания скорости и тангажа, и аппарат, просев и набрав скорость, практически застывает над головой. Взгляд наверх: состояние передней кромки безупречное! Прирост путевой скорости впечатляет: GPS показал разницу примерно 26-28 км/ч, что даёт максимальную воздушную скорость чуть более 70 км/ч! Причём на этой скорости аппарат не трясётся, не флаттерит и вообще ведёт себя очень комфортно. Очень впечатляет и разгон: при плавной работе акселератором можно выйти на Vmax примерно за 5-10 секунд, а при более грубой работе ног аппарат соответственно увеличивает ускорение. Попробовав резко выжать акселератор на полный ход, я почувствовал резкую разгрузку стропления и готов был уже «ловить фронталку» — но не тут-то было. Не теряя наполнения, SPEEDY практически упал вниз метров на 10 и в считанные секунды разогнался до максимума. Сильное ощущение!
Ладно, одно чудо мы уже обнаружили — комфортный режим максимальной скорости и значения этой самой скорости. Но на этом чудеса не заканчиваются. Как вы думаете, что будет со SPEEDY, если на полной скорости чуть поджать клеванты?.. Вот и не угадали. Крыло начинает жутко деформироваться, уходить с прямой траектории и вообще недвусмысленно намекать на близость сложения! Отпускаем клеванты — всё снова в порядке: гладкий, отлично наполненный купол, рёв ветра и комфортный прямолинейный полёт.
D_N_I: Очень информативно поведение через клеванты и подвеску. Руление без проблем как весом, так и клевантами со средним ходом. Но при быстром и динамичном рулении (винговеры и пульсирующая спираль) требует контроля за тенденцией подсложения разруженной части крыла и скоростью. Ошибаться не пробовал, но думаю, что Speedy этого не простил.
Опасные режимы полёта
Асимметричное сложение
Theoretic: К исполнению этого режима подходил постепенно, начиная со сложений «уха» — честно говоря, довольно стрёмно было складывать столь норовистый и нагруженный аппарат. Реальная же картина сложения оказалась довольно неожиданной, имеющей как комфортные, так и неприятные особенности.
Порадовало отсутствие резкости при развитии режима. Передняя кромка ломается достаточно легко, и примерно полкрыла «улетает» вниз и назад. Дальше крыло совершает хитрое быстрое движение, одновременно доворачивая градусов на 50 в сторону сложения и… самостоятельно открывая примерно половину сложенной площади. Резких колебаний по тангажу при этом не происходит.
А вот дальнейшее развитие событий уже не столь радостное. Сложенный остаток консоли (~30%), как правило, крепко «залипает», и начинается медленный и печальный вход в авторотацию. Неприятный выбор между срывом работающей консоли и неполной компенсацией вращения обычно происходит в пользу вращения. Эффективности клеванты немного не хватает для поддержания прямолинейного полёта асимметрично сложенного купола — для «перформанса» это нормально, но положительных эмоций не вызывает. Итак, стабилизируем «живой» клевантой унылое вращение по радиусу метров этак 150… и начинаем трясти. Работать «неживой» клевантой приходится весьма энергично — хорошим результатом можно считать раскрытие консоли двумя движениями на три четверти хода. Собственно раскрытие достаточно энергичное, но аппарат почти мгновенно стабилизируется, не совершая резких эволюций. Потеря высоты на весь процесс достаточно большая — ок. 50 метров, в процессе активной работы со сложенной консолью аппарат успевает сделать не менее полувитка пологой, почти неуправляемой спирали.
Фронтальное сложение
Умеренная «фронталка» оказалась на удивление простой. Всё происходит очень быстро и достаточно комфортно, без избыточно резких движений, но с выраженным набором скорости после раскрытия. Потеря высоты — метров 10.
D_N_I: На полностью выжатом акселераторе наблюдал явно выраженную вибрацию передней кромки крыла. Значительное увеличение скорости ощущалось даже без фактического ее измерения. На высоте метров 80 без управления клевантами и весом прозошло фронтальное сложение. На уровне горизонта клевантами остановил крыло и увидел ассимитричное сложение правой консоли крыла (около 60%). Что порадовало не было никакой тенденции на уход в спираль. Плавной раскачкой легкими рывками крыло раскрылось без проблем с умеренным клевком.
Потеря высоты около 25м. Возможная причина фронталки значительная турбулентность в этот день.
Режимы быстрого спуска
Крутая спираль
Совершенно без проблем. Разгон, как писал выше, очень быстрый, поведение в спирали достаточно предсказуемое, без признаков нейтральности. Выход быстрый — даже слишком, если не придержать крыло специально. Основную проблему представляет достаточно агрессивный косой клевок после «горки», но полным ходом клевант его можно скомпенсировать до приемлемых величин.
«Уши»
Чрезвычайно эффективны (вспомните о площади подопытного!). Складываются с небольшим усилием, открываются, что характерно, сами, хотя и довольно медленно. В момент раскрытия аппарат изрядно дёргается, но стабилизация быстрая, почти не требующая вмешательства пилота. Снижение на «ушах» может доходить до -4, горизонтальная скорость несколько падает.
B-срыв
D_N_I: Вход в В-срыв плавный, без клевков и плавным нарастанием скорости снижения до 5-6 м/с. В В-срыве полет стабилен, нагрузка на клеванты слабая. Выход быстрый без выраженного клевка. Вполне безопасный и комфортный режим.
Выводы
Theoretic: SPEEDY — уникальный нишевый аппарат, соптимизированный под крейсерский моторный полёт на полном ходе акселератора. Максимальная скорость далеко превосходит рыночные стандарты и (не побоюсь этих слов) открывает новые горизонты — далеко не всякий безмоторный «компетишен» способен летать на той скорости, какую выдаёт SPEEDY на половине хода своего монструозного акселератора. Комфорт полёта на максимальной скорости просто фантастический. Впрочем, любая медаль имеет не только аверс, но и реверс: сложное поведение подопытного на асимметричном сложении и общая его агрессивность в полёте вблизи балансировочного режима вкупе с высочайшей чувствительностью и информативностью делают этот аппарат доступным только парамотористам-профессионалам. Для которых это крыло, собственно, и было разработано. Как безмоторный аппарат SPEEDY большого интереса не представляет — избыток информативности, большая скорость снижения и неточное управление сводят прочие его преимущества на нет.
D_i_m: Мой налет на подопытном был невелик, однако на первое впечатление хватило. Speedy — моторное крыло для опытного пилота. Старт, хотя и довольно строгий при неровном подъеме крыла, все же существенно проще, чем у многих безмоторных крыльев.Посадка быстрая и довольно строгая, срыв резкий. Будьте аккуратны. Информативность для мотогного крыла не слишком важна, поэтому можно назвать ее некомфортной. Запас по сложению передней кромки был бы достаточен даже для более простого крыла. А поскольку Спиди предназначен отнюдь не для расслабленных покатушек — за его действительно огромную скорость можно простить все мелкие неудобства.
Alaska: Сказать про крыло что оно ОЧЕНЬ информативно — значит ничего не сказать. Купол достаточно вольно живет над головой своей жизнью и не дает расслабиться пилоту. Также, купол более чем прямо и непосредственно через подвеску пинает пилота в пятую точку при любом намеке на неоднородность воздуха, но если учеть площадь крыла в 24 квадрата и рекомендованную загрузку 90-155 кг, то аналогичное ощущение можно словить на любом куполе при подобной удельной загрузке. Однако при такой «перегрузке» устойчивость купола к сложениям просто восхищает: при сложении в 40-50% крыло доворачивает на четверь-половину оборота, частично расправляется и остается в таком положении со сложенным ухом порядка 20%, которое, затем, хоть и с усилием, надо протряхнуть/расправить так как само ухо расправлятся НЕ будет, а начнет затягивать в авторотацию. Если летать на моторе под таким крылом, то настоятельно рекомендуется использовать подвески с возможностью реагировать своим весом на пинки купола. Старт достаточно строгий, но если все делать правильно, то без особых подлянок — если купол прямо пошел подниматься, то быстро и энергично выпрыгивает над головой, только успевай подлавливать. Про скорость этого аппарата можно сказать только одно — полетав на этом куполе начинаешь понимать, что скорости много не бывает. Начинаешь получать массу удовольствия осозновая тот запас возможностей которые ты получаешь с такой скоростью. Перед пилотами, которые собираются регулярно летать на этом куполе с мотором я снимаю шляпу — этот купол ТОЛЬКО для профессионалов.
Плюсы
- Уникальная, выдающаяся максимальная скорость
- Исключительно комфортное поведение на максимальной скорости
- Отличная манёвренность
- Достаточно высокая для такого аппарата пассивная безопасность
Минусы
- Сложно протекающее асимметричное сложение, требующее на выход времени, высоты и грамотных действий пилота
- Некомфортное поведение на большинстве режимов (кроме Vmax)
- Не прощает ошибок на старте
Полезные ссылки
Дмитрий Бондарев aka D_I_M
Алексей Тарасов aka Theoretic
Николай Добросов aka D_N_I
Алексей Больнов aka Alaska
Команда paraplan.ru выражает благодарность Дьяченко Василию (проект paramotos.ru) за предоставленную технику.
Также выражается признательность команде Free Fly Team за содействие в организации полетов.