Давным-давно в одной далёкой галактике обыкновенный хакер Нео съел не ту таблетку и после этого уже никогда не возвращался к себе на работу в душный офис. Заодно и летать научился, правда, далеко не сразу. Возникнет ли желание возвращаться в свой офис у обыкновенного пилота, который скушает красную пилюлю от компании Team5?..
Условия испытаний
Испытывался строго серийный Red M (весовая вилка 75-105 кг). Вес системы во время тест-драйва был близок к середине вилки. Подвесные системы: Advance Impress. Условия полётов: ветер от слабого до умеренного, турбулентность от слабой до умеренной, термическая активность от нулевой до умеренной. Полёты проводились в Татаринцево с использованием пассивной лебёдки.
Конструкция
theoretic: Начну-ка не с концов, как обычно, а с купола. Вроде всё как у всех — но сразу обращают на себя внимание аккуратные круглые дырки ровно посередине верхней «губы» каждого заборника. У пилотов, не первый год держащихся за клеванты, эти дырки сразу вызовут определённые ассоциации — и совершенно не зря. Почти такие же дырки провертел когда-то австрияк Дэнни Лоритц в передних кромках нашумевших за бугром, но совершенно неизвестных в России Гридов и Матриксов. Немало огненной воды утекло с тех пор, и отгорел уже птицей-фениксом брэнд Файербёрд, конструктором которого был Лоритц. А сам Лоритц — в лучших традициях птиц-фениксов — жив-здоров и успешно ваяет парапланы для нового, пока ещё не слишком раскрученного, но вполне уже успешного брэнда Тим Файф.
Ладно, не будем отвлекаться. Дырки в передней кромке Реда ведут в небольшие камеры, которые, по замыслу конструктора, должны надуваться при выходе крыла на малые углы атаки. Нужно это для увеличения жёсткости передней кромки и повышения стойкости к сложениям. Вроде мелочь — но до Лоритца вроде никто ещё не додумался наддувать переднюю кромку.
Стропы — как и положено амбициозному перформансу — в верхних ярусах безоплёточные. Средний и нижний ярусы — в оплётке, и это тоже нормально. Концы — как почти у всех — из сантиметровой кевларовой ленты в оплётке из нейлона. Стандарт де-факто! Клеванты довольно аккуратные, с вертлюгами, а проводка акселератора удивляет своим малым ходом.
Наполненный и поднятый над головой, Ред радует приятным, в меру оригинальным дизайном и гладкими поверхностями. Геометрия этого крыла состоит из компромиссов во всём, кроме удлинения — всё-таки 6.0 при сертификации EN C это немало. Арочность — в пределах разумного, высота стропления — тоже. Форма купола не имеет явных конструкторских огрехов, все сопряжения и крутки плавные, нервюры ориентированы по потоку.
Взлёт, работа с куполом на земле
theoretic: Почти отлично — но всё-таки почти. В умеренный и сильный ветер Red прост и послушен, не предъявляя к своему владельцу каких-то особых требований. А вот в штиль вылазит небольшая, но чётко ощутимая тенденция к недовыводу, которая может аукнуться даже опытному пилоту. При буксировочном старте в щтиль надо обязательно доводить аппарат до полётного положения.
Буксировка
theoretic: Никаких проблем. Высокая манёвренность подопытного начинает ощущаться непосредственно после отрыва. Red ведёт себя под тягой очень приятно — назад особо не заваливается, курс держит хорошо, на управление реагирует и вовсе замечательно. Для удержания курса достаточно лёгкой ненавязчивой работы клевантами. На вес, как это обычно и бывает под тягой, аппарат реагирует несколько замедленно, но при достаточном опыте можно рулить и одним весом. Информативность Реда такова, что пропусить поток в процессе затяжки практически нереально — аппарат очень чётко показывает пилоту, что происходит с воздухом, и сугубо термические забросы по тангажу и изменения скорости очень легко отличить от движений аппарата, вызванных изменениями тяги. Клевок после отцепа, как водится, почти отсутствует.
Полёт, манёвренность
theoretic: С первых минут полёта Ред приятно удивляет. Он не такой, как все — в хорошем смысле слова. Манёвренность и чувствительность подопытного смело и решительно вываливается из рамок привычного для класса EN C, что одновременно и радует, и создаёт ряд небольших проблем. В целом аппарат очень, очень приятный — но требует наличия под куполом достаточно опытного пилота.
Летучесть
Субъективно не разочаровала — и в то же время не вызвала каких-то специальных восторгов. В целом Ред сможет, пожалуй, без стеснения соревноваться с лучшими представителями своего класса — хотя, выигрывая в одном, будет слегка проигрывать в другом. Но в целом — более чем достаточно для маршрутов и просто парения. Собственно, парение — конёк Реда. Аппарат имеет очень небольшое снижение и не торопится наращивать его при плавном сужении термической спирали. Работа внешней рукой — ключ к успеху: достаточно зазеваться на секунду — и излишне расторможенный Ред лихо усвистывает в крутую спираль с недетским снижением. Даём буквально 10 сантиметров внешней руки — аппарат послушно прыгает вверх. Вот он я, а я ничего такого не делал, хозяин, давай парить!
И мы парим. Отлично парим! Осенние потоки устроены сложно: рваная периферия окружает собой узкие мощные ядра. Поначалу я постоянно из них вываливаюсь, но понимание возникает очень быстро. Пока то да сё — вот уже и подошва облака, от которой пора убегать на акселераторе. Жму на полную — и аппарат послушно прибавляет скорость, плавно меняя полётный режим. Состояние передней кромки — идеальное! Похоже, работают хитрые дырки… Вот только прирост скорости получается какой-то неубедительный: от силы километров 12 в час. Для современного перформанса — маловато будет. Зато режим максимальной скорости можно без зазрения совести использовать даже в «колбасную» погоду. При сильных уходах крыла вперёд Ред предупреждающе, чуть слышно похрустывает скайтексом, в крайнем случае начинают морщиться заборники «ушей». Но довести аппарат до такого состояния ох как сложно! Через пол-часика шныряния под облаками, я, осмелев, гонял на полном акселераторе и одновременно снимал фотоаппаратом. Благодаря хитрой передней кромке Ред остаётся наполненным на таких углах атаки, которые были бы опасно малы для типичных перформансов. Передняя кромка у него при этом, естественно, разгружается, но надувная «губа» справляется с нагрузкой, поддерживая заборники открытыми. В целом поведение аппарата на малых углах получается примерно как у техники с риджифойлами — но без опасной резкости в сложениях.
Понять, какое у подопытного качество, не представлялось возможным — бурлящий воздух сводил все мои попытки прикинуть угол планирования на нет. Но аппарат уж точно не разочаровал. Летит вполне хорошо, причём акселератор не портит качество практически совсем. Скорости и качества вполне хвататет, чтобы ходить против ветра 8-10 км/ч — а большего от перформанса никто и не требует.
Манёвренность
Вот она, главная вкусность Реда! В своём классе аппарат впечатляет своей способностью моментально входить в крен и откликом на управление. Да, пожалуй, и не только в своём — такая чувствительность с первых сантиметров хода клевант, такая точность управления, такая реакция на работу весом не всегда встречается и у хай-перформансов. Что удивительно — усилие на клевантах в верхней трети-половине хода очень небольшое, и сочетание неожиданной лёгкости клевант и мгновенного отклика на них получается прямо-таки взрывное. Работать надо быстро, точно, но при этом плавно и коротко. Клевантам определённо не помешали бы бобышки или шарики — чувствовать Ред надо буквально кончиками пальцев. И, поймав это ощущение, понимаешь, что можешь всё. Или почти всё. Выпадаю из ядра — лёгкое, короткое, как атакующий выпад рапирой, движение руки, и Ред, засвистев дайнимой верхних ярусов, в момент наращивает скорость и упруго ввинчивается обратно в поток, как штопор в пробку. А если этого мало — можно добавить ещё и весом. Но тут уже важно не переборщить! Чуткий и отзывчивый Ред воспринимает все команды своего пилота очень быстро и очень буквально. И стоит дать чуть больше руки или чуть сильнее перевалиться весом, чем это нужно — и Ред, повалившись в нешуточный крен, начинает наращивать скорость и идти вниз. Хорошо ещё, что в термической спирали аппарат стоит как влитой, не требуя подруливания. На парении большую, если не решающую роль, начинает играть работа внешней рукой — она позволяет задать нужную скорость и снижение. Причём притормаживать внешней рукой желательно даже в пологих спиралях — уж очень Ред манёвренный, очень охотно он валится в крен и сильно разгоняется в нём.
Энергоёмкость
Заметно выше среднего, но не настолько, чтобы испугать или создать проблемы. Высота стропления у Реда компромиссная. Он не прыгает туда-сюда, как короткостропная техника, но и не играет в крылатые качели а-ля Эйрвейв предыдущего поколения. Все движения крыла по тангажу и скорости в меру быстрые и в меру энергичные. В потоках переходы скорости в высоту и обратно почти не мешают, а вот на винговерах можно очень быстро и очень лихо разогнаться до забросов скорости, зашкаливающих за -20. Горки на выходе соответствуют! Однако даже мощные движения крыла ничем опасным не грозят — ибо Ред весьма стоек к сложениям. Впрочем, об этом ниже. Заходить на посадку лучше с лёгким переразгоном, но можно и без него.
Комфорт и информативность
Комфорт и информативность. Казалось бы, одно другому противоречит — но не у Реда! Лишних движений аппарат не совершает совсем. Несмотря на приличное для перформанса удлинение, он монолитен и ведёт себя практически как жёсткое крыло. Никаких охов-вздохов-колебаний консолей. И это очень приятно. А вот воздушная скорость и тангаж у Реда очень информативные. Искать и центровать потоки очень легко, аппарат передаёт пилоту много информации — и это именно информация, а не беспорядочные движения частей крыла над головой. Клеванты, кстати, тоже очень информативны. В целом — очень, очень приятно, комфортно, удобно… и азартно!
Опасные режимы полёта
Асимметричное сложение 70%
theoretic: Отлично с минусом. Передняя кромка нагружена умеренно, добиться сложения достаточно легко. Далее аппарат ведёт себя совершенно понятно и предсказуемо, в стиле лучших образцов жанра — плавный косой клевок, плавное постепенное раскрытие от центроплана к «уху», плавное восстановление скорости. Минус приходится поставить за амплитуду косого клевка — она заметно выше среднего для перформансов — и за потерю высоты, превышающую 20 метров. Курсовое отклонение невелико, примерно 90-110 градусов.
Фронтальное сложение
theoretic:Отлично. Просто отлично. Писать, в общем-то, особо нечего. Рывок за ряды — сложение — плавное раскрытие с потерей скорости — клевок и набор скорости. Ну, может, проскочил едва заметный намёк на парашютирование — но только намёк. Потеря высоты — средняя в классе, клевок на раскрытии умеренный.
Подсрыв из термической спирали
theoretic: Похоже, ещё год-другой — и пора будет убирать этот режим из программы наших тестов. Слишком уж искусственным он становится. Ред напомнил об этом со всей убедительностью. Аккуратно балансируя клевантами и весом, загоняю аппарат в режим. Чуть левее наклон — упадёт, пропадёт. В смысле пропадёт тест — получится не подсрыв, а банальная крутая спираль. Чуть правее наклон — всё равно не спасти, если не добавить ещё чу-у-уточку веса на левую сторону… Ага, вроде начинает получаться. Нагрузка на левую руку предупреждающе нарастает, скорость падает… и тут же начинает мощно расти! Взгляд на крыло — самое начало подсрыва, деформации почти нет. А аппарат уже успел разогнаться, и левая рука сигналит о подсрыве сильным падением нагрузки на неё. Срочно выходим. Уау!.. Ничего себе клевочек — кромкой почти на горизонт! Пара резвых движений по тангажу — и Ред, даже ухом не шевельнув, невозмутимо летит вперёд. Что это было?.. Оценить режим довольно сложно, но поставлю, пожалуй, «хорошо» — за сильный клевок на выходе.
Режимы быстрого спуска
Крутая спираль
theoretic: Хорошо — из-за появления спиральной нейтральности при снижении больше -13. Вход-выход очень быстрые, не больше оборота. В спирали чувствительность к управлению ожидаемо вырастает, и пилотировать Ред приходится буквально силой мысли. Перегрузка при прочих равных несколько выше среднего. В целом крутые спирали на Реде надо выполнять аккуратно и осторожно, чтобы не переборщить.
«Уши»
theoretic: Отлично. Очень эффективны — снижение превышает -3. Складываются легко, чуть залипают, раскрываются самостоятельно, очень не спеша.
«Уши» + акселератор
theoretic: Отлично. Впечатлён эффективностью — снижение может доходить примерно до -6. Давненько такого не встречал у перформансов!
Выводы
theoretic: В целом Ред, безусловно удался. Он не имеет заметных недостатков, а его достоинства в виде прекрасной, выдающейся в своём классе манёвренности и комфортного поведения позволяют Реду уверенно выделиться из общей массы аппаратов с лейблом EN C. Впрочем, палка-то о двух концах. Лёгкие и точные клеванты Реда требуют от пилота лёгкой и точной руки. Любителей подзажать от души или помахать руками Ред быстро заставит взяться за оттачивание техники пилотирования. Высокая чувствительность Реда ограничивает минимальный потребный налёт солидной цифрой 100-120 часов. При меньшем налёте пилот Реда, вероятно, будет вынужден общаться с аппаратом на Вы и попросту не сможет использовать все его возможности. Зато для достаточно опытного пилота Ред — это просто игрушка. Прекрасная, послушная игрушка, доставляющая радость каждым витком термической спирали. Аппарат получился достаточно универсальным, но лучше всего у него получаются термическое парение и пилотаж. Любителям продавливаться на акселераторе сквозь сильный ветер можно порекомендовать что-нибудь более скоростное — но и имеющейся скорости наверняка хватает для серьёзных маршрутов.
Плюсы
- Великолепная манёвренность
- Приятное сочетание комфорта и информативности
- Хорошее поведение на малых углах атаки
Минусы
- Невысокая максимальная скорость
Особенности
- Не замечено
Полезные ссылки |
Алексей Тарасов aka theoretic Андрей Урин aka Drakon (фото) |
Коллектив paraplan.ru выражает глубокую признательность Николаю Жукову за предоставление параплана на тесты