UP Summit XC2: на вершинах манёвренности

Эх, парапланерная молодость… Культовое кино ESCAPE, в котором молодой и длинноволосый Галлон молодо и длинноволосо летает вдоль дивно красивой Мармолады на дивно красивом компетишене. И имя ему — ESCAPE. Компетишену, а не Галлону. А производитель — естественно, UP. Читается Ю-Пи, сокращение от Ультралайт Продактс. Для своего времени ESCAPE был культовым аппаратом. И, было дело, его покупали многие годы спустя сильно поношенным — просто из уважения к былым заслугам фирмы. Но сейчас на дворе другие, карбоново-риджифойловые времена. И одной только былой славой жить нельзя. Итак, сегодня на нашем операционном столе новейший перформанс от UP: Summit XC2.

Тестировался строго серийный UP Summit XC2 SM. Подвесная система: Sup’Air Shaman. Полётный вес тестера соответствовал верху вилки +- 3…5 кг. Полёты проводились на Юце и в Чегеме.

UP Summit XC2: вид крыла в полёте
UP Summit XC2: вид крыла в полёте

Конструкция

Очень интересная смесь ожидаемого современного хайтека и этакой тёплой ламповой олдскульности. Хай-течная передняя кромка не имеет жёсткостей в традиционном понимании — носики нервюр сделаны из обычного мягкого скайтекса. Зато в стыках полотнищ и нервюр у Саммита поселились характерные полужёсткие вставки из лески для газонокосилок. Модно? Практично! Тут тебе и малый вес, и повышенная стойкость к сложениям, и минимум заморочек с укладкой. Задняя кромка тоже не без наворотов — модные полунервюры, люверсы и стяжки строго по задней кромке чётко обозначают стремление конструктора выжать максимум летучести из удлинения 6, которое уже не удивляет в классе EN C.

Форма крыла очень приятная и гармоничная, «вылизанная», без агрессии. Очень характерны хитро оттопыренные кончики «ушей». Поверхности крыла очень аккуратные, видна тщательная доводка. Строп мало, зато они на удивление длинные, что вселяет надежду на мягкость поведения, характерную для спортивных и околоспортивных крыльев начала двухтысячных. Верхние ярусы стропления тонюсенькие, зато ниже — полноценные стропы в оплётке, что скорее приятно. Наконец, модные узенькие свободные концы из кевлара в оплётке. Металлическая фурнитура достаточно лёгкая, поэтому, несмотря на относительную мягкость ленты, концы не путаются и вообще удобны при работе с ними и на земле, и в воздухе.

UP Summit XC2: над Юцой
UP Summit XC2: над Юцой

Подъём, работа с крылом на земле

Если на старте дует хотя бы 3-4 метра в секунду — то подопытный незамедлительно показывает характер. Сразу видно, что это перформанс. Саммит не то чтобы строг на старте, но быстро заставляет относиться к себе с уважением. Причина — выраженная тенденция «стрелять» вперёд при излишнем нагружении крыла весом или передними рядами. Остановить это движение тоже не слишком-то просто — клеванты у подопытного длинноходные и ощутимо люфтят в начале хода. Как показала практика, лучший способ старта на Саммите — заранее, ещё до выхода крыла над головой, сбросить нагрузку на передние ряды и начать подбегать под крыло. Особенно это актуально при взлёте в ощутимый ветер с крутого склона, как в Чегеме. Короткое движение рук, пара шагов под крыло — и аппарат, монолитно застыв над головой, неожиданно мощно и легко принимает нагрузку и буквально выстреливает пилота вперёд и вверх. На старте же обнаруживается вторая особенность подопытного — точная, почти волшебная реакция на клеванты. Пилота, доросшего до пилотирования перформансов, Саммит будет слушаться безукоризненно. Тест на касание «ухом» земли наш подопытный проходит на ура, чётко, плавно и предсказуемо уходя в крен и так же плавно возвращаясь в положение над головой. В слабый ветер проблем со стартом нет совершенно — Саммит встаёт легко и быстро, не требуя высокой точности в работе руками и длинного разбега.

UP Summit XC2: в небе
UP Summit XC2: в небе

Полёт

С первых же минут в воздухе Саммит создаёт чёткое и очень приятное ощущение… спортивности. Точная, мгновенная реакция на клеванты и вес сочетается с плавными, но полными скрытой силы движениями крыла. Малая нагрузка и даже люфт клевант в верхней четверти их хода не смущают совершенно — пожалуй, они только помогают не переборщить с маханием руками, позволяют привыкнуть к аппарату, которому для плотного, энергичного термического виража достаточно каких-нибудь 15 сантиметров хода внутренней руки после выборки люфта. Аппарат «идёт за рукой» настолько хорошо, что уже через 15-20 минут полёта про крыло просто забываешь. Оно становится просто продолжением тебя…

А как же летучесть? А тоже хорошо! Может, и без таких чудес, как с манёвренностью, но вполне на уровне. Качество оценивал лишь субъективно, в параллельных полётах с другими современными интермедиатами и перформансами. На фоне конкурентов Саммит смотрится очень достойно, не демонстрируя решающего преимущества, но и не проигрывая никому. Некоторые нарекания может вызвать разве что максимальная скорость — она у Саммита по нынешним меркам скромная, в районе 50 км/ч. Прирост скорости на полном акселераторе — 10-11 км/ч, но, как это часто бывает у перформансов, качество на максимальной скорости падает очень слабо. В параллельных полётах с аппаратами-конкурентами Саммит на полном акселераторе порой начинал отставать по горизонтали, но при этом обычно «сыпался» меньше, чем конкуренты, приходя в намеченную точку возврата к склону позже, но выше. Скоростью снижения Саммит не разочаровал — поначалу, в прямом полёте, снижение при загрузке по верху вилки показалось великовато, но зато в термическом вираже Саммит ведёт себя отлично, очень слабо увеличивая скорость снижения по мере увеличения крена и уменьшения радиуса виража.

UP Summit XC2: вираж
UP Summit XC2: вираж

Манёвренность

С удовольствием повторю написанное выше: Саммит — один из наиболее манёвренных и приятных на вираже известных мне современных перформансов. Причём похоже, что манёвренность и динамика Саммита в наибольшей степени «заточены», оптимизированы под парение в термиках. Где же ещё нужна такая высокая точность реакций на руки и вес?.. Перехватываем клеванты за их верхние части, чтобы убрать люфт — и Саммит начинает управляться практически мыслью. Эффективность клевант настолько велика, что даже в энергичных винговерах и крутых спиралях вполне хватает где-то 70-80% полного хода рук. А для парения и вовсе хватает скупых движений рук по 10-15 сантиметров. Причём избыточной манёвренность Саммита тоже не назовёшь — высокое стропление делает все реакции крыла плавными и мягкими, даже когда они быстрые. Крыло упруго и мощно прыгает над головой вправо-влево, почти мгновенно меняя радиус, а если надо — и направление виража, но все эти движения не отличаются резкостью. А ещё саммитовский вираж не имеет никаких особенностей в любом диапазоне радиусов и угловых скоростей. Не надо применять никаких специальных техник пилотирования, искать удобное сочетание скорости и крена. Захотел вираж покруче — на тебе вираж покруче. Всё просто, понятно, доступно и без чудес.

UP Summit XC2: осень
UP Summit XC2: осень

Комфорт, информативность

А вот тут у Саммита всё интересно. В первые пару дней полётов я всё никак не мог понять, резкий это аппарат в болтанку или всё-таки мягкий?.. Понимание пришло постепенно, где-то за неделю полётов. Штука в том, что Саммит — это практически два аппарата в одном. Жёстко подпёртый лесками центроплан очень спокойно относится даже к серьёзной турбулентности, железобетонно вися почти точно над головой пилота даже при ощутимой болтанке. Впрочем, иногда аппарат неожиданно дёргается весь целиком, но амплитуда таких движений невелика, и ничем опасным такие движения не грозят. А вот «уши», которые у Саммита существенно менее жёсткие, могут хлопать достаточно часто и резко, что поначалу даже слегка смущает. Получив пинок турбулентности, Саммит обычно дёргается сразу всем своим монолитным телом, но довольно часто это небольшое и нестрашное движение кончается неожиданно резким хлопком одного «уха». Если долбанёт посильнее — то сложиться могут и обе законцовки. Ловя такие сюрпризы крыла первые несколько раз, я поначалу принимал такое поведение Саммита за попадание в спутный след от другого параплана, но по мере набора статистики стало ясно, что это особенность крыла. Более серьёзных «боевых», неспровоцированных сложений за время тест-драйва получить не удалось. В целом комфортность Саммита в болтанку показалась мне несколько выше среднего. Резко протекающие сложения «ушей» смущают только поначалу, а остальные движения, совершаемые Саммитом в болтанку, отличаются мягкостью и плавностью. Информативность же Саммита в значительной мере определяется большой высотой его стропления, которая придаёт всем движениям крыла ту самую мягкость и относительную неторопливость. Длинностропные парапланы в болтанку обычно весьма стабильны по тангажу, но сильно «играют» скоростью, и Саммит — не исключение. Информативность клевант, несмотря на низкую нагрузку на них, достаточно велика, что нынче встречается нечасто. Изменения нагрузки на карабинах выражены не так сильно. В целом по информативности Саммит заметно поднимается на средним уровнем современных перформансов, но отнюдь не ценой потери комфорта в болтанку. Надо просто уметь правильно интерпретировать энергичные, но плавные разгоны и «вспухания» крыла, чутко воспринимать изменения нагрузки на руки — и всё будет отлично.

UP Summit XC2: Джуца на заднем плане
UP Summit XC2: Джуца на заднем плане

Динамика, энергоёмкость

Существенно выше среднего — что неудивительно при таких высоких стропах. Как и положено длинностропному аппарату, Саммит мощно, но плавно запасает и отдаёт энергию. Всегда любил винговеры для «длинностропниках» — и Саммит не разочаровал и в этом. Раскачка получается очень мощная, но без резкости и необходимости пилотировать быстро. Но энергии аппарат набирает столько, что нужен постоянный и чёткий контроль над ней. Винговеры и спирали Саммит выполняет плавно, но сильно — и таким же должен быть стиль пилотирования. Резкость в движениях рук и корпуса крайне нежелательна, надо работать в одном ритме с крылом, и тогда винговер с креном 90 градусов можно сделать на Саммите с одного движения. Игры с переразгоном и предпосадочным свупом Саммит очень любит, об этом надо помнить и стараться не перебарщивать. А ещё это, пожалуй, очень хорошее крыло для всяких фигурных полётов вблизи склона. Точность и плавность реакций крыла на управляющие движения позволяют притираться к склону, чётко контролируя положение аппарата в пространстве. А вот крутые спирали на Саммите лучше выполнять поаккуратнее — при загрузке по верху вилки и сильно раскрытом грудном обхвате признаки спиральной нейтральности могут появиться уже при снижении чуть больше -10 м/с. Выходить из спирали надо плавно, не меньше чем за полтора-два оборота, рассеивая накопленную энергию очень постепенно.

Режимы быстрого спуска

Крутая спираль

Хорошо. Не отлично потому, что… слишком хорошо. Аппарат разгоняется впечатляюще быстро, но, как и писал выше, столь же быстро «ловит» спиральную нейтральность, с которой лучше не шутить. Скорости снижения в районе -10 м/с вполне пригодны для использования, а более быстрое снижение в крутой спирали на этом крыле требует постоянного контроля устойчивости.

«Уши»

Отлично. Складываются с умеренным усилием, раскрываются сами, с некоторым запаздыванием, довольно резко. Снижение получается где-то -3…-3,5.

«Уши»+акселератор

Хорошо. Редкий случай, когда современный аппарат с жёсткими вставками позволяет развить этот режим без серьёзных проблем со стабильностью крыла. Впрочем, хода «ушных» строп и акселератора всё равно придётся подбирать методом проб и ошибок. Поймать неустойчивую конфигурацию в спирали с «ушами» на Саммите довольно легко, но, к счастью, есть и целый диапазон устойчивых конфигураций, которые позволяют снижаться вполне стабильно. Снижение зависит от крутизны спирали, комфортные по стабильности режима величины — где-то до -10 м/с, при этом нагрузка на руки, нагрузка на акселераторе и перегрузка очень невелики.

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение

Отлично. Поведением на «асимметрии» до 60% размаха Саммит приятно напомнил мне первый Мустанг от Эйрвейв. Да, режим протекает достаточно динамично, но плавно, очень понятно и предсказуемо. Немедленно после сложения аппарат практически не изменяет параметры полёта, не уходит резко назад, как это часто бывает с другими перформансами, даёт пилоту секунду на подготовку к активным действиям. Затем неторопливо, но мощно развивается косой клевок, одновременно с которым начинается раскрытие, на удивление плавное и постепенное. Косой клевок в процессе раскрытия амплитудой несколько превышает средние значения — примерно 60 градусов, курсовое отклонение получается не слишком большое — примерно от 90 до 150 градусов. Потеря высоты — примерно 25-30 метров, что выше среднего, но в дальнейшем аппарат сильно взмывает, частично восполняя потерю высоты.

Фронтальное сложение

Отлично. В первых попытках сложения аппарат пугал меня очень сильной потерей скорости и выраженным уходом назад непосредственно после сложения. После такого заброса меня не удивил бы прямой клевок куда-нибудь под ноги, но нет — раскрытие происходит ещё до того, как Саммит оказывается над головой пилота, и последующий клевок обычно не превышает 40-50 градусов. Потеря высоты на удивление невелика — примерно метров 10-15.

Подсрыв из термической спирали

Отлично. Несмотря на высокую манёвренность и чувствительность подопытного, режим всё-таки удалось развить, хотя это и потребовало очень аккуратного пилотирования. Нагрузка на внутреннюю руку вблизиы срыва не очень велика, но всё равно в несколько раз больше, чем на обычных режимах полёта. Момент начала срыва легко заметить по существенной разгрузке внутренней руки. Резкого ускорения вращения не происходит, но начинает срываться «ухо» — оно сильно морщится и очень заметно изгибается назад по потоку. Режим развивается неторопливо, у пилота есть где-то секунда на исправление своей ошибки. После выхода Саммит исполняет несколько амплитудных, мощных колебаний по тангажу, но оставить его в термической спирали всё-таки возможно.

Выводы

Саммит — очень приятное крыло для тех, кто хочет почувствовать себя пилотом настоящего спортивного крыла. Великолепная манёвренность, точные, но плавные, быстрые, но не резкие реакции крыла на управление порадуют даже достаточно искушённых пилотов. Летучесть тоже не разочаровывает, хотя максимальная скорость могла бы быть и побольше. Сильно нагруженный Саммит — очень хороший выбор для горных маршрутов где-нибудь в Бире, где обычно нет сильных ветров, но есть самые разные термики, крутить которые на Саммите — сплошное удовольствие. Простота и понятность поведения крыла в опасных режимах — тоже серьёзный аргумент в пользу применения этого крыла в горах. Минимальный потребный налёт — примерно 50-70 часов.

Плюсы

  • Великолепная манёвренность, аппарат «идёт за рукой»
  • Комфортное, предсказуемое поведение крыла в болтанку и в опасных режимах полёта
  • Эстетичный внешний вид

Минусы

  • Некоторый недостаток максимальной скорости

Особенности

Не выявлено

Коллектив paraplan.ru выражает признательность дилеру UP Виктору Усанову за предоставление параплана на тесты

Алексей Тарасов AkA theoretic:  текст, фото
Ирина Тарасова: фото
Вячеслав Сапроненко: фото 

Добавить комментарий