Wings of Change X-Fighter: воин в кислотном трико

Условия испытаний

Испытывался строго серийный X-Fighter 24 (весовая вилка 70-90 кг). Вес системы во время тест-драйва был близок к верху вилки. Подвесные системы: AVASport Acro, Advance Impress. Условия полётов: ветер от слабого до предельного, турбулентность от слабой до предельной, термическая активность от нулевой до умеренной. Полёты проводились со склона на Машуке, Юце и г. Зинки (Чегемское ущелье).

Конструкция

theoretic: основательное, ладно скроенное и крепко сшитое евроизделие. С первого взгляда аппарат смело и прямолинейно заявляет о заложенной в него амбиции. Огромное для «двойки» удлинение — без малого 6.2. Безоплёточная дайнима в верхних ярусах стропления. Узкие-преузкие, добротные и с душой сделанные свободные концы. Хитрая передняя кромка без закрытых секций, но с хитрыми двухпозиционными заборниками. Наконец, крышесносительный графический дизайн верхней поверхности, который способен вызвать какие угодно эмоции, кроме слабых. В целом Файтер похож скорее на хай-перф, чем на перформанс, которым он на самом деле является. Замаскировался!
anatoli: К словам теоретика могу добавить только интересные клапана по передней кромке. Которые как мне кажется не только облегчают стар по штилям но и способствуют наполняемости крыла после коллапсов. На старте клапана находятся в расслабленном состоянии и существенно увеличивают размер воздухозаборников облегчая старт. Во время полёта полоска клапана натягивается и соответственно сечение заборника уменьшается…

Взлёт, работа с куполом на земле

theoretic: первый раз берясь за такое навороченное изделие, ожидаешь от него непростоты, хитрого характера, непростого норова… Ошибка! Первая же попытка поднять Файтера вызывает скорее весёлое удивление. За агрессивной внешностью скрывается добропорядочный австрийский бюргер, простой и покладистый. Большое удлинение не ощущается абсолютно. Аппарат в подъёмне немногим более сложен, чем типичные послешкольные крылья. Нагружаем крыло руками и весом — и Файтер плавно, послушно и предсказуемо выползает в полётную позицию, мягко и надёжно там фиксируясь. Пробую прикинуться ненадолго чайником и начинаю откровенно косячить, не к месту и не ко времени дёргая за ряды и от балды работаю весом. Файтер недоумённо корёжится над головой, но в полётную позицию всё-таки выползает. Что ещё более удивительно — аппарат достаточно легко поднимается через крен, что для удлинения за 6 большая редкость. А вот положить Файтера ухом на землю оказывается непросто — начинает-таки сказываться его недетское удлинение. В большом крене нижняя консоль обмякает, героически держится до последнего и наконец складывается вся целиком. Но довести аппарат до этого зело непросто — запас стойкости к сложениям у Файтера просто огромен.

Полёт, манёвренность

theoretic: Вот таким и должен быть Настоящий Добротный Бюргер. Не первый раз уже сталкиваюсь с таким поведением у немецких и австрийских крыльев, и оно неизменно радует. Знакомство с Файтером началось для меня с парения в рваную погоду с сильным ветром и термиками примерно до «пятёрки». По словам летавшего рядом Толика, болтанка была вполне ощутимая — но под Файтером я ощущал себя на удивление комфортно. Аппарат задемпфировали очень сильно, но всё-таки не настолько, чтобы это мешало центровать и крутить. Пропускаем болтанку сквозь фильтр модели Икс-Файтер — и имеем на выходе исчерпывающую информацию о потоках без досадных добавок в виде долбёжки, необходимости постоянно активно пилотировать и мелких сложений. Особенно впечатляет полёт на акселераторе — комфорта и надёжности не убавляется даже на максимальной скорости. И всё это богатство сдобрено вполне приличной летучестью и очень, очень приятной манёвренностью.
По полочкам.
Летучесть. Не скажу, что топовая для современной «двойки» — но всё же более чем приличная. При параллельных полётах Файтер убедительно превосходил по всей поляре, например, Windtech Tecno, но субъективно не имел преимущества над Nova Ra. Скорости для современной «двойки» вполне заурядные — в районе 36-38 кмч на балансировочном режиме и несколько за 50 на полном ходе акселератора. Точно померить максимальную скорость Файтера достаточно сложно ввиду способности этого аппарата колебаться по скорости и тангажу с очень большими периодами и приличными амплитудами. Вероятно, «виновато» длинное стропление. Средние цифры — где-то в районе 50-53 кмч, но цифры эти достаточно условны. Аэродинамическое качество подопытного заслуживает как минимум оценки «очень хорошо» — из недавно опробованных мной аппаратов явным конкурентом Файтеру по этому критерию может быть разве что параависовский Одиссей, но он не имеет сертификации DHV, хотя и похож на Файтера по своему позиционированию. Минимальная скорость снижения — убедительная 8) В широком нетурбулентном термодинамике (какой, к примеру, встречается в Чегеме) Файтер не имеет существенного преимущества над «одноклассниками», парит уверенно и надёжно. Зато в сложную погоду у аппарата может появиться заметное преимущество над конкурентами. Но об этом — ниже…
Ну и зачем было городить такое удлинение? И что вообще такого интересного в аппарате, который при рекордной в своём классе геометрии не показывает столь же запредельных лётных характеристики?
И тут мы должны плавно перейти к манёвренности и комфорту. Комфорт Файтера впечатляет. Даже если забыть о неслабом удлинении. Для аппарата с сертификацией DHV 2 Файтер удивительно спокоен и дружелюбен. При загрузке, соответствующей верхней трети вилки, Файтер сохраняет впечатляющую жёсткость и даже монолитность купола независимо от полётных условий. Атакуемый рваными термиками-«пятёрками», Файтер деликатно покачивается над головой и лишь изредка вяло и задумчиво помахивает «ушами» вперёд-назад. Резкости нет даже в небольших движениях крыла, а если болтанке или решительному пилоту удастся спровоцировать Файтер на сколько-нибудь серьёзный клевок, то он наверняка не приведёт к сложению. Аппарат уверенно выдерживает клевки градусов до 50, даже не сминаясь. Если же набраться наглости и швырнуть Файтера ещё дальше вперёд — то он будет сопротивляться сложению с истинно арийским фанатизмом. Было опробовано всё — и грубые выходы из крутых спиралей, и безобразные, корявые винговеры, и неконтролируемые выходы из «асимметрий» — но добиться от Файтера явно выраженного самопроивольного сложения этими варварскими способами так и не удалось.
Не менее стойким арийцем показал себя Файтер и при полётах в болтанку. Единственное «боевое» сложение, которое удалось получить — скромная 40-процентная «асимметрия» при полёте на полностью выжатом акселераторе сквозь строй нешироких сильных термиков. Аппарат не стал предупреждать о близости сложения — сложился сразу и довольно резко. Но дальшнейшее поведение Файтера было образцово-показательным.
Чрезвычайно комфортное поведение в болтанку даёт Файтеру серьёзное преимущество над более агрессивными аппаратами. При формально высоких ЛТХ более «злые» крылья в сложную погоду просто не позволяют пилоту раскрыть свой потенциал полностью. Файтер же и при заметной болтанке продолжает оставаться простым и дружелюбным крылом, которое можно смело использовать на все сто процентов, не отвлекаясь на борьбу с турбулентностью.
Информативность — всегда оборотная сторона комфорта. Точнее, почти всегда. И Файтер — один из немногих аппаратов, воплощающих собой это «почти». Никак не могу назвать Файтер неинформативным. Безусловно, есть среди «двоек» и более информативные крылья — но того, что обеспечивает Файтер, с избытком хватает для работы в потоках. Информативность Файтера — это прежде всего неторопливые движения по тангажу и плавные, умеренные изменения воздушной скорости. Файтер ведёт со своим пилотом спокойный, в меру оживлённый диалог, не требуя быстрого и точного пилотирования. Информативность клевант (точнее, изменений нагрузок на них), на мой вкус, несколько ниже среднего — пользоваться можно, но только в качестве дополнения к наблюдению за тангажом и скоростью. На подвеску тоже приходит не слишком много информации, но это совершенно не напрягает. Похоже, Файтер задемпфировали ровно настолько, чтобы информативности хватало для уверенной работы в потоках — не больше. Любителям нервных, резких и динамичных аппаратов можно рекомендовать что-нибудь погорячей.
Пора уже поговорить и о динамике. Она у Файтера очень приятная. Аппарат способен на мощные, амплитудные движения, он очень хорошо запасает и щедро отдаёт энергию — но происходит всё плавно и неторопливо. Не иначе как длина строп «виновата». Винговеры — один из наиболее очевидных показателей динамики крыла — у Файтера происходят с этакой ленцой, полной скрытой силы. Аппарат не пытается дёргаться, не ведёт себя агрессивно. Однако стоит поймать неторопливый ритм движений Файтера и работать в фазу с ними — и аппарат ловко и довольно быстро выходит на большие крены и клевки, которые не так-то просто остановить. Высокая стойкость к сложениям облегчает задачу. Нечаянно сорвать на винговере тоже малореально, клеванты у Файтера имеют хода выше среднего. Очень впечатляет выход из крутой спирали. Его надо обязательно растянуть на оборот-полтора. Если этого не сделать, то, перестав вращаться, Файтер, не дёргаясь, плавно пойдёт вверх. И ещё, и ещё! Горка растягивается, кажется, куда-то в бесконечность, и удивление пилота успевает смениться на опасение получить адекватного масштаба клевок. Проверять обоснованность опасения не стал, а успокоить Файтера поджатием клевант оказалось легче лёгкого. Сочетание серьёзной энергоёмкости и плавности движений очень приятно воспринимается при заходе на посадку — Файтер не особо любит свуп, но «притереть» его к земле с плавным сбросом скорости практически до нуля не составит большого труда.
Манёвренность. Ещё одна безусловно положительная черта Файтера. Вроде бы ему и далеко до задорных и лихих агрегатов вроде Джальпы или хотя бы Артика — но Файтер подкупает простотой и однозначностью своего виража. Аппарат практически без запаздывания идёт за рукой, легко и послушно меняя радиус вращения. Вход в вираж интуитивен, прост и незатейлив, что особенно удивительно, если снова вспомнить про удлинение подопытного. Многие более короткие крылья ведут себя на вираже куда более замысловато. Работая в потоках на Файтере, постоянно ловил себя на том, что всё как-то слишком просто. Пожалуй, повышенная дружелюбность Файтера способна даже отпугнуть от него тех пилотов, которые стремятся к спортивному стилю пилотирования. Если не требовать от аппарата больших кренов и мощных тангажей, то пилотировать Файтер лишь немногим сложнее, чем типичные интермедиаты. Он не требует быстрых, чётких и сложных движений, нет необходимости точно угадывать подходящую фазу движения крыла и работать руками и корпусом в точно рассчитанные моменты. Просто перекашиваемся в подвеске, мягко подзажимаем клеванту — и аппарат спокойно и послушно идёт в вираж. Единственное, что может не понравиться Файтеру — это излишняя резкость в пилотировании. Всё-таки это перформанс, а не послешкольный аппарат. Неаккуратный, грубый пилот может неожиданно обнаружить себя в крене больше 90 градусов или в крутой спирали со снижением метров 15 в секунду. Не следует забывать о способности Файтера ненавязчиво запасать энергию и мощно её отдавать — если пилот ещё не дорос до аппаратов класса DHV 2, эта особенность Файтера легко может сыграть с пилотом-недотёпой злую шутку.
Нагрузка на клевантах показалась мне настроенной очень приятно — клеванты не жёсткие и не мягкие, и усилие на них плавно нарастает по мере опускания рук. Долетаться до усталости в руках на Файтере малореально, но и пустыми клеванты точно не покажутся. Хода клевант велики — сорвать при желании не составит труда, но для этого придётся опускать руки до доски сиденья или даже ниже.
anatoli: Получая крыло от WoC я ожидал взрывной манёвренности но напротив аппарат порадовал точными мягкими реакциями на клеваны .. Аппарат управляется ровно на столько, на сколько это нужно для оптимального парения. Вираж прост и мне не пришлось долго привыкать к нему. При обработке слабых потоков достаточно чуть подзажать крыло и слегка подрабатывать весом… В сильных и узких термиках предпочтительно активнее работать весом и клевантой при этом крыло не норовит соскользнуть в глубокую спираль… По ощущениям он похож на такого исполнительного, но слегка ленивого бюргера, который без возмущения, но и без ярого энтузиазма сделает то, что вы от него хотите, сделает это во время и в лучшем виде… За манёвренность я бы поставил четыре с минусом только из-за того, хотелось бы огонька в управляемости… Винговеры делаются легко, только из за выраженной длинностропности амплитуды получаются слегка великоваты, крыло разгоняется практически со второго кача, при этом каких либо серьёзных тенденций к разгрузке внешней консоли не наблюдается профиль сохранят жесткость по всему размаху. После третьего, четвёртого кача вполне возможно исполнить косую петлю. Опять таки из-за длинного стропления создается ощущение повисания, но каких либо проблем не возникает…
Из-за высокого стропления и достаточно сильной задемпфированности по тангажу даже в условиях средней и сильной турбулентности аппарат ощущается очень комфортным. Сюда же можно добавить очень стойкий к сложениям профиль. Аппарат обладает приятным и интуитивно понятным виражём. Работа в слабых потоках приятна и не напрягает, аппарат не имеет склонности к соскальзыванию в глубокую спираль при обработке мощных узких потоков. Этакий Мерседес среди автомобильных брендов, высокая плавность хода, точность в поворотах, хорошие оценки на краш тестах 😉

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение 50%

theoretic: Чрезвычайно просто и комфортно для амбициозной «двойки». Сложение производится с умеренным усилием, но требует большого хода руки и резкости при рывке за A-ряд. Сложение распространяется далеко по хорде. Вход во вращение плавный и происходит далеко не сразу, давая пилоту изрядно времени на начало противодействия. Затем Файтер небыстро и неагрессивно валится в довольно амплитудный косой клевок (примерно градусов до 50-60) и неторопливо начинает крутиться, одновременно постепенно раскрываясь. Ухо может слегка залипнуть, но проблем это не создаёт. Курсовое отклонение в среднем получается в районе 120-150 градусов — более чем прилично для «двойки». Потеря высоты — несколько больше среднего, примерно 30-40 метров.
anatoli: Нагрузка на рядах при выполнении асимметрии чуть выше среднего, раскрытие сложенной консоли начинается как бы сразу из двух точек, от уха и соответственно от центроплана… При этом угол поворота не превышает 70-90 градусов, а клевок по тангажу не превышает 20-30 градусов. Правда, на тестах был выявлен ещё один вариант поведения крыла в ассиметричном сложении, но его вполне вероятно можно списать на турбулентную атмосферу и высокую влажность в условиях высокогорья… При этом аппарат раскрывал сложение менее динамично от центроплана к уху, как бы постепенно, но это нисколько не усугубило протекание режима, угол отклонения от прямолинейного полёта показался мне ещё более маленьким, чем при первом варианте… Но это скорее исключение, чем правило.

Асимметричное сложение 70-75%%

anatoli: Во время сложение аппарат резко набирает вертикальную скорость, при этом раскрытие происходит и от центроплана и от уха как бы взрывообразно. Отклонение от курса составляют не более 90-110 градусов На мой взгляд, именно особенность раскрытия сложений от уха и позволяет аппарату обойтись без больших отклонений от курса, хотя надо заметить крен аппарата в момент выхода может достигать достаточно больших величин. По тангажу клевок не превышал 30-40 градусов.

Асимметричное сложение 50% на макс. скорости

anatoli: Скажу честно, данный режим обескуражил… Складывая аппарат с удлинением 6.2 слегка покачивающийся на длинных стропах ожидаешь, по крайней мере, некоторой сложности в поведении, тем более на акселераторных режимах…. Но как не парадоксально при ассиметричном сложении 50 процентов на полной скорости, уход с курса составил не более 50, а то и меньше процентов!!! Поведение при раскрытии сродни поведению на балансировочной скорости, с поправкой на большую динамику процесса. И это при полном бездействии со стороны пилота. Сразу оговорюсь, это не значит, что можно ничего не делать. Тесты всё-таки синтетические и в турбулентности крыло может повести себя несколько иначе. Но всё же для такого удлинения показатели очень и очень хорошие.

Реальное асимметричное сложение 40-50% на максимальной скорости

theoretic: Очень, очень мягко и гуманно. При немедленном отпускании акселератора аппарат быстро стабилизируется, практически не отклоняясь по курсу. Скорость и тангаж «гуляют» ещё довольно долго, но можно просто не обращать на это внимания. Косой клевок на удивление мал по амплитуде. Ухо основательно залипает, приходится прокачивать.

Фронтальное сложение

theoretic: Близко к эталонному. Усилие на рядах несколько больше среднего, и дёргать надо от души. Форма крыла на удивление стабильна, аппарат совершенно не извивается и не дёргается. После отпускания рядов раскрытие центроплана происходит почти мгновенно. Аппарат проседает и, плавно набирая скорость, выходит в нормальный полёт. Уши раскрыться не торопятся, но через пару-тройку секунд всё приходит в норму. Намёк на парашютирование если и присутствует — то тонкий, как восточная мудрость. Потеря высоты — метров 20-30.
anatoli: Всё как у всех, по ощущению не сложнее чем у аппаратов классом ниже. Единственное что можно заметить немного заторможенное раскрытие ушей, которое в прочем ни на что не влияет. Повисания в парашютировании, смены курса и прочих радостей жизни замечено не было…

Фронтальное сложение на макс. скорости

anatoli: Ну, наконец, то твёрдая двоечка… О входе в режим рассказывать не буду, ибо до меня всё это было сказано много раз. Выход. Аппарат наполняется от ушей к центроплану, он как бы немного запаздывает и вот здесь кроется самая главная сложность. Консоли наполняются неравномерно и одна из них вытягивает аппарат с курса. Отклонение на тестах не превышало 180 градусов, как правило, отклонение составляло 80-90 градусов. При этом раскрытие было достаточно интенсивным с небольшим клевком по тангажу, который не требовал парирования. Сколько либо существенного подвисания в парашютировании замечено не было.

Подсрыв из термической спирали

theoretic: Ну всё бы хорошо, но падение нагрузки на внутреннюю руку ниже среднего. Режим приходится вызывать искусственно, сильно притормаживая внешнюю консоль — иначе Файтер легко сваливается в крутую спираль. Попасть в режим в реальной жизни по этой причине малореально. Срывается сразу большая часть консоли, но режим развивается плавно и неторопливо. Если во-время приотпустить внутреннюю руку — Файтер выпрыгнет из спирали высоко вверх, и, отловив клевки, пилот вынужден будет ввинчиваться в поток по новой. Весьма нетипичное для «двойки» поведение!

Задний свал

anatoli: Всё очень просто, вход не слишком быстрый, а нагрузка весьма ощутимая, так, что заполучить свал случайно очень сложно. В момент, когда крыло полощется на потоке усилие на руки среднее и удержание крыла в режиме не составляет большого труда, плавное, но интенсивное отпускание рук позволяет выйти из режима без каких либо проблем при этом клевок по тангажу вполне умеренный, а ухода с курса замечено не было.

Негативная спираль

anatoli: Срыв и отпускание при угле поворота 180. Как правило, очень неприятный режим при этом крыло наиболее сильно клюёт. Сразу оговорюсь, до этого теста я ни разу не видел крыло в горизонте. Итак. Нагрузка при срыве средняя, информативность вполне достаточная, что бы опознать режим. Сорванная консоль не улетает в «мясо», а сохраняет форму, выход быстрый, при этом клевок достигает 90 градусов. Внешняя консоль складывается из-за не симметричности клевка процентов на 40, раскрытие быстрое, без каких либо нюансов.

Режимы быстрого спуска

Крутая спираль

theoretic: Отлично. Вход — плавный, но быстрый. До снижения -15 м/с спиральная нейтральность себя не проявляет, а при больших снижениях ответственность за устойчивость крыла всё равно всецело лежит на пилоте. Перегрузка при вменяемых скоростях снижения не напрягает. Выход желательно растянуть на оборот-два — всё-таки Файтер запасает очень много энергии, и грубый выход из спирали чреват очень мощной горкой, сильной потерей скорости и могучим клевком.

Видео

Выводы

theoretic: Весьма оригинальный аппарат. Страсть конструктора WoC к огромным удлинениям привела к тому, что простая, комфортная и весьма безопасная маршрутная «двойка» получила удлинение «всего лишь» 6.14. На момент написания тест-драйва это, похоже, рекордное удлинение в классе DHV 2 — но по меркам товарища Грюндхаммера это немного. Удивительно, но аппарат не имеет какой-то выдающейся летучести — зато комфорт и послушность находятся на самом высоком для «двоек» уровне. Смело могу рекомендовать этот аппарат в качестве первой «двойки». Вежливость и предупредительность Файтера в сочетании с очень приятной манёвренностью и приличными ЛТХ позволяют уверенно ходить серьёзные маршруты, не отвлекаясь на борьбу с крылом. Поведение подопытного в опасных режимах полёта близко к эталонному, поэтому освоение Файтера будет несложным даже для пилотов с налётом от 50-60 часов. Основным ограничением у Файтера становится его достаточно высокая манёвренность и динамичность (требующие от пилота адекватности и чёткого понимания того, что он делает) — только из-за них не могу опустить планку рекомендуемого минимального налёта ещё ниже. Аппарат не имеет явной «заточенности» под горы или равнину — его летучести с запасом хватает на маршрутные полёты над любым рельефом. А вот для чего Файтер явно не предназначен — так это для акро. Спокойный нрав и большие периоды колебаний — не лучший набор свойств для акро-крыла, но тем не менее в умелых руках Файтер вполне убедительно исполняет несложные акро-фигуры. В целом аппарат, безусловно, удался. Он имеет свой характер, свою изюминку. Думаю, что лучше всего Файтер подойдёт спокойным, в меру опытным любителям, которые ценят комфорт и приятный характер крыла выше, чем предельные ЛТХ. Любители эффектного внешнего вида и радикальных удлинений тоже не будут разочарованы.
anatoli: Крыло понравилось в первую очередь своей пассивной безопасностью имея при этом весьма неплохие ЛТХ, при проведении всех тестов не было и намёка на галстук!!! И это с удлинением 6.2! Очень приятная управляемость, которая будет оценена и раскрыта в первую очередь равнинными пилотами, в горах я всё же предпочел несколько более резкую манёвренность. К целевой групп пилотов я бы отнёс желающих пересесть с 1-2 на 2, маршрутников стремящихся к простоте и комфорту полёта.

Плюсы
  • Комфортное поведение в болтанку
  • Высокая пассивная безопасность
  • Очень приятная манёвренность
  • Высокое качество изготовления, внимание к деталям
Минусы
  • Умеренные ЛТХ
Особенности
  • Не замечено
Полезные ссылки
Алексей Тарасов aka theoretic
Анатолий Ломовцев aka anatoli

Коллектив paraplan.ru выражает глубокую признательность Илье Петросяну за предоставление параплана на тесты

Добавить комментарий