ZOOM: золотая середина класса DHV2

Условия испытаний

Испытывался строго серийный Gin Gliders ZOOM L. Полетный вес участников (110 кг) примерно соответствовал середине весовой вилки (100-125 кг). Подвесная система: AVA Sport Sprinter. Условия полетов: ветер слабый (иногда штиль), термическая активность слабая, турбулентность слабая. Полеты проводились в Татаринцево с использованием пассивной лебедки.

Конструкция

Theoretic: Классическая для современного параплана класса Performance. Относительно крупные воздухозаборники, косые нервюры. Немного неудобен малый диаметр строп — сильно путаются, требуют повышенного внимания при подготовке к старту. Свободные концы из узкой ленты. Стропы фиксированы на коннекторах пластиковыми вставками. Клеванты средних размеров, рука в летней перчатке продевается внутрь без проблем. Фиксация клевант на D-рядах — магнитые кнопки. Проводка акселератора с крючьями Бруммеля.

Подъём купола

Theoretic: В штиль и слабый ветер ZOOM поднимается плавно, без выраженной тенденции к обгону пилота. Клеванты очень эффективны и позволяют хорошо контролировать купол даже при работе с ним на земле.
D_I_M: Легкий, плавный, без точек зависания, без тенденции к недовыводу. Возможно подлипание ушей. Очень хорошо

Буксировка

Theoretic: При скороподъёмности 3-4 м/с ZOOM довольно сильно уходит назад. Устойчивость по курсу хорошая, аппарат уходит с линии буксировки достаточно медленно. Клеванты очень нагруженные, эффективность их на буксировке средняя. Несколько лучше получается удерживать траекторию с помощью работы весом — реакция на неё у ZOOM несколько замедленная, но очень хорошая. В целом ощущения комфортные.
D_I_M: Легкая тенденция к курсовой неустойчивости, слегка шевелит консолями. Уходит назад под тягой умеренно. Раскачки по крену нет. Клевок после отцепа под тягой выраженный, хорошо сфемпфированный, плавный. Очень хорошо.

Полёт, манёвренность

Theoretic: Для своего класса аппарат удачно сбалансирован по комфорту и информативности. Динамика (переходы избытка скорости в высоту и обратно) выраженная, но не слишком резкая, приятная и предсказуемая. Нагрузка на клевантах очень велика, и с первых сантиметров хода скорость аппарата сильно падает. Режим минимальной скорости снижения соответствует примерно 30-35 см хода клевант. Заметно, что ZOOM оптимизирован для термического парения — термические спирали получаются компактные, с очень небольшим снижением. Поведение аппарата при изменении радиуса термической спирали имеет определённую специфику — подобно многим более серьёзным «перформансам», ZOOM не «идёт за клевантой», но реагирует на движения клеватами и весом более сложно, нелинейно. Попытки резко сузить спираль приводят к энергичному движению по крену, за которым следует не менее энергичное движение по скольжению. При этом довольно сильно меняется и скорость аппарата. ZOOM требует от своего пилота более плавного, выверенного пилотирования, которое позволяет добиться быстрых и точных виражей.
Демпфирование по крен-скольжению хорошее, тенденции к раскачке практически нет ни на одном режиме полёта. Колебания по тангажу аппарат демпфирует тоже довольно хорошо, но имеет выраженную тенденцию к пикированию и набору скорости, засчёт чего потеря высоты на энергичных манёврах и при выходе из нештатных режимов полёта может быть достаточно большой.
Характерной особенностью ZOOMа является некоторая склонность к «аккордеону» — даже в спокойном воздухе аппарат может слегка «махать консолями», чуть морщиться и поигрывать нервюрами. Дискомфорта пилоту это не доставляет и объективной опасности в себе не несёт — но современные парапланы такого класса обычно ведут себя как единое целое, без паразитных движений отдельных частей крыла.
Субъективно лётные характеристики хороши, хотя далеко не являются топовыми для класса DHV2. Некоторое недоумение вызвали замеры прироста скорости на акселераторе относительно балансировочного режима. Измерения с помощью GPS дали результат 9-10 км/ч, что очень немного для аппарата такого класса и направленности. Поведение параплана на максимальной скорости отличное — передняя кромка не деформируется и не флаттерит (за исключением, быть может, нескольких секций «ушей»).
D_I_M: Чувствительность как к клевантам, так и к работе весом очень высока. Нагрузки на клевантах умеренно высокие. Усилие очень хорошо прогрессирует с ходом клеванты. Эффективность клевант одинакова на любом их ходе, даже на первых пяти сантиметрах — это очень приятно и удобно. Термическая спираль, хотя и требует координированной работы весом и клевантами, эффективна и легко управляема, ощущения очень приятные. Снижение в термической спирали невелико, радиус при грамотной работе может быть очень невелик. Винговеры энергичные, но требуют контроля, иначе возможно складывание верхней консоли. Отлично за управляемость, хорошо за винговеры.
Информативность очень высокая, более выраженно информация о состоянии воздухов передается на подвеску, однако и клеванты не пустые. Очень хорошо.
Крыло очень летучее, это чувствуется сразу. Качество при наполовину выжатом акселераторе визуально не падает.
Переходы скорости в высоту и обратно выражены хорошо. Подушка на посадке отличная. Очень хорошо.

Полет на акселераторе

D_I_M: При выжатом наполовину акселераторе крыло плавно ускоряется, не снижая субъективно качество. При выжатом полностью акселераторе поведение стабильно, хотя на ушах, секции, лишенные жесткостей, прикольно закрываются. Передняя кромка стабильна, запас по сложению большой, A-ряды нагружены хорошо. Прирост скорости по GPS составляет 10 км-ч, при этом загрузка была в середине весовой вилки.

Посадка

D_I_M: Подушка очень выражена, срыв четкий, мгновенный, провоцируется коротким движением клевант. Отлично.

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение

Theoretic: Без проблем. Добиться глубокого сложения, которое затронуло бы более 30-35% хорды, тяжело — В-ряды очень нагруженные, и сложение редко распространяется по хорде за В-ряд. Разворот на сложенную сторону плавный, но достаточно энергичный, с ускорением. При умеренной компенсации 50% асимметричного сложения только весом вращение быстро стабилизируется, сложенная консоль постепенно открывается, складывается несколько секций на противоположном «ухе», и аппарат выходит в нормальный полёт, довернув не более 120-140 градусов от первоначального направления движения. Сильных колебаний по тангажу и крену на выходе не наблюдается, а вот скорость меняется в больших пределах.
D_I_M: Косой клевок выражен, разворот энергичный, на 45 град, если не компенсировать, продолжается. Компенсация эффективна. Потеря высоты умеренная. Раскрытие самопроизвольное, плавное, линейное с залипанием крайних секций уха. Очень хорошо.

Фронтальное сложение

Theoretic: Без проблем. Режим отличается сочетанием резкости и очень небольших колебаний по тангажу. Передняя кромка проламывается достаточно легко, открывается практически мгновенно после отпускания А-рядов, движение по тангажу резкое, но всего лишь около 30 градусов. После раскрытия аппарат заметно разгоняется. Потеря высоты несколько выше среднего засчёт выраженной фазы пикирования.
D_I_M: Открытие быстрое, с просадкой, далее следует разгон и выход в нормальный полет. Клевком этот разгон назвать сложно. Потеря высоты составляет 25 метров ровно. Проверено 4 раза. Разброс 2 метра максимум. Если бы не довольно большая потеря высоты было бы отлично. Хорошо.

Подсрыв из термической спирали

Theoretic: Отлично! Нагрузка на внутренней по спирали клеванте очень велика даже на режиме парения; при приближении к подсрыву усилие на клеванте вырастает настолько, что не у каждого пилота хватит физических возможностей опустить руку ниже. В момент подсрыва нагрузка на клеванте резко падает — не заметить начало срыва практически невозможно. Скорость параплана немного уменьшается, вращение заметно ускоряется, крыло деформируется, уходя в «подкову». При поднятии внутренней по виражу руки на 10-15 см скорость параплана резко вырастает, происходит умеренный клевок по тангажу, и параплан продолжает термическую спираль.
D_I_M: Усилие возрастает до очень больших значений. При плавном затягивании клеванты крыло уходит в крутую спираль. При провокации срыва коротким резким движением срыв развивается мгновенно, усилие на клеванте пропадает почти полностью и крыло резко ускоряет вращение. Если отпустить клеванту в этот момент, выход быстрый, без резких клевков и подсложений. Если срыв не провоцировать, в более чем половине случаев крыло успевало разогнаться и уйти в крутую спираль. Раскручиваться в негативе желания не возникало. Тем не менее для данного класса крыльев поведение в подсрыве образцовое. Отлично.

Режимы быстрого спуска

В-срыв

Theoretic: Отлично! Нагрузка на В-рядах велика, но в пределах раZOOMного. Вход быстрый, за несколько секунд можно разогнаться примерно до -8 м/с. На входе в режим возможны энергичныее колебания по тангажу, но аппарат быстро стабилизируется. Выход также быстрый, но с выраженной фазой пикирования и набора скорости.
D_I_M: Усилие на ввод очень велико,поведение в стационарной фазе стабильно, очень эффективен. Разгон до 9,6 м-с, видно что это не предел. Выход плавный.

Крутая спираль

Theoretic: Отлично! Вход в режим энергичный, но плавный. ZOOM отлично реагирует на работу клевантами и весом в крутой спирали, позволяя добиваться нужной скорости снижения. Перегрузка даже при снижении более -10 м/с вполне комфортная, спираль можно удерживать много витков подряд. Выход отличный — постепенный, плавный, без признаков нейтральности. Клевок на выходе умеренный по амплитуде, очеь растянутй по времени, требует небольшой компенсации.
D_I_M: Очень плавный, но энергичный разгон. Усилие и потребный ход клевант невелики, Очень эффективный маневр, при скорости снижения -17,5 м-с перегрузки остаются умеренными, режим легко управляемым. Выход самопроизвольный, очень плавный, без косых клевков и забросов. Тем не менее, будьте аккуратны, с разными подвесками наверняка возможны варианты. Повторюсь, такое снижение было достигнуто за счет очень небольших управляющих воздействий. Это очень приятно, но может быть опасно при недостатке опыта. Отлично, для пилотов, которые знают, чего хотят.

«Уши»

Theoretic: Складываются с умеренным усилием и залипают под куполом, не требуя удержания внешних строп А-рядов. Снижение вырастает значительно — примерно до -3 м/с. Открываются довольно трудно, желательно открывать по отдельности глубокими движениями клевант.

Выводы

Theoretic: ZOOM — достаточно интересный параплан, ориентированный прежде всего на опытных пилотов и маршрутные полёты. Ничего революционного в себе он не несёт, но обеспечивает вполне нормальные для аппарата такого класса лётные характеристики, довольно высокую манёвренность (не без сложностей на переходных режимах) и высокую безопасность на околосрывных режимах, что очень важно для термического парения. Нельзя сказать, что крыло оптимизировано под горный или равнинный стиль полётов — ZOOM сможет хорошо проявить себя везде, где нет сильных ветров. Потребный налёт оцениваю примерно в 80-100 часов; если бы аппарат вёл себя проще на переходных режимах полёта, этот барьер мог бы стать более щадящим.
D_I_M: По летучести ZOOM определенно находится в числе лидеров класса. Отличная управляемость, маневренность. Очень высокая информативность при приемлемой пассивной безопасности. Строгость крыла на винговерах не отпугнет от него опытных пилотов. Крыло неплохо задемпфировано, однако не в ущерб ни летучести, ни маневренности. Ощущения от маневров на нем очень приятные, управление легкое, но очень четкое. Единственный его недостаток — не слишком эффективный акселератор. Опыт пилота для уверенного пилотирования ZOOM я оцениваю в 70-100 часов.

Плюсы

  • Комфортное, спокойное поведение
  • Высокая безопасность при подсрыве на режимах парения

Минусы

  • Сравнительно низкая максимальная скорость
  • Большое усилие на клевантах
  • Завышенная цена на российском рынке

Информация о куполе ZOOM на сайте производителя
Информация о куполе ZOOM на сайте росийского дилера Gin Gliders

Дмитрий Бондарев aka d_i_m (d_i_m@paraplan.ru)
Алексей Тарасов aka theoretic (theoretic@paraplan.ru

Команда paraplan.ru выражает благодарность дилеру Gin Gliders Николаю Шорохову за предоставленную технику.

Добавить комментарий