Типа мудрость.
Примерная, составленная по запомнившимся ориентирам, карта маршрута. Шаг координатной сетки — 2 км. Размер карты — 0.5 Мб
Крыло — Apco Lambada
Я не планировал этого полета. То есть планировал, но не в этот раз. Арабика, конечно самим фактом своего существования бросала некий вызов. Однако при одном взгляде на ее дикость и необузданность начинали слегка трястись поджилки.
То есть вызов был серьезным. И надо было, наверное, хорошо изучить карту, как следует влетаться в крыло, взять с собой аварийный запас и какое-нибудь оружие. Договориться со спасателями. Но вряд ли все эти приготовления совпали бы с такой погодой, какая была на эти майские. Поэтому, когда стало ясно, что МОЖНО — я долго не думал.
1. Старт После старта болтаюсь над чашкой слева, набирая высоту. Примерно через 20 минут высоты уже 300 м над вершиной. Крыло ведет себя хорошо – не дергается, ушами не хлопает, в потоки само, правда, не вворачивается, но рулится уверенно. Потоки силой до +4. Довольно мягко. На вершину не лезу, понимая что снежная шапка на ней выпарить не даст. Решаю лететь на метеостанцию, благо она хорошо экспонируется на солнце, а высоты в случае чего хватит, чтобы хотя и не без проблем, вернуться по ущелью. Если повезет – выкручу еще. По дороге через ущелье встретил нисходняк -3, но в среднем — около 0.
2. Метеостанция Прихожу на 200 м выше, но в поисках потока в сильной турбулентности сливаю почти все. В 50 метрах над перегибом нахожу резкие +1,5. Выбираю метров 150, попадаю в +4. Выпадаю. Прохожу за подвернувшимся орлом в точку 3 и втыкаюсь в +5. Набираю 2500. Первое небольшое сложение. На срезе потока. Ничего криминального. Теперь надо определиться, куда лететь дальше. Взгляд назад – Мамзышха кажется небольшой горкой, облететь которую можно просто на качестве. Это скучно. А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего, понимаете ли Шекспира? Арабика, покрытая снежной шапкой, выглядит внушительно, видны величественные лавинные сбросы, из под снега торчат черные зубья скал – но решение уже принято. "Бондарев вызывает Аляску. Иду в Жоэкварское ущелье, если выкручу – пойду на Арабику. Если нет – вернусь». Перехожу ущелье на акселераторе, в надежде найти поток на обращенной к югу осыпи.
4. Но за километр до нее уже начинает молотить, и поток +5 подхватывает меня и выносит на 2700. Работаю практически не дыша.
5. Страшно, но от разворачивающегося внизу пейзажа захватывает дух. Хребет, панораму которого я любовно склеивал пару месяцев назад теперь весь подо мной. Вершина горы покрыта снегом, она внизу, и до нее вполне можно долететь, но меня останавливает возможность попадания в слив и посадки. Выйти оттуда по многометровой глубины снегу будет нереально. Аварийный выход с маршрута — только в Бзыбское ущелье, чего совершенно не хочется, помня о тамошних ветрах. Поэтому разворачиваю оглобли в сторону Сочи – попробую пройти хребет, насколько это будет возможно. Обнадеживает тот факт, что пейзаж внизу совсем не безжизненен: — кое-где поднимаются дымы, видны дороги и тропы. Место выглядит довольно перспективным в плане будущих полетов, туда и на грузовике, наверное, можно доехать. На хребет идет некое подобие серпантина. Большая часть хребта покрыта снегом, однако видно, что он быстро тает.
6. Колбасит довольно сильно, однако надо достать фотоаппарат и сделать хотя бы пару снимков. Кое-как выковыриваю из кокпита свой Canon, включаю и начинаю снимать. Если что не так — брошу его на колени, благо веревочкой привязан. Это потом выяснится, что не привязан на самом деле. Пока снимаю. Справа громоздится страшноватый хребет, увенчанный снежными шапками. Черные скалы кое-где пробиваются сквозь снег или торчат из леса. Летом они должны греться как сковородка – а значит сесть там просто невозможно. Эх, будь тут нормальный подбор – как можно было бы летать! Впрочем, все еще впереди, может еще полетаем.
7. Хребет заканчивается, за ним через узкое ущелье еще одна горка пониже. А за ней еще одна. Ниже метров на 300. То, что находится дальше на горы уже не похоже. Во всяком случае сверху, с 2200. Оглядываюсь назад – Мамзышха все еще ниже меня и кажется безобидным холмиком по сравнению со всей страстью, что громоздится подо мной и справа. Однако возвращаться назад почему-то не хочется.
Пара снимков с точек 6 и 7:
8-9. Над горкой висит облако, но разваливается как только я к нему подлетаю. В ожидании следующего циркулирую над горой в слабых плюсах. Через 10 минут получаю пинок под зад и набираю 2400 в резком и рваном +4. Поток приносит с собой запах навоза и массу насекомых. Присматриваюсь и вижу внизу загоны для скота. Это хорошо. Это значит — внизу люди. Лечу дальше, в сторону границы.
10. А вот и она – долина реки Псоу. Граница у меня под ногами. А впереди – Адлер, гора Ахун. Аэропорт тоже виден. Но лететь туда нельзя – пидарасы разделили горы границами. Поворачиваю к морю. Довольно сильный встречный ветер снижает скорость. А потоки закончились на высоте 1200 метров. Иду максимально выдавив акселератор. Крыло уверенно пробивается вперед.
12. Понимаю, что до моря я уже долетаю, и решаю срезать через горку.
13. Естественно, на высоте 100 м над рельефом ровно над ЛЭП я получаю хороший нисходняк. Ой-ой-ой! Ближе к морю, подвиги на сегодня закончены. Тянемся к Гаграм.
14. Плавно снижаемся, летя над железной дорогой. Автодорога уходит вверх. Я и не собирался на нее садиться, но как-то не по себе. Впрочем внизу пляж.
15. А где пляж-то? Вместо пляжа — наваленные кучей бетонные трехметровые тетраподы – лучшего места поломаться в хлам просто не придумаешь. Тяну изо всех сил и перелетаю бетонную полосу препятствий, имея над рельефом 5 м высоты. Благо внизу почти штиль, и я сажусь на гальку по ветру. Вот и финиш. 2 часа 10 минут. Всего-то…
Дмитрий Бондарев aka d_i_m (d_i_m@paraplan.ru)