…Профессионалы! Поднимем наши кубки!
© D_i_m
Сугубо личные впечатления от поездки на Домбай в этом году.
Да простит меня Александр Ильич Мартынов, но словосочетание «на Домбай» почему-то стало более привычным… Но речь не о том.
… А как хорошо все начиналось…
…думали мы, стоя на продуваемом пятачке рядом с турбазой «Азгек» в Теберде. Было темно, время начало двенадцатого ночи, когда все приличные дома запирают на большие замки, чтобы не пускать чужаков. А также холодно. Леха и Димка бродили между домиками на турбазе и пытались найти хоть какое-то начальство, чтобы поселиться там хоть на одну ночь. В противном случае, видимо, придется ночевать в чистом поле. А я караулила рюкзаки и мерзла. И рассматривала на темном небе еще более темные силуэты гор. Вдруг из-за ограды турбазы, с трудом протискиваясь между прутьями, вылез большой пушистый пес, по виду смесь кавказской овчарки с дворянином. Я испугалась появление сOбака было неожиданным, и раз он охраняет турбазу, значит сейчас меня и съест. Но пес подошел, потерся об ноги и стал рядом, (я не шучу) с наветренной стороны, закрывая от ветра. Стало теплее. Глаза его в темноте казались очень светлыми, голубыми или желтыми. Жаль, не могу взять тебя с собой вряд ли после уличной жизни тебе будет хорошо в тесной квартире…
Кстати, о квартирах. Спать пока не хочется только потому, что очень хочется есть, а мы рассчитывали поесть в кафешке в Домбае… В Домбае, куда мы так стремились.
Самолет на Мин.Воды был полон экстремалами в ярких куртках всех цветов и оттенков. Преобладали лыжники и экстрима-а-альные сноубордисты, которые отличаются от обычных тем, что все время произносят «Oy!» «Вау!» и «Кууул!». Народ неплохо заправился еще в аэропорту, и в самолете веселье продолжалось. Мы на их фоне смотрелись сурово. Нас ждал Домбай, где мы хотя и были в прошлом году, но толком не полетали. Погоды хватило только на то, чтобы понять это место очень сильно отличается от всего, что мы видели, в сторону стремности. Чего стоит только сравнение посадки в Рыболово в чистом поле и на ММЦ пятачок, окруженный домами, трубами, деревьями и проводами, или на Аманауз по уши в снег… А теперь впереди больше двух недель полетов там. И хотя теперь, в отличие от прошлого года, у нас за плечами Юца, полеты в Красной Поляне и Абхазии, да и вообще опыта прибавилось… Но все равно Домбай это Домбай.
Лететь самолетом недолго два часа, только успеешь взлететь, съесть завтрак и уже посадка.
Мин. Воды встретили нас ярким солнцем и теплом, что после пасмурной Москвы было особенно приятно. Нас встретил водитель Саша, которого мы заранее вызвонили из Москвы по рекомендации друзей.
Загрузились поехали. От дороги впечатления были самые приятные во первых, водитель бывший мент и все блокпосты и засады мы проезжали шутя, нигде не задерживаясь, а во-вторых, Саша всю дорогу травил байки и не давал скучать. Узнали много чего интересного про эту местность, тем более, что он воевал в Чечне вообще, дядька уже не молодой, но очень общительный.
Узнали, между прочим, что люди продолжают пропадать, на курортах местное население бывает всякое, есть достаточно много сочувствующих чеченцам, а туристов терпят, как источник дохода.
А русское население в городах, как он сказал «Держит бронепоезд на запасном пути», особенно не расслабляются.
Да радужное настроение немного улетучилось. Но доехали мы быстро и весело, приехали в Домбай уже под вечер. И выяснилось вот что а жить-то нам и негде. Оказывается, был огромный заезд туристов три дня назад, а тут еще приехало несколько автобусов… Из потенциального жилья предлагалась квартира, слишком дорогая для троих, из дешевых комната в общаге, душ и туалет общий, притом ее отказывались сдавать на несколько дней только на две недели. Цены задирались прямо на глазах. И мы решили поехать в Теберду, чтобы пересидеть там выходные на турбазе. А на турбазе-то и нет никого…
… Леха забрел в отделение милиции, где ему обещали вызвать директора турбазы по телефону. Но разрешилось все еще проще наши несчастные фигуры увидел пожилой инструктор-горнолыжник, живущий в Теберде, и устроил нас на три дня в одной из квартир. Очень помог, спасибо ему. Хозяева тоже были люди добрые, и за небольшую плату не только пустили жить, но и кормили ужином. Правда, поездки Теберда-Домбай и обратно каждый день влетели в копеечку…
А на следующий день мы уже летали! У нас с Димкой были тренировочные полеты сверху вниз с посадкой на ММЦ, а хитрый Леха почувствовал термик, выкрутился и налетал полтора часа! Мы ринулись на второй заход, но погода уже кончилась и мы опять сбарабанили сверху вниз. Притом я села на Аманауз, пришлось выползать из снега и переходить какой-то боковой его приток, балансируя на камнях с тяжелой подвеской. Но это все ерунда! Мы в Домбае и мы летаем.
Потом погоду выключили на какое-то время, но кто бы волновался времени еще полно, еще даже не начались соревнования!
Но мы не подозревали, на что способна здесь погода.
Одним прекрасным утром светило яркое солнышко, только над Алибеком слегка нависли серые облачка. Несколько человек уже слетели сверху вниз, а мы слегка припозднились наконец переехали из Теберды в Домбайскую квартиру.
Так вот, пока мы ехали на креселке наверх, на четвертую очередь, серые тучки перевалили к нам. Пошел снег, подул ветрище. Мы оставили рюкзаки в кафе наверху и пошли кататься на лыжах. Еще два дня без полетов.
Между тем начались соревнования.
Тренировочный день соревнований ознаменовался убойной погодой наборы, потоки, несколько человек долетели до Теберды.
Первый (и, как потом оказалось, крайний) соревновательный день погодой тоже побаловал. Маршрут был Алибек-Теберда.
Сначала народ пытался пересидеть друг друга, стартовавшие разведчики погоды исправно летели сверху вниз.
Потом стартовал Паша Ершов, сразу выкрутился над вершинами и ушел на маршрут. Компетиторы зашевелились и ломанулись вперед. Старт постепенно пустел, хотя противный боковой ветерок многим мешал стартовать. Я дождалась штиля и взлетела с четвертой попытки. Да конечно, ради этого стоило приехать на Домбай. Через 15 минут я была уже на уровне вершин, набирая в дежурном потоке. Красотаааа :). Пожалуй, вершины гор вблизи еще лучше, чем издалека. Вдалеке были видны более низкие горы, уже без снега, где-то там Теберда, кажется совсем рядом. Но надо сначала слетать на ППМ. Только что-то пилоты оттуда чешут совсем уж низко по дну ущелья, над самыми деревьями. Ну да понятно, туда уже тень опустилась. А здесь еще солнышко и есть потоки. Самые хитрые прижимаются к освещенной стороне и буквально облизывают снежный склон.
Слив 500 м высоты по дороге на ППМ, я окончательно забила на соревнования и решила туда не лететь, а поболтаться над долиной для своего удовольствия, пока держит.. На Гоначхир тоже пожалуй не полечу во-первых, смысла нет, а во-вторых высота уже не та. Вот туда потянулся паровоз пилотов, идут, прижимаясь к скалам и буквально перепрыгивая из пузыря в пузырь (а может из ротора в ротор) но высоты у них метров 400-700 и, скорее всего, им предстоит садиться в роторе. Ну им очки нужны.
Поболтавшись час, пошла на посадку, пока садилась, слышала по радио крики о запаске на Гоначхире. Потом уже в кафе узнала и о запаске МЧС-а на Алибеке. Собирались усталые и довольные пилоты, адреналина все хапнули, кто сколько хотел. Димка сел на Гоначхире и очень доволен результатом, Леха сел по дороге с Алибека. Я тоже довольна замечательно налеталась, поработала в потоках и посмотрела на горы сверху.
И только вечером все узнали о происшествии с Олегом как кувалдой по башке, другого слова не найдешь. Помимо беспокойства о состоянии Олега всех мучил вопрос что же это было такое, ведь Олег опытнейший пилот, а не чайник какой-нибудь. Все ходили, как пришибленные, летать не хотелось. Да и погода на следующий день испортилась. Капитально.
Дальнейшее воспринимается как всем известный день сурка проснулся, поглядел в окошко ага, можно спать дальше. Катались на лыжах, пока не надоело, просто слонялись по поселку, сидели в кафешках. Об Олеге новости, вроде, оптимистичные, насколько это возможно в данной ситуации. И так постепенно стало ясно, что соревнования не разыграют.
Еще 2 дня был аттракцион для желающих «полет сверху вниз со стартом с пятой очереди по пояс в снегу в жуткой холодрыге, задыхаясь в разряженном воздухе». Весьма суровое упражнение. Но прикольное летишь себе, слегка побалтываясь, сел уже полчаса налета :).
Вот так оно все и было.
Теперь некое резюме.
За 15 дней было 3 летных дня (из них два убойных), и еще два дня, когда погода позволяла летать сверху вниз. Но погода вещь форс-мажорная, ведет себя, как ей вздумается.
Об организаторах и спонсорах можно сказать только хорошее, они очень старались скрасить нам все неприятности. Спасибо им. Но, конечно, не все от них зависит.
Неприятный момент пропуск участника соревнований давал право бесплатного подъема наверх только в дни, не отбитые по погоде. А в остальные дни подъемник и канатки встают в кругленькую сумму.
Цена канатки 70 р, одна очередь креселки 30 р.
Опять-таки, пропуск в соревновательные дни «вне очереди» вещь довольно условная, т.е. если полезешь с наглой мордой, подвинув лыжников и туристов то да, получится без очереди. Иначе нет.
Еще о неприятностях. Мало того, что квартирные тетушки-агенты в ценах на квартиру периодически теряют чувство реальности (цены на 2-3 комнатную квартиру 800-1000 руб/сутки), так еще по поселку ходят слухи об ужасных парапланеристах, которые живут в квартирах и сушат парапланы на люстрах. Короче, особой любовью мы не пользуемся, а в попытках содрать побольше денег годятся любые средства. У нас был конфликт, когда тетка начала выставлять нас из квартиры на основании того, что там живет 6 человек (хотя мы так и договаривались).
А когда мы через 5 минут нашли другую квартиру, отказалась возвращать деньги, т.к. они у хозяина, хозяин на горе, когда вернется неизвестно и т.д. . Т.е. на самом деле задача была просто содрать дополнительных денег, она совсем не рассчитывала на то, что мы тут же переселимся. Деньги потом вернули, но не все, какую-то часть хозяин зажал и потом скрылся из пределов досягаемости.
Кстати, о чувстве реальности. Цены на лыжи в прокатах в выходные дни доходили до 400р.
Вообщем, не очень-то приятно, когда некоторая часть местного населения этак незатейливо воспринимает нас, как стадо баранов, которых надо постричь. А в воздухе именно что-то такое витает. А если не получается тут сразу просыпается гордость и темперамент.
Зато хорошие люди очень заметны на этом фоне. О них и пойдет речь.
О хорошем.
Еда в кафе у Зули по-прежнему самая вкусная, к парапланеристам она по-прежнему очень приветлива и скидки действуют.
Еще мы нашли в прошлом году отличный прокат, лыжи и снаряжение там новые и вполне приличные. И дядька там сидит хороший (его зовут Мараф, а прокат находится прямо в домике администрации поселка Домбай). Прокат у него нам обходился 100 р/день.
К чему я пишу все эти цифры? А к тому, что поездка в Домбай в этом году обошлась (это если особо не шиковать, но и сильно не жаться, вообщем в разумных пределах) в 350-400 зеленых на нос, не считая самолета (110) и стартового взноса (50). Много это или мало считайте сами, но, пожалуй, сопоставимо с поездкой в не самую богатую европейскую страну.
…А так хорошо все начиналось… Мы едем обратно, машина весело бежит по дороге, из окна видно нереально красивый, белый Эльбрус. Водитель Сашка развлекает нас байками. Хочется домой, мы соскучились. У меня порван купол, у Лехи стропы (какой-то лыжник проехался по ним, жаль, не поймали гада). Налетали мы, конечно, маловато за две недели по 3-4 часа. Но что-то не дает покоя, какая-то мысль. Приятная. А пропал страх перед горными полетами. Вернее перед неизвестностью. Да все это сурово и непросто. Но возможно. И, закрыв глаза, я вижу, как стою в спирали в ровном потоке, далеко внизу долина, склоны, поросшие деревьями, чуть выше снежные вершины гор, но мне уже немного осталось до сейчас я докручусь и поднимусь выше…
Да, интересно какие все-таки глаза у той пушистой собаки?
20.03.2002.