katy
17.08.02.Такое ощущение, что мы проснулись от зимней спячки. Вещи собираются с рекордной скоростью, абсолютно не задумываясь — привыкли ездить. По привычке выкидываю половину гардероба. Куда едем — точно не знаю, планы менялись постоянно. Знаю, что вроде должны заехать во Францию и куда-то там еще. Ладно — неважно. Настроение боевое. Правда, слегка портят нервы сообщения о наводнениях в Европе, там и тут. Друзья-водники ехидничают, предлагают лодки и спасжилеты. Все родственники по очереди названивают и интересуются — как же мы поедем? Поедем, поедем.
Рюкзаки принимают устрашающий вид — люди оборачиваются. Меня вообще не видно — идет рюкзак на ножках.
Садимся на польский поезд Москва-Варшава. Да — это не наши поезда, уж больно вагон весь какой-то маленький и узенкий, в коридоре мы местами застреваем с рюкзаками, как Винни-Пухи. Проводница делает большие глаза и прячется в купе. Потом, правда, вылезла ненадолго, и опять — юрк обратно. К сожалению забыли купить воды, попытались купить в вагоне — куда там. Пани объяснила, что у нее рабочий день (!) закончился и начинается в восемь утра — до тех пор она не функционирует. Мучаемся жаждой до Белоруссии, а там покупаем воду и яблоки.
18.08.02. Варшава нам не показалась — мы поболтались там несколько часов, пока ждали команду Маугли из Риги на автодоме. Грязновато, чуть ни грязнее, чем в Москве. Первое что видишь — это сталинскую высотку а-ля старый МГУ посреди вокзальной площади, стоит и подавляет размерами. Слегка шокирует — вроде никуда и не выезжали. Наконец, приехал Маугли и компания и мы помчались в сторону Германии. Границу пересекли под утро, как-не помню. И — вперед, на Берлин! И вот мы присоединяемся к каравану добропорядочных немцев, которые едут проводить week-end с велосипедами, лодками etc. Все так аккуратненько, опрятненько, хотя массовостью напоминает выезд наших дачников. Ребята не устают нахваливать дорогу — какая она замечательная, удобная, какие вежливые водители…
D_i_m
Впервые попав на немецкий автобан, поражаешься нереальной скорости с которой едут столетние бабульки на меринах и ауди. Из нашего рыдвана — Fiat Ducato с огромной надстройкой можно было выжать максимум 130 с горки и по ветру. В среднем народ идет 170. Иногда попадаются Порше, летящие хорошо за 200. Меринам там так носиться, видно, не по понятиям. По Российским меркам великоваты расстояния между заправками, зато везде есть и 92 и 95 и 98 8-)). На каждой заправке — кафе, чистейший бесплатный туалет, парковка, впрочем последние бывают и отдельно. На некоторых — разумно платный душ. В общем, путешествовать можно и в обычной машине с палаткой.
katy
И тут вся эта благодать заканчивается — мы вдруг уперлись в огромную пробку. Надежда быстро ее проехать рассеялась. Что бы это значило? Авария, или что похуже… В ту сторону, прижимая машины к обочине, неслись полицейские, пожарые и спасатели.
D_i_m
Кстати, пропускать их, прижимаясь к бордюру, начинают метров за 500. И никто умно не прыгает в образовавший кильватер. Ну если только байкеры. Но они и так просачиваются. Вообще, в пику Андрею Собетову, скажу, что первое ощущение такое — у людей все в порядке, они не парятся что кто-то пролезет перед ними, они уважают себя и тебя, пока ты явно не докажешь, что недостоин их уважения. И они никого не учат жить, выплескивая на людей свое, может быть и справедливое в чем-то омерзение. Это чувствуется буквально во всем — и в поведении на дороге в том числе, после в Москве было очень некомфортно.
katy
У меня зародились смутные подозрения, я спросила у ребят — а нам по дороге никакую реку пересекать не надо? — Нет, — ответили мне, — никакой речки там нет. И тут мы буквально уперлись в указатель с надписью «Elba». Ага — мы, значит, пересекаем зону наводнения. Река выглядит полноводной и не очень-то угрожающей.
Пробка занимает раза в два больше времени потому, что каждый раз при остановках народ вылезает из машин и идет смотреть на зрелище, а потом, когда поток трогается, все не спеша садятся по машинам, никто никого не объезжает…
Добропорядочные немцы стоят на мосту в один ряд, два других — пустые. По ним изредка проносятся полицейские машины. Проехав мост, мы поняли, что дело нешуточное — местами вода уже потекла на дорогу, в воздухе пахло сыростью.
По радио Димка разобрал слова — название городка, которые мы проезжали, наводнение, дамба, пробка на 14 километров. Намеки друзей на спасжилеты уже не кажутся насмешкой.
Я шепнула Димке, что если что — ну их нафиг с ихним порядком, быстро тикаем оттуда. Димка, оказывается, уже просчитал все — нашел боковой съезд с выездом на мост.
Городок у дороги готовился к наводнению.
Вдоль дороги лежали мешки с песком, добровольцы передавали друг другу мешки по цепочке и строили баррикады, вода сквозь них, впрочем, просачивалась без труда. Часть добровольцев валялась на мешках, покуривая.
Наконец, мы проехали пробку и втопили оттуда, чтобы наверстать упущенное время. Отъехали довольно далеко, между тем погода стала портиться. Жарко и душно, но небо явно заволакивает грозовыми тучами. Жутко подумать, что будет, если в том месте, которое мы проехали (Дессау), начнется дождь — баррикады из мешков не смотрятся очень надежными, высота — где-то метр. Смоет все эти мешки, успели бы народ эвакуировать.
А вот и дождь пошел. Хорошо, что мы уехали оттуда.
Мы срочно принялись названивать всем, кто мог подсказать прогноз погоды. Выяснилось — в Гренобле — дожди на три дня, к Австрии тихо подходит какая-то бяка-циклон. Решили поехать не куда-нибудь, а на Лазурный берег Франции, ибо там прогноз хороший. Взяв ускорение, просвистели, не глядя, всю Германию. По дороге особенно понравилась Бавария, очень симпатично. Таким же темпом проскакали маленький кусочек Австрии, Италию. Да — в Италии, конечно, тоже хорошие дороги, но видно, что к порядку они относятся без фанатизма — вроде все как надо, дорога, разметка, знаки — но, например, знаки могут быть закрыты ветками. После Германии очень бросается в глаза, там такое, видимо, просто невозможно. Да и погрязнее слегка. Запахи опять же.
D_i_m
Очень интересно ехать по автобану ночью. Зрительный канал поступления информации в мозг занят обработкой изображений фур, а вся информация о стране поступает в виде запахов. Так вот, только в Италии кое-где ощущаются промышленные запахи. Порой трасса проходит по эстакаде прямо над территорией какого-нибудь завода. Очень впечатляюще смотрится. В Германии же и в Австрии — самый антиэкологичный запах — запах свежего навоза. Пейзаж -так тот вообще похож на парк. Олени не перебегают дорогу, видимо, только потому, что она тщательно огорожена. В общем все очень и очень культурно.
katy
Трасса от Милана до Генуи в своей горной части отражена в компьютерной игре про гонки, сразу приходит на ум. Помятуя об этом, при виде очередного местного гонщика, лихо проходящего поворот, Димка вспоминал, что тоже в эти игры может играть и непроизвольно давил на газ так, что становилось страшно. Мне приходилось напоминать ему, что мы едем не на Порше, а на тяжелом и неповоротливом автодоме. Дим возражал, что едет супер-медленно и осторожно.Так, переругиваясь, мы потеряли ориентир и поняли, что указатели показывают только Геную. Блин! Мы остановились и Дим свернул в Геную. Мы быстро поняли свою ошибку — надо было ехать по шоссе. Потом проснулся Маугли и начал ругаться, выбираться оттуда пришлось весьма долго. Выбрались, однако.
D_i_m
Шикарный город. Огромный, шумный и приморский. И очень старый. Трафик в 7 утра — уже смертельный для приезжих.
katy
19.08.02. Лазурный берег. Вот и замелькали домики в зелени, правда, слегка обшарпанные. Видимо, виллы миллионеров находятся ближе к морю. А здесь, в окресностях Канн — ну, так себе. На въезде в Канны чуть не раздавили француза. Алексей извинился по-русски, тот почему-то не понял и долго ругался, размахивая руками. Едем в кемпинг — помыться, привести себя в порядок, и, может быть, уже сегодня будем искать летные места в окрестностях Монако.
20.08.02.Эх, благие намерения. Мы все-таки сильно устали с дороги, и весь вчерашний день предавались безделью. Ели в кафе, спали, купались в море. Тут действительно прелестно — тепло, но без духоты и липкой жары, вечером — прохладнее, но не холодно. Мягко. Чудесный воздух, экзотическая природа, теплое, ласковое море. Во рту — вкус мидий и розового вина, а по утрам мы теперь предпочитаем кофе с круассанами и ветчину. Жизнь удалась. Кстати, к вопросу о русских идеях. Как-то сразу в таком месте захотелось иметь много денег, очень много, и непонятно откуда. Идея первая — встать посреди Канн и повторять «Же ву при же не манж па си жур» — не прошла, как лишенная оригинальности. Идея другая — наш автобус по форме оказался очень похож на фургон инкассаторов, осталось только намалевать герб — и готово, можно ехать за деньгами. На всякий случай привожу цены. Сутки в кемпинге на берегу моря — машина + 2 человека — 20E. Такой автобус, как у нас и 6 чел — 46E. В кемпинге есть все необходимое — душевые, туалеты, электричество, прачечная. Все, что не кемпинг — дороже, номер в пансионе на одного — от 40E и выше, и выше. Мы останавливались в кемпинге в местечке Сан-Рафаэло — между Каннами и Сан-Тропе. Конечно, очень хотелось посмотреть на место обитания знаменитого жандарма — совсем рядом. Может, еще и съездим. Впрочем, тут все места — прелесть. Разнообразие живописных вилл, балкончиков, террасс, двориков, лесенок в зелени и цветах — невозможно описать.
D_i_m
Можно, кстати, остановиться и просто на парковке у моря, без удобств. Это бесплатно. И такие места есть, хотя конечно,не в черте города. Цены в кафе и магазинах после московских — совсем не шокируют. Да, хорошая ветчина стоит вдвое дороже. Зато хорошее вино — на уровне молдавского. Поесть в итальянском кафе — 10-12 евро на нос, это с вином. Не могу не сказать про воду в море — я, прожив почти 20 лет в Абхазии, такую чистую воду видел всего два раза. Один раз — во время второй абхазской войны — и это была абсолютно нереальная вода — прозрачностью метров под 100. Второй — в Красном море, в 10 км от берега в январе месяце. И третий — лежа на камушке в центре городка Сан Рафаэль. Невозможно поверить чтобы в разгар курортного сезона вода была так пронзительно чиста. Одной этой воды было бы достаточно, чтобы ехать за 3 тысячи километров. Сочинский, к примеру, пляж после этого нельзя вспомнить без омерзения.
katy
Но долго морально разлагаться мы не можем, поэтому наш путь лежит в горы, в летное место — Грелье, где летает Брюс Голдсмит. А сперва заехали в супермаркет, поскольку кафешки — это, конечно, хорошо, но обычно питаться надо поэкономнее. В принципе, Geant не сильно отличается от крупных новых супермаркетов в Москве, хотя, конечно, в среднем, выбор побольше и, видимо, качество продуктов — повыше. Как в сказках про капиталистов, ветчину действительно покупают там тонюсенькими ломтиками, и мы долго не могли обяснить продавщице, что нам нужен уан пис — уан кило, но в конце концов разобрались. Скупив кучу продуктов, мы двинулись дальше. Сейчас торчим в какой-то пробке по дороге, и у нас перегрелась машина.
Проехали Gordon — тоже летное место, видели дельтаплан. Въехали в горы. Дорога местами напоминает трассу Сочи-Красная Поляна — ущелья, пропасти. Иногда на скалах встречаются живописные замки.
…Мы на месте, в Грелье. Нашли парапланерный клуб. Но нас накрыла жуткая гроза с громом, молниями и градом. Теперь сидим в машине и ждем, пока дождь чуть-чуть стихнет. Тогда можно будет пойти на разведку.
21.08.02. Итак, вчера мы остановились на том, что сидели в машине у клуба, прячась от грозы. Она закончилась, но все равно над долиной и горами бежали грозовые тучи. Приехал Пьер, инструктор парапланерной школы в Грелье, с которым мы созванивались перед поездкой. Он сказал, что, возможно, через 2-3 часа можно будет летать. Времени было часа четыре дня. Начали разбирать вещи. Тут нас настигло фиаско — парапланы лежали, закрепленные на крыше автобуса, в полиэтиленовых мешках, мешки порвались, видимо, об ветки, и парапланы — подвески — запаски оказались подмоченными. Мы их пытались просушить, после дождя это получалось не очень. Мы были расстроенные и злые, кроме Маугли, которые запаковался лучше всех, и его купол не промок. Купола разложили для просушки, и слонялись вокруг, как вдруг прибежал Маугли и закричал — через пять минут едем наверх!
Кое-как наскоро упаковавшись, мы поспешили к машине.
На гору от школы ходит Land Rover Defender, багажник которого на крыше завален парапланами, а кабина забита пилотами а-ля селедки в бочке. Подъем до середины стоит 4E, на самый верх — 7E, сегодня открыт средний старт. Мы не помещались — меня посадили куда-то в район коробки передач, ребят повезли уже на другой машине одного из инструкторов. Подъем очень резкий, по грунтовке, местами машина не разворачивается, а заезжает в карман, а оттуда едет наверх задницей вперед, потом опять — передом, потом опять — задом. Зигзагами, короче. Наконец, приехали, выгрузились. До старта надо еще идти минут 15 по горной тропинке.
Вот мы и на месте — небольшая площадка примерно на два купола в ширину и два — в длину. На ней уже раскладывались чайники — это был вечерний выезд для учеников летной школы и тандемщиков. Нам же предоставилась возможность первый раз слететь без термички, раз уж так получилось. Чтобы разложиться, надо было ждать, когда улетят ученики, мы потихоньку готовились. Прикольно, среди учеников встречаются бабульки лет за 60 — у нас такого не увидишь. На старте штиль, иногда приходят порывчики в лицо, вот удивительно — никакого тебе слива.
Превышение старта над посадкой — 240 метров.
Наконец, старт очистился немного, и мы взлетели. Сверху открывается очень красивый вид на долину, деревушку и старинную часовню.
Мест для посадки — полно, но есть основная landing area — поле с колдунами, довольно большое, там и рекомендуется садиться. Не знаю, как другие, я в первый момент почувствовала легкий мандраж — все-таки горы, Франция, Альпы и т.д. и т.п. Дим говорит, что больше всего напрягался, чтобы нормально стартовать в штиль на влажной Прокси. Но ничего — нормально взлетели, покрутились, термички — нет, турбулентности — нет, приземление на полянку — все. Очень мило, посмотрим, что будет дальше. После посадки разговорились с Пьером, кстати, узнали несколько полезных технических деталей.
Во-первых, принято после посадки моментально убрать параплан с середины посадочного поля, чтобы не мешать другим пилотам, а складываться где-нибудь на краю, ближе к деревьям. Это правило представляется весьма разумным — как вспомнишь заваленный куполами ММЦ, где буквально негде приткнуться, чтобы не зацепить чей-то купол, и вальяжно общающихся неподалеку пилотов…
Во-вторых, фал запаски у них соединяется с фалом подвески не петлей, а карабином. Был случай перекуса фала, погиб пилот. Резинки на стропах запаски у них не приняты (правда, видимо, это чисто местная фенька — после видели, что резинки применяются).
Кроме того, карабины AustriAlpin в этой летной школе больше не используются после нескольких случаев поломки. Вообще, по моим наблюдениям, в этом месте предпочитают подвески SupAir, а купола — Ozone, хотя попадаеются всякие.
Мы поужинали и завалились спать — как-то оно будет завтра, в термичку?
Утром вскочили рано, в девять — подъем на гору. К девяти собрался народ. Однако выяснилось, что наш статус немного поднялся — с учениками в девять мы летать не едем, а поедем через два часа следующим заходом, с опытными пилотами. Ну — ok, мы согласны.
На подъезде к старту видно, как улетают оставшиеся чайники, притом их заметно выпирает наверх. Ого! Напряжение нарастает. Сейчас-сейчас, только пусть улетит кто-нибудь из опытных, посмотрим, что и как. На старте действительно ходит пожилой дядечка очень крепкого вида. Кое-что рассказал про это место. Сказал, что садиться можно на все полянки, только тогда придется топать пешком. А для посадки на площадку надо иметь запас высоты. И усе. Спрашиваем — а как же опасные места, ротора, ЛЭП и прочее? Ответ везде — no. Дядечка взлетает, и, действительно — он не отходит от горы к центру долины, а идет влево, вдоль склона, прижимаясь к рельефу, работает в динамике. За ним пошли и другие пилоты, но за ним карабкаться особо никто не рискует — видно, он эту горку знает хорошо. Ну что же — старт, легкий ветерок дует порывами прямо в лицо — не сильный и не слабый, как раз такой, какой нужно, чтобы стартовать успешно. Вкратце описать полет можно так. Ходишь вдоль горы в термодинамике, к рельефу жмешься, когда перестает поднимать. Можно пройти вперед в долину, если есть высота, но все равно придется вернуться к склону — в долине ничего нет. Зато у склона навалом. Отойдешь далеко — просыпешься и сядешь, хотя есть шансы вернуться и выскрестись вдоль склона — как сможешь. Если это просек — полетаешь подольше, нет — пойдешь на посадку раньше. Посему налетали от 35 до 50 минут. Над посадкой, как водится, слегка подбрасывает и выпирает, но это не проблема — площадка большая.
Резюме. Потоки — до +4 (хотя говорят, что здесь бывает до +7) — может, мы попали в мягкую погоду? Место довольно приятное, чтобы полетать в удовольствие. Местные инструкторы и пилоты довольно приветливы, отвечают на вопросы, когда не заняты с учениками. Правда, заняты они бывают часто — с учениками работают, не теряя не минуты свободного времени. К сожалению, по-английски говорят считанные единицы. А так — милое местечко, смотрится гораздо более сурово, чем летается. В Рыболово бывает страшнее.
А мы возвращается к побережью, хочется обратно к морю, купаться! А вечером посмотреть, что же там за летное место возле Монако. На обратной дороге в Gordon видели пилота на параплане, парящего в гордом одиночестве, но мы слегка устали, да и тучи уже опять закрывали солнце.
D_i_m
Вообще, место на самом деле прикольное. И не такое оно простое. Старт не дает права на ошибку, видели как инструктор ловил за шкварник чайника с завязкой, не поймал, пожал плечами и повел его как обычно, посадка попроще, но фишка в том, что расположена она на 300 м над дном долины, и парить можно буквально на 50 м над финишем уверенно и долго. И ковыряет там вполне по взрослому. База в наш день была низковато, и мы не получили полного комплекта развлечений. Можно бы туда еще разок съездить, особенно если отдыхать на лазурном берегу. Езды туда от моря — часа полтора на легковой машине. Летает даже продвинутый народ в основном на стандартах. DHV2 — единицы, и у самых опытных.