Участники : Шевроле — Нива , Discovery II-27, ASA-Cruiser, Vertex-S, Benefon ESC, Alcatel 153
30.04.2005
04:00 – подъем, водные процедуры (крайние в предстоящие 8 дней), кофе. Разбудил охрану стоянки, забрал своего лягушонка, покидал в машину палатку, параплан, подвеску, рюкзак с вещами, рюкзак с консервами. Взял описание летных мест, прогнозы погоды, бумажные карты, DP, Doors, Santana, сборники старого доброго R-N-R Day / Night и выехал в сторону Вяжей (официальное название Вяжи-Завершье Орл.обл.). Прогнозы брал из четырех независимых источников (список см. в ссылках). Все, как один обещали дождь и «неправильный» (для Вяжей) Восток, Северо-восток. Однако решение ехать – принято, назад дороги нет. С другими пилотами договорились: «не полетаем, так напьемся». Скажу сразу, напиться не получилось. Четверо суток в дороге, вечерами гитара, разговоры у костра, общение (черт, не нравится мне это слово, уж лучше нелитературное «тусовка»).
05:00 – заезжаю за Романом (пилот клуба Горизонт), пакуем его вещи и в путь!
05:30 – забираем третьего пилота, известного под ником Alenka. Она известна широкой публике постами на paraplan.ru. Вот один из них. Удивительно информированный, живой характер не давал нам скучать в дороге.
06:20 – пересекли МКАД. Дорога на Вяжи достаточно простая. Однако, Роман недавно купил GPS Garmin-76S, поэтому ехали по прибору, иногда посматривая в бумажные карты. У меня тоже имелся GPS -приемник, но он существенно проще в предоставляемом сервисе. Фактически, он может только фиксировать широту, долготу и мгновенную высоту, но делает это очень хорошо. Точность моего GPS-приемника можно оценить, посмотрев WayPoints и Routes Lists .
09:50 – подъехали к дому Аллы. Скажу честно, перед встречей я несколько волновался… Оказалось, не так страшен черт. Получили приглашение на ночлег и проживание. Однако ночевать было решено недалеко от склона с собственным клубом, поэтому поехали сразу на подкову.
К тому времени было ясно, что прогноз погоды облажался. Дождя не было ни сегодня, ни в предыдущие шесть дней. К сожалению, с ветром прогноз не ошибся: семерка строго со склона. Как самый голодный – поупражнялся с парапланом в поле. Естественно, ничего хорошего от сдувания не получил, но голод утолил. После 11 подошел VK и сказал, что здесь летать не получится, с таким ветром только лебедка или Новосиль. Тем временем, нужно было искать свой клуб. Ожидали, что встретим ребят в лагере (яблоневый сад — VYAZSHI_NW), но Соболь, Восьмерка, Москвич и Cherokee, которые должны были приехать в Вяжи еще вчера, в лагере отсутствовали. Оказалось, у ребят приключения уже начались. Они успели побуксовать, разбить лагерь недалеко от Вяжей и отметить это дело.
Часам к 12 приехал Jeep разведки во главе с Sany, констатировал отсутствие «правильного» ветра и поехал дальше искать склон под ветер. Кто ищет, тот найдет, поэтому склон был найден в районе асфальтового завода в Новосиле. По дороге в Новосиль встретились с Костей Портенко aka Port . Злобные аудиторы не позволили Косте совершить вместе со мной автопробег до Юцы, ему дали только три дня, которые он решил провести в Вяжах.
В 14 были на склоне на первом старте ( NOVOSIL_NE ). Ветер оказался правильного ( NE ) направления, но слишком сильным, чтобы начать полеты. Следуя технике безопасности, я честно «ждал погоды»… минут десять, и, дождавшись затишья (или приняв решение, что наступило затишье), стартовал. В это время в воздухе уже были четыре-пять парапланов. Зона парения в Новосиле сравнительно небольшая, но ровный ветер выше 7м/с давал возможность набрать в динамике, отойти от склона и рассредоточиться по всей ширине новосильской подковы. Большинство так и делало, однако, были и другие.
Port обратил внимание на пилота, который приглаживал травку на склоне собственной подвеской. Делал он это, естественно, в полете, с ювелирной точностью и как-бы между делом, переговариваясь со стартующими и наблюдающими. Дойдет до правого дерева, обогнет его, еле касаясь подвеской, слетает вниз, вернется на старт, аккуратненько приляжет на место, с которого стартовал. Полежит-поболтает, сделает легкое движение руками и уже над землей продолжает приглаживать травку. А я, в очередной раз, просыпавшись к Зуше, поднимался вверх по склону, изо всех сил пытался понять что делает Spirit (так зовут того пилота) и что делаю я. Похоже, эти вопросы волновали не только меня. Другие пилоты спрашивали Spirit -а: «Что тебя держит?», на что он отвечал: «А хрен его знает!». Наверное, это и отличает настоящего пилота от остальных.
Полтора часа упражнений в непосредственной близости от склона не прошли даром и я, наконец-то, смог набрать метров 70 (прибор с цифрами решил не брать, только пищалка, хочу научиться летать по ощущениям) над стартом и осмотреться. Это, конечно, не горы, но все равно впечатляет. В этом месте река Зуша делает две петли, принимает приток Пшевка и течет дальше на Северо-Запад. А вокруг зеленые холмы, черные поля и практически отсутствие лесов – мечта равнинного пилота!
Чем выше я поднимался, тем сильнее меня сдувало к заводу. Тогда я спустился пониже и решил сходить до лагеря. Лагерь располагался в районе второго старта (NOVOSIL_N). Это восточнее первого, на окраине леса. Склон там более пологий, деревьев в зоне полетов почти нет, место для посадки есть, поэтому там можно проходить обучение с нуля. Что собственно и делал Sany с новыми учлетами. Эх, мне бы такие условия на первый полет в динамике.
Так вот, прилетел я к лагерю и завис над ним, высота метров 40 над рельефом. Ветер близок к предельному для моего параплана, акселератор я подвязать не успел, поэтому меня стало медленно, но верно сдувать. Рядом, на полностью выжатом акселе, пробивался чей-то Proxy . Поняв, что при таком ветре сесть в лагере не удастся, решил перелететь лес и сесть за ним. Над лесом я встретил ротор. Поколбасился чуть-чуть и начал искать место для посадки. Страха от болтанки не было. Параплан четко управлялся, вел себя предсказуемо. Страх пришел после того, когда я понял, что захожу по ветру, а высоты для разворота не осталось. Понятно, что винить некого – сам просчитался с ветром. Приземный ветер и по силе и по направлению может отличаться от ветра на твоей рабочей высоте. Из оцепенения меня вывел резкий повторяющийся звук. Это подвеска пошла цеплять верхушки деревьев, которые росли вдоль дороги на Новосиль-Петушки. Мозги снова заработали. Приземление проходило над канавой шириной метров пять. Слева – твердый асфальт, кусты, справа высокие посадки. Касание двумя стопами, группировка, перекат через правое плечо, как учили, затем еще несколько кувырков и остановка. Все тот же шум ветра в ушах, но теперь рельеф не набегает, а лежит спокойно под носом. Уф! Нужно успокоиться, погасить крыло и осмотреть повреждения. Царапина на шлеме, ссадина на правом плече и правой голени – это та цена, которую пришлось заплатить за преподанный урок.
Такие ситуации я называю прививками. Это была прививка от посадки по ветру. Дальше будут прививки от старта в дождливые сумерки, в запредельный ветер и разворота перед склоном. Однако, все по порядку.
Собрал параплан и около леса встретил своего инструктора Sany . Получил справедливый втык за колбасиво над лесом и был лишен полетов до лучшей погоды. На самом деле, я даже обрадовался возможности посидеть на земле. Нужно было в спокойной обстановке, по горячим следам прокрутить посадку в голове и сделать выводы.
Спустя два часа, я снова развернул параплан. Ветер к этому времени почти стих, поэтому оставшееся время до темноты летал в спокойном вечернем динамике от первого старта до второго. Один раз развесился на невысоком дереве между стартами. Возомнил себя «спиритом», брил верхушки деревьев, за что и был наказан. Боюсь ошибиться, но быстрее всего, именно во время снятия с дерева получил порыв нижней поверхности крыла, который я обнаружил на следующий день во время полетов в Вяжах.
Но это завтра, а пока, сняв крыло с дерева, пошел на второй старт распутывать стропы. Уже наступила ночь, а я все распутывал и распутывал эти стропы. К процессу подключился Port , затем Роман, затем меня совсем отстранили. Костер в лагере уже был разведен, закуска приготовлена, водка готова к употреблению. Я уже готов был сдаться, предлагал отложить до завтра, но ребята уже вошли в азарт. Взявшись хитрым образом за свободные концы (гусары – молчать!, концы параплана), мы подныривали под стропы, пролазили друг у друга между руками, выворачивались наизнанку. Даже решили отвязать одну клеванту. Дошли до этапа, когда одну сторону распутали полностью, а на другом конце остался клубок, который никак не хотел распутываться. Тут вышел Sany и задал издевательский вопрос: «А чего это вы здесь танцуете? Пойдемте к костру». Поняв причину наших танцев, он одной рукой (вторая была испачкана едой) показал, как распутать клубок. В течение 2-х минут стропы были распутаны!
Ввиду простоты и бесценности совета, попробую привести его здесь.
Распутывать стропы можно привычным для Вас способом, но, дойдя до этапа, когда Ваши действия не уменьшают количество узлов, нужно сделать так:
- начиная с первого ряда, брать по-очереди одну стропу за место крепления стропы к свободному концу, т.е. за молью.
- двигаться к месту крепления стропы к нижней поверхности параплана
- во время движения, сбрасывать другие стропы, развязывать мешающие движению узлы. Молью при этом выпускать из руки нельзя.
- дойдя до крепления стропы к нижней поверхности параплана, вытянуть свободный конец наружу
- освободив одну стропу указанным способом, захватить другую и повторить операции.
На разных парапланах к молье может подходить не одна, а две и более стропы. Суть от этого не меняется.
После был костер, обмывание летных книжек, дегустация водки и прочие приятные прелести.
01.05.2005
10:00 — Наутро дул NW, поэтому решили прокатиться в Вяжи. Там как раз южная часть склона должна работать. По дороге в Вяжи встретили пассивку. Стартовал VK, а оператор матерился на «запор» (ЗАЗ-968М). Машина стояла на обочине дороги и мешала проезду лебедки. Капота на запоре не было, поэтому было принято решение, что машина ничейная и спрашивать разрешение на перемещение ее на другую сторону дороги не у кого. После этого, приговор был приведен в исполнение и «запор», на наших руках, был перенесен на другую сторону дороги.
А в Вяжах уже летали в полный рост. В этот день было сделано два маршрута. Улетели Casper и Шутик. Один улетел в Новосиль, а другой ушел дальше. Перед тем, как уйти на маршрут, Шутик показал чудеса пилотирования на сверхмалой высоте. Причем параплан, на котором он выделывал свои кульбиты был далеко не спортивный Jumbe (это DHV 1-2). Признаюсь, у меня было заблуждение по поводу Jumbe. Слетав на нем только один раз, я почему-то думал, что этот задемпфированный аппарат для спокойных полетов и никакой аэробатики на нем не раскачаешь в принципе. Как я заблуждался! Зато лишний раз убедился в важности прокладки между подвеской и куполом.
Тем временем, ветер чуть стих и в воздух стали подниматься другие пилоты, в том числе и мы. Пока парапланов было не много, можно было спокойно походить вдоль склона, найти свой поток, обработать его, набрать высоту и не мешать вновь стартующим. Даже если выпал из потока, потерял высоту, можно было подойти к склону, снова найти свой поток, снова набрать высоту и т.д. Сумбур спровоцировал ветер. Как раз рядом проходил грозовой фронт, за ним пришли порывы, которые заставили большинство пилотов сесть. Старт превратился в полосу, шириной сто метров, почти сплошь укрытую готовыми для старта парапланами. Когда порывы стихали, пилоты стартовали почти одновременно. Разницы в высоте не было, свобода в маневре отсутствовала, поэтому, чтобы избежать столкновения в воздухе, приходилось уходить из зоны парения или выполнять посадку на склон.
Склон в Вяжах сравнительно не крутой, поэтому было даже интересно потренировать посадку на него, а потом – подъем на склон методом «крабика». Это когда, находясь внизу склона, поднимаешь параплан обратным, разворачиваешься спиной к склону и начинаешь бег боком вверх. На крыло при этом смотреть невозможно, поэтому рулить приходится по ощущениям. Когда я умаялся подниматься на старт пешком, мне захотелось освоить этот метод. Один раз, хороший динамик оторвал меня от земли и дальше я уже не бежал, а передвигался шагами метров по пять. «А что, и так можно?» спросил у меня удивленный Port, «Да я и сам не знал!» ответил ему пробегающий мимо preDoc.
Народу все прибывало, и тут я обнаружил порыв, о котором говорилось ранее. Полеты, естественно, на сегодня для меня были закрыты. Попытки решить проблему на месте успеха не имели. Решено было отложить решение до Юцы. Мне оставалось лишь сидеть на склоне и с белой завистью смотреть на пилотов, которые летают.
16:00 — Вернулись в лагерь в Новосиле. И поняли, что-то не так. Допрос с пристрастием выяснил, что во время нашего отсутствия, от нас ждали сообщений. «Вот Вы там летали, а мы сидели без ветра». Да, нехорошо получилось. «Извините, ребята!».
Вечером, был костер, водка и дальше по полной программе. Назавтра запланировали отъезд, поэтому спать легли «пораньше». «Пораньше» — это значит в 12.
02.05.2005
09:30 — Выезд из Новосиля в сторону Юцы. К сожалению, проделать этот путь мне предстояло в одиночку. По разным причинам пилоты, которые собирались ехать со мной, не смогли этого сделать. Но я был уверен, что главное доехать до места, а там скучать не придется. Итак, после села Хомутово, Костя поехал на Ефремов, я на Елец.
Два слова про дорогу Новосиль-Хомутово. Можно ехать по южному пути как советует www.autotransinfo.ru через Верховье, а можно по северному через Кулеши. Те, кто ездил через Верховье, говорят, что дорога там разбита. Поэтому мы советуем через Кулеши. На карте эта дорога выглядит менее презентабельной, а на самом деле – вполне приличная. 120 держать можно.
После Кр.Зари я понял, что пошел не по той дороге. Дорога постепенно сужалась и в конце-концов превратилась в обычную грунтовку, и я оказался в деревне. С помощью GPS определил свое местоположение: Чермошенские Выселки. Ба, да это как раз самый короткий путь на Измалково, а дальше Елец. Вот и мост на карте присутствует через реку. Поехал в сторону моста и расстроился. Малая Чернава разлилась и смыла так называемый мостик. 60 минут были потеряны.
Выехав на нормальную дорогу, бросился догонять потерянное время. До М4 гнал, а после пришлось тащиться. Фуры и голодные гайцы не давали сильно разогнаться. И еще стационарные посты ДПС. Чем южнее, тем серьезнее. БТР-ы, автоматчики, бронежилеты. Интересно, не преувеличивают ли опасность наши органы? По моим подсчетам, из восьми постов меня тормозили на шести из них. Тормозили бы на восьми, да видно отвлеклись на кого-то. Правда, надо сказать, что денег на стационарных постах не вымогали. Спрашивали кто, что, куда, осматривали салон и отпускали.
На окружной Воронежа попал в небольшую пробку. Только остановился, сразу подбежали две сильно бу девицы рубенсовских форм в мини на голое тело. «Презервативы, секс по-любому, 300 рэ». Видать, пользуются спросом даже такие дамы, раз стоЯт…
В Ростовской области, на одном из стационарных ДПС, устроили проверку по полной программе. Остановили, оочень вежливо попросили документы и отнесли на проверку на угон и розыск. Я вышел из машины размяться, меня заверили, что выходить было необязательно, что после проверки, дежурный офицер сам принесет Ваши документы. Тем временем моя машина осматривалась самым тщательным образом. Багажник, салон, перчаточный ящик, боковые карманы. Обнаружили мой походный нож – точная копия боевого ножа НКВД. С упорами, пилкой и в ножнах. От боевого отличается только материалом и отсутствием кровотоков. Когда я его покупал, попросил предъявить документ, что нож туристический и не относится к холодному оружию. Документ мне дали, но я его потерял. Поэтому при всяческих проверках приходилось убеждать, что нож – не холодное оружие. Так вот, на этом посту меня лишили утомительных объяснений. Грамотный постовой сказал, что сам видит, что это не холодное оружие. Параплан особого интереса не вызвал. Не пришлось даже врать про то, что это «Туристическое снаряжение для спуска с гор«.
Кстати, хорошая формулировка для очень прилипчивых сотрудников.
Орловскую, Липецкую, Ростовскую область, Краснодарский, Ставропольский край проехал без приключений. Запомнилось одно название в Краснодарском крае за городом Тихорецк: Юго-Северная. Попытался представить себе ветер Юго-Северного направления, спасибо, повеселили!
Первая полоса дождя застала меня в дороге, в Ростовской области около Миллерово. После этого, полосы стали приходить все чаще и чаще. И в Ставропольском крае полоса стала непрерывной и практически не прекращалась вплоть до Пятигорска.
03.05.2005
01:50 – Въехал в Пятигорск. Юцу нашел быстро, где меня сразу же приняли местные гайцы. Взяли документы, переписали в какой-то журнальчик. На мой вопрос что за журнальчик? – искренне удивились. Они почему-то считают, что всех приезжих в Москву переписывают в такие же журнальчики. Дорогу в лагерь они мне не показали, звонить на гору в это время мне показалось неприличным, поэтому поехал искать сам. Описание дороги в лагерь у меня было, но она почему-то никак не хотела находиться. Вероятно, начали сказываться 1300км за раз. Три раза я встречался с теми гайцами в разных концах поселка. Наконец, дорога в гору была найдена. Однако, проехав темной, дождливой ночью по ней вдоль обрыва в густом тумане, решил, что экстрима на сегодня мне уже хватит. Вернулся к кафе «Водопад» и в 3:30 вырубился.
09:00 — Как оказалось утром, я не доехал до плато один поворот ( YUTSA ). Днем все выглядит проще. Я без труда нашел лагерь и начался процесс знакомства с обитателями этого культового места. Не могу сказать, что меня встретили с распростертыми объятиями. Руководство лагеря ожидало проверяющего, а пилоты который день томились без полетов. Ребята ходили хмурыми и озабоченными. А вот Клепа был весел и бодр. Он взялся заштопать мой параплан. Процесс растянулся на весь день, и я получил уникальную возможность услышать кучу легендарных историй из его бурной и насыщенной жизни. Между делом он укладывал запаску пилоту по имени Angela по фирменной технологии с двумя хлопками. Закончил он это дело своей коронной фразой: «Запаска уложена, и я желаю тебе никогда ее не использовать».
12:00 – встретился с братьями Барабановыми. Старший известен так же под именем Проблеск. Ребята уже уезжали с горы — младший повредил руку. Зато им таки удалось полетать.
20:00 — Отвез Клепу в Пятигорск, вежливо отказавшись от предложенного ночлега у него дома, и побродил по городу. Попытался набрать минеральной водички, но было уже поздно, поэтому Питьевая Галерея была закрыта, а диких источников в городе осталось совсем мало. Один из них находится на горе Машук, по пути к Провалу. Вот туда я и пошел. Облачность к тому времени опустилась совсем низко и дорога к Провалу лежала в облаке. На машине проехать к Провалу оказалось невозможно, а оставлять своего лягушонка в облаке, и пускай добром, но незнакомом городе мне показалось стремно, поэтому, посетив место дуэли Лермонтова, я двинулся в обратный путь. На этом культурная программа этого дня была закончена. Дождь к тому времени не закончился и даже не думал. Купив «Звезду Улугбека», приехал в лагерь и процесс ломания погоды начался. Погоду ломали в обычном вагончике ребят из Майкопа. Для интереса посчитал количество человек, собравшихся там. Оказалось 27! В гостях у Майкопа был Ставрополь, Москва, Жуковский. Всем привет!
04.05.2005
Первыми, кого я встретил прошлым утром в лагере, были Дима и Миша. Они стояли под дождем у ворот лагеря и уныло смотрели на низкую облачность и непрекращающийся дождь. Ребята приехали на Юцу на одной машине вчетвером: Миша, Ростислав, Дима и еще Миша. Ребята являются студентами, но забили на учебу ради полетов. О прогуле занятий пусть судят их родители, а я могу сказать, что дальнейшие два дня, которые мне довелось провести с этими ребятами, останутся одними из самых ярких за крайние пять лет моей жизни.
Все в лагере страдали от неполетов, но возможность уехать имели лишь мобильные группы небольшой численности. К тому времени я тоже успел понять, что полетать в ближайшие два дня не удастся, поэтому мы с ребятами начали обсуждать альтернативные места для полетов. Предлагалась Анапа, но этот вариант отмели по причине того, что погода в Анапе мало отличается от погоды в Пятигорске. Нужно искать что-нибудь кардинально другое. Ребята из Майкопа посоветовали вместо Анапы поехать в Чегемское ущелье. Поздняков подтвердил, что в том месте особенная аэрология. Там всегда светит солнце и ветер по расписанию. В 11:00 включают 7 метров на склон, в 17:00 выключают. Нам это показалось очень заманчивым предложением, тем более что ехать не далеко, а дождь на Юце прекращаться не думал. Предупреждение о том, что сотовая связь в ущелье отсутствует, не смогло остановить нас.
10:30 – Запланировали выехать из лагеря, но оказалось, что на девятке Ростислава отсутствуют тормоза. Не придумали ничего лучше, как связать тросом передний крюк на моей машине и задний крюк на машине Ростислава. Я включил пониженную первую передачу и таким образом спустил девятку с горы впереди себя. Внизу трос отцепили. Решили, что ехать в горы без тормозов мы не готовы, поэтому включили аварийку и медленно двинули в сервис. По дороге нам повстречалась машина гайцев. Они проехали навстречу нам, с любопытством рассматривая наши мигающие машины. В зеркало заднего вида я увидел, как гайцы развернулись. Потом они включили мигалку и лихо прижали девятку к обочине. Да, действительно лихо. Скорость у нас была тогда километров 30.
Дальше по известной схеме: «сержант нимнумнайкин, предъявите документы, а что и страховка и техосмотр есть и ручник работает? Почему машина грязная, стекла запотевшие? Употребляли?». И я, и Ростислав честно признались, что мол да, употребляли, я – позавчера бокал вина, Ростислав вчера – бутылку пива. Ага, обрадовались гайцы, чистосердечное признание. Сейчас поедем на освидетельствование в Ессентуки, там подтвердят, что Вы в зюзю, лишение, штрафстоянка. Начался процесс развода. Мы предложили 400р за проезд. Старший обиделся и сказал, что в Пятигорске такса – чирик с двух машин. В эту цену входит радиосопровождение до места назначения в пределах Ставропольского края. Предложение заманчивое, но, во-первых, конечный пункт нашего маршрута лежал в Кабардино-Балкарии, а во-вторых, никто из нас не знал что такое «чирик». Решили дать 800р. Оказалось, чирик = $1000. Понятное дело, на это мы пойтить не могли. Лично я на все 4000км потратил $300. И хотя я и пил вчера водку (но что такое литр на 27 чел?), а Ростислав пиво, твердо решили денег вообще не давать, ехать в этот самый психоневрологический диспансер и проходить освидетельствование по закону. Будь что будет. Авось пронесет.
По дороге гайцы пошли на попятную. Сумма упала до ста долларов. Но теперь была наша очередь идти на принцип. Мы уже морально были готовы к худшему и оспаривали решение в суде, проходили независимую медицинскую экспертизу. В мыслях конечно. В Ессентуках была очередь, поэтому у нас была возможность выгнать остатки алкоголя приседаниями и отжиманиями. Наступил момент истины. Ростислав пошел в кабинет. Его не было семь минут. Наконец, на порог диспансера вылетел Ростислав, за ним плелся гаец. Насколько был счастлив первый, настолько же был озадачен другой. Вердикт: После этого меня даже проверять не стали. Отдали документы, промямлили что-то про извинения и хотели попрощаться. Мол, дорогу знаете – сами доберетесь. Но не тут то было. Несмотря на то, что я приехал в Ессентуки на своей машине, Ростислав настоял на том, чтобы его отвезли обратно именно на милицейской машине. И всю дорогу компенсировал собственные моральные переживания. Видно достал он их знатно, потому как гнали они со скоростью 170, в населенных пунктах снижая до 120.
Знаете как работает звуковая цензура на телевидении? Если кто-то выражается нецензурно, зрители слышат только «пииии». А откуда это пошло? Правильно. Когда Вас кто-то подрезает или слишком долго стоит на зеленый сигнал светофора, Вы говорите все что думаете об этом, и как интеллигентный человек глушите свои слова сигналом. Поэтому окружающие слышат только «пиии». Так вот, когда настала пора прощаться с гайцами, окружающие улицы услышали продолжительный сигнал «пиии».
Очевидно, лучше за рулем не пить. Однако случаи бывают разные. Поэтому вот совет тем, кого задержали сотрудники ДПС и пытаются срубить денег за управление ТС в якобы нетрезвом виде:
- ни при каких условиях не признаваться, что вы выпивали
- попробуйте договориться на месте. Постарайтесь объективно оценить степень своего опьянения и заплатить на месте адекватную цену. Что ж поделаешь, за удовольствие надо платить. Перед передачей денег, попробуйте выторговать радиосопровождение, иначе будете башлять на каждом посту.
- если договориться не удалось или цена неадекватна, придется ехать на освидетельствование.
- если при освидетельствовании обнаружилось, что алкоголь внутри Вам таки присутствует, езжайте на независимую экспертизу в любую гражданскую поликлинику. Если и там подтвердили наличие алкоголя, готовьтесь к лишению или пытайтесь договориться с врачом. Быстрее всего деньги, которые Вы потратите на «правильную экспертизу» будут меньше тех, которые потребуются для вызволения ваших прав.
После потери двух с половиной часов, направились в сервис, где заменили лопнувший тормозной шланг и поехали в сторону Чегемского ущелья. Будьте внимательны на частных сервисах. Нам не докрутили болты крепления колеса, поэтому один из них мы потеряли.
Однако уже Кабардино-Балкария. К великому счастью, надоевший дождь начал прекращаться и выглянуло солнышко. После п. Чегем-2 (kabbal81) свернули в ущелье и поехали по приличной дороге вглубь. Отключился Megafon , MTC , BeeLine. Дождь в ущелье то снова начинался, то прекращался. Доехали до малых Чегемских водопадов, в крайний раз пофотографировались. После этого фотоаппарат сдох, а второй так и не включился. Так что документальные доказательства пребывания в этом чУдном месте предоставить не могу. Места действительно чумовые, попробую описать.
Пейзаж меняется по мере продвижения вглубь ущелья. Сначала горы покрыты лиственными деревьями, которые постепенно становятся все ниже и в конце концов Вы видите голые отвесные скалы. Нет, растительность на них есть, но скудная. На высоте 1400-1800 начинаются высокогорные пастбища. Бараны особых горных пород там ходят и полудикие лошади. Полудикие потому, что чабаны в начале весны выгоняют их на пастбища а загоняют только в конце лета. Все это время лошади пасутся сами, людей особо не боятся и смотрят с видимым интересом. С одним таким табунчиком голов на 30 я познакомился лично, когда залез на 1800 метров. Ниже они не спускаются потому что внизу бараны, которые тоже любят траву, выше уже снег.
Люди тоже меняются по мере движения вглубь ущелья. Чем глубже, тем с бОльшим интересом местные жители рассматривали наши машины. Интерес подогревала передняя машина, из окон которой периодически вылезал Миша aka Sapatero с восторженными возгласами.
Из-за дождя, на дорогу съезжали сели. В двух местах дорога оказалась перекрытой, поэтому пришлось выходить и двигать камни. Причем процесс съезжания грунта может сопровождаться камнепадом, поэтому если Вам пришлось остановиться для разбора дороги – выводите машину из зоны схода селя, а при движении смотрите на склон: не летит ли камень в Ваш огород, в смысле на капот. Одного такого партизана я профукал и получил вмятину.
Описывать Чегемские водопады не буду, они достойны личного посещения. Рядом с водопадами, предприимчивые местные продают изделия из шерсти и готовят шашлык. Там можно сделать остановку. Мы решили не останавливаться, хотелось полетать.
Поворот на место старта мы таки пропустили, как нас и предупреждали (kabbal86). Объяснение дороги выглядело следующим образом: «С дороги M29, в поселке Чегем-2 поворот направо. Дальше по указателям до поселка Верхний Чегем, затем разворачиваешься и едешь обратно до моста, после моста 2км. Потом направо в горы. 1км и ты на месте».
На вопрос «А зачем разворачиваться и ехать в обратную сторону?», Света из Майкопа ответила: «Дорогу в горы с первого раза еще никто не находил». Можете проверить сами. Для этого вот Вам еще два ориентира: поворот налево к месту старта находится на расстоянии 18км от Чегемских водопадов. И второй ориентир: дорогу в гору нужно искать глазами после того, как слева увидите скалу в виде двух лопат.
18:00 Вот мы и на месте (kabbal87). Солнца мы в этот день так и не увидели, но погода в этой долине действительно была лучше, чем вокруг. И дождь потише и облачность пореже. Температура 13 выше нуля.
Объяснение феномена «Солнечной долины» мне представляется так: долина окружена высокими вершинами, теплый воздух поднимается вверх и конденсируется над холодными снежными вершинами, превращаясь в облака, которые, в свою очередь, начинают втягивать теплый воздух с долины еще сильнее. Уйти облака никуда не успевают, поэтому погибают дождем или снегом на месте. А над долиной, в результате, имеем безоблачное небо, и ветер, который дует строго вдоль ущелья. А потому как снежные вершины, находятся не вплотную, а несколько отдалены от долины, поэтому в ее центре нет нисходящего потока, а динамик ровный. Примерно так.
Повторюсь, к сожалению, в тот день солнца мы не увидели. Чабан Джамал сказал, что погода наладится после окончания празднования христианской пасхи, т.е. после 7 мая. Самое время рассказать про наше знакомство с чабанами.
Когда мы нашли поворот и свернули с дороги в горы, мы увидели двух людей: один на коне, другой пешком. Они пасли баранов. У того, который на коне, сзади виднелась ручка, «очень напоминавшая ручку автомата Калашникова». Когда мы подъехали поближе, ручка была задвинута за спину. На наш вопрос: «Здесь ли летают?», был получен осторожный, но вежливый ответ: «да». Подъехали к кашаре, запарковались около сарая.
Хочу выразить восхищение мастерством Ростислава, который в дождь, на обычной девятке, на обычных шинах, без посторонней помощи с тремя пассажирами залез таки на 1500метров. Так это еще не все. После Чегема я поехал в Волошино, а ребята махнули перевал из Чегемского в Баксанское ущелье в р-не поселка Былым.
Местные чабаны оказались любознательными и гостеприимными людьми, которые находятся в теме. В смысле про отличие парашюта от параплана объяснять не пришлось. Предложили молока, айрана, собственноручно выпеченного хлеба. Про барашка сначала отправили в поселок, затем за 1000р обеспечили. Процесс выбора барашка прошел живо и весело: «Пасматри какой красавец, а? А вот еще лучше, а вот…»
Было весело всем, кроме выбранного барашка…
«Как будем рэзать? По-вашему или по-нашему?». Давайте по-вашему. После этих слов, чабан взял небольшой ножичек и умелым движением перерезал еде горло. Разделка заняла 15 минут. Мясо жарили сами и съели сразу полбарана с вином фирмы «Эльбрус Интернэшнл». Предупреждаю: вино – гадость редкостная. И хлеб лучше привозить свой. Местный, скажем так, на любителя.
Вернемся на два часа назад. Приехали на место, осмотрелись, здраво рассудили: место незнакомое, дождь, скоро стемнеет – не будем летать. Нее, не будем, конечно хочется, но не будем. Все согласились подозрительно единогласно.
Спустя два часа, сытые и слегка пьяные (много выпить этой гадости производства «Эльбрус Интернэшнл» невозможно) вышли на свежий воздух и начали рассуждать вслух: ты смотри, дождь почти закончился, ветер стих, ага, и не темно еще вовсе, ага, ага, в случае чего можно включить фары, ага, ага, ага! Полетели!
С северного склона (CHEGEM6), Дима ушел первым, за ним Sapatero , крайним был я. Долго распутывал стропы, спутанные при штопании параплана. Только с третьего раза мне удалось поднять мокрое крыло и шагнуть в темноту. Как самый неопытный из стартующих, я побоялся приземляться на площадку у хижины между сараем и забором овчарни при свете фар, как это сделали предыдущие пилоты. Поэтому сел за сараем. Там погрязней, зато места побольше будет. Зрители внизу после сказали мне, что Дима и Sapatero еще и спиралили! Вот блин, отморозки!
Это была вторая прививка. На этот раз от старта в незнакомом месте, ночью, в дождь.
Долину быстро накрыла ночь. Палатку ставить ночью в дождь было для нас непреодолимым экстримом, поэтому ночевали в любезно предоставленной чабанской хижине. Я в машине. Ввиду отсутствия жены, я решил спать исключительно с моим лягухом.
05.05.2005
06:00 – проснулся от холода. Градусник показывает 5 гр. выше нуля, нижняя кромка снега опустилась метров на двести ниже вчерашнего уровня. Рядом с машиной стоит Дима и нюхает погоду. Дождь продолжает моросить и он хмурый уходит в хижину.
09:00 – Sapatero уже умотал на гору. Ветер в это время был непонятного направления, поэтому он стартовал с северо-восточного склона, зацепился за поток, вышел на середину долины и походил туда-сюда. Прямо над ним крутил большой орел. Когда мы рассказали, что видели орла, Sapatero обиделся: «почему не крикнули?». «А мы думали, это ты за ним пошел, а оказывается это он за тобой!» Класс! Берем парапланы, бежим на гору. Настроение замечательное: дождь закончился, ветер постепенно принимает правильное направление (N), вышло солнышко! Забираемся на северный склон, Дима стартует. Все-таки ветер еще слабоват. Ветер по ущелью идет, но слабенький и по самому низу. На высоте 150 метров над ущельем северный штиль. Слетать вниз, а потом подниматься вверх пешком – не хотелось, поэтому я решил немного подождать. «Немного» растянулось на час. С завистью смотрел на Sapatero, который на своем Eclipse вылизывал склон и выпаривал вверх. У меня бы не получилось.
После часа любования пейзажами, решил попытать счастья на восточном склоне. Он находится ближе к ущелью, там ветер должен быть сильнее. Слетел, сел на склон, полез вверх. Два часа и не меньше двух кг жира стоил мне этот подъем на высоту 1817м. Четыре перекура, две вспышки отчаянья «Нафига?» и наконец я рядом с лошадками, о которых говорилось ранее.
14:00 – старт. После старта крыло просто встало на месте. Оно не могло пробиться сквозь тугой динамик. А я слишком сильно оттолкнулся от склона и по инерции прошел вперед. В следующее мгновение увидел на обратном каче крыло перед собой с углом 45градусов! Спасибо урокам на активке, клевок я скомпенсировал без последствий и отошел от склона подальше. Пятнадцать минут сумбурной возни в динамике и от 300м осталось 70. Пытался удержаться в ноликах, но мозгов не хватило. А орлы куда-то свалили. Днем место посадки показалось не таким маленьким и страшным, поэтому сел спокойно.
После этого я свернул параплан, залез на верхний балкон северного склона и созерцал пейзажи, мастерство Sapatero и Димы, первый полет Ростислава. Собственных сил уже не осталось.
18:30 — попрощались с гостеприимными хозяевами и покинули это сказочное место. Перед отъездом пытались дать денег за кров, хлеб, молоко и айран. Со словами: «Обидеть хочешь!», денег у нас не взяли. Поэтому, если кто-то из пилотов захочет полетать в этом месте, дабы не выглядеть неловко (как мы) – привезите недорогой, но действительно необходимый подарок: обычный фонарик. Денег они традиционно не берут, а вот от фонарика, думаю, не откажутся.
Доехали до развилки на поселок Былым. Я поехал на север, Sapatero и его команда – к Эльбрусу.
Дальнейшая дорога: Чегем-2 – Волошино не представляет особенного интереса. 850 км асфальта.
06.05.2005
04:30 – подъехал к таможеннику. Границу в этот час переходить никто не собирался, поэтому мило поболтали. Он мне подробно объяснил где летают (VOLOSHINO1) и как туда добраться (rostov 51).
05:00 – нашел лагерь, о котором мне говорил ИгАрь. Нашел просто — по храпу.
Басы серьезно утомленного вчерашним чела гнули траву и слегка колыхали невысокие деревца.
Как и предупреждали, после выхода из машины был атакован полчищами комаров и мошек. Причем последние намного страшнее и ведут они себя так (наблюдал позже): безобидных размеров мошка (миллиметра два-три длиной), серенькая, мирно ползает по Вашей коже; в какой-то момент останавливается на 10сек, потом улетает; при этом никаких неприятных ощущений Вы не чувствуете. Через 2 часа на этом месте появляется красный прыщик, который начинает дико чесаться и расти на глазах. Растет он примерно до размера 2-х рублевой монеты. Следы от укусов остаются 3-4 недели. Говорят, эти твари впрыскивают обезболивающее и грызут кожу.
Увидел черный форд Проблеска и позволил себе вырубиться.
09:00 — Проснулся от ощущения нападения. Машину раскачивали, в стекла стучали. Оказывается, братья Барабановы уезжали и решили попрощаться. Жаль, что так и не удалось полетать нам вместе. Надеюсь, еще удастся.
Отступление. После публикации материала, получил сообщение от Проблеск-а о некоторых несоответствиях действительности. Дабы сохранить стить рецензии, привожу текст автора.
Хочу лишь оправдаться — это не мы с Андрюхой будили тебя в Волошино. Я в то утро проснулся от того что брат-2 влазил в палатку после утреннего моциона, он то и сообщил мне, что рядом с нами стоит твой легушОнок а в нем спит скрюченный преДок… Дальнейшие наши действия (подготовка к отъезду) отличались повышенной осторожностью и перемещением на цЫпочках…
И тут вдруг из соседней палатки выползает «дизайнер по фасадам», эдакий хвостато-бородатый сеньОр в очках (извини дружище, я не запомнил как тебя зовут — если ты это читаешь) и с возгласами: где Бердников? в машине Бердников? в какой машине Бердников? Ден! Ден! Вставай! — начинает трести твою шеврониву… Ей-бо, так и было Андрюха, Шура и Паша не дадут соврать!
Мы то знали, что ты приехал под утро — сами разошлись ок. трёх, но не успели мы оттащить этого спилеолога от твоей колыбели ИзвЕни!
Ну вот, историческая справедливость восторжествовала, поэтому поехали дальше.
Братьев проводили и пошли нюхать погоду на южак. Солнце, восьмерка на склон, порывы. Решил попробовать с акселем, но выдавить не успел. Усиление сдуло меня на деревья. Первый ряд я прошел поверху, уже выбирал место для посадки в маленькие елочки, но не рассчитал и уронил параплан на второй ряд лиственных деревьев. Спустился пониже, стартовал, выжал акселератор и дальше уже летал с ним. То выжимая, то отпуская. Чередовал аксель с ушами, набирал до 70 метров над стартом, сыпался вниз к мусорке, снова набирал над дорогой. Крутил на карьере. Все это время получал ценные советы с земли от других пилотов. Было страшно весело. Больше всего за меня переживала собачка по имени Сара. Почему Сара – надо спросить у Саши Саранчи. Это его девочка. Бедолага, она извелась вся, гоняясь за мной. Хорошо, что ботинки у меня из твердых сортов кожи, иначе были бы травмы.
Активно поработав час – сел. Ветер к этому времени усилился до запредельного и мы ушли в лагерь. Ирина поехала повышать свое мастерство в вождении автомобиля, Саша Луганский повел меня на обзорную экскурсию по горе, ребята поехали в Волошино за едой на вечер.
16:00 полеты возобновили. Саша Саранча зарабатывал пиво на спор: «Спорим где взлечу, там и приземлюсь, пройдя сто метров туда и обратно?». Приехали пилоты из Луганска. С 16 до 18:00 многие летали пока ветер не начал стихать. Саранча вывел учлетов. Саша опытный пилот и каждое его слово можно записывать. Я все чаще и чаще сыпался ниже старта. Было обидно. Зато тренировал метод «крабика».
В какой-то момент я решил, что слишком далеко отхожу от склона и решить проблему можно, если сделать не поворот у края зоны парения, а разворот на 360. Другими словами я хотел выполнить разворот через склон. Я знал, что так делать опасно и большинство инструкторов вообще запрещают разворачивать параплан на склон до поры до времени, и Саша Луганский мне рассказывал, что каждый год, в Волошино, кто-то обязательно поворачивает в склон. В прошлом году мужик разнес себе пятки в хлам, в позапрошлом девушка сломала то ли ключицу, то ли руку. Однако я понадеялся на себя и на маневренность Discovery . Параплан и вправду показал себя с неплохой стороны. Во время болтанки не складывался, позволял выполнять виражи с креном больше 45 градусов. Вот я и решил…
19:00 пришел хвост грозового фронта. Метров 8-10. Саша поколбасился, предупредил меня о порывах и сел. Я поднял крыло на вершине и был сразу же был сдут на деревья, не успев взлететь.
Это была еще одна прививка. От старта в запредельный ветер. Параплан сняли, я спустился ниже и стартовал. Ветер порывистый, меня то поднимало, то просаживало, но неумолимо опускало ниже старта. Набрав у карьера, я оказался на уровне старта и пошел от склона. Не дойдя до дороги (если смотреть проекцию), с помощью левой клеванты и веса, заложил первый виток спирали. Как говорят очевидцы, крутой спирали. На попутном ветре меня понесло в склон. Предполагая, что прекратив маневр, меня размажет о склон, я вкручивался на максимуме хода клеванты, лежа на боку подвески. Со слов свидетелей, крыло соскользнуло вниз и я потерял высоту. Разворот был уже закончен. Правда только для крыла. Оно, сделав поворот на 360 градусов, развернулось против ветра и готово было взлетать, но мне не хватило полутора метров. Центробежная сила приложила меня о склон. Сначала правым боком, затем правой стороной шлема, потом были хаотические прикладывания и кувырки. Удачно намотавшись на стропы во время кувырков, я автоматом погасил крыло. Поэтому прибежавшим ИгАрю и Саше осталось только сказать все, что думают обо мне, отобрать у меня подвеску, собрать параплан и пойти праздновать мой новый день рождения.
Это была крайняя прививка. Прививка от разворота перед склоном. Не буду ханжой, не буду говорить: «Делать разворот перед склоном ни в коем случае нельзя! Ни при каких обстоятельствах!». Уверен, этот пост читают люди с мозгами. Так вот, если Вы твердо решили развернуться именно на этой высоте, именно на этом расстоянии от склона, пожалуйста, увеличьте расстояние до склона в два раза. Не все зависит от Вас.
ИгАрь оказал мне первую помощь квалифицированно. Он недавно прошел курс. Во время скользящего удара о склон правой стороной шлема, я был травмирован собственной оправой очков. Она у меня металлическая, врезалась в мягкие ткани лица. Глубина раны была непонятна, поэтому решили ехать в травму в Волошино.
Сестра травмпункта в Волошино не сильно удивилась, увидев меня с подбитым глазом. Скорее она огорчилась: «Парапланерист? Эх, а я то думала, что закончу смену спокойно». Врач, осмотрев рану и выслушав подробности, сказал что я «в бронежилете родился». Если бы очковые линзы были не из пластика, а из стекла, «ты был бы уже с одним глазом». Похвалив в очередной раз ИгАря за оказание первой помощи, сестра сделала перевязку, дала зеленки, стерильных тампонов и, грозя пальцем, строго спросила: «Будешь еще летать? Отвечай!». Мне не было страшно или больно, мне было неловко за то, что доставил неудобства ребятам, медсестре. Я виновато опустил глаза. Мне было просто стыдно. «Будешь еще летать?» повторила сестра. И сама же ответила: «Да будешь, будешь! Знаю я Вас! Только подожди до завтра, завтра не моя смена!».
После этой фразы я уже не мог серьезно относиться к своей травме. Вечером был прощальный плов с Чегемской бараниной (спасибо, Ирина!), пиво и неугомонный Ваня с анекдотами на все случаи жизни.
07.05.2005
11:00 – спасибо Ирина, Паша, ИгАрь, Саша, Саша Луганский, Ваня и извините меня. До встречи!
Предупреждение. В Волошино, вышка российского оператора сотовой связи только устанавливается. Интересно, после начала работы вышки, не начнут ли выпадать волосы у тех, кто в паралагере и позволят ли вообще летать в том районе? На горе, в данный момент, принимает только «Киевстар». Это уже международный роуминг. У меня он отсутствовал, поэтому я был отрезан от мира на сутки. У меня оставалось 890 км, чтобы придумать объяснение своего радиомолчания и задержки на сутки.
21:00 вошел домой в темных очках, под которыми виднелись ленты пластыря. На вопрос жены что случилось? Сказал: «Сейчас я сниму очки и на тебя глянет мой совершенно живой и здоровый серо-зеленый глазик».
«Ну ты кррасавецц!» сказала жена. «Хорошо, что живой!».
После этих слов, повода для скандала не осталось.
Денис Бердников aka preDoc
май 2005
gps_coords
Ссылки-отсылки:
OZIExplorer
Используемые карты. (только привязки в формате OZI Explorer 3.95.4i)
Московская область:
- Mos_obl.ozf2; Mos_obl.map
Тульская область:
- tu05.jpg; tu05.map
- tu10.jpg; tu10.map
- tu16.jpg; tu16.map
- tu15.jpg; tu15.map
- tu20.jpg; tu20.map
- tu21.jpg; tu20.map
- Tula_region.ozf2; Tula_region.map
Орловская область:
- orl07.jpg; orl07.map
- orl08.jpg; orl08.map
- orl14.jpg; orl14.map
- orl15.jpg; orl15.map
- orl16.jpg; orl16.map
- orl17.jpg; orl17.map
- Orlov_region.gif; Orlov_region_33.map
Липецкая область :
- Lipetzk_region.ozf2; Lipetzk_region.map
Воронежская область:
- vor06.jpg; vor06.map
- vor14.jpg; vor14.map
- vor27.jpg; vor27.map
- vor28.jpg; vor28.map
- vor35.jpg; vor35.map
- vor41jpg; vor41.map
- vor45.jpg; vor45.map
- Voronez_region.ozf2; Voronez_region_39.map
Ростовская область :
- atlas_p180.jpg; atlas_p180.map
- M-37-117.JPG ; M-37-117.map
Краснодарский край:
- atlas_p181.jpg; atlas_p181.map
- mapL-37-G.jpg; mapL-37-G.map
Ставропольский край:
- L-38-121.JPG; L-38-121.map
- L-38-122.JPG; L-38-122.map
- L-38-134.JPG; L-38-134.map
- L-38-135.JPG; L-38-135.map
Кабардино-Балкария:
- K-38-003.jpg; K-38-003.map
- K-38-004.jpg; K-38-004.map
- K-38-016.jpg; K-38-016.map
- K-38-015.jpg; K-38-015.map
- K-38-027.jpg; K-38-027.map
- K38_A.jpg ; K38_A.map
Карты брал отсюда:
- ftp://ftp.gps-team.ru/
- http://www.topmap.narod.ru/
- http://info.poehali.net/c00000/1/
- http://mapy.mk.cvut.cz/data/
- http://www.lib.berkeley.edu/EART/x-ussr/russia.html
- http://www.hunter.ru/maps/mosobl1.htm
Ввиду большого объема (карты растровые, общий объем = 130Mb) — принято решение «здесь не размещать», поэтому ищите их по названию по указанным ниже ссылкам или по названию в других местах сети:
- Московская область: http://www.hunter.ru/maps/mosobl1.htm
- Тульская область: http://maps.dn.ru/Tula_200k/
- Орловская область: http://map.gps-team.ru/map/atlas_listy_2/from_Mikle_V/orlov/
- Липецкая область: http://map.gps-team.ru/map/atlas_big/from_MikleV/Lipetzk_all/
- Воронежская область: http://map.gps-team.ru/map/atlas_listy_2/from_Mikle_V/Voronez/
- Ростовская область : http://map.gps-team.ru/map/avto_atlas/avto_Russia/from_Senior/
- Краснодарский край: http://map.gps-team.ru/map/avto_atlas/avto_Russia/from_Senior/
- Ставропольский край: http://mapl38.narod.ru/map1
- Кабардино-Балкария: http://mapk38.narod.ru/map1/indext.html
Карты Ставропольского края и Кабардино-Балкарии калибровал сам по этой методике:
Поэтому неплохо было бы перепроверить.
Летные места:
- fly_point.wpt
Путевые точки маршрута Москва-Вяжи-Завершье-Новосиль-Джуца-1-Верх.Чегем-Волошино-Москва:
- moscow_vyazshi_novosil_pyatigorsk_chegem_voloshino.wpt
Маршрут Москва-Вяжи-Завершье-Новосиль-Джуца-1-Верх.Чегем-Волошино-Москва:
- moscow_vyazshi_novosil_pyatigorsk_chegem_voloshino.rte
Сайт Ставропольского дельтаклуба: http://www.yutsa.ru/
Сайт Волошино: http://top-ac.hut1.ru/index1.htm