ПЕРВЫЙ ШАГ:
Решили мы перед выпускными экзаменами испытать судьбу злодейку и прыгнуть с парашютом (к тому же если бы что то случилось это гарантированно избавляло бы нас от экзаменов 🙂 ). Назначили день – суббота. Но наверное еще со среды я простудился и не как не мог выздороветь, но мы ничего не отменяли. Утро субботы выдалось хмурым и сопливым (это я уже про себя 🙂 ). Я настоял чтобы ничего не менялось и мы с папантом побрели за машиной. Подобрали по дороге моего приятеля и двинули на ближайшую Дропзону – Дракино, что в 20 километрах от нас. Еще дорогой я начал ощущать, что моя простуда совсем не собиралась совершать затяжной прыжок с своим хозяином и как то так незаметненько покинула меня как раз в тот момент, когда мы свернули с дороги в лесок за которым располагался аэродром бывшего ДОСАФ. Именно в этот момент я почувствовал неотвратимость содеянного и в моих венах запульсировал адреналин. Надо заметить что надежда на то что полеты отменят из за плохой погоды улетучилась полностью, облачность рассосалась и в голубое небо карабкалось солнышко 🙂 Грунтовая дорога нырнула в сосновый лес, а там раньше был пионерский лагерь который вот уже лет 20 заброшен. Страшное зрелище кругом стоят деревянные бараки без окон, сгнившие двери, картина последствий взрыва нейтронной бомбы все вроде цело а людей нет. Зловеще, а у нас уже адреналин и колбасит не по детски 🙂 . Проехали лагерь и вынырнули на опушку огромного поля (грунтовый аэродром для сверхлегкой авиации). Приперлись мы рано (как сейчас помню еще не успевшая испарится утренняя роса приятно холодила ноги) поэтому долго искали людей. Но наконец у одного из ангаров нашли мужичка возившегося с мотодельтопланом, кинулись к нему в тайной надежде что он скажет – "Нет ребята тут уже давно не прыгают", а услышали "Да, вон видите то здание там парашютисты обитают Вам туда" (вот облом подумали мы 🙂 ). Уже через два часа нас полуживых перворазников в количестве 14 штук, повели на инструктаж. Долго объясняли что и как делать, но из всей лекции я понял что походу экзамены мне не сдавать 🙂 так как шансы долететь до земли живым стремились к нулю. И еще конечно крайняя фраза инструктора — "Я надеюсь что вы внимательно слушали потому что все законы которые я вам рассказал НАПИСАНЫ КРОВЬЮ". Ага добавил я про себя и сегодня они пополнятся еще целым томом моей кровушки 🙂 . Еле живых нас повели на медосмотр, наивные, пульс проверять, они бы еще на эшафоте задумали это сделать 🙂 . В кабинете медсестры нас усадили на кушетки покрытые белоснежными простынями, но мы почему то все как один были белоснежнее 🙂 . Тут завалились парашютисты спортсмены, тоже на мед комиссию, я встретился глазами с одним из них – "Ну что боишься малец — было написано в них – не бойся всегда так в первый раз Wink" И у меня открылось второе дыхание, все кругом стало таким четким понятным, чувства обострились, давление 80-120 как у космонавта 🙂 . С песней "Он сказал поехали и махнул рукой" вышел я на улицу, сжимая в руке расписку о том, что сам несу ответственность за свою жизнь и здоровье, веселенькая такая записочка 🙂 . Над аэродромом гремела музыка Юрий Антонов, и т.д. в этом роде иногда перемежаясь Blink 182 и другой всякой фигней. Сердце пело!!! Получив набор из парашюта Д-5 (напоминает мешок с картошкой по содержанию примерно тоже похож 🙂 ), запаски и танкистского шлема я все понял J!!! А оценив сколько эта амуняга весит стало окончательно ясно – мне не жить 🙂 , но теперь я это осознал бодро, весело, задиристо пошучивая – "Судя по танкистскому шлему нас будут сбрасывать вместе с танками!!! А парашют будем открывать чтобы мягко разбиться летя от крышки танка до его трюма и что придумано очень правильно ведь в парашют удобно убирать наши останки!!!". Я видел, что у других перворазников чесались руки придушить меня прямо сейчас, но они судя по всему решили насладится зрелищем моего полета в землю. Добрый инструктор нахлобучил на меня всю эту тряпичную конструкцию, озабоченно наблюдая как он каждую секунду щелкает карабинами, тянет тросики и подтягивает лямки, мне подумалось – "Боится что убегу, покрепче прикручивает сволочь!!!". Построение, добрый (все они добрые J) выпускающий нам что то рассказывал, выстроив нас по весу в шеренгу – из записей бортового самописца 🙂 — "Итак мы взлетаем…………………………НАПИСАННЫ КРОВЬЮ…………………………… ну все пошли к самолету" 🙂 . Самолет, ну это только название, на негнущихся ногах я вскарабкался в салон Ан-2 (Кукурузник зеленый как жаба) по обоим бортам располагались скамейки на которые нас и усадили, мимо нас в кабину прошмыгнул пилот в одних шортах я еще подумал что это наверное механик зашел проверить приборы, а этот "механик" бодро завел мотор и повез нас в небо. Старый Ан-2 несколько раз подпрыгнув на разбеге, как бы пробуя свои силы, довольно быстро оторвался от земли. Лег на крыло и стал бодро набирать высоту. Появилось время оглядеться. Первое что я сделал это посчитал каким по счету меня вытолкнут из самолета, оказалось четвертым, рядом на ступеньке в кабину сидел выпускающий и улыбался мне доброй открытой улыбкой "Чей то он лыбится – подумал я?" и только тут я понял, именно понял а не почувствовал что моя морда уже давно ещё на земле расплылась в такой же открытой, лучезарной и глупой улыбке. Попытался перестать улыбаться, не получилось. Попробовал поставить ногу на носок, потому что к этому моменту стал сомневаться в том, что они смогут меня поднять. Нога стала скакать как отбойный молоток который выпустили из рук 🙂 . Поставил ногу наместо, от греха подальше 🙂 . Осмотрел сидящих вокруг (на выпускающего не смотрел он все ещё лыбился а это меня почему то раздражало, наверное потому что через минуту он должен был вытолкнуть меня наружу 🙂 ). В салоне откуда то появились две девушки, неприятный сюрприз, они должны были прыгать крайними и поэтому им предстояло наблюдать за тем как у здоровенных мужиков трясутся поджилки. Кря – Кря. Это заблеял звуковой зумер, сигнал к сбросу первой партии парашютистов. Выпускающий подорвался, спокойно подошел к двери распахнул её и подойдя к началу моей скамейки указал пальцем на первого и второго парашютиста, знаком показал что надо вставать. Мозги посовещавшись с минуту выдали предположение, что я иду в следующем выбросе. А тем временем тех двоих подвели к обрезу двери и выпускающий хлопнул первого по плечу, тот сделал шаг и исчез за бортом. Сразу почему-то возник вопрос, а что он будет делать если чел заупрямится? Как будто услышав мои мысли второй парашютист как то уж слишком цепко вцепился в стенки двери и щупленький казалось бы старичок-выпускающий властно взял его за шкирку, буквально выбросил за борт. Сомнений больше не оставалось. Дверь закрыта еще один виток самолета. Кря-кря. Выпускающий показывает на моего соседа на меня и на сидящего за мной. Вставайте. Не мои ноги с трудом отрывают меня от скамьи и поднимают на огромную высоту человеческого роста Laughing . Нас подводят к двери. Она распахивает перед нами новый мир, мир неба, доброго но безжалостного с теми кто не умеет с ним обращаться. Все происходит очень быстро и жестко, момент и человека передо мной нет приглашают меня (все занимает доли секунд но чувства настолько обострены что запоминаешь каждую мелочь) и вот я стою у обреза и смотрю вниз. Внизу медленно плывет зеленое море леса с салатовым берегом взлетного поля. Небо манит, высота парализует и тут я ощущаю хлопок по плечу, нехотя оборачиваюсь на источник воздействия отвлекающий меня от созерцания и вижу выпускающего который криком шепчет мне "П О Ш Е Л!!!" И Я ДЕЛАЮ ЭТОТ ПЕРВЫЙ ШАГ!!! Мимо меня пролетает борт самолета, я видел каждую заклепку, потом пустота, в глазах небо-земля-небо-земля, кто то считает 546, ……547,…… 548 ……. Кольцо, ……провал……….рывок …….. купол в порядке, расчековать запаску, БЛАЖЕНСТВО!!! мир вокруг приобрел еще одно четвертое измерение – высоту. Она пьянит, а вместе с адреналином смешивает сумасшедший коктейль. Жжжжжжжжжжжжжжж жужжит обезвреженный механизм запасного парашюта, заставляя на секунду вернуть ясность рассудка. И опять полет. Земля уже близко наплывает откуда то сбоку. Возбужденное состояние заставляет поверить в то что земля примет своего сына мягкой периной, но как будто обидевшись за то что я посмел даже ненадолго покинуть её она жестоко бьет меня, заставляя всем телом растечься по поверхности. Она понимает, что с этого момента я больше ей не принадлежу и каждый раз выходя из дому буду в первую очередь смотреть в небо. Открываю глаза, лежу в центре поля рядом с огромным парашютом и он и я отдыхаем. Я бережно собираю его благодарный за свою жизнь за дар познания пятого океана земли. Сверху сыплются новые люди, уже не те с которыми я садился в самолет. Мы собираемся в центре поля и ждем, пропуская взлетающие ЯК-52, весело смеёмся делимся впечатлениями, травим анекдоты нам хорошо. Стали нестрашны многие веши, а уж экзамены и подавно. Потом был второй и третий раз. Но уже не было таких ощущений. Хотелось оставаться в небе как можно дольше но Д-5 упорно возвращал меня на землю уже через три минуты после выхода из самолета. Это быстро надоело.
ШАГ ВТОРОЙ:
Еще в первый день я с интересом наблюдал за спортивными ЯК-52 которые часами крутили пилотаж над аэродромом. Желание полетов быстро оформилось в решение прокатится на 52ом. К тому времени я уже студент университета и маркетолог с зарплатой две с половиной тысячи в месяц. Несколько месяцев работы и вот заветные полторы тысячи на пятнадцать минут полета у меня в руках!!! Выходной, знакомой дорогой мчимся навстречу небу. Парашютисты посылают меня в стан пилотов где меня вручают крепенькому мужичку лет 40. Седина в волосах, спокойные черты лица, уверенность в движениях, уважение и понимание к моему увлечению. Не торопясь идем к красно белой нарочито спортивной машине. Волнение слегка напоминает, волнение в первый прыжок. Вот он ЯК-52 задиристый, верткий, быстрый, мощный. Пилот заправски запрыгивает на крыло и приглашает меня сделать тоже самое. Мысленно спросив разрешение у машины аккуратно ступаю на крыло, 52ой мягко проседает слегка махнув крылом как будто говоря – "Не бойся я добрый". Пилот открывает пассажирский фонарь и приглашает меня в кабину. Я погружаюсь в эту тесную комнату напичканную приборами, как в теплую ванну. Пока я оглядываюсь пилот пристегивает меня к парашюту (надеюсь сегодня он мне не понадобится) вмонтированному в сиденье и непосредственно к самолету. Когда щелкнул крайний карабин и фонарь задвинулся над о мной страх остался на улице. Стало спокойно и восторженно. "Борт 056 просит разрешенье на вылет" — слышу я в наушниках как пилот запрашивает разрешенье на вылет, "Вылет разрешаю", пилот "От винта!!!" двигатель завывает как зверь изголодавшийся по небу. Подпрыгивая на аэродромных кочках несемся в угол поля, разворот, "борт 056 на исполнительном, разрешите взлет", "Борт 056 взлет разрешаю, зона полета 3,5 квадрат 4". Поскольку ЯК-52 учебный самолет то все органы управления и приборы дублируются в обеих кабинах. Я вижу как опускается ручка управления закрылками, слышу шшшшшшшш это под крылом выдвигаются две металлические пластины для создание большей подъемной силы. Вижу как датчик высоты выставляется на 0, блокируется ручка шасси, Ручка Управления Дросселем (РУД) резко уходит вперед, мотор начинает бешенную пляску раскручиваясь до сумасшедших оборотов, вижу как отпускается ручка тормоза на Ручке Управления Самолетом (РУС) и он толкаемый вперед огромным табуном лошадей начинает стремительный разгон. Мгновение и уже опушка леса уплывает под фюзеляж. "Как себя чувствуешь?", я понимаю что это мне и положив руку на РУД нажимаю кнопку внутренней связи, "ВСЕ ОТЛИЧНО", "Тебя так покатать или пилотаж будем крутить?", "КРУТИТЬ", "Хорошо щас наберем высоту и начнем, если станет плохо сразу говори!!!" Земля становится все дальше, крылья тихо режут небо я смотрю на высотометр, приближаемся к 3000 метров. Под нами проплывает красавица река ОКА, чуть позади слева раскинулся Серпухов а перпендикулярно курсу вдали виден мой город Пущино. Мое созерцание прерывается — "Ну что, готов? Начнем потихонечку?", "ГОТОВ", "Мертвая петля", самолет ныряет вниз набирая скорость, на секунду чувствую состояние невесомости, пикируем несколько секунд, ручка на себя, перегрузка равномерно вдавливает меня в меня, и все это дело в кресло, земля начинает подниматься надо мной, выплывая из за головы и вот она уже вся перед глазами стоит только посмотреть вверх. Стоп почему вверх земля всегда внизу, но это небо здесь она где угодно, любуюсь на землю задрав голову, ручка на себя, земля замерев на секунду начинает быстро падать передо мной. И вот мы несемся вертикально вниз, я вижу переднюю кабину и землю угрожающе быстро летящую на нас, ручка на себя, и страшная перегрузка плющит меня как гнилой помидор, "Ну как?" — слышу я в наушниках, и в порыве ответить собираюсь положить руку на РУД но не тут то было я даже не могу оторвать руку от колена, ИЗДЕВАЕТСЯ – подумалось мне, но я должен ответить это дело чести, собрав все силы я отрываю руку от колена и с ощущением того, что на руку давят несколько тон, проношу её эти тридцать сантиметров, кнопка, "Все СУПЕР!!!", "Супер? Что то не того я ожидал 🙂 Тогда давай я тебя по взрослому". Разгонная горка, ручку на себя, летим вертикально вверх, "Смотри на плоскость крыла!!!", смотрю, половина крыла перечеркнута линией горизонта, тем местом что сидит на парашюте понимаю что двигатель дальше не вытянет, пиковая точка, самолет останавливается, секунду весит и отваливается вниз земля делает оборот вокруг плоскости крыла и начинает в беспорядочном порядке метаться вокруг него, я понимаю что это управляемый штопор, перевожу взгляд вперед, нос самолета бешено мечется, тело послушно бьется об стенки, мгновение и мы снова летим ровно. РУС с размаху бьется в левую ногу, земля выскакивает из под самолета слева несется вверх а потом падает под самолет справа – бочка. Дальше шли фигуры название которых я тогда не знал, колокол, свечка, иммельман, полу петля. В короткую паузу кротко интересуюсь — "А можно мне попробовать" без надежды на положительный ответ "Давай, змейку знаешь?" (серия виражей с креном 30 градусов), "ЗНАЮ" (блин откуда я знаю, сам не пойму J но разочаровывать его не хотелось), "Бери РУС", рука сжимает необычно холодный в этот жаркий день РУС, "ВЗЯЛ", "Передаю управление", на РУСе появляется легкая вибрация и приятная тяжесть. Ступни ложатся на рули направления. "Убери РУД на 80%, начинай с правого виража". Левой рукой тяну РУД к себе глазами глядя на тахометр стрелка медленно движется к 80%, кнопка, "НАЧИНАЮ", обе руки на РУС легкое но слишком быстрое движение РУСом в право кидает самолет в 45 градусный крен и из за уменьшения плоскости создающей подъемную силу самолет клюет носом вниз, быстро но неумело возвращаю самолет в горизонтальный полет. "РУС плавней и чуть на себя", "ПОНЯЛ", плавно РУС в право и чуть на себя самолет встает в крен, контролирую показатель 30 градусов летим несколько секунд, самолет немного сваливается с курса, дожимаю нагой руль направления выравнивая курс, перекладываю РУС на право, чуть на себя, ЯК послушно переваливается на право и охотно продолжает резать воздух и так несколько раз. "Молодец" (никогда еще не слышал такой похвалы 🙂 ). "Давай петлю я помогу, РУД на 100%", кладу руку на РУД и отодвигаю его от себя на максимум, по приборам не контролирую больше газу никак ни дашь 🙂 . Ручка от себя, пустота, набор скорости, ручку на себя, я чувствую руку пилота сам бы я не смог, земля выскакивает вверх из за спины, я вижу как пилот убирает РУД до 60% летим вверх ногами чувствую что надо немного отжать РУС от себя чтобы не свалится, отжимаю пилот принимает движение, ручку на себя земля бросается вперед, перегрузка делает мои движения корявыми, выходим чуть тряся крыльями, "Молодец". "Что то вы там залетались, время уже кончалось!!!" — голос с земли. Идем на посадку, шшшшшшшш вышли шасси и загорелись три зеленых огонька в кабине, а на крыле поднялись два флажка говоря нам о том что шасси выпущены, шшшшшш закрылки, до земли десять метров, 5, 4, 3, 2, 1 – касание, мягкое и легкое, пробежка и вот мы на стоянке. Одновременно сдвигаем фонарь. Я как бывалый пилот выскакиваю на крыло, счастливы и довольный. Пилот одобрительно хлопает меня по плечу – "Откуда летать умеешь?" (смеётся думаю я 🙂 ) "Компьютер — симулятор ИЛ-2" честно отвечаю я. "МОЛОДЕЦ"
Небо существует для всех, но лишь некоторые находят его!
Поляков Антон aka Banderos aka Toxa