Разумный баланс или Записки Осторожного Пилота.


Разумный баланс или Записки Осторожного Пилота.

Длинное предисловие.

Идея написать этот материал пришла еще год назад, когда я училась летать. Примерно тогда, когда на северном склоне Климухи на меня несся ополоумевший чайник — еле увернулась, если учесть, что тоже не особо опытный пилот. Но правила расхождения знала. И думала, что знают и будут соблюдать другие, особенно после того, как полетала на южаке в большой толпе опытных пилотов… Ан нет — не все. Естественно, мне пришлось уворачиваться, так как не очень хотелось потом на больничной койке разбираться, кто прав, а кто нет.

А внизу стоял инструктор этого товарища, весь побитый-поломанный, на костылях… как живая иллюстрация. Того, как не надо. И ругался на… Жукарина, с которым чуть не столкнулся его питомец (там еще и соревнования шли). И грозил в небо костылем. Тогда я отнеслась к этому просто, с легким удивлением. В этом году однако история повторилась. Там же, на Климухе, на северном склоне. В плотной толпе летало куполов 15-20, кто-то взлетал, кто-то садился. Места мало, куполов много, приходилось все время крутить головой, постоянно болтало от спуток. Несколько раз расходилась с другими куполами довольно близко. Но видела, что другой пилот меня видит и ситуацию контролирует. Я чуть отверну, от чуть отвернет — отлично, никто никому не мешает. Но тут неожиданно отлетающий от склона купол разворачивается и прет на меня… Справа у меня склон, слева — этот дятел, деваться мне некуда. Ясно, что по правилам он должен отвернуть. Ору ему, типа «смотри куда прешь, кретин!». Так он видит меня. И видел с самого начала. «Ха — что — испугалась?» — заявил он и отвернул чуть не в метре. «Ах ты придурок!!!» Ему это не понравилось, и он еще потом гонялся за мной по горе — «Куда-куда меня послали?» . Потом опять стал летать мне наперерез «Отворачивай!» «Ха — сама отворачивай!».

Я разглядела пилота. Мягко говоря, уже не мальчик, лет около 50… Светло-желтые волосы, красноватое лицо. Летал тогда на синем «Скифе», или взял его покататься у кого-то на горе (на этом куполе в тот день летал и другой пилот, вполне корректный). По-моему, из Харьковского клуба. Было очень обидно, просто по-детски. Настроение испортилось. Наверное, тому придурку было очень весело. А меня трясло от бессильной злобы. И от малоприятной истины. Что есть люди, которые знают правила, но не хотят их соблюдать. И даже среди парапланеристов. Дуракам закон не писан?

А трясло от бессилия потому, что я даже не знала, что делать в этой ситуации. В так сказать «обычной жизни» я могу за себя постоять. А тут… Подлететь и дернуть за кромочку, как советовали друзья? Или пойти на таран? Можно, конечно. Но… там все-таки небо. Гора, склон. Опасностей и так хватает. И если с ним что-то случится по моей вине — не будет мне прощения, независимо от того, как он там себя до этого вел. И вообще, как-то привыкла бережно относится к тем, кто летает. Хоть и могу сделать какую-нибудь воздушную подлянку, но знаю, что не сделаю. Разбираться с ним потом, после приземления? Можно, но после драки кулаками не машут. Жаловаться я не люблю. Вообщем, против воздушного хамства я оказалась бессильной в силу своих внутренних убеждений.

Так и осталась эта детская обида.

Хотя сейчас, в свете всяческих событий, я начинаю думать, что не права. Так оставлять было нельзя — типа Бог ему судья, поскольку он может быть опасен для других. Ну так вот — встретите его — держитесь подальше, приметы я уже перечислила. Он явно неадекватен.

К чему это я? А к тому, что люди все равно остаются людьми, несмотря на прекрасное синее небо и вдохновенное чувство полета. Как-то уже говорила, что каждый ищет в полетах свое и только свое: кто-то романтику, кто-то — отдых, кто-то — возможность удовлетворить свои амбиции, а чаще и то, и то, в разных пропорциях. А кто-то, оказывается, хочет и похулиганить, и самоутвердиться за счет других. И тащат в небо всякую гадость.

Поле битвы — небо?

Нет, не люблю я соревнования. В школе, помнится, любили нас погонять, давали старт и надо было толкаться, работая локтями. То есть, выиграть ты можешь, только отпихнув других. Старалась избегать этого всеми силами, но однажды ухитрилась выиграть какой-то там кросс. Так приз забрала добрая учительница — сказала «в фонд класса». Больше я его не видела.

Прочитала на питерском сайте статью «Соревнования-убийцы», автор Карл Стайс.

Во многом согласна с автором. Когда соревнуются профессионалы, представляющие фирмы — это одно. Как в Формуле-1. Они знают, за что соревнуются.

А когда в этой связи малоопытный народ хватает супер-дупер компетишены и мчится соревноваться в сложных погодных условиях… Но это одна сторона медали. Все-таки большинство компетиторов — люди знающие, опытные… Но чуть ли не каждые соревнования проходят с обидами из-за каких-нибудь проблем с судейством, с подсчетом очков. А полеты в условиях, настолько жестких, что в другое время и не полетели бы? А некорректное поведение пилотов? А соревновательная злость друг на друга, а элементарная человеческая зависть? Вообщем, в небе суета сует и всяческая суета. И сама идея соревнований поднимает со дна души не только волю к победе, но и дурную муть.

Не все так негативно, люди встречаются, тусуются, общаются. Хотя, сейчас можно выезжать и общаться и без соревнований. И можно просто летать, потому что ты летиииишьь!!! Птицы ведь не соревнуются :).

Про баланс.

Ну что тут поделать? Люид так устроены природой, что мужчинам надо непременно показать, что они лучше, круче и смелее других. Кстати, многим женщинам тоже это не чуждо. И вообще, амбиции — двигатель прогресса в какой-то мере. И где еще их реализовывать, как не на полетах? Куча зрителей, можно выпендриться. Так, кстати, очень многие думают.

Может, они по-своему в чем-то и правы. Но до разумных пределов. Хорошо сказал Кравченко Александр Иванович — пилот должен все время летать на грани своих возможностей. Но вот где эта грань? На самом деле, наверное, никто не знает этого.

А человек неопытный/неразумный и вовсе может истолковать превратно. И начнет, скажем, винтить негативки при каждом удобном случае и всячески показывать свою удаль — смотрите, люди! я крут! (а на лбу написано — я глуп!)

Все-таки мы беспечны и наивны. И, видимо, в самых опытных и разумных людях живет кусочек бесшабашности. А то и раздолбайства.

Теперь о самом страшном. Почему-то каждый раз, когда что-то случается, не оставляет чувство, насколько все нелепо произошло. И все время кажется, что можно было все исправить. Или предотвратить. Может быть, это не так уж и далеко до истины? Потому что в большинстве случаев (наверное, не в 100%, но, думаю, случаев действительно фатальных, непредотвратимых и безвыходных наверное не так много, хотя и они есть, но тут уже ничего не поделаешь), так вот, в подавляющем большинстве летных происшествий скорее всего нарушались самые элементарные требования безопасности. Либо самим пилотом, либо его инструктором/инструкторами/ выпускающей командой.

Недопустимые погодные условия. Малая высота пилотажа при малом опыте пилота. Несоответствие квалификации пилота уровню купола. Отсутствие запаски! И т.д., и т.п.

Помнится, Термик после гибели Петровского в форуме написал

«Мы должны летать!». Не знаю, должны ли…

«Мы не можем не летать!» — может быть так? Нам это действительно нужно, притом не просто летать, а расти, приобретать опыт. И тренироваться, чтобы знать, как вести себя в опасной ситуации. И даже где-то кормить свои пилотские амбиции (а у кого их нет?). Но не злоупотреблять риском. Где-то здесь и есть эта грань, баланс.

А может быть так?

Должен быть где-то выход. Мы ведь не можем доверить контроль за безопасностью некомпетентным государственным/общественным чинушам — они только все испортят. Но и рассчитывать на сознательность всех поголовно пилотов не приходится — увы, тому много примеров.

При отсутствии всяких там законов и норм ответственность за все это ложится на нас самих. На каждого пилота в отдельности. Нам ничего не остается, как самим смотреть друг за другом. И следить за исполнением правил, тех самых, разумных, которые писаны кровью. Может быть, пусть РП отстраняет от полетов за действительно реальные проступки на ощутимый срок?

Прицепляя человека к тросу на лебедке, не поленитесь проверить ему ремни и ряды — мало ли что. Это не задержка старта, это мера совершенно необходимая.

И не поощрять новичка, который демонстрирует свою лихость — пусть сначала налетает хотя бы N часов?…

Хотя все это наивно. Людей не переделаешь.

Либо человек учится, либо нет, хоть тысячу правил ему придумай…

…беречь себя, чтобы летать. И летать. И летать…

Добавить комментарий